Подгайцы

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Достопримечательности)
м (добавлена категория «Холокост в Украине» с помощью HotCat)
 
(1 промежуточная версия не показана)
Строка 86: Строка 86:
== Еврейская община ==
== Еврейская община ==
-
[[Файл:Pidhayci-Jewish1.jpg|thumb|250px|Старое еврейское кладбище]]
+
<!-- [[Файл:Pidhayci-Jewish1.jpg|thumb|250px|Старое еврейское кладбище]] -->
[[File:Pidhayci-Jewish.jpg|thumb|280px|Старое еврейское кладбище - панорама (лето 2004)]]
[[File:Pidhayci-Jewish.jpg|thumb|280px|Старое еврейское кладбище - панорама (лето 2004)]]
До [[Холокост]]а в Подгайцах была значительная еврейская община. Интересно, что золотая буква "П" на гербе города напоминает еврейскую букву <span style="font:25pt ''">'''ח'''</span>&nbsp;— х, "хаим" (жизнь).
До [[Холокост]]а в Подгайцах была значительная еврейская община. Интересно, что золотая буква "П" на гербе города напоминает еврейскую букву <span style="font:25pt ''">'''ח'''</span>&nbsp;— х, "хаим" (жизнь).
Строка 135: Строка 135:
Потом многие из них эмигрировали в США. Они основали в [[Нью-Йорк]]е синагогу "Изречения Биньямина". Значение еврейской общины города снизилось.  
Потом многие из них эмигрировали в США. Они основали в [[Нью-Йорк]]е синагогу "Изречения Биньямина". Значение еврейской общины города снизилось.  
-
Во времена Западноукраинской народной республики украинские повятовые власти помогли владельцу еврейской типографии Вайнлесу восстановить типографию, сожжённую русским войсками в 1917 году. Вайнлес после этого печатал по заказам украинских организаций бесплатно, беря деньги только за бумагу.
+
Во времена Западноукраинской народной республики украинские повятовые власти помогли владельцу еврейской типографии Вайнлесу восстановить типографию, сожжённую русскими войсками в 1917 году. Вайнлес после этого печатал по заказам украинских организаций бесплатно, беря деньги только за бумагу.
По переписи 1931 года в городе было 2827 евреев. В 1939 году в городе было 3200 евреев.
По переписи 1931 года в городе было 2827 евреев. В 1939 году в городе было 3200 евреев.
Строка 165: Строка 165:
[[Категория:Евреи и иудаизм по городам]]
[[Категория:Евреи и иудаизм по городам]]
 +
[[Категория:Холокост в Украине]]

Текущая версия на 11:10, 1 марта 2013

Тип статьи: Регулярная исправленная статья


Город
Подгайцы
укр. Підгайці
Флаг Герб
Файл:Pidgai h.gif Файл:Pidgaitsi s.gif
Страна Украина
Статус районный центр
Область Тернопольская область
Район Подгаецкий район
Координаты Координаты: 49°16′00″ с. ш. 25°08′00″ в. д. / 49.266667° с. ш. 25.133333° в. д. (G) (O) (Я)49°16′00″ с. ш. 25°08′00″ в. д. / 49.266667° с. ш. 25.133333° в. д. (G) (O) (Я)
Городской голова Дмитрий Зиновьевич Колодницкий
Основан 1445
Город с 1939
Площадь 3,14 км²
Население 3 203 человек
Часовой пояс UTC+2, летом UTC+3
Телефонный код +380 3542
Почтовые индексы 48000 — 48005
Автомобильный код BO / 20

Подга́йцы (укр. Підга́йці) — город районного значения в Тернопольской области Украины, административный центр Подгаецкого района. Статус районного центра город имеет с 1990 г., ранее входил в состав Бережанского района.

Содержание

География

Подгайцы находятся в 52 км от Тернополя, если ехать по автодороге через Дружбу, или около 80 км, если ехать через Бережаны. Ближайшая железнодорожная станция Потуторы находится в 24 км от города. Расположен на правом берегу реки Коропец.

История

В исторических источниках Подгайцы упоминается как город уже в 1463 г. В 1539 г. предоставлено Магдебургское право.

В XV—XVI вв. город принадлежал шляхетской семье Бучацких, а с 1630 г. — магнатам Потоцким. В 1655 г. казацкие полки штурмом взяли замок.

В конце XIX в. Подгайцы были повятовым городом с развитой промышленностью (фабрика сельскохозяйственных машин и орудий, печи для отжиганияя посуды, пивоваренный завод, винокурня).

В начале XX в. через город проходила железная дорога, не достроенная из-за начала Первой мировой войны — линия Львов — Перемышляны — Бережаны — Подгайцы, продолжение которой планировалось через Бучач до Залещиков. Эта железная дорога сыграла важную роль в 1916 г. при Брусиловском прорыве.

Во время Второй мировой войны железнодорожная линия была уничтожена, город почти полностью разрушен.

Экономика

Природные ресурсы: песчаники, песок, глина; сельскохозяйственные угодья (36 700 га), леса.

Основные отрасли: сельское хозяйство (свекловодство, производство зерна, мясо-молочное животноводство, свиноводство), пищевая промышленность (консервный, маслосырзавод), металлообработка (завод "Металлист"), производство строительных материалов (кирпичный завод).

Достопримечательности

Файл:Pidhaytsi15.jpg
Успенская церковь
  • Успенская церковь 1653 г. Находится на ул. Бережанской. Возведена в стиле ренессанса в сочетании с украинскими церковными традициями в 1650—1653 гг. В интерьере живопись в стиле барокко. Имеет статус памятника архитектуры национального значения. Здание каменное, трехъярусное. Особенностью здания является устроенный на крыше боевой обход с аркадой. Фасады оформлены пилястрами, а порталы и обрамления окон — профилированием и резьбой в стиле возрождения. Уникальная деревянная скульптура середины XVII в. хранится в Киевском музее украинского искусства.
  • Спасо-Преображенская церковь 1772 г. Расположена по ул. Галицкой. Церковь деревянная, произведение галицких мастеров. Вход на южном фасаде оформлен резным крыльцом.
  • Звонница Спасо-Преображенской церкви середины XIX в. Деревянная, двухъярусная, каркасной конструкции, четырёхгранная. Перекрыта шатровой крышей.
  • Костёл Пресвятой Троицы 1634 г. Находится на ул. Чапаева. Принадлежит Римско-католической церкви. Состояние аварийное.
  • Синагога конца XVI — начала XVII в. Расположена на ул. Замковой. Одно из старейших зданий города. Имеет статус памятника архитектуры национального значения. Была возведена в конце XVI в. как арианский молитвенный дом.

В 1640-х гг. приспособлена под синагогу. Здание из песчаника, прямоугольное в плане. Плоские стены прорезаны узкими стрельчатыми окнами, восточный фасад укреплен контрфорсами. Частично сохранилась верхняя часть главного портала в стиле ренессанса с резной надписью и растительными мотивами над архивольтом. В интерьере — остатки резьбы и лепнины.

  • Старое еврейское кладбище. Одно из крупнейших, сохранившихся на Украине.

Еврейская община

Файл:Pidhayci-Jewish.jpg
Старое еврейское кладбище - панорама (лето 2004)

До Холокоста в Подгайцах была значительная еврейская община. Интересно, что золотая буква "П" на гербе города напоминает еврейскую букву ח — х, "хаим" (жизнь).

Год Всё население города Еврейское население
1880 5,943 4,012
1890 5,646 3,879
1900 5,790 3,557
1910 5,576 3,497
1910 5,576 3,497
1921 4,814 2,872

Ранняя история общины

Первые евреи поселились в Подгайцах в начале XVI века. Первые упоминания о них как о налогоплательщиках датированы 1552 годом. (Долгое время в справочниках копируется ошибка, что найденная в 1926 году мацева (памятник) с еврейского кладбища датирована 1420 годом).

Изначально еврейская община в Подгайцах была очень многочисленной по сравнению с другими городами. В 1580-1620гг. раввином в Подгайцах был Биньямин Аhарон Сольник, знаменитый своей книгой "Изречения Биньямина" (משאת בנימין) - сборником вопросов и ответов по hалахическому праву.

Поражение украинцев в хмельничине и упадок армянской общины после турецкого нашествия в 1675-1676 году привели к тому, что евреи стали самой большой общиной города.

Известным талмудистом был Яаков бен Барух, автор книги "Биркат Яаков" («Благословение Якова»), которая вышла в 1635 г. Не менее известным был всвоё время и Захария-Мендель (умер в 1791 г.), которого современник называли Захария-пророк. Среди его трудов известные «Менорот Захария» («Свитильники Захарии»), «Захария Мешулем» («Алегории Захарии»), «Захария hа-мевин» («Захария-знаток»).

XVIII - XIX века

По данным переписи 1764 года, в общине было 1370 евреев, в том числе 1079 в самом городе Подгайцы. В течение XIX века еврейское население увеличилось, и в 1910 году составляло около 6000 человек в городе и 8212 человек во всём повяте (9.33% населения).

XX век

Потом многие из них эмигрировали в США. Они основали в Нью-Йорке синагогу "Изречения Биньямина". Значение еврейской общины города снизилось.

Во времена Западноукраинской народной республики украинские повятовые власти помогли владельцу еврейской типографии Вайнлесу восстановить типографию, сожжённую русскими войсками в 1917 году. Вайнлес после этого печатал по заказам украинских организаций бесплатно, беря деньги только за бумагу.

По переписи 1931 года в городе было 2827 евреев. В 1939 году в городе было 3200 евреев.

Холокост

В начале Второй мировой войны город, захваченный советскими войсками, принял большое количество еврейских беженцев с запада. Численность еврейской общины выросла до более чем 3000 человек.

После начала войны между Германией и СССР евреи сразу стали жертвами нападений. Их заставляли платить штрафы, ограничили передвиежние и использовали на принудработах. Юденрат в городе возглавлял Л. Лилиенфельд. Зимой 1941-1942 гг. многие евреи в городе умерли от голода и тифа.

В 1942 году на Йом Кипур, гестапо с помощью полицаев направило около 1000 евреев в лагерь смерти Белжец. Остальные евреи были сведены в гетто, где многие из них умерли от тифа. Месяц спустя более 1500 человек были отправлены в Белжец (95% были убиты либо сразу, либо вскоре после их прибытия).

6 июня 1943 года было завершено уничтожение, когда, за редкими исключениями, остаток общины был расстрелян и брошен в массовые могилы на околицах города. Ицхок-Айзик Айхенштейн был последним раввином в городе (1908–1943).

Воспоминания о пережитом во время ликвидации гетто в Подгайцах оставила Геня Шварц. Горькой тоской о прошлом и юмором наполнены воспоминания о детских годах в Подгайцах Александра Киммеля.

Синагога в Подгайцах (между 1621 и 1648 гг.) и католическая церковь - старейшие здания города.[1] Синагога закрыта и находится в аварийном состоянии. В послевоенные годы власти превратили территорию синагоги в рыночную площадь.

Старое еврейское кладбище в Подгайцах - одно из наибольших сохранившихся в Украине. Вид огромной территории, полностью заполненной каменными могильными плитами (или их остатками) поражает. Тем более, что увидеть что-либо подобное в Украине трудно - почти нет аналогов. Последнее захоронение на этом кладбище состоялось в 1952 году.

Ссылки

  1. Sergey R. Kravtsov, "Gothic Survival in Synagogue Architecture of Ruthenia, Podolia and Volhynia in the 17th - 18th Centuries," Architectura. Zeitschrift für Geschichte der Baukunst/ Journal of the History of Architecture, vol. 1 (2005), 70-71.

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация