м |
|
(3 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Хисда (раввин)]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Хисда''' (חִסְדָא, родился, по-видимому, в 217 г. – умер в 309 г.), вавилонский амора (см. [[Амораи]]) второго и третьего поколений.
| + | |
- | == Биографические сведения ==
| + | |
- | | + | |
- | Согласно талмудическим источникам, Хисда происходил из семьи [[Кохен|коhенов]] (Бр. 44а); родился в [[Вавилония|Вавилонии]] в городе Кафри (Эр. 62б; БМ. 6б).
| + | |
- | | + | |
- | Его учителями были Авими (Мен. 7а; Ар. 22а) и [[Рав]] в [[Сура|Суре]]. После кончины Рава, которого Хисда называл «нашим великим учителем» (Сук. 33а), Хисда посещал лекции его преемника [[Хуна|Хуны]] и считался одним из его выдающихся учеников (БМ. 33а).
| + | |
- | | + | |
- | Хотя Хисда говорил, что ученик, противоречащий учителю, подобен тому, кто не признает Божественного Присутствия (Санх. 110а), сам он не всегда соглашался со своим учителем при рассмотрении правовых вопросов (Бр. 25а).
| + | |
- | | + | |
- | Хисду и Хуну называли «праведниками Вавилона» (Таан. 23б); они вместе молились о ниспослании дождя (Таан. 23б), и благодаря их праведности совместная молитва была услышана (МК. 28а).
| + | |
- | | + | |
- | В молодости Хисда был очень беден (БК. 91б; Шаб. 140б), однако впоследствии разбогател (Пс. 113а; МК. 28а) и в 294 г. восстановил за свой счет [[Иешива|иешиву]] в Суре (об этом свидетельствует «Послание» [[Шрира Бен Ханина Гаон|Шриры бен Ханины Гаона]]).
| + | |
- | | + | |
- | Хисда женился в возрасте 16 лет (Кид. 29б); его семейная жизнь складывалась счастливо; у него было семеро сыновей; две его дочери вышли замуж за двух братьев (Раши бен Хама и Мар Укба бен Хама), которые стали амораями (Бр. 44а).
| + | |
- | | + | |
- | Хисда был выдающимся казуистом (Эр. 67а), знал себе цену и, по-видимому, иногда тяготился необходимостью подчиняться авторитету Хуны. Однажды он задал Хуне вопрос об обязанностях учителя по отношению к ученику, без которого он не может обойтись.
| + | |
- | | + | |
- | Оскорбленный Хуна ответил: «Хисда, я в тебе не нуждаюсь; наоборот, ты нуждаешься во мне».
| + | |
- | | + | |
- | Разрыв между Хисдой и Хуной продолжался 40 лет (БМ. 33а). В течение всего этого времени Хисда продолжал относиться к Хуне с величайшим уважением, безоговорочно признавал его своим учителем и при жизни Хуны не вынес в Суре ни одного галахического решения от своего имени (Эр. 62б).
| + | |
- | | + | |
- | После примирения с Хуной Хисда вернулся в город Кафри, где выносил самостоятельные решения.
| + | |
- | | + | |
- | Хуна советовал своему сыну (см. [[Рабба Бар Хуна|Рабба бар Хуна]]) посещать лекции Хисды (Шаб. 82а).
| + | |
- | | + | |
- | После смерти Хуны законоучители переехали из Суры в [[Пумбедита|Пумбедиту]], однако после смерти Иhхуды бен Иехезкеля, возглавлявшего там иешиву, они возвратились в Суру, где Хисда был главой иешивы последние десять лет своей жизни.
| + | |
- | | + | |
- | Хисда — один из наиболее цитируемых в Иерусалимском и Вавилонском Талмудах (см. [[Талмуд]]) законоучителей.
| + | |
- | | + | |
- | Имеются сведения о посещении им Эрец-Исраэль; возможно, это является причиной частого цитирования его высказываний в Иерусалимском Талмуде.
| + | |
- | | + | |
- | В нарушение общего принципа, согласно которому hалахот (см. [[Галаха]]) должны основываться только на [[Пятикнижие|Пятикнижии]], Хисда нередко выводил их из других книг [[Библия|Библии]] (Бр. 25а; Санх. 83б).
| + | |
- | | + | |
- | Хисда более всего ценил занятия Галахой, однако ему приписывается и ряд аггадических высказываний, в частности, по вопросам гигиены и половой морали (Шаб. 33а; 140б; Санх. 110а и др.).
| + | |
- | | + | |
- | В последнем вопросе Хисда занимал крайнюю позицию: ссылаясь на авторитет [[Таннаи|таннаев]], он утверждал, что мужчина не должен разговаривать на улице даже со своей женой, дочерью или сестрой, чтобы незнакомые люди не подумали, будто он обращается к чужой женщине (Бр. 43б).
| + | |
- | | + | |
- | Хисда придавал большое значение человеческому достоинству (Шаб. 81а–б). В личной жизни он был скромным и доброжелательным по отношению ко всем людям, даже к язычникам (Гит. 62а). | + | |
- | | + | |
- | Хисда дожил до глубокой старости (МК. 28а); он был столь усерден в своих занятиях, что, согласно легенде, Ангел смерти (см. [[Ангелы]]) был бессилен перед ним, пока он занимался изучением Торы, и вынужден был прибегнуть к хитрости, чтобы забрать его душу (МК. 28а; Мак. 10а).
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|14529|ХИСДА}}
| + | |