Ганновер, Натан Моисей

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Пучина бездонная)
(Перенаправление на ej:Ганновер, Натан Моисей)
 
(1 промежуточная версия не показана)
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 2
+
#redirect [[:ej:Ганновер, Натан Моисей]]
-
| АВТОР1  =
+
-
| АВТОР2 =
+
-
| АВТОР3 =
+
-
| СУПЕРВАЙЗЕР =
+
-
| ПРОЕКТ =
+
-
| ПОДТЕМА =
+
-
| КАЧЕСТВО  =
+
-
| УРОВЕНЬ  =
+
-
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
+
-
| ВИКИПЕДИЯ =
+
-
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
+
-
}}{{Учёный
+
-
|Имя                  = Натан бен Моисей Ѓанновер
+
-
|Оригинал имени      = '''נתן נטע הנובר'''
+
-
|Изображение                =
+
-
|Ширина              =
+
-
|Описание изображения              =
+
-
|Дата рождения        = 1610
+
-
|Место рождения      = {{МестоРождения|Изяслав (город)|в Изяславе}}
+
-
|Дата смерти          = 14.07.1683
+
-
|Место смерти        = [[Венгерский Брод]], {{МестоСмерти|Чехия}}
+
-
|Гражданство          =
+
-
|Научная сфера        =
+
-
|Место работы        =
+
-
|Учёная степень      =
+
-
|Учёное звание        =
+
-
|Альма-матер          =
+
-
|Научный руководитель =
+
-
|Знаменитые ученики  =
+
-
|Известен как        = [[Раввин]], [[историк]], [[писатель]]
+
-
|Награды и премии    =
+
-
|Сайт                =
+
-
|Викитека            =
+
-
}}
+
-
'''Натан бен Моисей Ѓанновер'''  (Hannover, Nathan Nata; в русском традиционном написании — Ѓанновер Натан Ноте; погиб в 1683 г., местечко Унгариш Брод, Австрия, ныне Угерски Брод, Чехия) — еврейский религиозный деятель, [[хахам]], летописец, писатель, проповедник и [[Каббала|каббалист]]. [[Раввин]] в [[Яссы|Яссах]].
+
-
[[Файл:The Big synagogue in Zaslav.jpg|[[Большая синагога (Изяслав)|Великая синагога Изяслава]], где начинал учить Натан Моисей Ѓанновер|251 px|thumb]]
+
-
 
+
-
== Биография ==
+
-
Ѓанновер получил [[талмуд]]ическое образование, занимался [[Лурианская каббала|лурианской каббалой]] под руководством [[раввин]]а Шимшона бен Песаха из Острополя (погиб в 1648 г.).  Был хорошо знаком с еврейской исторической литературой, в частности, с хроникой [[Ганс, Давид|Д. Ганса]] (1541–1613) «Цемах Давид» («Росток Давида», Прага, 1592), продолжением которой считал свое историческое сочинение.
+
-
 
+
-
Знал польский и украинские языки, а также [[латынь]] и живые языки Центральной Европы, что послужило основой его полиязычного словаря (см. ниже), был популярным проповедником. Литературный стиль Ѓанновера вызывал восхищение современников и потомков.
+
-
 
+
-
Его отец, раввин Моше Ѓанновер, был убит в городе [[Острог (город)|Остроге]] в 1648 г. во время [[Хмельничина|восстания Хмельницкого]]. В это время Ѓанновер жил в доме торговца по имени Аврахам в качестве «ученого зятя» в [[Изяслав (город)|Изяславе]]. При приближении войск повстанцев семья его бежала из местечка.
+
-
 
+
-
После скитаний по общинам Европы Ѓанновер поселился в [[Венеция|Венеции]], где продолжил обучение в школе рабби Давида Валенсина. В 1653 г. жил в [[Ливорно]], откуда вернулся с [[Каббала|каббалистом]] Натаном Спирою в [[Венеция|Венецию]] и занимался в школе братьев Мониан. Его друзьями в Италии были каббалисты Биньямин Леви из [[Цфат]]а, [[Закуто|Моше бен Мордехай Закуто]] и Шмуэль Абоав (1616–94).
+
-
 
+
-
Позже Ѓанновер переехал в [[Молдавия|Молдавское княжество]], был раввином в [[Яссы|Яссах]], потом в [[Фокшаны|Фокшанах]], вновь вернулся в Италию, а затем принял приглашение на службу в местечке Венгерский Брод в [[Моравия|Моравии]], где состоял помощником раввина и занимался каббалой.
+
-
 
+
-
14 июля 1683 г. местечко захватил отряд венгерских повстанцев (куруцев), боровшихся в союзе с Турцией против австрийского господства. 113 евреев были жестоко убиты (большинство сожжены заживо). Среди 37 жертв погрома, чьи имена традиция общины сохранила, — помощник раввина Ѓанновер.
+
-
 
+
-
Существуют альтернативные сведения, согласно которым в начале 1670-х годов он возвратился в Италию, где и умер в городе Пьеве ди Сакко<ref>Jacob Aboab, letter to Unger (Wolf, Bibl. Hebr. iii., No. 1728)</ref>.
+
-
 
+
-
== Пучина бездонная ==
+
-
Из литературного наследия Ѓанновера наиболее известно небольшое по объёму сочинение  «Иевен мецула» («Пучина бездонная», Венеция, 1653) — хроника исторических событий 1648 г. Название — из Пс., 69:3 [в русской традиции 68:3]. В названии используется игра слов: первое слово на [[иврит]]е может также означать [[Греция|Грецию]], символизирующую [[Православие|православие]], с которым отождествлялось войско Хмельницкого.
+
-
 
+
-
Автор начинает свой рассказ описанием бунтов казацких гетманов Наливайки и Павлюка. Остановившись подробно на личности Хмельницкого и на его первых действиях, описывает кровавые [[погром]]ы в [[Немиров (Винницкая область)|Немирове]], [[Тульчин]]е, [[Бар (город, Украина)|Баре]], [[Острог (город)|Остроге]] и других городах.
+
-
 
+
-
В повествовании о разгроме еврейских общин повстанцами звучат личные воспоминания автора и свидетельства очевидцев, цитируются письменные источники.
+
-
 
+
-
В традициях [[Гомилетическая литература|проповеднической литературы]] Ѓанновер объясняет бедствия евреев несоблюдением заповедей и «муками, возвещающими пришествие [[Мессия|Мессии»]], однако осознает и социальные причины украинского восстания: «... евреи своим высоким положением вызывали зависть».
+
-
 
+
-
Ѓанновер не сразу приступает к изложению событий крестьянской войны, а задерживается, на тех явлениях, которые, по его мнению, обусловили бедствия. Демонстрируя поразительную для своего времени широту взглядов, Ѓанновер неоднократно пытается увидеть события глазами противника:
+
-
<blockquote>Вышеупомянутый король [Сигизмунд] стал возвышать магнатов и панов польской веры и унижать магнатов и панов греческой веры, так что почти все православные магнаты и паны изменили своей вере и перешли в польскую, а православный народ стал все больше нищать, сделался презираемым и низким и обратился в крепостных и слуг поляков и даже — особо скажем — у евреев.</blockquote>
+
-
 
+
-
Воздавая должное заступничеству полководца Иеремии Вишневецкого за евреев, Ѓанновер указывает на роковой выбор в качестве главнокомандующего польскими войсками князя Владислава Доминика Заславского, слабодушного и трусливого магната: «этот князь принес еще больше несчастий еврейству и всем польским областям».
+
-
 
+
-
Хронист скорбит о многих тысячах еврейских жертв, но его повествование никогда не переходит в слезливую элегию, демонстрируя отточенную сдержанность стиля.
+
-
 
+
-
Последние страницы летописи посвящены описанию общественной и бытовой жизни польского еврейства накануне катастрофы; яркая картина умственной работы в [[йешива]]х принадлежит к лучшим страницам сочинения. Автор восхваляет также благотворительность польских евреев и в нескольких сжатых фразах вполне характеризует деятельность [[Ваад четырех стран|Ваада четырех стран]].
+
-
 
+
-
В своем сочинении Ѓанновер писал:
+
-
<blockquote>Таковы слова сочинителя Натана Ноты, сына мученика р. Мойсея Ѓанновера (да благословенна будет память праведника) Ашкенази, который жительствовал в св. общине [[Изяслав (город)|Заслав]], вблизи св. общины столичного града [[Острог (город)|Острог]], что в округе [[Волынь]], в славной стране Русь.</blockquote>
+
-
 
+
-
Летопись была издана впервые в [[Венеция|Венеции]] в 1653 году; позже она вышла в Дигернфурте (1727, вместе с [[слихот]] [[Геллер, Иом-Тоб Липман|Иом-Тоб Липмана Геллера]]). После этого она выдержала множество изданий на иврите. Переводы её на [[идиш]] впервые появились в [[Амстердам]]е (в 1686 и 1725 гг.) и в Вандсбеке, а последний вышел в 1938 году. На французский язык "Иевен мецула" была переведена с [[иврит]]ского издания D. Lévy под заглавием "Quatre années de guerre des polonais" (Tlemcen, 1855).
+
-
 
+
-
С этого издания Кайзерлинг сделал немецкий перевод, который был просмотрен и снабжен дополнениями польским историком Лелевелем, под заглавием: "Jewen Mezulah, Schilderung d. poln.-kosakischen Krieges u. d. Leiden d. Juden in Poland während d. Jahre 1648—53" (1863). С немецкого перевода летопись была переведена обратно на еврейский язык Хаимом Поллаком в יחצנה ידוהיה, III, 1866.
+
-
 
+
-
На польском книга издана в 1912 году, на английском в 1950, на русском в 1878 и 1997 годах.
+
-
 
+
-
Русский перевод был сделан и издан [[Манделькерн, Соломон|С. Манделькерном]] под названием "Богдан Хмельницкий; рассказ еврея современника-очевидца (Натана Ѓанновера) ο событиях в Малороссии за 1640—1652 гг." (1878). Историк Костомаров привел ряд отрывков из этого перевода в своем "Богдане Хмельницком" (III, 283—306).
+
-
 
+
-
Летопись Считается одним из самых информативных источников о войнах 1648–49 гг. Она послужила материалом для драмы в стихах [[Минский, Николай Максимович|Н. Минского]] «Осада Тульчина» (1888) и романа [[Аш, Шолом|Ш. Аша]] «Кидуш hа-Шем» («Во славу Божию», 1919).
+
-
 
+
-
== Сочинения ==
+
-
Из других известных сочинений Ѓанновера:
+
-
* проповедь на праздник [[Суккот]] «Та‘амей сукка» («Смысл праздничного шатра»), Амстердам, 1652
+
-
* «Иевен мецула» («Пучина бездонная»), Венеция, 1653
+
-
* параллельный еврейско-немецко-итальянско-латинский словарь «Сафа брура» («Понятный язык»), Прага, 1660
+
-
* многократно переиздававшийся сборник каббалистических очерков «Ша‘арей Цион» («Врата Сиона»), Прага, 1662
+
-
 
+
-
== Литература ==
+
-
{{reflist}}
+
-
 
+
-
== Источники ==
+
-
* КЕЭ, том 9, кол. 615–616
+
-
* Sprawy i rzeczy ukraińskie. Materjały do dziejów kozaczyzny i hajdamaczyzny / Wyd. Fr. Rawita-Gawroński. Lwów, 1914 {{ref-pl}}
+
-
* Israelson I. N. Hannover // Historische Schriften. T. 1. Warszawa, 1929. S. 1-26 {{ref-yi}}
+
-
* Weinryb B.D. The Hebrew Chronicles on Bohdan Khmel'nyts'kyj and the Cossack-Polish War // Harvard Ukrainian Studies. 1977, vol. l, nr 2. P. 153-177{{ref-en}}
+
-
* [http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=261&letter=H&search=Hannover HANNOVER, NATHAN (NATA) BEN MOSES]{{ref-en}}
+
-
* Еврейские хроники XVII столетия (Памятники еврейской исторической мысли), 1997.
+
-
 
+
-
[[Категория:Раввины Румынии]]
+
-
[[Категория:Еврейские писатели]]
+
-
[[Категория:Каббалисты]]
+
-
[[Категория:Раввины Украины]]
+
-
[[Категория:Еврейские историографы]]
+
-
[[Категория:Жертвы антисемитизма]]
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|11054|Ѓанновер Натан Ната}}
+
-
{{WikiCopyRight}}
+

Текущая версия на 21:26, 5 ноября 2013

  1. redirect ej:Ганновер, Натан Моисей
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация