м |
|
(5 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 4
| + | #redirect [[:ej:Ганновер, Натан Моисей]] |
- | | АВТОР1 =
| + | |
- | | АВТОР2 =
| + | |
- | | АВТОР3 =
| + | |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР =
| + | |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |
- | | КАЧЕСТВО =
| + | |
- | | УРОВЕНЬ =
| + | |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ =
| + | |
- | | ВИКИПЕДИЯ =
| + | |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ =
| + | |
- | }}{{Учёный
| + | |
- | |Имя = Натан бен Моисей Ганновер
| + | |
- | |Оригинал имени = '''נתן נטע הנובר'''
| + | |
- | |Изображение =
| + | |
- | |Ширина =
| + | |
- | |Описание изображения =
| + | |
- | |Дата рождения = 1610
| + | |
- | |Место рождения = {{МестоРождения|Изяслав (город)|в Изяславе}}
| + | |
- | |Дата смерти = 14.07.1683
| + | |
- | |Место смерти = [[Венгерский Брод]], {{МестоСмерти|Чехия}}
| + | |
- | |Гражданство =
| + | |
- | |Научная сфера =
| + | |
- | |Место работы =
| + | |
- | |Учёная степень =
| + | |
- | |Учёное звание =
| + | |
- | |Альма-матер =
| + | |
- | |Научный руководитель =
| + | |
- | |Знаменитые ученики =
| + | |
- | |Известен как = [[Раввин]], [[историк]], [[писатель]]
| + | |
- | |Награды и премии =
| + | |
- | |Сайт =
| + | |
- | |Викитека =
| + | |
- | }}
| + | |
- | '''Натан бен Моисей Ганновер''' — еврейский религиозный деятель, хахам, историк, писатель. [[Раввин]] в [[Яссы|Яссах]].
| + | |
- | [[Файл:The Big synagogue in Zaslav.jpg|[[Большая синагога (Изяслав)|Великая синагога Изяслава]], где начинал учить Натан Моисей Ганновер|251 px|thumb]]
| + | |
- | | + | |
- | == Биография ==
| + | |
- | Ганновер получил [[талмуд]]ическое образование, занимался лурианской каббалой под руководством [[Раввин|рабби]] Шимшона бен Песаха.
| + | |
- | | + | |
- | Его отец, раввин Моше Ганновер, был убит в городе [[Острог (город)|Остроге]] в [[1648]] г. во время [[Восстание Хмельницкого|восстания Хмельницкого]]. В это время Ганновер жил в доме торговца по имени Аврахам в качестве «ученого зятя» в [[Изяслав (город)|Изяславе]]. При приближении войск повстанцев семья его бежала из местечка. После скитаний по общинам [[Европа|Европы]] Ганновер поселился в [[Венеция|Венеции]], где продолжил обучение в школе рабби Давида Валенсина. В [[1653]] г. жил в [[Ливорно]], откуда снова вернулся с каббалистом Натаном Спирою в [[Венеция|Венецию]] и занимался в школе братьев Мониан.
| + | |
- | | + | |
- | Позже Ганновер переехал в [[Молдавское княжество]], был раввином в [[Яссы|Яссах]], потом в [[Фокшаны|Фокшанах]], вновь вернулся в Италию, а затем принял приглашение на службу в местечке Венгерский Брод в [[Моравия|Моравии]], где состоял помощником раввина и занимался каббалой.
| + | |
- | | + | |
- | Относительно смерти Ганновера существуют две версии. Согласно одним данным, погиб в [[1683 год]]у в Венгерском Броде от рук восставших [[куруцы|куруцев]][http://ru.wikisource.org/wiki/ЕЭБЕ/Ганновер,_Натан_Ната_бен-Моисей]. Согласно другим, в начале [[1670]]-х он возвратился в Италию, где и умер в городе Пьеве ди Сакко<ref>Jacob Aboab, letter to Unger (Wolf, Bibl. Hebr. iii., No. 1728)</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | == Пучина бездонная ==
| + | |
- | Из литературного наследия Ганновера наиболее известно небольшое по объёму сочинение «[[Пучина бездонная]]» — хроника исторических событий 1648 г. В названии используется игра слов: первое слово на [[иврит]]е может также означать [[Греция|Грецию]], символизирующую [[православие]].
| + | |
- | | + | |
- | Автор начинает свой рассказ описанием бунтов [[Казаки|казацких]] гетманов [[Наливайко, Северин|Наливайки]] и [[Павлюк, Павел Михнович|Павлюка]]. Остановившись подробно на личности [[Хмельницкий, Богдан Михайлович|Хмельницкого]] и на его первых действиях, описывает кровавые погромы в [[Немиров (Винницкая область)|Немирове]], [[Тульчин]]е, [[Бар (город, Украина)|Баре]], [[Острог (город)|Остроге]] и других городах. В повествовании о разгроме еврейских общин повстанцами звучат личные воспоминания автора и свидетельства очевидцев, цитируются письменные источники. Ганновер не сразу приступает к изложению событий крестьянской войны, а задерживается, на тех явлениях, которые, по его мнению, обусловили «бедствия»:
| + | |
- | <blockquote>Вышеупомянутый король [Сигизмунд] стал возвышать магнатов и панов польской веры и унижать магнатов и панов греческой веры, так что почти все православные магнаты и паны изменили своей вере и перешли в панскую, а православный народ стал все больше нищать, сделался презираемым и низким и обратился в крепостных и слуг поляков и даже — особо скажем — у евреев.</blockquote>
| + | |
- | | + | |
- | Воздавая должное заступничеству полководца [[Вишневецкий, Иеремия Михаил Корибут Михайлович|Иеремии Вишневецкого]] за евреев, Ганновер указывает на роковой выбор в качестве главнокомандующего польскими войсками князя [[Заславский, Владислав Доминик|Владислава Доминика]], слабодушного и трусливого [[Магнаты|магната]]: «этот князь принес еще больше несчастий [[Евреи|еврейству]] и всем польским областям».
| + | |
- | | + | |
- | Последние страницы летописи посвящены описанию культурной жизни польского еврейства накануне катастрофы; яркая картина умственной работы в [[Иешива|иешиботах]] принадлежит к лучшим страницам сочинения. Автор восхваляет также благотворительность польских евреев и в нескольких сжатых фразах вполне характеризует деятельность [[Ваад четырех стран|Ваада четырех стран]].
| + | |
- | | + | |
- | В своем сочинении Ганновер писал:
| + | |
- | <blockquote>Таковы слова сочинителя Натана Ноты, сына мученика р. Мойсея Ганновера (да благословенна будет память праведника) Ашкенази, который жительствовал в св. общине [[Изяслав (город)|Заслав]], вблизи св. общины столичного града [[Острог (город)|Острог]], что в округе [[Волынь]], в славной стране [[Русь]].</blockquote>
| + | |
- | | + | |
- | Летопись была издана впервые в [[Венеция|Венеции]] в [[1653 год]]у; позже она вышла в [[Бжег-Дольны|Дигернфурте]] ([[1727 год|1727]], вместе с селихот [[Геллер, Иом-Тоб Липман|Иом-Тоб Липмана Геллера]]). После этого она была издаваема многократно. Переводы её на немецко-еврейский жаргон впервые появились в Амстердаме (в 1686 и 1725 гг.) и в Вандсбеке. На французский язык "Jewen Mezulah" была переведена с еврейск. издания D. Lévy под заглавием "Quatre années de guerre des polonais" (Tlemcen, 1855). С этого издания Кайзерлинг сделал немецкий перевод, который был просмотрен и снабжен дополнениями польским историком [[Лелевель, Иоахим|Лелевелем]], под заглавием: "Jewen Mezulah, Schilderung d. poln.-kosakischen Krieges u. d. Leiden d. Juden in Poland während d. Jahre 1648—53" (1863). С немецкого перевода летопись была переведена обратно на евр. язык Хаимом Поллаком в יחצנה ידוהיה, III, 1866.
| + | |
- | | + | |
- | Русский перевод был сделан и издан [[Манделькерн, Соломон|С. Манделькерном]] под названием "Богдан Хмельницкий; рассказ еврея современника-очевидца (Натана Ганновера) ο событиях в Малороссии за 1640—1652 гг." (1878). Историк [[Костомаров, Николай Иванович|Костомаров]] привел ряд отрывков из этого перевода в своем "Богдане Хмельницком" (III, 283—306).
| + | |
- | | + | |
- | Летопись послужила материалом для драмы в стихах [[Минский, Николай Максимович|Н. Минского]] «Осада Тульчина» (1888) и романа [[Аш, Шолом|Ш. Аша]] «Киддуш ха-Шем» («Во славу Божию», 1919).
| + | |
- | | + | |
- | == Сочинения ==
| + | |
- | * «Та‘амей сукка» («Смысл праздничного шатра»), Амстердам, 1652
| + | |
- | * «Иевен мецула» («Пучина бездонная»), Венеция, 1653
| + | |
- | * «Сафа брура» («Понятный язык»), Прага, 1660
| + | |
- | * «Ша‘арей Цион» («Врата Сиона»), Прага, 1662
| + | |
- | | + | |
- | == Литература ==
| + | |
- | {{reflist}}
| + | |
- | | + | |
- | * {{ВТ-ЕЭБЕ|Ганновер, Натан Ната бен-Моисей}}.
| + | |
- | * Sprawy i rzeczy ukraińskie. Materjały do dziejów kozaczyzny i hajdamaczyzny / Wyd. Fr. Rawita-Gawroński. Lwów, 1914 {{ref-pl}}
| + | |
- | * Israelson I. N. Hannover // Historische Schriften. T. 1. Warszawa, 1929. S. 1-26 {{ref-yi}}
| + | |
- | * Weinryb B.D. The Hebrew Chronicles on Bohdan Khmel'nyts'kyj and the Cossack-Polish War // Harvard Ukrainian Studies. 1977, vol. l, nr 2. P. 153-177{{ref-en}}
| + | |
- | * [http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=261&letter=H&search=Hannover HANNOVER, NATHAN (NATA) BEN MOSES]{{ref-en}}
| + | |
- | * [http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=11054&query=%C7%C0%D1%CB%C0%C2 Ханновер Натан Ната]
| + | |
- | * Еврейские хроники XVII столетия (Памятники еврейской исторической мысли), 1997.
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Раввины Румынии]]
| + | |
- |
| + | |
- |
| + | |
- |
| + | |
- |
| + | |
- | [[Категория:Еврейские писатели]]
| + | |
- | [[Категория:Каббалисты]]
| + | |
- | [[Категория:Раввины Украины]]
| + | |
- | | + | |
- | [[de:Nathan Hannover]]
| + | |
- | [[en:Nathan ben Moses Hannover]]
| + | |
- | [[he:נתן נטע הנובר]]
| + | |
- | [[pl:Natan Hannower]]
| + | |
- | [[uk:Натан Ганновер]]{{WikiCopyRight}}
| + | |