м |
|
(22 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Халеб (Сирия) - еврейская община]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | {{также|"Кетер Арам Цова" (Кодекс Алеппо)}}
| + | |
- | | + | |
- | '''Халеб''' (в Европе и Америке известен как Алеппо; в еврейских источниках — אֲרַם צוֹבָא, Арам-Цова, по названию одного из арамейских /см. [[Арамеи]]/ государств 10 в. до н. э.), город в северной части [[Сирия|Сирии]], второй по величине в стране, административный центр одноименной мухафазы (провинции).
| + | |
- | | + | |
- | Халеб был основан не позднее 20 в. до н. э. и является таким образом одним из древнейших городов Ближнего Востока. Согласно легенде, приводимой, в частности, [[Птахия Из Регенсбурга|Птахией из Регенсбурга]], [[Авраам]] пас близ Халеба свои стада, раздавая молоко (на иврите — халав) беднякам; эта легенда — этимологический миф, объясняющий название города. Как сообщает [[Библия]] (II Сам. 8:3; ср. Пс. 60:2), в начале 10 в. до н. э. [[Давид]] разгромил «Хададэзера, сына Рехова, царя Цовы», после чего «стали арамейцы у Давида рабами, приносящими дань».
| + | |
- | | + | |
- | Не позднее 1 в. до н. э. в Халебе возникла еврейская община; в 9 в. н. э. здесь была построена большая синагога в форме римской базилики (на одной из ее стен сохранилась надпись, датированная 834 г.). В 921 г. в Халебе побывал [[Саадия Гаон|Саадия Гаон]]; по его словам, город был в то время одним из центров еврейского законоучения. В 11 в. халебское еврейство делилось на несколько групп (выходцев из [[Вавилония|Вавилонии]], [[Эрец-Исраэль]] и других стран), однако здесь существовала и должность рош кехиллот (`глава общин`), который представлял перед властями всех евреев города вне зависимости от их происхождения; в конце 11 в. эту должность занимал законоучитель рабби Барух бен Ицхак (в Каирской [[Гениза|генизе]] сохранились его [[Респонсы|респонсы]] и составленный им комментарий к [[Талмуд|Талмуду]]). Халеб неоднократно посещали руководители [[Иешива|иешив]], действовавших в Эрец-Исраэль; по крайней мере до 2-й половины 12 в. халебские евреи поддерживали контакты с багдадской иешивой (см. [[Ирак]]; [[Багдад]]). В конце 12 в. главой [[Бет-Дин|бет-дина]] Халеба был рабби Захария бен Барах’эль, ученик багдадского гаона рабби Шмуэля бен Али hа-Леви (умер в 1194 г.). Халебские законоучители переписывались с [[Маймонид|Маймонидом]].
| + | |
- | | + | |
- | По сообщению [[Биньямин Из Туделы|Биньямина из Туделы]], лично побывавшего в Халебе, в 1160–1170-х гг. в городе проживало около пяти тысяч евреев (возможно, в это число включены только главы семейств). В конце 12 в. – середине 13 в., когда Халеб был столицей независимого государства и крупным центром ремесла и торговли, еврейская община города процветала; как утверждает [[Алхаризи, Иехуда Бен Шломо|Иехуда Алхаризи]], посетивший Халеб в 1217 г., в то время некоторые халебские евреи занимали официальные должности. Среди жертв резни, учиненной в 1260 г. захватившими город монголами, было много евреев, однако значительной части общины удалось спастись, укрывшись в главной синагоге, которую завоеватели не стали разрушать. В том же году Халеб перешел под контроль мамлюков и вновь вступил в полосу политической стабильности и экономического подъема. В конце 13 в. среди халебских евреев было много зажиточных купцов и ремесленников, государственных чиновников, ученых; община содержала несколько учебных заведений. В 1-й половине 14 в. мамлюкские правители издали ряд указов, направленных против немусульман, в частности, запретили евреям и христианам занимать официальные должности; в 1327 г. главная синагога Халеба, построенная в 9 в. (см. выше) была с согласия султана превращена в мечеть (остается таковой по сей день). В то же время экономическое положение евреев Халеба оставалось сравнительно прочным; оно пошатнулось лишь в конце 14 в., когда община была обложена высокими налогами. В 1400 г. захватившие Халеб войска Тимура (Тамерлана) уничтожили большую часть его жителей; много евреев погибло или было уведено в рабство. Община, по всей видимости, прекратила свое существование и была восстановлена лишь несколько десятков лет спустя: только во 2-й половине 15 в. в документальных источниках вновь появляются упоминания о еврейских купцах из Халеба, торгующих с Индией, а также о живущих в этом городе законоучителях. Даже в конце 15 в. в Халебе насчитывалось не более нескольких сотен еврейских семей.
| + | |
- | | + | |
- | В начале 16 в. в Халебе стали селиться [[Сефарды|сефарды]], изгнанные из [[Испания|Испании]] и [[Португалия|Португалии]] (среди них были и известные раввины); численность еврейского населения города значительно возросла. Вновь прибывшие образовали отдельную общину, однако пользовались теми же синагогами и [[Микве|микве]], что и арабоязычные уроженцы Сирии (мустараби). Позднее все халебские евреи признали сефардских раввинов своими духовными руководителями; тем не менее сефардская [[Литургия|литургия]] здесь не привилась, и в городе сохранился особый молитвенный ритуал, известный как носах Арам-Цова.
| + | |
- | | + | |
- | После того, как в 1516 г. Халеб оказался под властью Османской империи (см. [[Турция]]), положение евреев вновь улучшилось. Их главным занятием стала коммерция; используя выгодное географическое положение города, через который проходил один из самых оживленных в мире торговых путей, жившие здесь еврейские купцы развернули активные операции во всех частях Османской империи, европейских государствах и странах Востока, особенно в Персии (см. [[Иран]]) и Индии. Их деловые поездки способствовали установлению и поддержанию контактов между халебскими евреями и их единоверцами в [[Стамбул|Стамбуле]], [[Салоники|Салониках]] и других местах; раввины Халеба, среди которых выделялись представители семейства Ланьядо — Шмуэль бен Аврахам (умер в 1605 г.), его сын Аврахам и внук Шломо бен Аврахам (умер после 1714 г.) — переписывались с законоучителями Эрец-Исраэль. Сильное влияние на духовную жизнь евреев Халеба оказали каббалисты (см. [[Каббала]]) [[Цфат|Цфата]]. В середине 1660-х гг. значительная часть халебского еврейства поддержала [[Саббатай Цви|Саббатая Цви]]; посетив Халеб после отступничества лжемессии, [[Натан Из Газы|Натан из Газы]] обнаружил, что в этом городе по-прежнему немало убежденных саббатианцев.
| + | |
- | | + | |
- | В средние века евреи Халеба славились как любители инструментальной музыки и пения; халебские раввины (Моше Ланьядо, Рафаэль Антеби, Мордехай Леватон, Яаков и Мордехай Аббади) сочиняли гимны и песнопения. В городе сложился особый стиль литургической музыки, основанный на ладо-мелодической модели макама (см. [[Музыка. Зарождение и развитие синагогальной музыки. Хаззанут]]).
| + | |
- | | + | |
- | Во второй половине 17 в. – первой половине 18 в. в Халебе образовалась большая колония еврейских негоциантов из [[Франция|Франции]] и [[Италия|Италии]] (на Ближнем Востоке их, как и всех выходцев из Западной и Центральной Европы, называли «ифрандж» или «фирандж», то есть «франки»); не являясь подданными Османской империи и находясь под покровительством консулов своих стран, они отказывались соблюдать чуждые им [[Такканот|такканот]] местной общины, подчиняться ее руководству и платить внутриобщинные налоги (хотя и жертвовали немалые суммы на благотворительные нужды). Попытки халебских раввинов, в частности, Шломо бен Шмуэля Ланьядо (умер в 1793 г.) заставить «франков» выполнять те же обязанности, что и другие евреи Халеба, вызвали ряд конфликтов (в одном случае дело дошло до того, что выходцы из Европы стали демонстративно бойкотировать синагогальные богослужения), но не дали положительных результатов. К концу 18 в. почти все «франки» покинули Халебен
| + | |
- | | + | |
- | Во 2-й половине 18 в. – начале 19 в., с изменением характера международной торговли на Ближнем Востоке, Халеб утратил роль коммерческого центра, и еврейская община города стала приходить в упадок; многие евреи переселились в [[Дамаск]], а во 2-й половине 19 в. — в прибрежные города [[Ливан|Ливана]] (прежде всего в [[Бейрут]]), Северную и Южную Америку. Началась [[Алия|алия]] в Эрец-Исраэль: уже в 1880 г. в [[Иерусалим|Иерусалиме]] возникла община выходцев из Халеба. В 1875 г. армяне Халеба возвели на евреев [[Кровавый Навет|кровавый навет]], однако мальчик, якобы умерщвленный в ритуальных целях, вскоре был найден в одной из окрестных деревень живым и невредимым. В 1865 г. Аврахам Сассон и его сыновья основали в Халебе еврейскую типографию (см. [[Книгопечатание]]); эта и другие типографии, действовавшие в Халебе в конце 19 в. – начале 20 в., выпустили в свет около 70 наименований книг: труды местных законоучителей, молитвенники, текст которых соответствует носах Арам-Цова, и публикации средневековых манускриптов. В 1869 г. [[Альянс]] открыл в городе еврейскую школу для мальчиков, в 1889 г. — для девочек. Важную роль в духовной и общественной жизни евреев Халеба в 18–19 вв. играли раввины из семейства Харари — Ицхак бен Моше (умер в 1810 г.), Моше бен Ицхак (умер в 1816 г.) и Ниссим бен Иешаяху (умер в 1830 г.).
| + | |
- | | + | |
- | К началу 1920-х гг. в Халебе проживало около шести тысяч евреев, в 1947 г., по некоторым данным, — около десяти тысяч. В декабре 1947 г., вскоре после принятия [[Организация Объединённых Наций|Организацией Объединенных Наций]] резолюции о разделе Палестины (см. [[Планы Раздела Палестины|Планы раздела Палестины]]), в Халебе произошел крупный [[Погромы|погром]]; все синагоги города были сожжены, хранившаяся в одной из них древнейшая рукопись Библии на [[Иврит Язык|иврите]] «Кетер Арам-Цова» («Венец Арам-Цовы»; известна также как Алеппский кодекс) была спасена из огня и позднее доставлена в Иерусалим, где была вручена президенту Государства Израиль [[Бен-Цви|И. Бен-Цви]]. В настоящее время она хранится в Институте исследования еврейских общин на Ближнем Востоке имени И. Бен-Цви. Несколько тысяч евреев покинули Халеб; многие из них, нелегально перейдя границу с Турцией или Ливаном, направлялись в Эрец-Исраэль, в страны Западной Европы или Америки (крупная община выходцев из Халеба возникла в это время в США). Эмиграция халебских евреев продолжалась и в последующие годы: к 1968 г. численность еврейского населения города сократилась до одной тысячи человек. Почти все они занимались ремеслом и мелкой торговлей; каждая третья семья не могла прокормить себя и нуждалась в благотворительной помощи (она поступала от международных еврейских организаций и общин сирийских евреев в [[Соединённые Штаты Америки|США]] и других странах). В 1950 г. власти закрыли школы Альянса, и в Халебе осталось лишь одно еврейское учебное заведение — [[Талмуд-Тора|талмуд-тора]]. После казни израильского разведчика [[Кохен, Эли|Э. Кохена]] (1965) и поражения Сирии в [[Шестидневная Война|Шестидневной войне]] еврейские кварталы Халеба вновь подверглись нападениям; мусульмане, захватившие в этих кварталах здания, владельцы которых бежали из страны, терроризировали евреев, избивали, а в некоторых случаях и убивали их. В 1992–95 гг., после того, как сирийское правительство разрешило евреям эмигрировать в любую страну (кроме Израиля), почти все еврейские семьи, остававшиеся к тому времени в Халебе, покинули город и переселились в США (некоторые из них затем репатриировались в Израиль). Халебские евреи, живущие ныне в Израиле, по-прежнему придерживаются носах Арам-Цова.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|14420|ХАЛЕБ}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Категории к переименованию:Населённые пункты по алфавиту]]
| + | |