Шуфель (Обсуждение | вклад) |
|
(18 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{викифицировать}}
| + | #redirect [[:ej:Кибуц]] |
- | {{чистить}}
| + | |
- | [[Изображение:Merom Golan.JPG|350px|right|thumb|Кибуц '''Мером Голан''', вид с горы Бенталь]] | + | |
- | '''Кибу́ц''' ({{lang-he|קִבּוּץ}}; первоначально קְבוּצָה, ''квуца'' — `группа`, также ''киббуц'') — [[Сельское хозяйство|сельскохозяйственная]] [[коммуна]] в [[Израиль|Израиле]], характеризующаяся общностью имущества и равенством в труде и потреблении.
| + | |
- | | + | |
- | == История ==
| + | |
- | === До создания государства ===
| + | |
- | Молодежь, прибывшая в [[Земля Израильская|Эрец-Исраэль]] со второй [[Алия (репатриация в Израиль)|алиёй]] (1904—1914), была воодушевлена как идеей национального возрождения еврейского народа на его исторической родине, так и социальными идеями, сочетавшими идеи европейского социализма с социально-этическими идеалами [[Пророк|библейских пророков]]. Осуществление этих стремлений (которые в новое время проповедовали Ф. Оппенхеймер, Н. Сыркин и другие казалось простым еще и потому, что в [[Палестина|Палестине]] периода турецкого владычества фактически еще не сложилось общество, которое следовало бы перестраивать, так что вновь возникающее можно было строить на основе идеологии репатриантов. Эта идеология испытала сильное влияние взглядов [[Гордон, Аарон Давид|А. Гордона]], видевшего в продуктивном, в первую очередь, сельскохозяйственном труде залог возрождения [[Евреи|еврейского народа]]. Однако реализация этих стремлений натолкнулась на отсутствие земельных участков, пригодных для сельскохозяйственного использования, климатические и природные трудности, скудость средств, враждебность [[Турция|турецкой администрации]] и соседей-[[Арабы|арабов]], а также на недоброжелательное отношение чиновников барона [[Ротшильд, Эдмон де|Э. Дж. Ротшильда]]. Чтобы преодолеть эти тяжелые условия, необходимо было создать новый образ жизни, а для выполнения идеологических задач требовалось коренным образом изменить структуру экономической деятельности. Кибуц, основанный на принципе коллективного владения имуществом и средствами производства, равенства в работе, потреблении и социальных услугах, на отказе от наемного труда, был идеальным ответом как на экономические и политические препятствия, так и на идеологические запросы поселенцев, главными выразителями которых стали [[Трумпельдор, Иосиф|И. Трумпельдор]] и [[Маня Шохат]]. Первое основанное на коллективных началах сельскохозяйственное поселение, квуца Дгания, было создано в [[1909]] г. К концу [[Первая мировая война|1-й мировой войны]] в стране уже было восемь сельскохозяйственных коммун, в которых состояло, в общей сложности, 250—300 человек.
| + | |
- | | + | |
- | [[Изображение:Kibbutz Barkai panorama 01a.jpg|1000px|left|thumb|Панорамный вид кибуца Баркай в районе Вади Ара]]
| + | |
- | | + | |
- | С установлением [[Британская империя|британской власти]] в подмандатной [[Палестина|Палестине]] ([[1920]]) и началом [[Алия (репатриация в Израиль)|третьей алии]] киббуцное движение стало интенсивно развиваться. Многочисленные халуцим, прибывшие из [[Россия|России]] и [[Польша|Польши]], включались в существующие или организовывались в новые сельскохозяйственные, а также рабочие коммуны, крупнейшей из которых был Гдуд ха-‘авода. Наряду с небольшими, в начале [[1920-е|1920-х]] гг. были основаны и крупные сельскохозяйственные коммуны: Бет-Альфа, Гева ([[1921]]), Дгания-Бет ([[1920]]), Кирьят-‘Анавим, Тель-Иосеф ([[1921]]), Хефци-Ба ([[1922]]), Эйн-Харод, Ягур и другие. За годы британского правления в [[Земля Израильская|Эрец-Исраэль]] число кибуцев и квуцот возросло до 176, а их население в конце мандатного периода насчитывало 47,4 тыс. человек (около 23 тыс. членов).
| + | |
- | | + | |
- | === После создания государства ===
| + | |
- | С [[1948 год]]а основание новых кибуцев несколько замедлилось. Основной людской резерв кибуцев — члены халуцианских движений в [[Европа|Европе]] — был уничтожен во время [[Вторая мировая война|2-й мировой войны]]. Волна [[Алия (репатриация в Израиль)|репатриантов]], хлынувшая в [[Земля Израильская|Эрец-Исраэль]] после [[1948 год]]а, состояла главным образом из евреев [[Азия|Азии]] и [[Африка|Африки]] и европейских евреев, переживших [[Холокост|Катастрофу]], которые не были склонны к жизни в коммунах, и, обращаясь к сельскому хозяйству, предпочитали им создававшиеся в то время многочисленные [[мошав]]ы.
| + | |
- | | + | |
- | Тем не менее, число кибуцев продолжало расти за счет алии молодежной из [[Европа|Европы]] и [[Америка|Америки]], а также притока уроженцев страны. По переписи [[1983 год]]а в Израиле насчитывалось 267 кибуцев, в которых жили около 116 тыс. человек — 69 тыс. трудоспособных членов и 47 тыс. детей и стариков. В еврейском населении Израиля жители кибуцев составляли в указанном году около трех процентов (до основания государства — семь процентов).
| + | |
- | | + | |
- | === Роль в истории Израиля ===
| + | |
- | Разветвлённая сеть кибуцев в разных районах страны до и после возникновения Государства Израиль сыграла важную роль в решении одной из главных задач [[Сионизм|сионистского движения]] — создания класса еврейских земледельцев, способных обеспечить еврейское население необходимыми сельскохозяйственными продуктами. В относительно короткий срок новые поселенцы, лишь часть которых прошла подготовку на учебных фермах (хаввот хахшара), организованных группами халуцим за границей, создали в [[Земля Израильская|Эрец-Исраэль]] высокопродуктивное сельское хозяйство, не уступающее по уровню хозяйствам развитых стран с многовековой земледельческой традицией.
| + | |
- | | + | |
- | Сельскохозяйственные поселения создавались на крайне скромные средства Всемирной сионистской организации. Первые годы поселенцы были вынуждены жить в палатках или бараках и довольствоваться скудным рационом. Тяжелые условия жизни усугублялись болезнями, в первую очередь малярией. Во многих местах поселенцам часто угрожала опасность вооруженных нападений соседей-арабов. Сплоченность кибуцев, целеустремленность их членов, планомерная организация трудовой деятельности способствовали тому, что такие бедствия причиняли им менее серьезный и менее длительный ущерб, чем сельским поселениям других видов (например, [[мошав]]ам).
| + | |
- | | + | |
- | Когда вследствие арабских беспорядков (1936-39) и наложенных британской администрацией ограничений на приобретение земли возникла необходимость создать в короткое время значительное число поселений в районах, где до тех пор не было еврейского населения, киббуцное движение было наиболее активным в сооружении быстровозводимых пунктов типа хома у-мигдал (''стена и башня''). В 1936-47 гг. были созданы 118 способных к самообороне поселений, в большинстве кибуцы. Киббуцное движение основало и большинство первых сельскохозяйственных поселений в Негеве, к планомерному заселению которого приступили лишь в [[1943 год]]у.
| + | |
- | | + | |
- | Все взрослые члены кибуцев числились в отрядах Хаганы с самого её возникновения; кибуцы служили как её базами, так и прибежищем для [[Нелегальная миграция|нелегальных репатриантов]], в перевозке которых в подмандатную [[Палестина|Палестину]] киббуцное движение принимало активное участие. Части Палмаха были расквартированы в кибуцах, где они тренировались и несли охранную службу, одновременно помогая членам кибуцев в сельскохозяйственной работе. После провозглашения государства вдоль границы и в стратегических пунктах были созданы кибуцы, ставшие [[форпост]]ами обороны страны и препятствием для проникновения террористов. Значительно число членов кибуцев в командном составе [[Армия обороны Израиля|Армии обороны Израиля]]
| + | |
- | | + | |
- | == Количество кибуцев и их членов ==
| + | |
- | | + | |
- | {| class="prettytable"
| + | |
- | |----- align="center"
| + | |
- | ! Год !! Население кибуца !! Количество кибуцев
| + | |
- | |----- align="center"
| + | |
- | | 1910 || 10 || 1
| + | |
- | |----- align="center"
| + | |
- | | 1920 || 805 || 12
| + | |
- | |----- align="center"
| + | |
- | | 1940 || 26.554 || 82
| + | |
- | |----- align="center"
| + | |
- | | 1950* || 66.708 || 214
| + | |
- | |----- align="center"
| + | |
- | | 1970 || 85.110 || 229
| + | |
- | |----- align="center"
| + | |
- | | 1990 || 125.100 || 270
| + | |
- | |----- align="center"
| + | |
- | | 2001 || 115.500 || 267
| + | |
- | |----- align="left"
| + | |
- | | colspan="3" | *После войны за независимость в [[1949]] году 50 кибуцев были заново основаны.
| + | |
- | |}
| + | |
- | | + | |
- | == Виды кибуцев ==
| + | |
- | Вслед за изменениями в обществе и изменением разных законов, затрагивающих существование кибуцев, их уклад и формы их участия в экономике Израиля, с 2005 года всем кибуцам был присвоен один из трех следующих статусов:
| + | |
- | * общинный кибуц (традиционная форма)
| + | |
- | * обновленный кибуц (только частичное обобществление)
| + | |
- | * городской кибуц
| + | |
- | | + | |
- | == Идеологические течения ==
| + | |
- | Все киббуцы Израиля принадлежат трём киббуцным течениям. Самое массовое (85 % всех кибуцев), «Киббуцное Движение» ({{lang-he|התנועה הקיבוצית}} — «Тнуа кибуцит»), представляет федерацию двух киббуцных организаций с различными идеологическими платформами, возникшую после ряда слияний и разъединений на базе старейших светских сионистских движений, таких как [[Ха-шомер ха-цаир]]. Еще 19 кибуцев приходятся на сионистко-религиозное течение «Ха-Киббуц ха-дати ха-поэль ха-мизрахи» ({{lang-he|הקיבוץ הדתי הפועל המזרחי}} и 2 кибуца были организованы рабочим ультраортодоксальным (''[[харедим]]'') движением «Поалей агудат исраэль» ({{lang-he|פועלי אגודת ישראל}}).
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | <!-- В Хевер ха-квуцот объединились в 1925 г. небольшие квуцот, в том числе и первые, наиболее состоятельные сельскохозяйственные коммуны, побуждаемые необходимостью упрочить связь с молодыми коммунами, нуждавшимися как в инструктаже, так и в материальной поддержке. Идеологию Хевер ха-квуцот, созданную после провала попыток объединить все квуцот и киббуцы, отличало строгое соблюдение принципа полной автономии каждой из вошедших в него коммун и невмешательство центра в ее внутренние дела. В отличие от других объединений, Хевер ха-квуцот долгое время не имела организационных связей с халуцианскими организациями за рубежом, и это, а также прекращение репатриации из послереволюционной России лишало ее возможности пополнять свои ряды в соответствии с потребностями быстро аразвивающегося хозяйства многих отдельных квуцот. Лишь после того, как в начале 1930-х гг. члены молодежного движения Гордония начали прибывать в Эрец-Исраэль, Хевер ха-квуцот стала пополнять уже существующие и создавать под своей эгидой новые коммуны.
| + | |
- | | + | |
- | Среди основателей и руководителей Хевер ха-квуцот были Иосеф Барац (1890–1968) и К. Луз; после слияния в 1933 г. Хевер ха-квуцот с Гордонией к ним присоединился лидер Гордонии П. Лавон. По политическим взглядам члены квуцот, входивших в Хевер ха-квуцот, первоначально принадлежали к партиям Ха-По‘эл ха-ца‘ир и Ахдут ха-‘авода (см. Тну‘а ле-ахдут ха-‘авода). Когда в 1930 г. эти партии объединились в Мапай, большинство киббуцов Хевер ха-квуцот присоединились к ней.
| + | |
- | | + | |
- | В 1951 г. Хевер ха-квуцот объединилась с коммунами Ха-Киббуц ха-меухад (покинувшими ее во время раскола, вызванного идейными разногласиями), создав вместе Ихуд ха-квуцот ве-ха-киббуцим. Это объединение, насчитывавшее при основании 74 киббуца, в то время самое крупное в Израиле, создало новые организационные рамки и выдвинуло многих своих членов на политические и общественные посты, развернуло активную поселенческую, хозяйственную, социальную и воспитательную деятельность. Велась интенсивная просветительская работа среди израильских и зарубежных молодежных движений, был основан ряд новых поселений. Члены объединения в большинстве своем входили в Мапай и занимали видные должности в партии, Хистадруте, Еврейском агентстве и правительственных органах. Ихуд ха-квуцот ве-ха-киббуцим либерализовало нормы киббуцной жизни, стремясь полнее приспособить ее к меняющимся условиям, в частности менее строго, чем другие движения, относилось к применению наемного труда.
| + | |
- | | + | |
- | Пионеры третьей и четвертой алии стремились к созданию коммун, которые, в отличие от организационно замкнутых квуцот, были бы крупными и открытыми для новых членов хозяйствами. Значительная часть вновь прибывших присоединилась сначала к движению Гдуд ха-‘авода, которое задалось целью создать «общую коммуну еврейских рабочих», а после раскола последнего объединились в движение Ха-Киббуц ха-меухад (1927), в основном состоявшее из членов движения Хе-Халуц. Его основной идеей было создание киббуцов, основанных как на земледелии, так и на других отраслях хозяйства, и открытых для всех желающих присоединиться к коммуне. Объединение привлекало халуцианскую молодежь из-за границы, направляя посланцев для воспитания и подготовки резервов, а в 1930 г. стало инициатором создания киббуцной промышленности. Секретариат течения пользовался широкими полномочиями в вопросах планирования экономической деятельности отдельных киббуцов, абсорбции новых олим, создания новых киббуцов и перевода членов из одного киббуца в другой в соответствии с нуждами объединения. Особый вклад внесло Ха-Киббуц ха-меухад в дело обороны ишува, став инициатором создания Палмаха, подразделения которого были расквартированы преимущественно в киббуцах объединения. Входившие в состав Ха-Киббуц ха-меухад поселения примыкали в основном к левому крылу партии Мапай. Во главе движения стоял И. Табенкин.
| + | |
- | | + | |
- | После раскола Мапай в 1944 г. большинство членов Ха-Киббуц ха-меухад покинули Мапай и вместе с Ха-Киббуц ха-арци создали партию Мапам. В результате обострения разногласий между членами Мапай и сторонниками Мапам, главным образом по вопросу об ориентации на Советский Союз, Ха-Киббуц ха-меухад раскололось: 22 киббуца, в которых большинство были сторонниками Мапай, вышли из объединения, а в пяти киббуцах произошло разделение.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | Деятели Ха-Киббуц ха-меухад также занимали видное место в правительственных и национальных учреждениях, создали центры для проведения просветительной работы среди трудящихся Израиля и исследования истории и идеологии киббуцного движения, основали крупное книгоиздательство «Хоцаат ха-киббуц ха-меухад», Музей исследования Катастрофы (в киббуце Лохамей-ха-Геттаот) и худо жественный музей (в Эйн-Хароде).
| + | |
- | | + | |
- | С объединением в начале 1968 г. партии Мапай и Ахдут ха-‘авода (см. Израильская партия труда) произошло объединение и Ха-Киббуц ха-меухад с Ихуд ха-квуцот ве-ха-киббуцим, создавших в 1979 г. Ха-Тну‘а ха-киббуцит ха-меухедет, которое в 1986 г. насчитывало 162 киббуца с населением около 75 тыс. человек, из которых 40 тыс. человек являлись членами киббуцов.
| + | |
- | | + | |
- | Объединение Ха-Киббуц ха-арци создали члены движения Ха-Шомер ха-ца‘ир из Польши, прибывшие в подмандатную Палестину в начале 1920-х гг. Большому и открытому киббуцу они предпочитали небольшую, тесно сплоченную коммуну, в центре внимания которой стоит индивидуум. Из ядра, насчитывавшего в 1927 г. четыре киббуца, объединение в последующие годы быстро разрослось благодаря массовой репатриации тысяч членов Ха-Шомер ха-ца‘ир. До конца британского мандата Ха-Шомер ха-ца‘ир ставило целью создание двунационального еврейско-арабского государства на территории Эрец-Исраэль. Объединение, рассматривающее себя как орудие осуществления идеалов сионизма, классовой борьбы и строительства социализма в Эрец-Исраэль, придавало большое значение идейной подготовке лиц, вступающих в составляющие его киббуцы, каждому из которых оно предоставляло полную автономию. Особое внимание уделяет Ха-Киббуц ха-арци воспитанию детей и имеет свою сеть начальных и средних (региональных) школ. Кроме существующих и в других киббуцных объединениях средств взаимопомощи (ссудные фонды, организованная закупка), Ха-Киббуц ха-арци создало организацию по сбыту продукции своих промышленных предприятий и книгоиздательство «Сифрият по‘алим». Объединение поддерживает тесные контакты с движением Ха-Шомер ха-ца‘ир за рубежом. Ха-Киббуц ха-арци выступает в защиту интересов работников-арабов и за союз с ними. Созданная им политическая организация Ха-Лига ха-социалистит принимает в качестве членов также лиц, не принадлежащих к какому-либо киббуцному объединению.
| + | |
- | | + | |
- | Враждебное отношение Советского Союза к сионизму и Государству Израиль нанесло удар по симпатиям Ха-Киббуц ха-арци к коммунистической идеологии, особенно усилившимся в 1940–50-х гг., когда Ха-Киббуц ха-арци призывало ориентироваться на «силы завтрашнего дня», и привело к более трезвой оценке достижений советской власти и к идейному кризису, вследствие которого члены некоторых киббуцов, особенно приверженные коммунизму, покинули их или были изгнаны из них. После Шестидневной войны Ха-Киббуц ха-арци по политическим причинам воздерживается от создания своих поселений за «зеленой чертой» (за исключением Голана). К середине 1980-х гг. Ха-Киббуц ха-арци объединял 83 киббуца с населением около 42 тыс. человек. На протяжении многих лет во главе движения стояли М. Я‘ари и Я. Хаззан.
| + | |
- | | + | |
- | Ха-Киббуц ха-дати, течение, основанное в 1935 г. четырьмя халуцианскими группами из Германии и Польши, создало до образования государства десять религиозных киббуцов — в долине Бет-Шеан, возле Газы и в горах Хеврона (Гуш-‘Эцион; были уничтожены Арабским легионом в ходе Войны за Независимость и частично восстановлены после Шестидневной войны потомками их основателей). К середине 1980-х гг. Ха-Киббуц ха-дати объединяло 17 киббуцов с населением 7,3 тыс. человек, из которых около трех тысяч — члены киббуцов.
| + | |
- | | + | |
- | Идеология движения Ха-Киббуц ха-дати основана на сочетании национальных, социалистических, религиозных и этических идеалов библейских пророков (Тора ва-‘авода). Структура хозяйства в религиозных киббуцах не отличается от таковой в других киббуцах, но образ жизни их членов отличает обязательное следование предписаниям Галахи. Члены движения, первоначально входившие в партию Ха-По‘эл ха-мизрахи, принадлежат к Национальной религиозной партии (Мафдал). Ха-Киббуц ха-дати ведет активную работу в молодежном религиозном движении Бней-‘Акива, члены которого создали несколько киббуцов в рамках Ха-Киббуц ха-дати.
| + | |
- | | + | |
- | Несмотря на идеологические расхождения, характеризующие киббуцное движение, киббуцные объединения сходны в основных функциях и организационной структуре. Один раз в три или четыре года представители киббуцов каждого объединения (избираемые всеми членами киббуца) на общем собрании избирают Центр объединения, который выбирает секретариат и подчиненные секретариату комитеты, ведающие экономикой объединения, абсорбцией репатриантов, просвещением, вопросами безопасности и т. п. Материальную взаимопомощь каждое объединение осуществляет, создавая фонды (из взносов богатых киббуцов; с течением времени развившиеся в крупные финансовые учреждения) и органы по общей закупке и другим потребностям в области киббуцной экономики. Созданный в 1962 г. Брит ха-тну‘а ха-киббуцит (Союз киббуцного движения) ведает с согласия отдельных киббуцных объединений общими для них всех делами, а также представляет киббуцное движение перед органами правительства, Еврейским агентством и Хистадрутом. Союз предоставляет средства на учительские семинарии (Семинар ха-киббуцим).
| + | |
- | -->
| + | |
- | | + | |
- | <!--
| + | |
- | לקיבוצים שלוש תנועות:
| + | |
- | תנועה משותפת, "התנועה הקיבוצית", המהווה ארגון-גג של שתי תנועות קיבוציות ואידאולוגיות נפרדות זו מזו: "התנועה הקיבוצית המאוחדת" שנוסדה ב-1979 מאיחוד של שתי תנועות ותיקות יותר: "הקיבוץ המאוחד" ו"איחוד הקבוצות והקיבוצים", ו"הקיבוץ הארצי השומר הצעיר",
| + | |
- | "הקיבוץ הדתי הפועל המזרחי",
| + | |
- | "פועלי אגודת ישראל".
| + | |
- | למעלה מ-85% מכלל הקיבוצים משתייכים לתנועה הקיבוצית.
| + | |
- | כמו כן, קיימת חלוקה בין הקיבוצים על-פי סיווג גרעיני ההתיישבות הראשונים בהם, ובעיקר על פי תנועות הנוער אליהם השתייכו גרעינים אלו. התנועות העיקריות הן הנוער העובד והלומד, השומר הצעיר והמחנות העולים.
| + | |
- | -->
| + | |
- | | + | |
- | == Литература ==
| + | |
- | * {{источник/КЕЭ}}
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | * {{ЭЕЭ|12065|Киббуц}}
| + | |
- | * [http://www.situation.ru/app/j_art_611.htm Израильский кибуц — модель альтернативного социализма?]
| + | |
- | * Статья Г. Д. Костинского [http://geo.1september.ru/2002/21/9.htm «Кибуц — дальний родственник колхоза»] в [http://geo.1september.ru/ электронной версии газеты «География»]
| + | |
- | *[http://booknik.ru/reviews/non-fiction/?id=28458 Рецензия на книгу И.Б.Дубсона "Кибуцы. Путешествие в светлое будущее и обратно". 2008]
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Кибуцы|*]]
| + | |
- | [[Категория:Сельское хозяйство Израиля]]
| + | |
- | [[Категория:История Израиля]]
| + | |
- | [[Категория:История Палестины]]
| + | |
- | [[Категория:Сионизм]]
| + | |
- | [[Категория:История сельского хозяйства]]
| + | |
- | [[Категория:Незавершённые статьи об Израиле]]
| + | |
- | [[Категория:Незавершённые статьи о сельском хозяйстве]]
| + | |
- | | + | |
- | [[af:Kibboets]]
| + | |
- | [[als:Kibbuz]]
| + | |
- | [[ar:كيبوتس]]
| + | |
- | [[bg:Кибуц]]
| + | |
- | [[bs:Kibuc]]
| + | |
- | [[ca:Quibuts]]
| + | |
- | [[cs:Kibuc]]
| + | |
- | [[cy:Cibwts]]
| + | |
- | [[da:Kibbutz]]
| + | |
- | [[de:Kibbuz]]
| + | |
- | [[el:Κιμπούτς]]
| + | |
- | [[en:Kibbutz]]
| + | |
- | [[eo:Kibuco]]
| + | |
- | [[es:Kibutz]]
| + | |
- | [[et:Kibuts]]
| + | |
- | [[fa:کیبوتص]]
| + | |
- | [[fi:Kibbutz]]
| + | |
- | [[fr:Kibboutz]]
| + | |
- | [[he:קיבוץ]]
| + | |
- | [[hr:Kibuc]]
| + | |
- | [[hu:Kibuc]]
| + | |
- | [[id:Kibbutz]]
| + | |
- | [[it:Kibbutz]]
| + | |
- | [[ja:キブツ]]
| + | |
- | [[ka:კიბუცი]]
| + | |
- | [[ko:키부츠]]
| + | |
- | [[lb:Kibbuz]]
| + | |
- | [[lt:Kibucas]]
| + | |
- | [[lv:Kibucs]]
| + | |
- | [[nl:Kibboets]]
| + | |
- | [[nn:Kibbutz]]
| + | |
- | [[no:Kibbutz]]
| + | |
- | [[pl:Kibuc]]
| + | |
- | [[pt:Kibutz]]
| + | |
- | [[ro:Kibuţ]]
| + | |
- | [[simple:Kibbutz]]
| + | |
- | [[sl:Kibuc]]
| + | |
- | [[sr:Кибуц]]
| + | |
- | [[sv:Kibbutz]]
| + | |
- | [[sw:Kibutsi]]
| + | |
- | [[tl:Kibuts]]
| + | |
- | [[tr:Kibbutz]]
| + | |
- | [[uk:Кібуц]]
| + | |
- | [[yi:קיבוץ]]
| + | |
- | [[zh:基布兹]]
| + | |