|
|
(5 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Штрайхман, Иехезкель]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Штрайхман, Иехезкель''' (Streichman, Yehezkiel; 1906, Ковна, ныне Каунас, Литва, – 1993, Тель-Авив), израильский художник.
| + | |
- | == Биографические сведения ==
| + | |
- | | + | |
- | Штрайхман родился в религиозной семье состоятельного торговца лесом. Учился в еврейской гимназии.
| + | |
- | | + | |
- | В 1914 г. семья переехала в Россию и поселилась в Брянске, а в 1918 г. вернулась обратно в Ковну (см. [[Каунас]]).
| + | |
- | | + | |
- | В 1919 г. Штрайхман начал заниматься изобразительным искусством с частными учителями.
| + | |
- | | + | |
- | В 1924 г. Штрайхман уехал в [[Эрец-Исраэль]] и поступил в Школу искусств и ремесел [[Бецалель]] в [[Иерусалим|Иерусалиме]], где проучился два года. Его учителями были [[Шац, Борис|Б. Шац]] и З. Раббан (Рабитский; 1890–1970), а соучениками — [[Стемацкий, Авигдор|А. Стемацкий]], [[Арох, Арье|А. Арох]], [[Кастель, Моше Элазар|М. Э. Кастель]], А. Авни (1906–51), Х. Гликсберг (1904–70) и другие художники, которые впоследствии сформировали израильский художественный авангард.
| + | |
- | | + | |
- | В 1926 г. Штрайхман отправился в [[Париж]] и жил там больше года, изучая архитектуру в Эколь спесиаль д’аршитектюр, а в 1927–31 гг. учился в Академии искусств во [[Флоренция|Флоренции]].
| + | |
- | | + | |
- | В 1931 г. он уехал в Каунас, где жил до 1936 г., после чего снова вернулся в Эрец-Исраэль.
| + | |
- | == Творческая деятельность ==
| + | |
- | | + | |
- | Сразу же после возвращения Штрайхман начал активную творческую деятельность: занимался живописью, выставлял свои работы, вступил в Ассоциацию живописцев и скульпторов, которую возглавлял [[Зарицкий, Иосеф|И. Зарицкий]], преподавал живопись; в 1941 г. стал членом [[Киббуц|киббуца]] Ашдот-Яаков.
| + | |
- | | + | |
- | В 1944 г. Штрайхман вернулся в [[Тель-Авив—яффа|Тель-Авив]], преподавал живопись в студии А. Авни, а в 1945 г. вместе с А. Стемацким открыл собственную студию.
| + | |
- | | + | |
- | Среди его учеников были такие известные впоследствии израильские художники, как [[Никель, Леа|Леа Никель]], [[Караван, Дани|Д. Караван]] и другие.
| + | |
- | | + | |
- | В 1948 г. Штрайхман стал одним из основателей группы «Новые горизонты» (см. [[Искусства Пластическиесодержание|Искусства пластические]]), участвовал в одиннадцати выставках группы.
| + | |
- | | + | |
- | В 1954–79 гг. преподавал живопись в Институте живописи и скульптуры имени А. Авни в Тель-Авиве.
| + | |
- | === Выставки работ ===
| + | |
- | | + | |
- | Персональные выставки проходили в Тель-Авиве (1945, 1960, 1975), Иерусалиме (1974, 1986), [[Хайфа|Хайфе]] (1980).
| + | |
- | | + | |
- | Работы Штрайхмана выставлялись в Израиле и за рубежом (Бьеннале в Венеции, 1948, 1954, 1966; Бьеннале в Сан-Паулу, 1955; Нью-Йорк, 1958, 1963, 1981; Питсбург, 1961).
| + | |
- | === Особенности творчества ===
| + | |
- | | + | |
- | Время, когда Штрайхман учился в Бецалель, было периодом упадка этой знаменитой школы, начала протеста молодых художников против сионистских (см. [[Сионизм]]) и ориенталистских идей основателей израильской живописи и стремления к сближению с западной культурой.
| + | |
- | | + | |
- | Когда в 1936 г. Штрайхман вернулся из Европы в Эрец-Исраэль, он был уже профессиональным художником, однако на протяжении последующих 15 лет в его живописи ощущались разные, часто взаимоисключающие влияния: П. Боннара и А. Матисса, П. Пикассо и Ж. Брака («Портрет Цили», 1941 и 1942 гг.; «Голова», 1953; обе — коллекция семьи художника), [[Сутин, Хаим|Х. Сутина]], который повлиял тогда на многих израильских художников («Портрет женщины», 1937, коллекция семьи).
| + | |
- | | + | |
- | До середины 1950-х гг. творчество Штрайхмана оставалось фигуративным. Живопись в этих работах плотная, с преобладанием темной колористической гаммы.
| + | |
- | | + | |
- | На протяжении 1950-х гг. композиции Штрайхмана постепенно становились все более абстрактными и одновременно усложнялись, становились многофигурными и многозначными («Эйн-Ход», 1956, Музей искусства в Тель-Авиве).
| + | |
- | | + | |
- | В 1960-е гг. палитра Штрайхмана высветлилась, художник иногда использовал в масляной живописи приемы, свойственные гуаши или даже акварели, вводил в композицию элементы рисунка («Парящая птица», 1964, [[Израильский Музей|Израильский музей]]).
| + | |
- | | + | |
- | В эти годы работы Штрайхмана особенно близки по стилю к произведениям его друзей и единомышленников — А. Стемацкого и И. Зарицкого, которые в 1960-х гг. стали основателями нового направления в израильской живописи — «лирического абстракционизма».
| + | |
- | | + | |
- | Штрайхман, однако, не следовал какому-то определенному направлению, а создавал собственный вариант абстракции, в которой геометризированность композиции, идущая от кубизма, соединялась с экспрессивной антикубистической живописностью («Без названия», 1967, коллекция М. Робинзон, Тель-Авив). | + | |
- | | + | |
- | Эта тенденция сохранилась и на протяжении 1970-х гг., но подчеркнуто светлая палитра перестала быть почти обязательной для художника; каждая из работ этого времени решена в какой-то одной цветовой гамме («Без названия», 1970; «Без названия», 1977, обе в коллекции семьи художника).
| + | |
- | | + | |
- | Композиции Штрайхмана 1980-х гг. более лаконичны, чем в предыдущие годы; во многих работах он возвращается к фигуративной живописи («Женщина, играющая на пианино», 1983; «Циля, играющая на пианино», 1983; обе — коллекция семьи).
| + | |
- | | + | |
- | == Признание таланта ==
| + | |
- | | + | |
- | Штрайхман был лауреатом премии [[Дизенгоф, Меир|М. Дизенгофа]] (1941, 1944, 1954, 1969), премии Сандберга, присуждаемой Израильским музеем (1974), [[Государственная Премия Израиля|Государственной премии Израиля]] (1990) и других.
| + | |
- | | + | |
- | В 1981 г. Штрайхман был избран почетным гражданином Тель-Авива.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|14942|ШТРАЙХМАН Иехезкель}}
| + | |
- | | + | |
- |
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Пластические искусства и архитектура]]
| + | |
- | [[Категория:Персоналии по алфавиту]]
| + | |
- | [[Категория:Персоналии:Израиль]]
| + | |