|
|
(1 промежуточная версия не показана) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Хаккафот (церемониальное шествие)]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Хаккафот''' (הַקָּפוֹת, `обход по кругу`), в еврейской религиозной практике — церемониальное шествие людей по кругу, в центре которого, как правило, находится священный предмет.
| + | |
- | == Первые упоминания ==
| + | |
- | | + | |
- | Хаккафот впервые упоминаются в Библии. В книге Иеhошуа рассказывается о шествиях вокруг осажденного [[Иерихон|Иерихона]], которые евреи совершали по приказу [[Иехошуа Бин Нун|Иехошуа бин Нуна]]: по одному разу в день в течение шести дней и семь раз в седьмой день, после чего крепостные стены пали (ИбН. 6:14–15).
| + | |
- | | + | |
- | По свидетельству [[Мишна|Мишны]] (Сук. 3:12) и ряда других литературных источников, в период Второго [[Храм|храма]] хаккафот вокруг жертвенника (см. [[Жертвоприношение]]) или вокруг храмового двора, совершаемые процессией паломников (см. [[Паломничество]]), несущих [[Лулав|лулав]], были неотъемлемой частью ритуала первого дня праздника [[Суккот]].
| + | |
- | | + | |
- | Хаккафот упоминаются и в описании празднования победы [[Хасмонеи|Хасмонеев]] над греками (см. также [[Ханукка]]). После разрушения Храма несение лулава и хаккафот в праздник Суккот стали частью синагогального ритуала всех семи дней праздничного цикла. | + | |
- | | + | |
- | Вавилонские гаоны свидетельствуют, что хаккафот совершались во время утренней службы Суккот, когда все молящиеся с лулавами в руках шествовали по кругу вокруг [[Бима|бимы]], произнося так называемые хошанот (см. [[Хошана Рабба|Хошана Рабба]], `просьбы о спасении`).
| + | |
- | == В Суккот ==
| + | |
- | | + | |
- | По-видимому, этот обычай сложился задолго до вавилонских гаонов. В первые шесть дней праздника Суккот хаккафот включают один полный обход вокруг бимы, а в день Хошана Рабба биму обходят семь раз. По мнению исследователей, происхождение хаккафот связано с праздником Суккот, оттуда обычай перешёл в другие сферы еврейского ритуала.
| + | |
- | | + | |
- | Хасиды (см. [[Хасидизм]]) совершают хаккафот также и во время вечерней службы Шмини ацерет (см. [[Суккот]]).
| + | |
- | | + | |
- | В некоторых общинах было принято, чтобы молящиеся выходили из зала и совершали хаккафот вокруг синагоги.
| + | |
- | == В день Симхат Тора ==
| + | |
- | | + | |
- | В праздник [[Симхат-Тора|Симхат Тора]] во время вечерней и утренней службы молящиеся обходят вокруг бимы семь раз; возглавляющие процессию несут в руках свитки Торы (см. [[Сефер-Тора]]), произнося [[Пиют|пиюты]], выражающие благодарение за завершение годичного цикла чтения Торы.
| + | |
- | | + | |
- | Существует немало литургических произведений, созданных специально для обряда хаккафот; в народе также принято во время хаккафот распевать особые мелодии и танцевать.
| + | |
- | | + | |
- | Совершить хаккафот со свитком Торы в руках считается почетной обязанностью, этой чести стараются удостоить всех присутствующих в синагоге.
| + | |
- |
| + | |
- | Впервые об обычае хаккафот в день Симхат Тора упоминает [[Лурия, Ицхак Бен Шломо Ашкенази|Ицхак бен Шломо Лурия]] и [[Иссерлес, Моше Бен Исраэль|Моше бен Исраэль Иссерлес]] в комментарии к [[Шулхан Арух|Шулхан аруху]] (см. [[Кодификация Закона]]).
| + | |
- | | + | |
- | По-видимому, именно в кругах каббалистов [[Цфат|Цфата]] впервые сложился этот обычай, распространившийся впоследствии на все общины.
| + | |
- | | + | |
- | <!-- <ref>Известно, что этот обычай существовал в Австрии в 14 в., а затем распространился во всех общинах Восточной Европы.
| + | |
- | | + | |
- | Некоторые исследователи полагают, что он заимствован у христиан (в некоторых европейских городах в средние века существовал похожий обычай во время венчания).</ref> -->
| + | |
- | == Во время траурного ритуала ==
| + | |
- |
| + | |
- | В ряде восточных общин (среди [[Бухарские Евреи|бухарских евреев]], на Кавказе, в Персии и т. д.) существует также обычай совершать хаккафот вокруг умершего во время траурного ритуала.
| + | |
- | | + | |
- | Перед погребением траурная процессия семь раз обходит вокруг него, произнося отрывки из псалмов, отдавая последние почести умершему.
| + | |
- | | + | |
- | Древний обычай должен был защитить умершего от обступивших его темных сил (см. ниже). Бытовал также обычай молиться о выздоровлении больного, обходя по кругу кладбище, и даже протягивать при этом нить вокруг кладбищенской ограды.
| + | |
- | | + | |
- | У евреев Курдистана за 14 дней до праздника [[Шавуот|Шавуот]] неподалеку от города Алкуш, где, согласно преданию, похоронен пророк [[Нахум]], процессия паломников семь раз обходила его могилу (см. [[Хиллула]]).
| + | |
- | == Смысл шествия по кругу ==
| + | |
- | | + | |
- | Смысл самого хождения по кругу, по мнению некоторых ученых, связан с тем, что круг — это символ завершившегося цикла и начало нового: Суккот — конец лета, начало сезона дождей в Эрец-Исраэль; Симхат Тора — завершение годичного цикла чтения Торы; траурная церемония — завершение жизни; свадьба — начало новой семьи, и т. д.
| + | |
- | | + | |
- | В отличие от рационального объяснения, в ряде культур круг трактуется как нечто обладающее магической силой и способное защитить.
| + | |
- | | + | |
- | В талмудической литературе подобным образом объясняется начертание круга [[Хони hа-Меаггел|Хони hа-Меаггела]].
| + | |
- | | + | |
- | Согласно каббалистической символике (см. [[Каббала]]), круг — это выражение так называемого ор маккиф (`окружающего света`).
| + | |
- | | + | |
- | Согласно Каббале, маккиф — это состояние гармонии, а хаккафот — символическое действие, выражающее стремление к этой гармонии.
| + | |
- | | + | |
- | Так, жених под хуппой все еще холостяк и поэтому далек от гармонии, а хаккафот, в результате которых невеста шествует к нему, выражают приближение ор маккиф.
| + | |
- | | + | |
- | == В Израиле ==
| + | |
- |
| + | |
- | В настоящее время в Израиле существуют так называемые хаккафот шнийот (`вторые хаккафот`): вечером после исхода праздника Симхат Тора на площадях устраивают празднества, хаккафот сопровождаются музыкой и эстрадными выступлениями.
| + | |
- | | + | |
- | В некоторых ашкеназских общинах существует обычай совершать хаккафот в качестве части свадебного ритуала: жених стоит под хуппой (см. [[Брак]]), а родители молодоженов и невеста, а иногда и наиболее уважаемые гости, обходят его три или семь раз.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|11015|ХАККАФОТ}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Еврейские законы и обычаи]]
| + | |