|
|
(3 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:“hеспед” (поминальная речь)]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Хеспед''' (הֶסְפֵּד или מִסְפֵּד — миспед), поминальная речь в честь умершего.
| + | |
- | | + | |
- | Хеспед, как правило, произносится во время погребения или в годовщину смерти (см. [[Хазкарат Нешамот|Хазкарат нешамот]], [[Траур]]).
| + | |
- | == В Библии ==
| + | |
- | | + | |
- | В [[Библия|Библии]] встречается слово миспед (синоним понятия хеспед), которое в современном иврите воспринимается как архаизм.
| + | |
- | | + | |
- | Хотя в Библии нет четкой грани между надгробным словом и [[Кина|киной]], с течением времени установилось различие между этими жанрами, и под хеспедом обычно подразумевается прозаическое произведение, а кина превратилась в элегию.
| + | |
- | | + | |
- | В Библии содержится ряд кинот и миспедим. После смерти [[Иаков|Иакова]] в Египте его сыновья оплакивали его (Быт. 50:10). Когда умер [[Самуил]], весь народ произносил по нему хеспед. (I Сам. 25:1); [[Давид]] говорил хеспед о своем соратнике [[Авнер|Авнере]] (II Сам. 3:32–33).
| + | |
- | | + | |
- | Вероятно, было принято после смерти человека выходить на улицы города и там оплакивать умершего (Эккл. 12:5).
| + | |
- | == В галахической литературе ==
| + | |
- | | + | |
- | В галахическом (см. [[Галаха]]) сочинении [[Мегиллат Таанит|Мегиллат Таанит]] перечислялись даты, в которые нельзя произносить хеспед, так как в эти дни происходили те или иные славные исторические события.
| + | |
- | | + | |
- | После разрушения [[Храм|Храма]] это галахическое установление было отменено, однако и в наше время не принято оплакивать умершего в праздничные дни.
| + | |
- | == В Талмуде ==
| + | |
- | | + | |
- | В [[Талмуд|Талмуде]] хеспед определяется как [[Мицва|мицва]], цель которой как ли-хводо шел хай (`почитание живого`), так и ли-хводо шел мет (`почитание усопшего`; Санх. 46б–47а).
| + | |
- | | + | |
- | Если умирающий запретил произносить по нему хеспед, то его волю обязаны исполнить.
| + | |
- | | + | |
- | Человека, который часто произносит хеспед, мудрецы Талмуда (МК. 25б) восхваляют; того, кто избегает произносить хеспед, порицают (Шаб. 105б).
| + | |
- | | + | |
- | Хеспеды, которые приводит Талмуд, лаконичны, образны и метафоричны. Так, раббан [[Гамлиэль]] скорбит об известном мудреце Шмуэле hа-Катане: «О нем пристойно плакать, о нем пристойно скорбеть! Шмуэль hа-Катан забрал все очарование мира и ушел» (Смах. 5).
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | Хеспед, как правило, включает рассказ о личности умершего и совершенных им добрых делах. Согласно [[Шулхан Арух|Шулхан аруху]], в хеспеде следует рассказать обо всех хороших качествах умершего и даже немного прибавить, но не слишком преувеличивать.
| + | |
- | | + | |
- | Обычно хеспед произносили близкие умершего, однако помимо этого существовали профессиональные плакальщики — сафданим (слово происходит от того же корня, что и хеспед) и плакальщицы (меконеннот — от слова кина), взимавшие плату за свои услуги; иногда плата была велика. Так, в Талмуде (МК. 8а) рассказывается о том, что плата сафдану лишила семейство средств для паломничества в Иерусалим (см. [[Паломнические Праздники|Паломнические праздники]], [[Трумот У-Маасрот|Трумот у-маасрот]]). Отношение к профессиональным сафданим в Талмуде, как правило, саркастическое (МК. 25б), что не препятствует восхищению их риторическими способностями.
| + | |
- | | + | |
- | Согласно упоминаемому в Талмуде поверью, душа умершего внимает хеспеду (Шаб. 153а). Талмуд, устанавливая сроки траура, отводит для хеспеда семь первых дней после смерти (МК. 27б), однако если умерший — [[Талмид-Хахам|талмид-хахам]], то хеспед можно устраивать в течение года. Хеспед не произносят в праздники, [[Хол hа-Моэд|хол hа-моэд]], [[Ханукка|Ханукку]], [[Пурим]], [[Новолуние|новолуние]] (для талмид-хахама также делают исключение). В талмудическую эпоху хеспед по мудрецам, умершим в течение года, произносился в [[Калла Месяцы|калла месяцы]].
| + | |
- | | + | |
- | Для того, чтобы впечатление, производимое хеспедом на скорбящих, не было слишком тяжелым, было принято заканчивать речь строкой из пророка [[Исайя|Исайи]], содержащей утешение: «Поглощена будет смерть навеки, и утрет Господь слезу с лица каждого» (Ис. 25:8).
| + | |
- | | + | |
- | В средние века в [[Раввинистическая Литература|раввинистической литературе]] происходил расцвет жанра хеспеда, создавались сборники траурных речей. После изобретения [[Книгопечатание|книгопечатания]] издавались руководства по созданию хеспеда, а также сборники речей об особо выдающихся людях. В новое время в общинах Восточной Европы традиционный хеспед стал менее популярен, однако послужил развитию жанра надгробной речи. Признанными мастерами этого жанра были [[Соколов, Нахум|Н. Соколов]] и [[Шазар, Шнеур, Залман|З. Шазар]].
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|11143|ХЕСПЕД}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Еврейские законы и обычаи]]
| + | |