- | '''Хаберман, Аврахам Меир''' (Хейман hа-Иерушалми; 1901, Журавно, Галиция, – 1980, Иерусалим), библиограф, писатель и исследователь средневековой еврейской литературы.
| + | |
- | Хаберман был единственным сыном в семье. Его отец, раввин, дал ему хорошее домашнее образование. В [[Хедер|хедере]] Хаберман учился у раввина Авива, знаменитого в Галиции толкователя Закона и знатока [[Иудаизм|иудаизма]]. С 1918 г. продолжил образование в университетах Вюрцбурга и Лейпцига, где также изучал гебраистику и историю еврейства (см. [[Наука О Еврействе|Наука о еврействе]]). В 1920-е гг. сблизился с кругом писателей, бывавших в доме Ш. З. Шокена (см. [[Шокен, семья]]), и с 1928 г. стал директором Библиотеки Шокена в Берлине, в которой были собраны исключительной ценности редкие еврейские книги и рукописи.
| + | |
- | Многолетняя дружба связывала Хабермана с [[Агнон, Шмуэль Иосеф|Ш. И. Агноном]], который часто посещал Библиотеку Шокена как в Берлине, так и в Иерусалиме, и позднее занимался также в личной библиотеке Хабермана, насчитывающей более тридцати тысяч книг. После смерти Хабермана эта библиотека была передана вдовой в дар Тель-Авивскому университету, и на ее основе в 1983 г. был открыт в [[Лод|Лоде]] Институт исследований литературы имени Хабермана.
| + | |
- | Исследованиями средневековой литературы Хаберман занялся в 1925 г., специализируясь в области ашкеназского (см. [[Ашкеназы]]) [[Пиют|пиюта]] со времен рабби Эфраима бен Яакова из Бонна (родился в 1132 г. – умер не ранее 1196 г.). Хаберман был плодовитым автором, среди его книг: «hа-мадписим “Бней Сончино”» («Издания “Бней Сончино”», 1933; см. [[Сончино|Сончино, семья]]), «Гвилим: меа сиппурей Аггада» («Свитки: сто рассказов Аггады», 1942), «hа-Гениза» (1944), «Толдот hа-сефер hа-иври» («История еврейской книги», 1945), «hа-пиют» (1946), «Атерет ренаним» («Венец песнопений», 1967; сборник субботних и праздничных пиютов и песнопений), «hа-сефер hа-иври бе-хитпатхуто» («Еврейская книга в развитии», 1968), «Шаарей hа-сфарим иврим» («Титульные листы еврейских книг», 1969), «Толдот hа-пиют ве-hа-шира» («История пиюта и песен», 1970; обзор истории пиюта и еврейской поэзии, их развития в различных культурных центрах от постбиблейских времен до периода [[Хаскала|Хаскалы]]; см. также [[Наука О Еврействе|Наука о еврействе]]; разделы: 1896–1925,1947–1968). Хаберман составлял, редактировал и издавал разнообразные сборники средневековых сочинений и документальных материалов: «Пиютей Раши» («Литургические стихи [[Раши]]», 1941), «Слихот у-фицмоним рабби Гершом бен Иехуда Меор hа-Гола» («Слихот и напевы рабби [[Гершом Бен Иехуда Меор hа-Гола|Гершома Меора hа-Гола]]», 1944), «Гзерот Ашкеназ ве-Царфат» («Гонения на евреев в Германии и Франции»; 1945), «Ницоцот геулла» («Искры избавления. Антология поэзии избавления и мессианизма», 1949), «Махберот Иммануэль hа-Роми» («Тетради [[Иммануэль Римский|Иммануэля Римского]]»; 1950), «Эвен бохан» («Пробный камень») Калонимоса бен Калонимоса (1957). Хаберман исследовал пять из [[Мёртвого Моря Свитки|Мертвого моря свитков]] и осуществил их научное издание в книге «Эда ве-эдут» («Община и ее закон», 1952; см. [[Кумранская Община|Кумранская община]]), а также редактировал [[Конкорданции|конкорданцию]] «Мегиллот мидбар Иехуда» («Свитки Иудейской пустыни», 1959). Три сборника статей Хабермана были изданы посмертно.
| + | |