Цхинвали - еврейская община
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Цхинвали (ЭЕЭ)» в «Цхинвали») |
Марк (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «История евреев Грузии» с помощью HotCat) |
||
(6 промежуточных версий не показаны.) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
Строка 26: | Строка 26: | ||
'''Цхинвали''' (в 1934–61 гг. — Сталинири), город (с 1922 г.) в Восточной [[Грузия|Грузии]], в 1922–91 гг. — центр Юго-Осетинской автономной области в составе Грузинской ССР. | '''Цхинвали''' (в 1934–61 гг. — Сталинири), город (с 1922 г.) в Восточной [[Грузия|Грузии]], в 1922–91 гг. — центр Юго-Осетинской автономной области в составе Грузинской ССР. | ||
+ | == Возникновение общины == | ||
- | Предполагается, что евреи (см. [[Грузинские Евреи|Грузинские евреи]]) поселились в Цхинвали с давних пор. В средние века они занимались торговлей как местной, так и, по-видимому, международной, о чем свидетельствуют найденные в Цхинвали и в его окрестностях арабские, византийские, турецкие, персидские (эпохи Сасанидов) монеты. | + | Предполагается, что евреи (см. [[Грузинские Евреи|Грузинские евреи]]) поселились в Цхинвали с давних пор. В средние века они занимались торговлей как местной, так и, по-видимому, международной, о чем свидетельствуют найденные в Цхинвали и в его окрестностях арабские, византийские, турецкие, персидские (эпохи Сасанидов) монеты. |
+ | == Семнадцатый - восемнадцатый век == | ||
- | + | В 1664 г. царица Мария подарила монастырю Светицховели (город Мцхета) шесть крепостных евреев из Цхинвали, занимавшихся торговлей. | |
- | + | В конце 18 в. царица Дареджан владела в Цхинвали семью семьями крепостных евреев-торговцев. | |
- | В | + | В документах этого периода упомянуты имена еще нескольких евреев, проживавших в Цхинвали. Сохранилось свидетельство (от 1792 г.) того, что евреи Цхинвали занимались продажей изделий из хлопка. |
+ | == Девятнадцатый век == | ||
- | + | В 19 в. еврейское население города значительно выросло. | |
- | + | До 1864–65 гг. евреи Цхинвали и прилегавшего к нему района были крепостными (как и абсолютное большинство [[Грузинские Евреи|грузинских]] евреев, делившимися на три категории: царские, помещичьи и церковные. | |
- | Если на начальном этапе «советского строительства» власти не очень активно вмешивались во внутреннюю жизнь еврейской общины, то с конца 1920-х гг. в качестве своего идеологического противника в среде грузинских евреев они рассматривали религию. Однако благодаря Хволесу и его ученикам традиционное еврейское воспитание в Цхинвали продолжало оставаться до середины 1930-х гг. на высоком уровне. В сентябре 1937 г. в Цхинвали были арестованы девять [[Хахам|хахамов]] (двое из них — [[Ашкеназы|ашкеназы]]) и расстреляны без суда в тюрьме. Из шести действующих синагог со временем осталась одна (пять были закрыты по распоряжению властей). Несмотря на это, большинство местных евреев продолжали в большей или меньшей степени соблюдать традиционный еврейский образ жизни. | + | Так как церковная зависимость считалась самой легкой, то многие евреи Цхинвали при возможности избирали ее. Так, например, семья церковных крепостных Манашерашвили была обязана в течение года предоставлять пять фунтов воска церкви, после чего была свободна от всех крепостных повинностей. |
+ | |||
+ | В Цхинвали проживали также и свободные евреи-торговцы, по-видимому, выкупившие себя из крепостной зависимости. | ||
+ | |||
+ | Крепостные евреи в Цхинвали и в его окрестностях в основном занимались сельским хозяйством, ремеслами и торговлей. | ||
+ | |||
+ | После освобождения крестьян в Цхинвали и окрестностях (1864–65) отдельные семьи евреев из Цхинвали приобрели земельные участки близ города (деревни Земо Хвити, Тамарашени и другие) и с большим успехом занимались сельским хозяйством. | ||
+ | |||
+ | Крестьяне — выходцы из одного села переселялись единой группой в Цхинвали, как и в другие города Грузии, где стремились основывать собственные [[Синагога|синагоги]]. | ||
+ | |||
+ | Это способствовало тому, что в 1870-е–1880-е гг. окончательно сформировалась структура еврейской общины города. | ||
+ | |||
+ | К концу 19 в. в Цхинвали было шесть синагог. | ||
+ | |||
+ | Процесс урбанизации грузинских евреев привел к появлению среди них среднего класса — в Цхинвали евреи владели кирпичным заводом и другими предприятиями, им принадлежали почти все мануфактурные магазины. | ||
+ | |||
+ | В Цхинвали были две пекарни по выпечке [[Мацца|маццы]], которая считалась лучшей по качеству в Восточной Грузии. | ||
+ | |||
+ | Большинство сапожников, шапочников, портных, пекарей и мясников Цхинвали были евреи. | ||
+ | |||
+ | Однако основным занятием евреев Цхинвали была торговля (большей частью вразнос; см. [[Коробейничество]]). | ||
+ | |||
+ | Часто евреи-коробейники становились жертвами грабителей; были также случаи, когда грузинские дворяне отбирали у евреев их товар. | ||
+ | |||
+ | В конце 1890-х гг. раввином Цхинвали был избран ученик раввина [[Спектор, Ицхак Элханан|И. Э. Спектора]], раввин Авраhам hа-Леви Хволес (1857–1931). | ||
+ | |||
+ | Единственным языком общения между ним и его общиной был [[Иврит Язык|иврит]], и со временем число пользовавшихся этим языком среди евреев Цхинвали значительно возросло. | ||
+ | == Двадцатый век == | ||
+ | |||
+ | В 1906 г. Хволес открыл в Цхинвали первую для грузинских евреев [[Талмуд-Тора|талмуд-тору]], в которой училось около 400 учеников, не только из Цхинвали, но и из других населенных пунктов Восточной Грузии. | ||
+ | |||
+ | Впервые в истории грузинских евреев он ввел обучение девочек, пригласив для этого учительницу иврита. | ||
+ | |||
+ | Благодаря его просветительской деятельности город в среде грузинских евреев стали называть «Вторым Иерусалимом». | ||
+ | |||
+ | Для более широкого приобщения местных евреев (в основном занимавшихся торговлей) к ремесленному труду Хволес привлек мастеров-учителей к обучению мальчиков сапожному ремеслу, дублению кож, мыловарению и другим ремеслам. | ||
+ | |||
+ | Лучших учеников Хволес отправлял в литовские [[Иешива|иешивы]] для продолжения обучения и получения раввинского звания (см. [[Смиха]]). | ||
+ | |||
+ | В начале 20 в. евреи были самой большой этнической группой среди населения Цхинвали. Так, в 1917 г. из 900 дворов — 346 были еврейскими, то есть 38,4% (грузинскими — 34,4%, армянскими — 17,7%, осетинскими — 8,8%). | ||
+ | === При советской власти === | ||
+ | |||
+ | При советской власти процент евреев в населении города уменьшился и составлял к началу 1970-х гг. около 25%. | ||
+ | |||
+ | Если на начальном этапе «советского строительства» власти не очень активно вмешивались во внутреннюю жизнь еврейской общины, то с конца 1920-х гг. в качестве своего идеологического противника в среде грузинских евреев они рассматривали религию. | ||
+ | |||
+ | Однако благодаря Хволесу и его ученикам традиционное еврейское воспитание в Цхинвали продолжало оставаться до середины 1930-х гг. на высоком уровне. | ||
+ | |||
+ | В сентябре 1937 г. в Цхинвали были арестованы девять [[Хахам|хахамов]] (двое из них — [[Ашкеназы|ашкеназы]]) и расстреляны без суда в тюрьме. | ||
+ | |||
+ | Из шести действующих синагог со временем осталась одна (пять были закрыты по распоряжению властей). | ||
+ | |||
+ | Несмотря на это, большинство местных евреев продолжали в большей или меньшей степени соблюдать традиционный еврейский образ жизни. | ||
+ | === Семидесятые - девяностые годы === | ||
С начала 1970-х гг. началась [[Алия|алия]] евреев Цхинвали; к середине 1990-х гг. большинство евреев города переселилось в Израиль. | С начала 1970-х гг. началась [[Алия|алия]] евреев Цхинвали; к середине 1990-х гг. большинство евреев города переселилось в Израиль. | ||
Вследствие межнационального конфликта между грузинами и осетинами, вспыхнувшего при распаде Советского Союза (начало 1990-х гг.), евреи (как грузиноязычное население) вместе с грузинами вынуждены были покинуть Цхинвали. Одним из последних оставил город раввин Х. А. Манашеров (1912–95). | Вследствие межнационального конфликта между грузинами и осетинами, вспыхнувшего при распаде Советского Союза (начало 1990-х гг.), евреи (как грузиноязычное население) вместе с грузинами вынуждены были покинуть Цхинвали. Одним из последних оставил город раввин Х. А. Манашеров (1912–95). | ||
- | + | == Известные выходцы из Цхинвали == | |
- | Выходцами из Цхинвали были многие общественные деятели, писатели и актеры, в том числе публицист и деятель [[Сионизм|сионизма]] Н. Элиашвили (1893–1929; с 1925 г. в [[Эрец-Исраэль]]), историк А. Крихели (1904–74; с 1973 г. в Израиле), писатели | + | |
+ | Выходцами из Цхинвали были многие общественные деятели, писатели и актеры, в том числе публицист и деятель [[Сионизм|сионизма]] Н. Элиашвили (1893–1929; с 1925 г. в [[Эрец-Исраэль]]), историк А. Крихели (1904–74; с 1973 г. в Израиле), писатели Авраhам (родился в 1924 г.) и Тамара Мамистваловы (оба в Израиле с 1974 г.), актеры Тобу и Кимано Крихели и другие. | ||
{{ElevenCopyRight|14652|ЦХИНВАЛИ}} | {{ElevenCopyRight|14652|ЦХИНВАЛИ}} | ||
- | + | [[Категория:Населённые пункты по алфавиту]] | |
- | [[Категория | + | [[Категория:История евреев Грузии]] |
Текущая версия на 20:26, 4 февраля 2013
Источник: | ||||||||
|
Цхинвали (в 1934–61 гг. — Сталинири), город (с 1922 г.) в Восточной Грузии, в 1922–91 гг. — центр Юго-Осетинской автономной области в составе Грузинской ССР.
Содержание |
Возникновение общины
Предполагается, что евреи (см. Грузинские евреи) поселились в Цхинвали с давних пор. В средние века они занимались торговлей как местной, так и, по-видимому, международной, о чем свидетельствуют найденные в Цхинвали и в его окрестностях арабские, византийские, турецкие, персидские (эпохи Сасанидов) монеты.
Семнадцатый - восемнадцатый век
В 1664 г. царица Мария подарила монастырю Светицховели (город Мцхета) шесть крепостных евреев из Цхинвали, занимавшихся торговлей.
В конце 18 в. царица Дареджан владела в Цхинвали семью семьями крепостных евреев-торговцев.
В документах этого периода упомянуты имена еще нескольких евреев, проживавших в Цхинвали. Сохранилось свидетельство (от 1792 г.) того, что евреи Цхинвали занимались продажей изделий из хлопка.
Девятнадцатый век
В 19 в. еврейское население города значительно выросло.
До 1864–65 гг. евреи Цхинвали и прилегавшего к нему района были крепостными (как и абсолютное большинство грузинских евреев, делившимися на три категории: царские, помещичьи и церковные.
Так как церковная зависимость считалась самой легкой, то многие евреи Цхинвали при возможности избирали ее. Так, например, семья церковных крепостных Манашерашвили была обязана в течение года предоставлять пять фунтов воска церкви, после чего была свободна от всех крепостных повинностей.
В Цхинвали проживали также и свободные евреи-торговцы, по-видимому, выкупившие себя из крепостной зависимости.
Крепостные евреи в Цхинвали и в его окрестностях в основном занимались сельским хозяйством, ремеслами и торговлей.
После освобождения крестьян в Цхинвали и окрестностях (1864–65) отдельные семьи евреев из Цхинвали приобрели земельные участки близ города (деревни Земо Хвити, Тамарашени и другие) и с большим успехом занимались сельским хозяйством.
Крестьяне — выходцы из одного села переселялись единой группой в Цхинвали, как и в другие города Грузии, где стремились основывать собственные синагоги.
Это способствовало тому, что в 1870-е–1880-е гг. окончательно сформировалась структура еврейской общины города.
К концу 19 в. в Цхинвали было шесть синагог.
Процесс урбанизации грузинских евреев привел к появлению среди них среднего класса — в Цхинвали евреи владели кирпичным заводом и другими предприятиями, им принадлежали почти все мануфактурные магазины.
В Цхинвали были две пекарни по выпечке маццы, которая считалась лучшей по качеству в Восточной Грузии.
Большинство сапожников, шапочников, портных, пекарей и мясников Цхинвали были евреи.
Однако основным занятием евреев Цхинвали была торговля (большей частью вразнос; см. Коробейничество).
Часто евреи-коробейники становились жертвами грабителей; были также случаи, когда грузинские дворяне отбирали у евреев их товар.
В конце 1890-х гг. раввином Цхинвали был избран ученик раввина И. Э. Спектора, раввин Авраhам hа-Леви Хволес (1857–1931).
Единственным языком общения между ним и его общиной был иврит, и со временем число пользовавшихся этим языком среди евреев Цхинвали значительно возросло.
Двадцатый век
В 1906 г. Хволес открыл в Цхинвали первую для грузинских евреев талмуд-тору, в которой училось около 400 учеников, не только из Цхинвали, но и из других населенных пунктов Восточной Грузии.
Впервые в истории грузинских евреев он ввел обучение девочек, пригласив для этого учительницу иврита.
Благодаря его просветительской деятельности город в среде грузинских евреев стали называть «Вторым Иерусалимом».
Для более широкого приобщения местных евреев (в основном занимавшихся торговлей) к ремесленному труду Хволес привлек мастеров-учителей к обучению мальчиков сапожному ремеслу, дублению кож, мыловарению и другим ремеслам.
Лучших учеников Хволес отправлял в литовские иешивы для продолжения обучения и получения раввинского звания (см. Смиха).
В начале 20 в. евреи были самой большой этнической группой среди населения Цхинвали. Так, в 1917 г. из 900 дворов — 346 были еврейскими, то есть 38,4% (грузинскими — 34,4%, армянскими — 17,7%, осетинскими — 8,8%).
При советской власти
При советской власти процент евреев в населении города уменьшился и составлял к началу 1970-х гг. около 25%.
Если на начальном этапе «советского строительства» власти не очень активно вмешивались во внутреннюю жизнь еврейской общины, то с конца 1920-х гг. в качестве своего идеологического противника в среде грузинских евреев они рассматривали религию.
Однако благодаря Хволесу и его ученикам традиционное еврейское воспитание в Цхинвали продолжало оставаться до середины 1930-х гг. на высоком уровне.
В сентябре 1937 г. в Цхинвали были арестованы девять хахамов (двое из них — ашкеназы) и расстреляны без суда в тюрьме.
Из шести действующих синагог со временем осталась одна (пять были закрыты по распоряжению властей).
Несмотря на это, большинство местных евреев продолжали в большей или меньшей степени соблюдать традиционный еврейский образ жизни.
Семидесятые - девяностые годы
С начала 1970-х гг. началась алия евреев Цхинвали; к середине 1990-х гг. большинство евреев города переселилось в Израиль.
Вследствие межнационального конфликта между грузинами и осетинами, вспыхнувшего при распаде Советского Союза (начало 1990-х гг.), евреи (как грузиноязычное население) вместе с грузинами вынуждены были покинуть Цхинвали. Одним из последних оставил город раввин Х. А. Манашеров (1912–95).
Известные выходцы из Цхинвали
Выходцами из Цхинвали были многие общественные деятели, писатели и актеры, в том числе публицист и деятель сионизма Н. Элиашвили (1893–1929; с 1925 г. в Эрец-Исраэль), историк А. Крихели (1904–74; с 1973 г. в Израиле), писатели Авраhам (родился в 1924 г.) и Тамара Мамистваловы (оба в Израиле с 1974 г.), актеры Тобу и Кимано Крихели и другие.