Цхинвали - еврейская община

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (добавлена категория «История евреев Грузии» с помощью HotCat)
 
(5 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
+
{{Остатье\ЭЕЭ
|ТИП СТАТЬИ=1
|ТИП СТАТЬИ=1
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|СУПЕРВАЙЗЕР=
Строка 26: Строка 26:
'''Цхинвали''' (в 1934–61 гг. — Сталинири), город (с 1922 г.) в Восточной [[Грузия|Грузии]], в 1922–91 гг. — центр Юго-Осетинской автономной области в составе Грузинской ССР.
'''Цхинвали''' (в 1934–61 гг. — Сталинири), город (с 1922 г.) в Восточной [[Грузия|Грузии]], в 1922–91 гг. — центр Юго-Осетинской автономной области в составе Грузинской ССР.
 +
== Возникновение общины ==
-
Предполагается, что евреи (см. [[Грузинские Евреи|Грузинские евреи]]) поселились в Цхинвали с давних пор. В средние века они занимались торговлей как местной, так и, по-видимому, международной, о чем свидетельствуют найденные в Цхинвали и в его окрестностях арабские, византийские, турецкие, персидские (эпохи Сасанидов) монеты. В 1664 г. царица Мария подарила монастырю Светицховели (город Мцхета) шесть крепостных евреев из Цхинвали, занимавшихся торговлей. В конце 18 в. царица Дареджан владела в Цхинвали семью семьями крепостных евреев-торговцев. В документах этого периода упомянуты имена еще нескольких евреев, проживавших в Цхинвали. Сохранилось свидетельство (от 1792 г.) того, что евреи Цхинвали занимались продажей изделий из хлопка. В 19 в. еврейское население города значительно выросло. До 1864–65 гг. евреи Цхинвали и прилегавшего к нему района были крепостными (как и абсолютное большинство [[Грузинские Евреи|грузинских]] евреев, делившимися на три категории: царские, помещичьи и церковные. Так как церковная зависимость считалась самой легкой, то многие евреи Цхинвали при возможности избирали ее. Так, например, семья церковных крепостных Манашерашвили была обязана в течение года предоставлять пять фунтов воска церкви, после чего была свободна от всех крепостных повинностей. В Цхинвали проживали также и свободные евреи-торговцы, по-видимому, выкупившие себя из крепостной зависимости. Крепостные евреи в Цхинвали и в его окрестностях в основном занимались сельским хозяйством, ремеслами и торговлей. После освобождения крестьян в Цхинвали и окрестностях (1864–65) отдельные семьи евреев из Цхинвали приобрели земельные участки близ города (деревни Земо Хвити, Тамарашени и другие) и с большим успехом занимались сельским хозяйством. Крестьяне — выходцы из одного села переселялись единой группой в Цхинвали, как и в другие города Грузии, где стремились основывать собственные [[Синагога|синагоги]]. Это способствовало тому, что в 1870-е–1880-е гг. окончательно сформировалась структура еврейской общины города. К концу 19 в. в Цхинвали было шесть синагог.
+
Предполагается, что евреи (см. [[Грузинские Евреи|Грузинские евреи]]) поселились в Цхинвали с давних пор. В средние века они занимались торговлей как местной, так и, по-видимому, международной, о чем свидетельствуют найденные в Цхинвали и в его окрестностях арабские, византийские, турецкие, персидские (эпохи Сасанидов) монеты.  
 +
== Семнадцатый - восемнадцатый век ==
-
Процесс урбанизации грузинских евреев привел к появлению среди них среднего класса — в Цхинвали евреи владели кирпичным заводом и другими предприятиями, им принадлежали почти все мануфактурные магазины. В Цхинвали были две пекарни по выпечке [[Мацца|маццы]], которая считалась лучшей по качеству в Восточной Грузии.
+
В 1664 г. царица Мария подарила монастырю Светицховели (город Мцхета) шесть крепостных евреев из Цхинвали, занимавшихся торговлей.  
-
Большинство сапожников, шапочников, портных, пекарей и мясников Цхинвали были евреи. Однако основным занятием евреев Цхинвали была торговля (большей частью вразнос; см. [[Коробейничество]]). Часто евреи-коробейники становились жертвами грабителей; были также случаи, когда грузинские дворяне отбирали у евреев их товар.
+
В конце 18 в. царица Дареджан владела в Цхинвали семью семьями крепостных евреев-торговцев.  
-
В конце 1890-х гг. раввином Цхинвали был избран ученик раввина [[Спектор, Ицхак Элханан|И. Э. Спектора]], раввин Аврахам hа-Леви Хволес (1857–1931). Единственным языком общения между ним и его общиной был [[Иврит Язык|иврит]], и со временем число пользовавшихся этим языком среди евреев Цхинвали значительно возросло. В 1906 г. Хволес открыл в Цхинвали первую для грузинских евреев [[Талмуд-Тора|талмуд-тору]], в которой училось около 400 учеников, не только из Цхинвали, но и из других населенных пунктов Восточной Грузии. Впервые в истории грузинских евреев он ввел обучение девочек, пригласив для этого учительницу иврита. Благодаря его просветительской деятельности город в среде грузинских евреев стали называть «Вторым Иерусалимом».
+
В документах этого периода упомянуты имена еще нескольких евреев, проживавших в Цхинвали. Сохранилось свидетельство (от 1792 г.) того, что евреи Цхинвали занимались продажей изделий из хлопка.  
 +
== Девятнадцатый век ==
-
Для более широкого приобщения местных евреев (в основном занимавшихся торговлей) к ремесленному труду Хволес привлек мастеров-учителей к обучению мальчиков сапожному ремеслу, дублению кож, мыловарению и другим ремеслам. Лучших учеников Хволес отправлял в литовские [[Иешива|иешивы]] для продолжения обучения и получения раввинского звания (см. [[Смиха]]).
+
В 19 в. еврейское население города значительно выросло.  
-
В начале 20 в. евреи были самой большой этнической группой среди населения Цхинвали. Так, в 1917 г. из 900 дворов — 346 были еврейскими, то есть 38,4% (грузинскими — 34,4%, армянскими — 17,7%, осетинскими — 8,8%). При советской власти процент евреев в населении города уменьшился и составлял к началу 1970-х гг. около 25%.
+
До 1864–65 гг. евреи Цхинвали и прилегавшего к нему района были крепостными (как и абсолютное большинство [[Грузинские Евреи|грузинских]] евреев, делившимися на три категории: царские, помещичьи и церковные.  
-
Если на начальном этапе «советского строительства» власти не очень активно вмешивались во внутреннюю жизнь еврейской общины, то с конца 1920-х гг. в качестве своего идеологического противника в среде грузинских евреев они рассматривали религию. Однако благодаря Хволесу и его ученикам традиционное еврейское воспитание в Цхинвали продолжало оставаться до середины 1930-х гг. на высоком уровне. В сентябре 1937 г. в Цхинвали были арестованы девять [[Хахам|хахамов]] (двое из них — [[Ашкеназы|ашкеназы]]) и расстреляны без суда в тюрьме. Из шести действующих синагог со временем осталась одна (пять были закрыты по распоряжению властей). Несмотря на это, большинство местных евреев продолжали в большей или меньшей степени соблюдать традиционный еврейский образ жизни.
+
Так как церковная зависимость считалась самой легкой, то многие евреи Цхинвали при возможности избирали ее. Так, например, семья церковных крепостных Манашерашвили была обязана в течение года предоставлять пять фунтов воска церкви, после чего была свободна от всех крепостных повинностей.
 +
 
 +
В Цхинвали проживали также и свободные евреи-торговцы, по-видимому, выкупившие себя из крепостной зависимости.
 +
 
 +
Крепостные евреи в Цхинвали и в его окрестностях в основном занимались сельским хозяйством, ремеслами и торговлей.
 +
 
 +
После освобождения крестьян в Цхинвали и окрестностях (1864–65) отдельные семьи евреев из Цхинвали приобрели земельные участки близ города (деревни Земо Хвити, Тамарашени и другие) и с большим успехом занимались сельским хозяйством.
 +
 
 +
Крестьяне — выходцы из одного села переселялись единой группой в Цхинвали, как и в другие города Грузии, где стремились основывать собственные [[Синагога|синагоги]].
 +
 
 +
Это способствовало тому, что в 1870-е–1880-е гг. окончательно сформировалась структура еврейской общины города.
 +
 
 +
К концу 19 в. в Цхинвали было шесть синагог.
 +
 
 +
Процесс урбанизации грузинских евреев привел к появлению среди них среднего класса — в Цхинвали евреи владели кирпичным заводом и другими предприятиями, им принадлежали почти все мануфактурные магазины.
 +
 
 +
В Цхинвали были две пекарни по выпечке [[Мацца|маццы]], которая считалась лучшей по качеству в Восточной Грузии.
 +
 
 +
Большинство сапожников, шапочников, портных, пекарей и мясников Цхинвали были евреи.
 +
 
 +
Однако основным занятием евреев Цхинвали была торговля (большей частью вразнос; см. [[Коробейничество]]).
 +
 
 +
Часто евреи-коробейники становились жертвами грабителей; были также случаи, когда грузинские дворяне отбирали у евреев их товар.
 +
 
 +
В конце 1890-х гг. раввином Цхинвали был избран ученик раввина [[Спектор, Ицхак Элханан|И. Э. Спектора]], раввин Авраhам hа-Леви Хволес (1857–1931).
 +
 
 +
Единственным языком общения между ним и его общиной был [[Иврит Язык|иврит]], и со временем число пользовавшихся этим языком среди евреев Цхинвали значительно возросло.
 +
== Двадцатый век ==
 +
 
 +
В 1906 г. Хволес открыл в Цхинвали первую для грузинских евреев [[Талмуд-Тора|талмуд-тору]], в которой училось около 400 учеников, не только из Цхинвали, но и из других населенных пунктов Восточной Грузии.
 +
 
 +
Впервые в истории грузинских евреев он ввел обучение девочек, пригласив для этого учительницу иврита.
 +
 
 +
Благодаря его просветительской деятельности город в среде грузинских евреев стали называть «Вторым Иерусалимом».
 +
 
 +
Для более широкого приобщения местных евреев (в основном занимавшихся торговлей) к ремесленному труду Хволес привлек мастеров-учителей к обучению мальчиков сапожному ремеслу, дублению кож, мыловарению и другим ремеслам.
 +
 
 +
Лучших учеников Хволес отправлял в литовские [[Иешива|иешивы]] для продолжения обучения и получения раввинского звания (см. [[Смиха]]).
 +
 
 +
В начале 20 в. евреи были самой большой этнической группой среди населения Цхинвали. Так, в 1917 г. из 900 дворов — 346 были еврейскими, то есть 38,4% (грузинскими — 34,4%, армянскими — 17,7%, осетинскими — 8,8%).
 +
=== При советской власти ===
 +
 
 +
При советской власти процент евреев в населении города уменьшился и составлял к началу 1970-х гг. около 25%.
 +
 
 +
Если на начальном этапе «советского строительства» власти не очень активно вмешивались во внутреннюю жизнь еврейской общины, то с конца 1920-х гг. в качестве своего идеологического противника в среде грузинских евреев они рассматривали религию.  
 +
 
 +
Однако благодаря Хволесу и его ученикам традиционное еврейское воспитание в Цхинвали продолжало оставаться до середины 1930-х гг. на высоком уровне.  
 +
 
 +
В сентябре 1937 г. в Цхинвали были арестованы девять [[Хахам|хахамов]] (двое из них — [[Ашкеназы|ашкеназы]]) и расстреляны без суда в тюрьме.  
 +
 
 +
Из шести действующих синагог со временем осталась одна (пять были закрыты по распоряжению властей).  
 +
 
 +
Несмотря на это, большинство местных евреев продолжали в большей или меньшей степени соблюдать традиционный еврейский образ жизни.
 +
=== Семидесятые - девяностые годы ===
С начала 1970-х гг. началась [[Алия|алия]] евреев Цхинвали; к середине 1990-х гг. большинство евреев города переселилось в Израиль.
С начала 1970-х гг. началась [[Алия|алия]] евреев Цхинвали; к середине 1990-х гг. большинство евреев города переселилось в Израиль.
Вследствие межнационального конфликта между грузинами и осетинами, вспыхнувшего при распаде Советского Союза (начало 1990-х гг.), евреи (как грузиноязычное население) вместе с грузинами вынуждены были покинуть Цхинвали. Одним из последних оставил город раввин Х. А. Манашеров (1912–95).
Вследствие межнационального конфликта между грузинами и осетинами, вспыхнувшего при распаде Советского Союза (начало 1990-х гг.), евреи (как грузиноязычное население) вместе с грузинами вынуждены были покинуть Цхинвали. Одним из последних оставил город раввин Х. А. Манашеров (1912–95).
-
 
+
== Известные выходцы из Цхинвали ==
-
Выходцами из Цхинвали были многие общественные деятели, писатели и актеры, в том числе публицист и деятель [[Сионизм|сионизма]] Н. Элиашвили (1893–1929; с 1925 г. в [[Эрец-Исраэль]]), историк А. Крихели (1904–74; с 1973 г. в Израиле), писатели Аврахам (родился в 1924 г.) и Тамара Мамистваловы (оба в Израиле с 1974 г.), актеры Тобу и Кимано Крихели и другие.
+
 +
Выходцами из Цхинвали были многие общественные деятели, писатели и актеры, в том числе публицист и деятель [[Сионизм|сионизма]] Н. Элиашвили (1893–1929; с 1925 г. в [[Эрец-Исраэль]]), историк А. Крихели (1904–74; с 1973 г. в Израиле), писатели Авраhам (родился в 1924 г.) и Тамара Мамистваловы (оба в Израиле с 1974 г.), актеры Тобу и Кимано Крихели и другие.
{{ElevenCopyRight|14652|ЦХИНВАЛИ}}
{{ElevenCopyRight|14652|ЦХИНВАЛИ}}
-
 
+
[[Категория:Населённые пункты по алфавиту]]
-
[[Категория:Категории к переименованию:Населённые пункты по алфавиту]]
+
[[Категория:История евреев Грузии]]

Текущая версия на 20:26, 4 февраля 2013



Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Цхинвали (в 1934–61 гг. — Сталинири), город (с 1922 г.) в Восточной Грузии, в 1922–91 гг. — центр Юго-Осетинской автономной области в составе Грузинской ССР.

Содержание

Возникновение общины

Предполагается, что евреи (см. Грузинские евреи) поселились в Цхинвали с давних пор. В средние века они занимались торговлей как местной, так и, по-видимому, международной, о чем свидетельствуют найденные в Цхинвали и в его окрестностях арабские, византийские, турецкие, персидские (эпохи Сасанидов) монеты.

Семнадцатый - восемнадцатый век

В 1664 г. царица Мария подарила монастырю Светицховели (город Мцхета) шесть крепостных евреев из Цхинвали, занимавшихся торговлей.

В конце 18 в. царица Дареджан владела в Цхинвали семью семьями крепостных евреев-торговцев.

В документах этого периода упомянуты имена еще нескольких евреев, проживавших в Цхинвали. Сохранилось свидетельство (от 1792 г.) того, что евреи Цхинвали занимались продажей изделий из хлопка.

Девятнадцатый век

В 19 в. еврейское население города значительно выросло.

До 1864–65 гг. евреи Цхинвали и прилегавшего к нему района были крепостными (как и абсолютное большинство грузинских евреев, делившимися на три категории: царские, помещичьи и церковные.

Так как церковная зависимость считалась самой легкой, то многие евреи Цхинвали при возможности избирали ее. Так, например, семья церковных крепостных Манашерашвили была обязана в течение года предоставлять пять фунтов воска церкви, после чего была свободна от всех крепостных повинностей.

В Цхинвали проживали также и свободные евреи-торговцы, по-видимому, выкупившие себя из крепостной зависимости.

Крепостные евреи в Цхинвали и в его окрестностях в основном занимались сельским хозяйством, ремеслами и торговлей.

После освобождения крестьян в Цхинвали и окрестностях (1864–65) отдельные семьи евреев из Цхинвали приобрели земельные участки близ города (деревни Земо Хвити, Тамарашени и другие) и с большим успехом занимались сельским хозяйством.

Крестьяне — выходцы из одного села переселялись единой группой в Цхинвали, как и в другие города Грузии, где стремились основывать собственные синагоги.

Это способствовало тому, что в 1870-е–1880-е гг. окончательно сформировалась структура еврейской общины города.

К концу 19 в. в Цхинвали было шесть синагог.

Процесс урбанизации грузинских евреев привел к появлению среди них среднего класса — в Цхинвали евреи владели кирпичным заводом и другими предприятиями, им принадлежали почти все мануфактурные магазины.

В Цхинвали были две пекарни по выпечке маццы, которая считалась лучшей по качеству в Восточной Грузии.

Большинство сапожников, шапочников, портных, пекарей и мясников Цхинвали были евреи.

Однако основным занятием евреев Цхинвали была торговля (большей частью вразнос; см. Коробейничество).

Часто евреи-коробейники становились жертвами грабителей; были также случаи, когда грузинские дворяне отбирали у евреев их товар.

В конце 1890-х гг. раввином Цхинвали был избран ученик раввина И. Э. Спектора, раввин Авраhам hа-Леви Хволес (1857–1931).

Единственным языком общения между ним и его общиной был иврит, и со временем число пользовавшихся этим языком среди евреев Цхинвали значительно возросло.

Двадцатый век

В 1906 г. Хволес открыл в Цхинвали первую для грузинских евреев талмуд-тору, в которой училось около 400 учеников, не только из Цхинвали, но и из других населенных пунктов Восточной Грузии.

Впервые в истории грузинских евреев он ввел обучение девочек, пригласив для этого учительницу иврита.

Благодаря его просветительской деятельности город в среде грузинских евреев стали называть «Вторым Иерусалимом».

Для более широкого приобщения местных евреев (в основном занимавшихся торговлей) к ремесленному труду Хволес привлек мастеров-учителей к обучению мальчиков сапожному ремеслу, дублению кож, мыловарению и другим ремеслам.

Лучших учеников Хволес отправлял в литовские иешивы для продолжения обучения и получения раввинского звания (см. Смиха).

В начале 20 в. евреи были самой большой этнической группой среди населения Цхинвали. Так, в 1917 г. из 900 дворов — 346 были еврейскими, то есть 38,4% (грузинскими — 34,4%, армянскими — 17,7%, осетинскими — 8,8%).

При советской власти

При советской власти процент евреев в населении города уменьшился и составлял к началу 1970-х гг. около 25%.

Если на начальном этапе «советского строительства» власти не очень активно вмешивались во внутреннюю жизнь еврейской общины, то с конца 1920-х гг. в качестве своего идеологического противника в среде грузинских евреев они рассматривали религию.

Однако благодаря Хволесу и его ученикам традиционное еврейское воспитание в Цхинвали продолжало оставаться до середины 1930-х гг. на высоком уровне.

В сентябре 1937 г. в Цхинвали были арестованы девять хахамов (двое из них — ашкеназы) и расстреляны без суда в тюрьме.

Из шести действующих синагог со временем осталась одна (пять были закрыты по распоряжению властей).

Несмотря на это, большинство местных евреев продолжали в большей или меньшей степени соблюдать традиционный еврейский образ жизни.

Семидесятые - девяностые годы

С начала 1970-х гг. началась алия евреев Цхинвали; к середине 1990-х гг. большинство евреев города переселилось в Израиль.

Вследствие межнационального конфликта между грузинами и осетинами, вспыхнувшего при распаде Советского Союза (начало 1990-х гг.), евреи (как грузиноязычное население) вместе с грузинами вынуждены были покинуть Цхинвали. Одним из последних оставил город раввин Х. А. Манашеров (1912–95).

Известные выходцы из Цхинвали

Выходцами из Цхинвали были многие общественные деятели, писатели и актеры, в том числе публицист и деятель сионизма Н. Элиашвили (1893–1929; с 1925 г. в Эрец-Исраэль), историк А. Крихели (1904–74; с 1973 г. в Израиле), писатели Авраhам (родился в 1924 г.) и Тамара Мамистваловы (оба в Израиле с 1974 г.), актеры Тобу и Кимано Крихели и другие.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЦХИНВАЛИ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация