|
|
(23 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Эттингер, Шмуэль]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Эттингер, Шмуэль''' (1919, Киев, – 1988, Лондон; похоронен в Иерусалиме) израильский историк, общественный и политический деятель. Эттингер был представителем так называемой иерусалимской школы еврейской истории. Научное наследие Эттингера стало важнейшей частью израильской историографии.
| + | |
- | == Биографические сведения ==
| + | |
- | | + | |
- | Родился в традиционной хасидской (см. [[Хасидизм]]) семье. Отец Эттингера был слесарем, в советское время стал кустарем, чтобы не работать по [[Суббота|субботам]].
| + | |
- | | + | |
- | Эттингер получил традиционное еврейское и светское образование. В начале 1930-х гг. семья поселилась в Ленинграде (см. [[Санкт-Петербург]]), а в декабре 1935 г. переехала в [[Эрец-Исраэль]] и обосновалась в [[Тель-Авив—яффа|Тель-Авиве]].
| + | |
- | | + | |
- | Среднюю школу Эттингер окончил экстерном. В 1936–41 гг. изучал в [[Еврейский Университет В Иерусалиме|Еврейском университете в Иерусалиме]] философию, историю и экономику сельского хозяйства, одновременно учился в [[Иешива|иешиве]] «Хеврон» в [[Иерусалим|Иерусалиме]].
| + | |
- | == Коммунистическая деятельность ==
| + | |
- | | + | |
- | Гражданская война в Испании (1936–39) глубоко повлияла на Эттингера, и он сблизился с коммунистами.
| + | |
- | | + | |
- | В 1936–37 гг. был членом еврейской секции подпольной Палестинской коммунистической партии (ПКП).
| + | |
- | | + | |
- | В 1940 г. Эттингер был арестован, когда раздавал листовки против «второй империалистической войны» и [[Еврейское Агентство|Еврейского агентства]], которое стремилось создать еврейскую армию, однако несколько часов спустя был освобожден по просьбе ректора Еврейского университета [[Магнес, Иеhуда Лейб|И. Магнеса]].
| + | |
- | | + | |
- | С началом раскола в ПКП в 1943 г. Эттингер выступил против ЦК, обвинив его в том, что он завел партию в тупик.
| + | |
- | | + | |
- | После этого его вывели из ЦК комсомола (членом которого был с 1942 г.) и исключили из ПКП, однако вскоре восстановили на всех постах.
| + | |
- | | + | |
- | В октябре 1943 г. Эттингер написал статью «Контртезисы: Палестина в период войны против фашизма», направленную в основном против [[Микунис, Шмуэль|Ш. Микуниса]], одного из лидеров ПКП.
| + | |
- | | + | |
- | Сведения о [[Катастрофа Европейского Еврейства|Катастрофе]] европейского еврейства, полученные в Эрец-Исраэль к 1944 г. в достаточно полном объеме, стали поворотным пунктом в жизни Эттингера.
| + | |
- | | + | |
- | На него также повлияли многочисленные публикации иностранных коммунистов, включая советского журналиста [[Эпштейн, Шахно|Ш. Эпштейна]], писавшего о возникновении еврейской нации в Палестине.
| + | |
- | | + | |
- | Эти и другие причины привели Эттингера к созданию в 1945 г. коммунистической организации в национальном духе — Коммунистический просветительский союз в Эрец-Исраэль.
| + | |
- | | + | |
- | Основная идея Союза была сформулирована в брошюре Эттингера «О нашем национальном будущем» (Т.-А., 1945): будущее еврейского народа будет обеспечено только в союзе с коммунизмом.
| + | |
- | | + | |
- | Эттингер был неофициальным редактором «Ахдут», периодического издания Союза, и опубликовал в нем несколько статей, в которых обсуждал проблему устройства в Палестине двунационального государства в духе левых сионистов (см. [[Сионизм]]). | + | |
- | | + | |
- | В 1946 г. в составе делегации Союза Эттингер посетил страны Восточной Европы ([[Польша]], [[Югославия]], [[Болгария]], [[Румыния]]) в целях мобилизации компартий на поддержку борьбы [[Ишув|ишува]] за государственную и национальную независимость.
| + | |
- | | + | |
- | Визит в коммунистическую Польшу, во время которого Эттингер увидел положение евреев в стране, поколебал его коммунистические убеждения.
| + | |
- | | + | |
- | В то же время он понимал, что Советский Союз — центральный фактор в мировой политике и связи с ним жизненно важны для еврейского народа.
| + | |
- | | + | |
- | В 1947 г. Союз был переименован в Еврейскую коммунистическую партию (ЕКП; hа-мифлага hа-комунистит hа-иврит).
| + | |
- | | + | |
- | После резолюции Генеральной Ассамблеи [[Организация Объединённых Наций|Организации Объединенных Наций]] (29 ноября 1947 г.) о разделе Палестины и с началом [[Война За Независимость|Войны за Независимость]] Эттингер призвал активно вести войну против империализма в союзе с силами прогресса и мира во всем мире.
| + | |
- | | + | |
- | Арабские правительства Эттингер считал феодальными ставленниками империализма, поэтому израильская умеренность, согласие на временное перемирие казались ему конформистской политикой, капитуляцией перед западным (то есть империалистическим) давлением.
| + | |
- | | + | |
- | В июне 1948 г. Эттингер написал тезисы, в которых призвал к единству коммунистического лагеря в Израиле против «конкретного врага» — [[Мапай]].
| + | |
- | | + | |
- | В этих тезисах он фактически принял сионистское мировоззрение. Однако давление со стороны группы Ш. Микуниса — [[Вильнер, Меир|М. Вильнера]], поставившей условием возобновления переговоров об объединении отказ от этих заявлений, привело к тому, что Эттингер взял обратно свои слова о сионизме как национальном движении еврейского народа.
| + | |
- | | + | |
- | Роспуск [[Палмах|Палмаха]] он рассматривал как действие, направленное на превращение народной армии в буржуазную кадровую армию.
| + | |
- | | + | |
- | Предстоящие выборы в Учредительное собрание (см. [[Государство Израиль. Исторический очерк (1948–85). Первые выборы: ноябрь 1948 – август 1949]]) пробудили в нем надежду, что объединенная компартия сможет превратиться в центральную силу.
| + | |
- | | + | |
- | 29 ноября 1948 г. была создана объединенная [[Коммунистическая Партия В Израиле|Коммунистическая партия Израиля]] (КПИ). Эттингер был назначен членом редакции ее центрального органа «Кол hа-ам» и введен в ЦК.
| + | |
- | | + | |
- | Однако на выборах коммунисты получили всего четыре мандата. Переговоры об объединении ЕКП и [[Лохамей Херут Исраэль|Лохамей херут Исраэль]] (см. также [[Ялин-Мор, Натан|Н. Ялин-Мор]]) закончились неудачей.
| + | |
- | | + | |
- | Попытка экспроприации банка, предпринятая молодыми сторонниками ЕКП в феврале 1949 г. с целью добыть деньги на восстановление партии, была использована группой Микуниса — Вильнера для сведения счетов с соперничающей группой. Эттингер был выведен из состава ЦК КПИ. После этих событий Эттингер фактически отошел от коммунистической деятельности. Последней попыткой такого рода было создание им в 1956 г., после доклада Н. Хрущева на 20 съезде КПСС, группы «гуманного коммунизма», но она просуществовала недолго.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | Однако Эттингер продолжал заниматься общественно-политической деятельностью. Он боролся за создание и укрепление светского общества в Государстве Израиль, за осуществление либеральной демократии, отстаивающей права человека и гражданина и борющейся с национальным фанатизмом.
| + | |
- | | + | |
- | В начале 1960-х гг. Эттингер участвовал в движении интеллектуалов против отставки [[Лавон|П. Лавона]], после [[Шестидневная Война|Шестидневной войны]] — в дебатах об оккупированных территориях. В 1972 г. встречался с [[Меир|Голдой Меир]], чтобы убедить ее в том, что израильское правительство не исчерпало возможности переговоров с Египтом. В 1974 г. Эттингер участвовал в телевизионном диспуте с [[Бегин, Менахем|М. Бегином]]. Во время [[Ливанская Война|Ливанской войны]] (1982) Эттингер выступал на пресс-конференции против бомбежек [[Бейрут|Бейрута]]. В 1986 г. возражал против предоставления поста премьер-министра [[Шамир, Ицхак|И. Шамиру]]. В 1988 г., после начала интифады, Эттингер был инициатором петиции профессоров, выступавших против оккупации территорий и за достижение мира.
| + | |
- | | + | |
- | Другой важной сферой общественно-политической деятельности Эттингера было сотрудничество с Бюро по связи ([[«Натив»]]) при Министерстве главы правительства, которое координировало борьбу за право евреев Советского Союза и стран Восточной Европы на репатриацию, а также занималось распространением еврейской литературы за «железным занавесом».
| + | |
- | | + | |
- | В 1949–51 гг. Эттингер написал магистерскую диссертацию о [[Грец, Генрих|Г. Греце]]. В 1951–52 гг. находился в научной командировке в Институте славянских исследований (Лондонский университет) для работы над докторской диссертацией. С 1952 г. преподавал на кафедре еврейской истории Еврейского университета в Иерусалиме. В 1956 г. защитил докторскую диссертацию «Еврейское население Украины от Люблинской унии до погромов 5408 г. (1569–1648)», написанную под руководством [[Динур|Б. Динура]]. В 1965 г. стал профессором еврейской истории нового времени и до 1987 г. преподавал в Еврейском университете.
| + | |
- | | + | |
- | Эттингер пришел в еврейскую историю из всеобщей, и это наложило отпечаток на все его творчество: учебник истории «Диврей hа-ямим» («История», тт. 1–5, 1966), эссе «Миграция и заселение» (1982), где эти процессы прослеживаются от древнейшей эпохи до нашего времени. Основная часть научной деятельности Эттингера посвящена еврейской истории. Его главные труды: «История евреев в новое время» (1969, третий том в «Истории еврейского народа» под редакцией [[Бен-Сасон|Х. Бен-Сасона]]; русский перевод «Очерк истории еврейского народа» под редакцией Эттингера; тт. 1–2, Т.-А., 1972; многократно переиздавался), сборник статей «Антисемитизм в новое время» (1978), статья «Еврейский народ и Эрец-Исраэль» (французский язык, 1967; иврит, 1978) и вышедшие посмертно сборники «История и историки» (1992), «Между Польшей и Россией» (1994), «Россия и евреи» (на русском языке; издательство [[«Библиотека-Алия»]], Иер., 1993). Эттингер видел в связи еврейского народа с Эрец-Исраэль «одну из самых удивительных черт в долгой истории народа» и считал, что тяга к Эрец-Исраэль является признаком всех жизненных сил еврейского народа. Самое интенсивное выражение тяги к Эрец-Исраэль и к освобождению от чужого ига, самое яркое проявление восстания против [[Галут|галута]] обнаруживается в [[Мессианские Движения|мессианских движениях]]. Рационалисты рассматривали их как политические движения, в то время как мистики понимали их как полное изменение законов природы и начало эпохи идеального совершенства. Возникновение еврейского национального движения во второй половине 19 в. возобновило эту связь. В статье «К истории отношений между религией и государством в еврейской истории» (1987) Эттингер исследует эти отношения как уникальное историческое явление. Своеобразный итог размышлений Эттингера о еврейской истории содержится в статье «Основные черты истории еврейского народа» (1985).
| + | |
- | | + | |
- | Исследуя историю еврейского народа в новое время, Эттингер ставит вопрос как о внешних факторах, которые могли бы положить конец обособленному существованию евреев, так и внутренних — центробежных и центростремительных тенденциях, которые присущи еврейской истории вообще. Еврейский народ никогда не отгораживался от социального и культурного развития других народов, а боролся с их влиянием и одновременно воспринимал его. В этом проявляется и изменчивость в еврейской истории в течение многих поколений, и ее непрерывность, преемственность и постоянство. Этот факт делает историю евреев исключительным явлением в мировой истории. Среди других его трудов: «Начало изменения отношения европейского общества к евреям» (1961), «Экономическая деятельность евреев» (1985).
| + | |
- | | + | |
- | В статье «Уникальность еврейского национального движения» (1978) Эттингер отмечает, что по сравнению с национальными движениями других народов оно появилось поздно и привело к созданию еврейского государства только после [[Катастрофа Европейского Еврейства|Катастрофы]]. В статье «Евреи в тисках Просвещения» (1980) Эттингер рассматривает период [[Хаскала|Хаскалы]] как переломный в истории евреев, который привел к иллюзорным [[Эмансипация Евреев — Уравнение Их В Правах С Остальным Населением|эмансипации]] и [[Ассимиляция|ассимиляции]], и видит в Просвещении фактор, способствовавший появлению современного антисемитизма (см. ниже), а также еврейского национального движения и модернизации еврейской жизни. В статье «Корни нового ишува в Эрец-Исраэль» (совместно с [[Бартал, Исраэль|И. Барталом]], 1981) рассматриваются исторические корни первой [[Алия|алии]] в рамках еврейской истории 19 в. Значительное число статей Эттингер посвятил еврейскому национальному движению в его сионистском варианте. Эттингер определяет сионизм как радикальную форму приспособления к изменениям в мире, которое позволяет сохранить историческую непрерывность еврейского существования.
| + | |
- | | + | |
- | Более 30 лет Эттингер занимался исследованием антисемитизма. Эттингер выдвинул теорию о постоянстве антиеврейского стереотипа в контексте исторической непрерывности с античных времен до наших дней. Процесс секуляризации, начавшийся в Европе в 17 в., связанный с критикой еврейской религии, послужил основой антиеврейской идеологии. В нацизме (см. [[Национал-Социализм|Национал-социализм]]) противостояние «еврейским ценностям» и их биологическому источнику — еврейскому народу — приобретает форму мессианской политической борьбы, нашедшей свое выражение в [[«Окончательное Решение»|«окончательном решении»]] еврейского вопроса.
| + | |
- | | + | |
- | В творчестве Эттингера большое место занимала [[Историография|историография]]; еврейской историографии посвящены статьи «Исследование истории евреев в последние поколения» (1986), «Об истории и историках» (1984), «Сион и исторические исследования в наше время» (1985).
| + | |
- | | + | |
- | Значительную часть творчества Эттингера составляют статьи и эссе по истории евреев Восточной Европы. Эттингер видел в истории евреев Польши и России органическую целостность, которую необходимо исследовать в полном объеме. В обзоре «Исследования истории евреев в Восточной Европе» (1994; издан посмертно) Эттингер дал широкую картину исследований еврейской истории в России и Советском Союзе на протяжении 200 лет. Антисемитское наследие России и его влияние рассматривается в эссе «Россия и евреи — попытка исторического итога» (1971). Ряд статей Эттингер посвятил ранней истории евреев России — в Киевской Руси (1966), [[Хазария|Хазарии]] (1964), в Московском государстве (1953, 1960, 1994). [[Хасидизм]] Эттингер считал одним из важнейших социальных движений еврейского народа. Эттингер подчеркивал, что в хасидском движении проявилось социальное единство, которое помогло сохранить традиционный быт. Евреям в Российской империи Эттингер посвятил около десяти больших статей: о периоде формирования русской политики по отношению к евреям, об отношении русского общества к евреям, экономике и эмиграции евреев. По мнению Эттингера, польское и московское наследие сыграли решающую роль в формировании политики и отношения как высших, так и низших слоев общества к евреям.
| + | |
- | | + | |
- | Советскому периоду посвящено около 25 статей и эссе Эттингера. Согласно Эттингеру, тяжелое положение советских евреев толкает их к национальному самоопределению, но одновременно все более сужает возможности этого самоопределения.
| + | |
- | | + | |
- | В последние годы жизни Эттингер уделял значительное внимание истории евреев в странах [[Ислам|ислама]]; в 1981–86 гг. вышли три тома «Истории евреев в странах ислама».
| + | |
- | | + | |
- | Ему принадлежат более 200 публикаций — на иврите, английском и русском языках и в переводе на идиш, японский, итальянский и многие другие языки. Эттингер был автором многих статей по общей и еврейской истории в «Энциклопедии Иудаика» (1971–72; см. [[Энциклопедии]]). Эттингер был основоположником и активным членом многих научных учреждений — Израильского исторического общества, Центра по изучению еврейской истории имени [[Шазар, Шнеур, Залман|З. Шазара]], Центра по исследованию еврейской истории имени [[Динур|Б. Динура]], Центрального архива истории еврейского народа, Международного центра по исследованию антисемитизма. Значительная часть научных интересов Эттингера была связана с исследованием истории евреев Советского Союза. Среди созданных при его активном участии учреждений — [[Центр По Исследованию И Документации Восточноевропейского Еврейства|Центр по исследованию и документации восточноевропейского еврейства]], «Краткая еврейская энциклопедия» (председатель редакционного совета, тт. 1–4), издательство «Библиотека-Алия». Эттингер был редактором многих научных изданий: ежеквартальника по еврейской истории «Цион» (1960–88), сборника статей в честь 70-летия [[Бер, Ицхак|И. Бера]] (1960), книги «Пути еврейской истории» Ц. Греца (1969), книги памяти И. Бера (1979), сборников «Милет» (1983,1985) и сборника «Нация и ее история» (тт. 1–2, 1984).
| + | |
- | | + | |
- | Жена Эттингера, Рина Должански-Эттингер (родилась в 1926 г., Берлин). В Израиле с 1935 г. Доктор биологических наук (1957), профессор экспериментальной медицины и онкологии медицинского факультета Еврейского университета в Иерусалиме (1985–94), с 1994 г. — почетный профессор.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|15130|ЭТТИНГЕР Шмуэль}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Категории к расформированию:СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ:Просвещение. Культура. Наука. Спорт]]
| + | |