Хаккафот (церемониальное шествие)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(В Израиле)
 
(7 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:Хаккафот (церемониальное шествие)]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|НАЗВАНИЕ=
+
-
|ПОДЗАГОЛОВОК=
+
-
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|ТЕМА=
+
-
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
+
-
|ИЗ ЦИКЛА=
+
-
|ПУБЛИКАЦИИ=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ИСТОЧНИК=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
}} 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
'''Хаккафот''' (הַקָּפוֹת, `обход по кругу`), в еврейской религиозной практике — церемониальное шествие людей по кругу, в центре которого, как правило, находится священный предмет.
+
-
== Первые упоминания ==
+
-
 
+
-
Хаккафот впервые упоминаются в Библии. В книге Иеhошуа рассказывается о шествиях вокруг осажденного [[Иерихон|Иерихона]], которые евреи совершали по приказу [[Иехошуа Бин Нун|Иехошуа бин Нуна]]: по одному разу в день в течение шести дней и семь раз в седьмой день, после чего крепостные стены пали (ИбН. 6:14–15).
+
-
 
+
-
По свидетельству [[Мишна|Мишны]] (Сук. 3:12) и ряда других литературных источников, в период Второго [[Храм|храма]] хаккафот вокруг жертвенника (см. [[Жертвоприношение]]) или вокруг храмового двора, совершаемые процессией паломников (см. [[Паломничество]]), несущих [[Лулав|лулав]], были неотъемлемой частью ритуала первого дня праздника [[Суккот]].
+
-
 
+
-
Хаккафот упоминаются и в описании празднования победы [[Хасмонеи|Хасмонеев]] над греками (см. также [[Ханукка]]). После разрушения Храма несение лулава и хаккафот в праздник Суккот стали частью синагогального ритуала всех семи дней праздничного цикла.
+
-
 
+
-
Вавилонские гаоны свидетельствуют, что хаккафот совершались во время утренней службы Суккот, когда все молящиеся с лулавами в руках шествовали по кругу вокруг [[Бима|бимы]], произнося так называемые хошанот (см. [[Хошана Рабба|Хошана Рабба]], `просьбы о спасении`).
+
-
 
+
-
По-видимому, этот обычай сложился задолго до вавилонских гаонов. В первые шесть дней праздника Суккот хаккафот включают один полный обход вокруг бимы, а в день Хошана Рабба биму обходят семь раз. По мнению исследователей, происхождение хаккафот связано с праздником Суккот, оттуда обычай перешёл в другие сферы еврейского ритуала.
+
-
 
+
-
В праздник [[Симхат-Тора|Симхат Тора]] во время вечерней и утренней службы молящиеся обходят вокруг бимы семь раз; возглавляющие процессию несут в руках свитки Торы (см. [[Сефер-Тора]]), произнося [[Пиют|пиюты]], выражающие благодарение за завершение годичного цикла чтения Торы.
+
-
 
+
-
Существует немало литургических произведений, созданных специально для обряда хаккафот; в народе также принято во время хаккафот распевать особые мелодии и танцевать.
+
-
 
+
-
Совершить хаккафот со свитком Торы в руках считается почетной обязанностью, этой чести стараются удостоить всех присутствующих в синагоге.
+
-
 
+
-
Впервые об обычае хаккафот в день Симхат Тора упоминает [[Лурия, Ицхак Бен Шломо Ашкенази|Ицхак бен Шломо Лурия]] и [[Иссерлес, Моше Бен Исраэль|Моше бен Исраэль Иссерлес]] в комментарии к [[Шулхан Арух|Шулхан аруху]] (см. [[Кодификация Закона]]).
+
-
 
+
-
По-видимому, именно в кругах каббалистов [[Цфат|Цфата]] впервые сложился этот обычай, распространившийся впоследствии на все общины.
+
-
 
+
-
Хасиды (см. [[Хасидизм]]) совершают хаккафот также и во время вечерней службы Шмини ацерет (см. [[Суккот]]).
+
-
 
+
-
В некоторых общинах было принято, чтобы молящиеся выходили из зала и совершали хаккафот вокруг синагоги.
+
-
== В Израиле ==
+
-
+
-
В настоящее время в Израиле существуют так называемые хаккафот шнийот (`вторые хаккафот`): вечером после исхода праздника Симхат Тора на площадях устраивают празднества, хаккафот сопровождаются музыкой и эстрадными выступлениями.
+
-
 
+
-
В некоторых ашкеназских общинах существует обычай совершать хаккафот в качестве части свадебного ритуала: жених стоит под хуппой (см. [[Брак]]), а родители молодоженов и невеста, а иногда и наиболее уважаемые гости, обходят его три или семь раз.
+
-
 
+
-
Известно, что этот обычай существовал в Австрии в 14 в., а затем распространился во всех общинах Восточной Европы.
+
-
 
+
-
Некоторые исследователи полагают, что он заимствован у христиан (в некоторых европейских городах в средние века существовал похожий обычай во время венчания).
+
-
 
+
-
В ряде восточных общин (среди [[Бухарские Евреи|бухарских евреев]], на Кавказе, в Персии и т. д.) существует также обычай совершать хаккафот вокруг умершего во время траурного ритуала.
+
-
 
+
-
Перед погребением траурная процессия семь раз обходит вокруг него, произнося отрывки из псалмов, отдавая последние почести умершему.
+
-
 
+
-
Древний обычай должен был защитить умершего от обступивших его темных сил (см. ниже). Бытовал также обычай молиться о выздоровлении больного, обходя по кругу кладбище, и даже протягивать при этом нить вокруг кладбищенской ограды.
+
-
 
+
-
У евреев Курдистана за 14 дней до праздника [[Шавуот|Шавуот]] неподалеку от города Алкуш, где, согласно преданию, похоронен пророк [[Нахум]], процессия паломников семь раз обходила его могилу (см. [[Хиллула]]).
+
-
 
+
-
Смысл самого хождения по кругу, по мнению некоторых ученых, связан с тем, что круг — это символ завершившегося цикла и начало нового: Суккот — конец лета, начало сезона дождей в Эрец-Исраэль; Симхат Тора — завершение годичного цикла чтения Торы; траурная церемония — завершение жизни; свадьба — начало новой семьи, и т. д.
+
-
 
+
-
В отличие от рационального объяснения, в ряде культур круг трактуется как нечто обладающее магической силой и способное защитить.
+
-
 
+
-
В талмудической литературе подобным образом объясняется начертание круга [[Хони hа-Меаггел|Хони hа-Меаггела]].
+
-
 
+
-
Согласно каббалистической символике (см. [[Каббала]]), круг — это выражение так называемого ор маккиф (`окружающего света`).
+
-
 
+
-
Согласно Каббале, маккиф — это состояние гармонии, а хаккафот — символическое действие, выражающее стремление к этой гармонии.
+
-
 
+
-
Так, жених под хуппой все еще холостяк и поэтому далек от гармонии, а хаккафот, в результате которых невеста шествует к нему, выражают приближение ор маккиф.
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|11015|ХАККАФОТ}}
+
-
 
+
-
 
+
-
[[Категория:Еврейские законы и обычаи]]
+

Текущая версия на 01:22, 31 мая 2013

  1. redirect ej:Хаккафот (церемониальное шествие)
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация