Еврейская шляпа

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Перенаправление на ej:Еврейская шляпа)
 
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье
+
#redirect [[:ej:Еврейская шляпа]]
-
| ТИП СТАТЬИ  = 1
+
-
| АВТОР1 = Л.Гроервейдл
+
-
| АВТОР2 =
+
-
| АВТОР3 =
+
-
| СУПЕРВАЙЗЕР =
+
-
| ПРОЕКТ =
+
-
| ПОДТЕМА =
+
-
| КАЧЕСТВО  =
+
-
| УРОВЕНЬ  =
+
-
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =11.01.2013
+
-
| ВИКИПЕДИЯ =
+
-
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
+
-
}}
+
-
:'' Эта статья о головном уборе средневековых европейских евреев. О современной еврейской ермолке, см. [[Кипа]].''
+
-
[[File:Codex Manesse Süßkind von Trimberg.jpg|thumb|220px|Еврейский поэт [[Зюскинд из Тримберга]] в еврейской шляпе (Манесский кодекс, XIV век.)]]
+
-
[[File:Meister des Manna-Wunders 001.jpg|220px|thumb|Христианская картина, изображающая ветхозаветное жертвоприношение, 1483, с различными формами еврейской шляпы, а также тюрбаны и другие экзотические стили. По этой дате трудно судить, относится ли иллюстрация точно к фактическому виду одежды в Европе того времени, или это попытка воссоздать исторически соответствующие древние одежды из стилей современного художнику Ближнего Востока.]]
+
-
 
+
-
'''"Еврейская шляпа"''', также известная как '''еврейская шапка''', (нем. '''''Judenhut'''' и [[Латынь|латинский ]] ''pilleus cornutus'' - "рогатая ермолка"), была конусообразной остроконечной шляпой, часто белой или жёлтой; её носили евреи в средневековой Европе и кое-где в [[ислам]]ском мире.
+
-
 
+
-
Сначала её носили по собственному желанию, но Четвертый Латернский собор в 1215 году обязал всех евреев-мужчин носить её за пределами [[гетто]] в качестве [[Отличительный знак|отличительного знака]].
+
-
 
+
-
Как и фригийский колпак, на который она похожа, эта шляпа, возможно, возникла в доисламской Персии - похожие шляпы носили [[вавилон]]ские евреи.<ref>[http://www.myjewishlearning.com/history_community/Medieval/MedievalSocialTO/Clothing/JewishHat.htm Medieval Jewish History: An Encyclopedia. Edited by Norman Roth, Routledge] Такие шляпы носят зороастрийские священники на картинах в Дура Европас (но нет таких изображений в синагогах того же времени); они очень похожи на некоторые из самых ранних европейских экземпляров, [http://books.google.co.uk/books?id=spKxJeHJgTAC&pg=PA1137&dq=San+Zeno+bronze+doors которые надеты на ветхозаветных персонажей на рельефах с дверей Сан-Зено, Верона, ок. 1100] - [http://pro.corbis.com/images/VN002426.jpg?size=67&uid=%7BFABB5CAB-C7F1-427B-A746-B0FFC7CB87A7%7D Corbis] - см., например, на средней панели в строках 2 и 3.</ref>
+
-
 
+
-
Современные отличительные или характерные еврейские мужские головные уборы включают [[Кипа|кипу]] (ермолку), [[штраймл]], [[сподик]], [[колпик]], ''кашкет'' (глубокая кепка, преимущественно детский головной убор) и ''федора'' (мягкая шляпа с большими полями); см. также [[Хасидизм#Хасидская одежда|хасидские головные уборы]].
+
-
 
+
-
== Европа ==
+
-
[[File:Süddeutscher Glasmaler 001.jpg|thumb|200px|[[Даниил (пророк)|Даниэль]] на витраже, [[Аугсбург]], [[Германия]], первая половина XII-го века]]
+
-
[[File:DetailOfMedievalHebrewCalendar.jpg|thumb|left|200px|Фигура еврея в еврейской шляпе из средневекового [[Еврейский календарь|еврейского календаря]], напоминает евреям о [[лулав]]е: пальмовой ветке, ветке мирта, ветке ивы и [[этрог]]е для [[Суккот]].]]
+
-
 
+
-
В Европе еврейская шляпа появилась во Франции с XI-го века, и Италия с XII-го, по-видимому, прибыв из исламского мира. По еврейским правилам, евреи должны держать головы покрытыми почти все время<ref>Хотя это, возможно, еще не приобрело силу закона в тот период. См. Roth op cit.</ref> В отличие от [[Отличительный знак|желтого знака]], еврейская шляпа часто изображалась в иллюстрированных рукописях на [[иврит]]е, а затем была включена немецкими евреями в их печати и гербы. Это позволяет предположить, что по крайней мере первоначально она расценивалась европейскими евреями как "элемент традиционной одежды, а не навязанная дискриминация".<ref>Françoise Piponnier and Perrine Mane; ''Dress in the Middle Ages''; p. 138, Yale UP, 1997; ISBN 0-300-06906-5. Seals from Norman Roth, op cit. Also Schreckenburg p. 15 & passim.</ref>
+
-
 
+
-
Шляпы также надеты в христианских картинах на такие фигуры, как святой Йосеф, а иногда и [[Иисус Христос]] (см. ниже). Однако, как только её ношение "стало обязательным, шляпа, до сих пор намеренно отличавшаяся от шляп, которые носили христиане, была воспринят евреями в негативном свете".<ref>Piponnier & Mane, op & page cit.</ref> Закон во [[Вроцлав]]е в 1267 году гласил, что поскольку евреи перестали носить остроконечных шляпы, которые они обычно носили, это будет сделано обязательным.<ref>[http://www.myjewishlearning.com/history_community/Medieval/MedievalSocialTO/Clothing/JewishHat.htm Medieval Jewish History: An Encyclopedia. Edited by Norman Roth, Routledge]</ref>
+
-
 
+
-
Четвертый Латернский собор 1215 года постановил, что евреи и мусульмане должны быть различимы по их одежде (лат. "габитус"), обосновав это так: <blockquote>
+
-
"В некоторых провинциях платье евреев и сарацинов отличает их от христиан, но в других возникла путаница, так что они не могут быть опознаны ни по каким отличительным знакам. Таким образом, по ошибке христиане имеют половое сношение с еврейскими или сарацинскими женщинами, а евреи и сарацины имеют половые сношения с христианскими женщинами. Для того, что преступление такого проклятого смешения не имели бы в будущем оправдания и уклонения от ответственности под предлогом ошибки, мы решаем, что (иудеи и сарацины) обоих полов во всех христианских странах должны отличать себя публично от других людей по одежде. По свидетельству Священного Писания, такие предписания были уже сделаны [[Моше|Моисеем]] (Lev.19.19; Deut.22.5.11)".<ref>Schreckenburg, Heinz, ''The Jews in Christian Art'', p.15, 1996, Continuum, New York, ISBN 0-8264-0936-9</ref>
+
-
</blockquote>
+
-
 
+
-
Однако не все европейские средневековые монархи следовали этим папским резолюциям. Король Андраш II Венгерский (1177 - 1235) игнорировал в ряде случаев требования папы, который отлучал его от церкви дважды. В то время многие евреи были на королевской службе. Отлучение помешало Андрашу II присутстввовать на канонизации его дочери Элизаветы Венгерской  в Германии.<ref>Fehér, J. (1967). Magyar Középkori Inkvizicio. Buesnos Aires, Argentina: Editorial Transilvania.</ref> Шляпы были замечены главным образом к северу от Альп, несмотря на то, что некоторые из самых ранних экземплярров находились в Италии, и не были обнаружены в Испании.
+
-
[[File:Codex St Peter perg 7 10v.jpg|200px|thumb|left|Германская икона XII-го века, изображающая св. Марию со св. Иоакимом, на котором еврейская шляпа]]
+
-
[[Файл:Gniezno Boleslaus II.jpg|200px|left|thumb|Адальберт Пражский обличает евреев, тогующих христианскими рабами, перед Болеславом II, герцогом Богемии. Рельеф с двери дворца в Гнезно (Польша)]]
+
-
Более подробные правила были введены в действие на местах правителями, в очень разные времена и в разном виде. Решение совета было подтверждено советом [[Вена|Вены]] в 1311-12 гг. В 1267 году этот головной убор стал обязательным в [[Вена|Вене]]. Врач получил временное разрешение на неношение его в [[Венеция|Венеции]] в 1528 году, по просьбе различных уважаемых пациентов.<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=160&letter=M Jewish Encyclopedia]</ref> Папа Павел IV приказал в 1555 году, чтобы в Папской области должна быть желтая остроконечная шляпа, а с 1567 в течение двадцати лет она была обязательной в [[Литва|Литве]], но этот период её редко можно было увидеть в большинстве стран Европы.<ref>Pope:in the Bull Cum nimis absurdum. Lithuania, JE:"Yellow badge".</ref>
+
-
 
+
-
Как результат [[Эмансипация евреев|еврейской эмансипации]] использование еврейской шляпы было официально прекращено, хотя оно сокращалось задолго до этого, и её не часто видели после 1500 года; различные формы [[Отличительный знак|желтого знака]] были гораздо более долговечны.<ref>Schreckenburg:288-296</ref> Это была альтернативная форма отличительного знака, не виданная в Европе до 1215 года, а затем вновь введённая [[Нацизм|нацистами]]. Вероятно, это более соответствовало местными законам; например, английского законодательство сосредоточено на знаке, который принял форму двух [[Скрижали Завета|Скрижалей Завета]]. На некоторых картинах из всех частей Средневековья [[раввин]]ы и другие еврейские лидеры носят еврейскую шляпу, когда другие евреи этого не делают, что может отражать реальность.<ref>Например, в загадочных иллюстрациях к ''Золотой Агаде'' из [[Дармштадт]]а, около 1300 г. См. также изображение жертвоприношения.</ref>
+
-
 
+
-
Форма шляпы переменная. Иногда, особенно в XIII-м веке, она мягкий фригийский колпак, но чаще в ранний периода это шляпа с круглыми полями - видимо, жесткая - изогнутая вокруг сужающейся верхней части, которая заканчивается в точке,<ref>Например, как надетые на персонажей Ветхого Завета на Клостернойебургском алтаре 1181 года.</ref> названная Сарой Липтон "маслёнкой".<ref>Lipton, 16</ref> Меньшие версии, сидевшие на верхней части головы также можно увидеть. Иногда кольцо какого-нибудь вида окружает шляпу на дюйм или два вокруг верхней части головы. В XIV веке шар или кисточки появляется в верхней части шляпы, и сужающийся конец становится скорее стеблем относительно постоянной ширины.<ref> Иногда небольшие прямые "стебли" видели раньше, например, Schreckenberg: 77, иллюстрации, 4, из c.1170</ref> В верхней части шляпа становится более плоской, или округлой (как на картинке Кодекса Манессье).
+
-
[[File:Wappen Judenburg.jpg|thumb|200px|Печать [[Юденбург]]а, [[Австрия]].]]
+
-
К концу Средних веков шляпы неуклонно заменялись на различные головные уборы, в том числе экзотические, пылающего восточного стиля шляпы, тюрбаны, а с XV-го века широкие плоские шляпы и большие береты. В картинах на библейские сюжеты иногда предпринимались попытки изобразить современную одежду, которую в то время носили в [[Страна Израиля|Святой Земле]], но все же стили можно увидеть в некоторых изображениях тогдашних европейских сцен. Где отличительная заостренная еврейская шляпа осталась, но она стала гораздо менее определенной формы, и мешковатой. Свободные тюрбаны, широкие плоские шляпы и береты, а также новая меховая шапка стиля из [[Черта оседлости|черты оседлости]] по-прежнему связаны с евреями вплоть до XVIII века и дальше.
+
-
 
+
-
== Еврейская шляпа в искусстве ==
+
-
Еврейская шляпе часто используется в средневековом искусстве для обозначения евреев библейского периода. Часто евреев рисовали в шляпах, чтобы показать в невыгодном свете по истории, которую изображали, например, менял, изгонямых Иисусом из храма (Матфей 21.12-17), но это далеко не всегда так. Мужа Марии, св. Йосефа, часто показывают носящим еврейскую шляпу, и сам Иисус может быть показан носящим её, особенно в изображениях ''Встречи в Эммаусе'', где его ученики сначала не узнали его  (Лука 24.13-32).<ref>Schreckenburg:125-196. [http://www.getty.edu/art/gettyguide/artObjectDetails?artobj=311098&handle=book&pg=3 Английский экземпляр 12-го века в музее Гетти]</ref> Иногда это используется, чтобы отличить евреев от других народов, таких как египтяне или филистимляне. Они часто изображаются в искусстве в таких временах и места, где шляпу, кажется, на самом деле евреи обычно не носили, "как внешний и в значительной степени произвольный знак, разработанный христианскими иконописцами", один из ряда полезных визуальных способов определения типов лиц в средневековом искусстве.<ref>Lipton, 16-19, 17 quoted</ref> 
+
-
[[File:Valdemar Atterdag brandskattar Visby (1882).jpg|thumb|right|На картине 1882 года "Вальдемар Аттердаг требует выкуп с Висбю в 1361 г." Карла Густава Хеллквиста (1851 – 1890) изображён еврейский купец в еврейской шляпе (справа).]]
+
-
В отличие от формы [[Отличительный знак|отличительного знака]], еврейскую шляпу часто можно видеть на иллюстрациях еврейских рукописных книг, таких как [[Агада|Ѓагадот]], сделанных в средневековой Европе (см. картинку выше). В ''Ѓагаде птичьей головы'' (Германия, с. 1300, сейчас в [[Иерусалим]]е), фигуры в шляпах сидят за [[Седер Песах|седером]].<ref>[[Шапиро, Мейер|Meyer Schapiro]], Selected Papers, volume 3, ''Late Antique, Early Christian and Mediaeval Art'', pp. 380-86, 1980, Chatto & Windus, London, ISBN 0-7011-2514-4; Lipton, 16-17</ref>
+
-
 
+
-
Однако в христианском искусстве ношение шляпы могло иногда показать отношение автора к тем, кто носит её. В одном крайнем случае, в рукописи ''Библия Морализе'', иллюстрация показывает посох [[Аарон]]а, который превратился в змею, ползущую на магов фараона ([[Книга Исход|Исход]], 7:10-12); [[Моше]] и [[Аарон]] без шляп, а египетские маги в шляпах, не в знак того, что они евреи, но что они как евреи, то есть на неправильной стороне спора. Парный к этому рисунок ниже изображает двух клириков с тонзурами, стоящих перед группой евреев в шляпах, и имеет латинский заголовок-пояснения "Моисей и Аарон обозначают хороших прелатов, которые, по объяснению словами Евангелия, истребляют лживые слова евреев".<ref>Lipton, 18; изображение на фолио 25c венского ONB Codex 1179 ''Bible moralisée''.</ref> В другой сцене показано обращение евреев и других не-христиан в конце мира, серии фигур показывают различные стадии удаления шляп, чтобы показать этапы, которых они достигли в обращении, так что "шляпа не только идентификация евреев, она действует независимо от свего размещения для обозначения неверности и непокорности еврейства".<ref>Lipton, 19; ONB Codex 1179, f. 181a</ref>
+
-
 
+
-
== Еврейская шляпа на монетах ==
+
-
[[File:JudenhutGroschenObvEnlarged.jpg|thumb|200px|Judenkopf Grosch (Грош с еврейской головой)]]
+
-
Вильгельм III Смелый, герцог Люксембурга (1425-1482) чеканил серебряные монеты известные как ''Judenkopf Groschen (юденкопф грошен)''. На их лицевой стороне изображен человек с острой бородкой в еврейской шляпе, которого население воспринимало как типичного еврея.<ref>Saurma no. 4386</ref>
+
-
 
+
-
== Обязательная одежда для евреев в исламском мире ==
+
-
Для [[зимми]] (не-мусульман), чтобы быть четко отличимыми от мусульман в общественных местах, мусульманские правители часто запрещали ношение некоторых видов одежды, в то же время заставляя их носить совершенно другую одежду, как правило, яркого цвета. К ней относятся головные уборы, хотя это не было обычно первичным элементом. В некоторых случаях обязательная одежда христиан и евреев различались, в других нет. Как и в Европе, степень, в которой упомянутые правила были насильственными, трудно оценить, и, вероятно, они значительно различались.
+
-
 
+
-
Исламские ученые цитируют Пакт Умара II, в котором христиане якобы обязались "всегда одеваться таким же образом, где бы мы ни были, и ... повязывать ''зунах'' [широкий пояс] вокруг наших талий". Аль-Навави требовал от [[зимми]] носить кусок желтой ткани и пояс, а также металлическое кольцо, внутри общественных бань.<ref>Аль-Навави,''Минхадж'', цитируется по {{книга|автор = Бат Еор|часть = |заглавие = Ислам и институт зимми. Где ссорились цивилизации.|оригинал = Islam and Dhimmitude. Where Civilizations Collide|ссылка = |ответственный = |издание = |место = Madison/Teaneck,  J|издательство = Fairleigh Dickinson University Press/Associated University Presses|год = 2002|том = |страницы = |страниц = |серия = |isbn = 0-8386-3943-7|тираж = }}стp. 91</ref>
+
-
 
+
-
Положения об одежде зимми варьировались часто в угоду прихоти правителя.
+
-
 
+
-
Несмотря на то, что инициирование таких правил обычно связывают с Умаром I, исторические данные свидетельствуют о том, что впервые ввели эту практику аббасидские халифы. В 850 г. халиф аль-Мутавакиль приказал христианам и евреям носить пояс, называемый ''зунах'' и отличительный вид шали или платка называемый ''тайласин'' (христиане уже были обязаны носить пояс).<ref>[http://www.myjewishlearning.com/history_community/Medieval/MedievalSocialTO/Clothing.htm Medieval Jewish History: An Encyclopedia. Edited by Norman Roth, Routledge]</ref> Он также потребовал от них носить маленькие колокольчики в общественных банях.
+
-
 
+
-
В XI-м веке фатимидский халиф Аль-Хаким, чьи различные экстремальные указы и действия обычно связывают с психическими заболеваниями, приказал христианам надевать полуметровые деревянные кресты, а евреев носить деревянных телят на шеях.
+
-
 
+
-
В конце XII-го века [[Альмохады|альмохадский]] правитель Абу Юсуф]приказал евреям из стран Магриба носить темно-синий одежду с длинными рукавами и седловидные шапки. Его внук Абдалла аль-Адиль сделал уступку после обращений со стороны евреев, ослабляющую обязательную одежду до жёлтой одежды и тюрбанов.
+
-
 
+
-
В XVI веке евреи стран Магриба могли носить только сандалии из тростника и черные тюрбаны или колпаки с дополнительным красным кусок ткани.<ref name="Bat Ye’or 2002, pp. 91–96">Bat Ye’or (2002), pp. 91–96</ref>
+
-
 
+
-
[[Турция|Османские]] султаны продолжали регулировать одежды своих немусульманских подданных. В 1577 году Мурад III издал фирман, запрещающий евреям и христианам носить платья, тюрбаны и сандалии. В 1580 году он изменил свое мнение, ограничив предыдущий запрет на тюрбаны и требуя от [[зимми]] носить черные туфли; евреи и христиане также должны были носить красные и черные шляпы, соответственно.
+
-
 
+
-
Увидев в 1730 году, что у некоторых мусульман вошло в привычку носить шапки, похожие на еврейские, Махмуд I приказал повесить "преступников". Мустафа III лично помогал обеспечить соблюдение своих указов в отношении одежды. В 1758 году он ходил инкогнито по [[Стамбул]]у и приказал обезглавить евреев и армян, которых видел одетыми в запрещенную одежду.
+
-
 
+
-
Последний османский указ об отличительной одежде для зимми был выпущен в 1837 году Махмудом II. Дискриминационные одежды не были в ходу в тех провинциях Османской империи, где христиане составляли большинство, таких как [[Греция]] и на Балканах.<ref name="Bat Ye’or 2002, pp. 91–96"/>
+
-
 
+
-
== См. также ==
+
-
{{Антисемитизм}}
+
-
* [[Зимми]]
+
-
* [[Гетто]]
+
-
* [[Придворные евреи]]
+
-
* [[Жёлтая звезда]]
+
-
* [[Отличительный знак]]
+
-
 
+
-
== Примечания ==
+
-
{{reflist|2}}
+
-
 
+
-
== Источники и ссылки ==
+
-
* [http://en.wikipedia.org/wiki/Jewish_hat Статья "Jewish hat" в еврейком разделе Википедии]
+
-
* [http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=684&letter=J ''Judenhut'' at the Jewish Encyclopaedia]
+
-
* [http://de.wikipedia.org/wiki/Judenhut Статья "Judenhut" в немецком разделе Википедии]
+
-
* [http://www.amazon.com/gp/reader/0520215516/ref=sr_1_149?p=S00O&keywords=medieval+iconography&ie=UTF8&qid=1338857416#reader_0520215516 Lipton, Sara, ''Images of Intolerance: The Representation of Jews and Judaism in the Bible moralisée'', 1999, University of California Press,] ISBN 0520215516, 9780520215511, Amazon preview
+
-
* [http://www.myjewishlearning.com/history_community/Medieval/MedievalSocialTO/Clothing/JewishHat.htm Article by Norman Roth]
+
-
* [http://www.pbs.org/wnet/heritage/episode4/presentations/4.3.6-1.html PBS feature]
+
-
* [http://www.albert-ottenbacher.de/kaulbach/kau5.htm Website in German with many illustrations]
+
-
 
+
-
== Литература ==
+
-
* [http://www.jstor.org/pss/4615188 Straus Raphael, ''The "Jewish Hat" as an Aspect of Social History'', Jewish Social Studies, Vol. 4, No. 1 (Jan., 1942), pp.&nbsp;59–72, Indiana University Press JSTOR]
+
-
{{Антисемитизм (темы)}}
+
-
[[Category:История еврейского народа]]
+
-
[[Category:История евреев в средневековье]]
+
-
[[Category:Еврейская одежда]]
+
-
[[Category:Антисемитизм]]
+

Текущая версия на 23:07, 30 мая 2013

  1. redirect ej:Еврейская шляпа
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация