Хурриты (древний народ)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (переименовал «Хурриты (ЭЕЭ)» в «Хурриты»)
Gorozmey (Обсуждение | вклад)
м (добавлена категория «Персоналии:История Израиля» с помощью HotCat)
 
(6 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
+
{{Остатье\ЭЕЭ
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
|ТИП СТАТЬИ=2
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|КАЧЕСТВО=
|КАЧЕСТВО=
Строка 25: Строка 25:
-
'''Хурриты''', древний народ, появившийся на территории северной [[Месопотамия|Месопотамии]] во второй половине 3 тыс. до н. э. и принадлежавший к неизвестной языковой группе. Овладев горными районами к востоку от реки Тигр, хурриты постепенно продвигались к югу. В обнаруженных в Каппадокии (Малая Азия, на территории современной Турции) документах (около 2000 г. до н. э.) часто встречаются хурритские имена, а в 19–18 вв. до н. э. правители небольших царств в северо-западной Месопотамии (Уркиша, Элухата и Нахура) носили хурритские имена. В захоронениях этого периода близ Чагар-Базара (около 30 км к юго-западу от современного города Камышлы на сирийско-турецкой границе) хурритские имена составляют не более трети (остальные две трети имен — аккадские), в то время как западнее — в небольших государствах к северу от [[Халеб|Халеба]] — хурритские имена превалируют. Хурритское влияние в этом районе было весьма значительным. Так, например, в 18 в. до н. э. в Алалахе хурритские названия месяцев вытеснили семитские. Носители хурритских имен занимали значительную часть высших государственных и религиозных должностей, а влияние хурритской религии было ощутимым от Алалаха до [[Мари]]. К 15 в. до н. э. культуры Нузи на востоке (близ нынешнего Киркука) и Алалаха на западе подверглись значительному влиянию хурритской культуры. Хотя социально и культурно [[Угарит]] сохранил свой семитский облик, здесь были обнаружены многочисленные хурритские тексты, включая многоязычные словари, фрагменты писем и небольшое количество религиозных текстов, записанных местным алфавитным скриптом (в остальном документы на хурритском языке написаны месопотамской силлабической клинописью; см. [[Алфавит]], [[Письмо]]). В обнаруженном при раскопках [[Таанах|Таанаха]] архиве 15 в. до н. э. и в [[Эль-Амарнские Письма|Эль-Амарнских письмах]] имеются свидетельства хурритского влияния также на [[Ханаан]].
+
'''Хурриты''', древний народ, появившийся на территории северной [[Месопотамия|Месопотамии]] во второй половине 3 тыс. до н. э. и принадлежавший к неизвестной языковой группе.  
 +
== Древняя история ==
-
Хурритское царство Митанни (в египетских источниках Нахарина), возникшее в 16 в. до н. э., простиралось от озера Ван на севере до реки Евфрат на юге и Халеба на западе. Царство достигло зенита своей мощи в 15–14 вв. до н. э.; на хурритском языке говорили в Центральной Анатолии, Сирии, Ханаане и северной Месопотамии, и, возможно, также на территории современного Западного Ирана. Однако название столицы Митанни, Вашукканни, а также имена многих правителей и сановников Митанни принадлежат к индоиранской ветви индоевропейских языков. Очевидно, в этот период хурриты находились в тесном контакте с носителями индоиранских языков, а возможно, даже были подчинены им. Военно-политическая мощь Митанни признавалась фараонами [[Египет|Египта]], заключавшими с хурритами союз против усиливавшегося Хеттского царства (см. [[Хетты]]). Тем не менее, в середине 14 в. до н. э. хеттам удалось подчинить Митанни и превратить его в вассальное государство, служившее буфером против ассирийской экспансии.
+
Овладев горными районами к востоку от реки Тигр, хурриты постепенно продвигались к югу.  
-
На рубеже 10–9 вв. до н. э. в северо-восточной Анатолии возникло царство Урарту, столица которого Тушпа находилась около озера Ван; население Урарту говорило на языке, родственном хурритскому. Царство Урарту в период своей наибольшей экспансии при Сардуре III (или, возможно, Сардуре II) в середине 8 в. до н. э. контролировало территорию, простиравшуюся от Южного Закавказья до Евфрата и Халеба. В начале 6 в. до н. э. вторжения скифов, мидийцев, а затем армян привели к падению Урарту, и хурриты окончательно исчезли с исторической сцены.
+
В обнаруженных в Каппадокии (Малая Азия, на территории современной Турции) документах (около 2000 г. до н. э.) часто встречаются хурритские имена, а в 19–18 вв. до н. э. правители небольших царств в северо-западной Месопотамии (Уркиша, Элухата и Нахура) носили хурритские имена.  
-
Наиболее заметное влияние на религиозную практику ближневосточных народов оказали хурритские ритуальные заклинания, многочисленные копии которых на глиняных табличках обнаружены по всему району. Некоторые из хурритских богов были включены в состав пантеонов окружающих народов. Так, в частности, хурритский бог бури Тешуб превратился в главного бога многих анатолийских и сирийских государств, в которых он был отождествлен с Баалом (см. [[Ваала Культ|Ваала культ]]) или Хададом. Индоевропейский элемент хурритского влияния обнаруживается в распространении таких имен богов, как Митра, Варуна, Индра и Насатьяс.
+
В захоронениях этого периода близ Чагар-Базара (около 30 км к юго-западу от современного города Камышлы на сирийско-турецкой границе) хурритские имена составляют не более трети (остальные две трети имен — аккадские), в то время как западнее — в небольших государствах к северу от [[Халеб|Халеба]] — хурритские имена превалируют.  
-
[[Библия]] называет хурритов «хори» и сообщает, что «на Сеире [см. [[Эдом]]] жили прежде хорреи; но сыны Исавовы прогнали их и истребили их от лица своего и поселились вместо них» (Втор. 2:12; ср. Быт. 36). Из Эль-Амарнских писем и табличек из Таанаха и [[Шхем|Шхема]] следует, что хурритское население в районе было сосредоточено преимущественно в центральном Ханаане. Согласно этим источникам, Шхем был хурритским центром, однако Библия называет жителей Шхема «хивиты» (Быт. 34:2). Хивитами в Библии названы также жители других районов, населенных хурритами, — Ливанских гор (Суд. 3:3) и горы [[Хермон]] (ИбН. 11:3). Вместе с тем, в то время как в ивритском тексте Библии царь Шхема Хамор назван «хивитом» (Быт. 34:2), в [[Септуагинта|Септуагинте]] он назван «хорреем». На основании этого и ряда других упоминаний библейского текста исследователи заключают, что «хивиты» и «хорреи» — один и тот же народ. Ученые также полагают, что древние обитатели [[Иерусалим|Иерусалима]], иевусеи, также принадлежали к хурритам. Это заключение основано на том, что иевусейский царь периода Эль-Амарнских писем носил хурритское теофорное имя, а упоминаемое в II Сам. 24:18 имя иевусея Аравна, или Орнан (в русской традиции Орна), по-видимому, тождественно хурритскому слову эверна, означавшему `господин`, `владыка`.
+
Хурритское влияние в этом районе было весьма значительным. Так, например, в 18 в. до н. э. в Алалахе хурритские названия месяцев вытеснили семитские.  
-
В некоторых библейских рассказах о [[Патриархи|патриархах]] исследователи видят отражение хурритских [[Обычаи|обычаев]]. Так, например, смысл кражи [[Рахиль|Рахилью]] идолов (терафим), принадлежавших ее отцу [[Лаван|Лавану]] (Быт. 31:19, 34, 35), ученые объясняют хурритским обычаем, согласно которому зять становился наследником тестя, если получал его терафим.
+
Носители хурритских имен занимали значительную часть высших государственных и религиозных должностей, а влияние хурритской религии было ощутимым от Алалаха до [[Мари]].
 +
 
 +
К 15 в. до н. э. культуры Нузи на востоке (близ нынешнего Киркука) и Алалаха на западе подверглись значительному влиянию хурритской культуры.
 +
 
 +
Хотя социально и культурно [[Угарит]] сохранил свой семитский облик, здесь были обнаружены многочисленные хурритские тексты, включая многоязычные словари, фрагменты писем и небольшое количество религиозных текстов, записанных местным алфавитным скриптом (в остальном документы на хурритском языке написаны месопотамской силлабической клинописью; см. [[Алфавит]], [[Письмо]]). В обнаруженном при раскопках [[Таанах|Таанаха]] архиве 15 в. до н. э. и в [[Эль-Амарнские Письма|Эль-Амарнских письмах]] имеются свидетельства хурритского влияния также на [[Ханаан]].
 +
 
 +
Хурритское царство Митанни (в египетских источниках Нахарина), возникшее в 16 в. до н. э., простиралось от озера Ван на севере до реки Евфрат на юге и Халеба на западе.
 +
 
 +
Царство достигло зенита своей мощи в 15–14 вв. до н. э.; на хурритском языке говорили в Центральной Анатолии, Сирии, Ханаане и северной Месопотамии, и, возможно, также на территории современного Западного Ирана.
 +
 
 +
Управление царством осуществлялось старейшинами {{Библия|Быт|36:20|—30}}).
 +
 
 +
Однако название столицы Митанни, Вашукканни, а также имена многих правителей и сановников Митанни принадлежат к индоиранской ветви индоевропейских языков.
 +
 
 +
Очевидно, в этот период хурриты находились в тесном контакте с носителями индоиранских языков, а возможно, даже были подчинены им. Военно-политическая мощь Митанни признавалась фараонами [[Египет|Египта]], заключавшими с хурритами союз против усиливавшегося Хеттского царства (см. [[Хетты]]).
 +
 
 +
Тем не менее, в середине 14 в. до н. э. хеттам удалось подчинить Митанни и превратить его в вассальное государство, служившее буфером против ассирийской экспансии.
 +
 
 +
На рубеже 10–9 вв. до н. э. в северо-восточной Анатолии возникло царство Урарту, столица которого Тушпа находилась около озера Ван; население Урарту говорило на языке, родственном хурритскому.
 +
 
 +
Царство Урарту в период своей наибольшей экспансии при Сардуре III (или, возможно, Сардуре II) в середине 8 в. до н. э. контролировало территорию, простиравшуюся от Южного Закавказья до Евфрата и Халеба.
 +
 
 +
В начале 6 в. до н. э. вторжения скифов, мидийцев, а затем армян привели к падению Урарту, и хурриты окончательно исчезли с исторической
 +
сцены.
 +
 
 +
{{WikiCopyRight}}
 +
 
 +
== Религиозное влияние ==
 +
 +
Наиболее заметное влияние на религиозную практику ближневосточных народов оказали хурритские ритуальные заклинания, многочисленные копии которых на глиняных табличках обнаружены по всему району. Некоторые из хурритских богов были включены в состав пантеонов окружающих народов.
 +
 
 +
Так, в частности, хурритский бог бури Тешуб превратился в главного бога многих анатолийских и сирийских государств, в которых он был отождествлен с Баалом (см. [[Ваала Культ|Ваала культ]]) или Хададом. Индоевропейский элемент хурритского влияния обнаруживается в распространении таких имен богов, как Митра, Варуна, Индра и Насатьяс.
 +
== В Библии ==
 +
 
 +
[[Библия]] называет хурритов «хори» и сообщает, что «на Сеире [см. [[Эдом]]] жили прежде хорреи; но сыны Исавовы прогнали их и истребили их от лица своего и поселились вместо них» (Втор. 2:12; ср. Быт. 36).
 +
 
 +
Из Эль-Амарнских писем и табличек из Таанаха и [[Шхем|Шхема]] следует, что хурритское население в районе было сосредоточено преимущественно в центральном Ханаане.
 +
 
 +
Согласно этим источникам, Шхем был хурритским центром, однако Библия называет жителей Шхема «хивиты» (Быт. 34:2).
 +
 
 +
Хивитами в Библии названы также жители других районов, населенных хурритами, — Ливанских гор (Суд. 3:3) и горы [[Хермон]] (ИбН. 11:3).
 +
 
 +
Вместе с тем, в то время как в ивритском тексте Библии царь Шхема Хамор назван «хивитом» (Быт. 34:2), в [[Септуагинта|Септуагинте]] он назван «хорреем».
 +
 
 +
На основании этого и ряда других упоминаний библейского текста исследователи заключают, что «хивиты» и «хорреи» — один и тот же народ.
 +
 
 +
Ученые также полагают, что древние обитатели [[Иерусалим|Иерусалима]], иевусеи, также принадлежали к хурритам.
 +
 
 +
Это заключение основано на том, что иевусейский царь периода Эль-Амарнских писем носил хурритское теофорное имя, а упоминаемое в II Сам. 24:18 имя иевусея Аравна, или Орнан (в русской традиции Орна), по-видимому, тождественно хурритскому слову эверна, означавшему `господин`, `владыка`.
 +
 
 +
В некоторых библейских рассказах о [[Патриархи|патриархах]] исследователи видят отражение хурритских [[Обычаи|обычаев]].  
 +
 
 +
Так, например, смысл кражи [[Рахиль|Рахилью]] идолов (терафим), принадлежавших ее отцу [[Лаван|Лавану]] (Быт. 31:19, 34, 35), ученые объясняют хурритским обычаем, согласно которому зять становился наследником тестя, если получал его терафим.
{{ElevenCopyRight|14577|ХУРРИТЫ}}
{{ElevenCopyRight|14577|ХУРРИТЫ}}
Строка 41: Строка 94:
[[Категория:Древняя история евреев]]
[[Категория:Древняя история евреев]]
 +
[[Категория:Народы в ТаНаХе]]
 +
[[Категория:Персоналии:История Израиля]]

Текущая версия на 18:04, 31 марта 2013



Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная исправленная статья





Хурриты, древний народ, появившийся на территории северной Месопотамии во второй половине 3 тыс. до н. э. и принадлежавший к неизвестной языковой группе.

Древняя история

Овладев горными районами к востоку от реки Тигр, хурриты постепенно продвигались к югу.

В обнаруженных в Каппадокии (Малая Азия, на территории современной Турции) документах (около 2000 г. до н. э.) часто встречаются хурритские имена, а в 19–18 вв. до н. э. правители небольших царств в северо-западной Месопотамии (Уркиша, Элухата и Нахура) носили хурритские имена.

В захоронениях этого периода близ Чагар-Базара (около 30 км к юго-западу от современного города Камышлы на сирийско-турецкой границе) хурритские имена составляют не более трети (остальные две трети имен — аккадские), в то время как западнее — в небольших государствах к северу от Халеба — хурритские имена превалируют.

Хурритское влияние в этом районе было весьма значительным. Так, например, в 18 в. до н. э. в Алалахе хурритские названия месяцев вытеснили семитские.

Носители хурритских имен занимали значительную часть высших государственных и религиозных должностей, а влияние хурритской религии было ощутимым от Алалаха до Мари.

К 15 в. до н. э. культуры Нузи на востоке (близ нынешнего Киркука) и Алалаха на западе подверглись значительному влиянию хурритской культуры.

Хотя социально и культурно Угарит сохранил свой семитский облик, здесь были обнаружены многочисленные хурритские тексты, включая многоязычные словари, фрагменты писем и небольшое количество религиозных текстов, записанных местным алфавитным скриптом (в остальном документы на хурритском языке написаны месопотамской силлабической клинописью; см. Алфавит, Письмо). В обнаруженном при раскопках Таанаха архиве 15 в. до н. э. и в Эль-Амарнских письмах имеются свидетельства хурритского влияния также на Ханаан.

Хурритское царство Митанни (в египетских источниках Нахарина), возникшее в 16 в. до н. э., простиралось от озера Ван на севере до реки Евфрат на юге и Халеба на западе.

Царство достигло зенита своей мощи в 15–14 вв. до н. э.; на хурритском языке говорили в Центральной Анатолии, Сирии, Ханаане и северной Месопотамии, и, возможно, также на территории современного Западного Ирана.

Управление царством осуществлялось старейшинами Быт.36:20—30).

Однако название столицы Митанни, Вашукканни, а также имена многих правителей и сановников Митанни принадлежат к индоиранской ветви индоевропейских языков.

Очевидно, в этот период хурриты находились в тесном контакте с носителями индоиранских языков, а возможно, даже были подчинены им. Военно-политическая мощь Митанни признавалась фараонами Египта, заключавшими с хурритами союз против усиливавшегося Хеттского царства (см. Хетты).

Тем не менее, в середине 14 в. до н. э. хеттам удалось подчинить Митанни и превратить его в вассальное государство, служившее буфером против ассирийской экспансии.

На рубеже 10–9 вв. до н. э. в северо-восточной Анатолии возникло царство Урарту, столица которого Тушпа находилась около озера Ван; население Урарту говорило на языке, родственном хурритскому.

Царство Урарту в период своей наибольшей экспансии при Сардуре III (или, возможно, Сардуре II) в середине 8 в. до н. э. контролировало территорию, простиравшуюся от Южного Закавказья до Евфрата и Халеба.

В начале 6 в. до н. э. вторжения скифов, мидийцев, а затем армян привели к падению Урарту, и хурриты окончательно исчезли с исторической сцены.

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Религиозное влияние

Наиболее заметное влияние на религиозную практику ближневосточных народов оказали хурритские ритуальные заклинания, многочисленные копии которых на глиняных табличках обнаружены по всему району. Некоторые из хурритских богов были включены в состав пантеонов окружающих народов.

Так, в частности, хурритский бог бури Тешуб превратился в главного бога многих анатолийских и сирийских государств, в которых он был отождествлен с Баалом (см. Ваала культ) или Хададом. Индоевропейский элемент хурритского влияния обнаруживается в распространении таких имен богов, как Митра, Варуна, Индра и Насатьяс.

В Библии

Библия называет хурритов «хори» и сообщает, что «на Сеире [см. Эдом] жили прежде хорреи; но сыны Исавовы прогнали их и истребили их от лица своего и поселились вместо них» (Втор. 2:12; ср. Быт. 36).

Из Эль-Амарнских писем и табличек из Таанаха и Шхема следует, что хурритское население в районе было сосредоточено преимущественно в центральном Ханаане.

Согласно этим источникам, Шхем был хурритским центром, однако Библия называет жителей Шхема «хивиты» (Быт. 34:2).

Хивитами в Библии названы также жители других районов, населенных хурритами, — Ливанских гор (Суд. 3:3) и горы Хермон (ИбН. 11:3).

Вместе с тем, в то время как в ивритском тексте Библии царь Шхема Хамор назван «хивитом» (Быт. 34:2), в Септуагинте он назван «хорреем».

На основании этого и ряда других упоминаний библейского текста исследователи заключают, что «хивиты» и «хорреи» — один и тот же народ.

Ученые также полагают, что древние обитатели Иерусалима, иевусеи, также принадлежали к хурритам.

Это заключение основано на том, что иевусейский царь периода Эль-Амарнских писем носил хурритское теофорное имя, а упоминаемое в II Сам. 24:18 имя иевусея Аравна, или Орнан (в русской традиции Орна), по-видимому, тождественно хурритскому слову эверна, означавшему `господин`, `владыка`.

В некоторых библейских рассказах о патриархах исследователи видят отражение хурритских обычаев.

Так, например, смысл кражи Рахилью идолов (терафим), принадлежавших ее отцу Лавану (Быт. 31:19, 34, 35), ученые объясняют хурритским обычаем, согласно которому зять становился наследником тестя, если получал его терафим.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ХУРРИТЫ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация