|
|
(5 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Шелер, Макс]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Шелер, Макс Фердинанд''' (Scheler, Max Ferdinand; 1877, Мюнхен, – 1928, Франкфурт), немецкий философ и социолог.
| + | |
- | == Биографические сведения ==
| + | |
- | | + | |
- | Его отец — состоятельный протестант, в роду которого были священники, мать — еврейка из ортодоксальной семьи. Религиозный конфликт в доме родителей отразился на всем творчестве Шелера.
| + | |
- | | + | |
- | Шелер изучал философию в Йенском университете, по окончании курса преподавал там социальную философию (1902–1907).
| + | |
- | | + | |
- | Затем вернулся в Мюнхен, где преподавал в университете (1907–10).
| + | |
- | | + | |
- | В 1910–16 гг. в Берлине написал важнейшие из своих трудов по этике и социальной философии; в 1917–18 гг. был на дипломатической службе в Женеве.
| + | |
- | | + | |
- | В 1919–28 гг. возглавлял кафедру философии и социологии в Кельнском университете, в начале 1928 г. перешел во Франкфуртский университет.
| + | |
- | == Философ ==
| + | |
- | | + | |
- | Шелер был противоречивой и непоследовательной личностью: в течение жизни он поддавался многим влияниям, менял свои взгляды и не боялся признавать это, свободно переходил от одной проблематики к другой.
| + | |
- | | + | |
- | В годы учебы и работы в Йенском университете Шелер испытал сильное влияние Р. Эйкена, идеалиста, создателя концепции «метафизики духа».
| + | |
- | | + | |
- | Как и он, Шелер полемизировал с неокантианцами, но в значительной мере усвоил жесткие логические конструкции И. Канта.
| + | |
- | | + | |
- | В Мюнхене Шелер сблизился с группой учеников [[Гуссерль, Эдмунд Густав Альбрехт|Э. Гуссерля]] и с Ф. Брентано; это привело его к феноменологии, выдающимся представителем которой он стал впоследствии.
| + | |
- | | + | |
- | В Берлине Шелер сблизился с социологом В. Зомбартом (1863–1941; см. [[Социология|Социология. Социология о евреях]]) и [[Ратенау, Вальтер|В. Ратенау]].
| + | |
- | | + | |
- | Критика этических основ буржуазного общества привела Шелера, как и Ратенау, к построению собственной этической системы.
| + | |
- | | + | |
- | Он пересмотрел основы современной ему релятивистской аксиологии (учения о ценностях).
| + | |
- | | + | |
- | Опираясь на платоновскую систему абсолютных ценностей, Шелер учил, что относительны лишь формы их существования — цели и блага.
| + | |
- | | + | |
- | Ссылаясь на Августина и Паскаля, Шелер выдвинул логику чувства в противовес логике интеллекта.
| + | |
- | | + | |
- | Чувство, по Шелеру, — интенциональный акт, направленный на познание ценностей. Основные положения своей теории Шелер сформулировал в двух книгах: «К феноменологии чувства любви» (1913) и «Формализм в этике и материально-ценностная этика» (в 2-х томах, 1913–16).
| + | |
- | | + | |
- | Эти труды подготовили почву фундаментальной онтологии М. Хайдеггера, они послужили связующим звеном между «философией жизни» и французским экзистенциализмом; идеи Шелера сказались на философии истории Х. Ортеги-и-Гасета и повлияли на формирование философской антропологии.
| + | |
- | | + | |
- | Труды Шелера повлияли на немецкую и французскую философию.
| + | |
- | === Социальная философия ===
| + | |
- | | + | |
- | Шелер не оставлял занятий социальной философией, он примкнул к критической школе в социологии (см. [[Социология|Социология. Евреи в западной социологии]]), занимался и политэкономией.
| + | |
- | | + | |
- | Несмотря на радикально-критические взгляды и утверждение, что вся западная культура переживает кризис, Шелер оставался убежденным сторонником сильного государства. В начале Первой мировой войны он выступил с позиций немецкого шовинизма, прославляя «гений войны» как путь к новому объединению Европы: «Гений войны и немецкая война» (1915), «Война и восстановление» (1916).
| + | |
- | | + | |
- | Разочарование в прежних идеалах и тяготы войны привели Шелера к кризису, и в 1916 г. он перешел в католицизм. В труде «О вечном в человеке» (1921) Шелер стремился соединить католическую доктрину с феноменологическим подходом к религии. Впоследствии, занимаясь социологией религии и морали, Шелер отошел от католицизма (1924) и сформировал собственную философскую позицию в рамках пантеизма и новой формы натурфилософии. В 1924–28 гг. занимался изысканиями в области естественных наук, а также философией и социологией познания. В книге «Формы познания и общество» (1926) Шелер рассмотрел три основные формы познания — религиозную, философскую и научную — не как исторически сменяющие друг друга, а как сосуществующие в разных соотношениях в любом обществе. Он подробно обсуждал дихотомию вещественной жизни и духа, отличие сущего от явного.
| + | |
- | | + | |
- | Последние годы жизни Шелер посвятил также философской антропологии. Он написал труды: «Место человека во Вселенной» (1928) и «Человек в век равноправия» (издан в 1929 г.).
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|14797|ШЕЛЕР Макс Фердинанд}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Категории к расформированию:ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ:Духовная жизнь]]
| + | |