|
|
(14 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Каббала]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=2
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=1
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |АВТОР1=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |АВТОР3=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ПРОЕКТ=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | |ПОДТЕМА=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=30/12/2010
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | {{Неадекватная}}
| + | |
- | {{Каббала}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Файл:Tree of Life, Medieval.jpg|thumb|[[Древо Жизни (каббала)|Древо Жизни]]]]
| + | |
- | | + | |
- | '''Каббала́''' ({{lang-he|קַבָּלָה}}, «получение, принятие, предании») — [[эзотеризм|эзотерический]] (мистический) аспект [[иудаизм|иудаизма]]. Открытые публикации по каббале появились в [[XII век|XII веке]]. С тех пор каббала играет важную роль в еврейском религиозном мире.
| + | |
- | | + | |
- | Каббала связана с осмыслением Творца и Творения, роли и целей природы и человека, смысла существования.
| + | |
- | | + | |
- | Термин «каббала» употреблялся в Талмуде для обозначения частей Библии, не входящих в Пятикнижие (РхШ. 7а), а в послеталмудическую эпоху — Устного Закона. Лишь в 12 в. он стал употребляться еврейскими мистиками для подчеркивания преемственной связи их учения с эзотерической мудростью прошлого.
| + | |
- | | + | |
- | Следует особенно отметить, что мудрецы каббалы во всех поколениях были выдающимися раввинами, знатоками еврейского учения во всех его аспектах, Письменной и Устной Торы, строго соблюдающими все предписания иудаизма. Главные каббалистические авторитеты были одновременно авторитетами Галахи, и именно они сформировали иудаизм в течение поколений. Поэтому каббала неотделима от иудаизма, его развития и реализации как в древности, так и сегодня.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Характеристика каббалы ==
| + | |
- | | + | |
- | Как и любая мистика, каббала основана на желании человека непосредственно воспринимать Божественность. Но кроме этого стремления и специфического каббалистического мистического опыта, который очень трудно передать словами (и который, однако, каббалисты пытались передать), есть еще философский аспект каббалы, описывающий структуру Божественности (теософию) и взаимовлияние человека и Бога (теургию).
| + | |
- | | + | |
- | В теософии специфической особенностью каббалы является представление о сфирот – различных аспектах Божественности, через которые проявляется Божественное управление миром. Именно система сфирот является характеристическим признаком каббалы; поэтому элементы еврейской мистики, которые не содержат этой системы (или содержат ее в недостаточно развитом виде) относят скорее к источникам или предварительным элементам каббалы.
| + | |
- | | + | |
- | Классическая каббала Прованса и Испании содержала систему сфирот в разработанном и развернутом виде. Каббалистический подход утверждает, что все уровни мироздания подобны друг другу. Это означает, что система Десяти сфирот – не только система Божественного управления миром, но также система сотворения мира, а также система устройства человеческой души, и также система устройства национальной еврейской души. Более того, любая цельная часть мироздания (в том числе, каждая из сфирот) содержит в себе ту же самую систему Десяти сфирот. Такая фрактальная (подобная себе на всех уровнях, где высшие уровни отражаются и в низших, и в деталях, и каждая деталь подобна общему) дает возможность каждому человеку, заглянув внутрь себя, понять устройство мира. Тем самым изучение каббалы сводится не к простому описанию сфирот, а к тому, чтобы прочувствовав их в самом себе, научиться чувствовать их в мироздании, и через это подобие правильно понимать мир и правильно с ним взаимодействовать.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Статус каббалы ==
| + | |
- | | + | |
- | Во все века своего развития каббала была интегральной частью иудаизма.
| + | |
- | | + | |
- | Согласно [[Талмуд]]у, в Торе есть четыре уровня понимания Торы, называемые «Пардес»(букв. «Сад»). Это понятие является аббревиатурой:
| + | |
- | | + | |
- | * «'''Пшат'''» — простое, непосредственное понимание текста;
| + | |
- | * «'''Ремез'''» — букв. «намёк»;
| + | |
- | * «'''Драш'''» — толкование;
| + | |
- | * «'''Сод'''» — тайна.
| + | |
- | | + | |
- | Таким образом, иудаизм рассматривает Каббалу как четвёртый, наиболее глубокий уровень понимания [[Тора|Торы]]. Поэтому считается, что начинать изучение Каббалы может лишь тот, кто постиг все предыдущие уровни: знающий как Письменную [[Тора|Тору]], так и [[Устный Закон|Устную]] ([[Талмуд]]). Тем не менее, для тех, кто ещё не достиг этого уровня, возможно постепенное знакомство с основами Каббалы, однако оно может быть успешным лишь при условии, что сопровождается продвижением в других областях еврейского Закона и Учения.
| + | |
- | | + | |
- | == Понятие "каббалист" ==
| + | |
- | Каббалист (на иврите – "мекубаль") – это носитель каббалы. Но это понятие включает не просто изучение или знание каббалы.
| + | |
- | {{main|Каббалист}}
| + | |
- | | + | |
- | == История развития Каббалы ==
| + | |
- | === Ранняя еврейская мистика ===
| + | |
- | | + | |
- | Поскольку специфической особенностью каббалы является понятийный аппарат, основанный на системе сфирот, то ранние мистические тексты, в которых еще нет этого аппарата, обычно не относят к каббале (хотя они могут быть отнесены к уровню "сод", т.е. тайное – внутреннее, эзотерическое - содержание еврейских текстов и учения); они считаются предварением каббалы или ее источниками.
| + | |
- | | + | |
- | Каббала как отдельный аспект иудаизма начала выделяться во времена Талмуда. В эту эпоху вообще произошло выделение из общего дерева иудаизма отдельных предметов – галахи (законодательства), агады (рассказов и историй), и также каббалы.
| + | |
- | | + | |
- | Источниками каббалы считаются следующие.
| + | |
- | | + | |
- | ==== Мистические отрывки ТаНаХа ====
| + | |
- | Одним из древнейших источников каббалы является литература мистического характера, сложившаяся в 1–3 вв. н. э. в [[Эрец-Исраэль]] и [[Вавилония|Вавилонии]] на основании первой главы книги [[Бытие]] и первой главы книги пророка [[Иехезкель|Иехезкеля]] — ''маасе брешит'' и ''маасе меркава''; последняя из них известна в литературе мистицизма под названием '''сифрут hа-[[меркава]]''' (`литература колесницы`), или '''сифрут hа-хехалот''' (`литература чертогов`). В отличие от каббалы, стремящейся к постижению сущности и внутренней диалектики Божества, центральной темой сифрут hа-хехалот являются видения мистиков (''иордей меркава''), чья душа вознеслась к престолу Божьей славы (кавод), визуальные аспекты Бога, восседающего на небесном престоле. Этой литературе присущ описательный характер, а также специфическая терминология, унаследованная впоследствии каббалой, однако она лишена столь характерной для каббалы символики. Мистические настроения этого времени отражены в некоторых отрывках из Талмуда (самый известный из них — рассказ о четырех мудрецах, вошедших в пардес — Хаг. 14б) и в так называемой [[Апокалиптическая Литература]] ([[книга Эноха]], четвертая книга Эзры), в которой важную роль играет образ [[ангел]]а [[Метатрон]]а.
| + | |
- | ====[[Сефер Йецира]]====
| + | |
- | Сефер Йецира ({{lang-he|ספר היצירה}} — «Книга творения»), вероятно, написанная между II и VI вв. в Стране Израиля. В книге Сефер Йецира уже есть система [[сфирот]], но здесь она находится еще в начальном, не разработанном, как в последующей каббале, состоянии.
| + | |
- | {{main|Сефер Йецира}}
| + | |
- | ==== Книги 6–8 века ====
| + | |
- | Мистический опыт иордей меркава описывается в нескольких небольших по объему произведениях, по-видимому, написанных в Вавилонии: «Большие хехалот», «Малые хехалот», «Шиур кома», «Алфавит рабби Акивы», «Мидраш Конен».
| + | |
- | | + | |
- | Для этих произведений характерно чувство благоговейного трепета перед величием Божества. Часто в них описывается опыт прохождения через различные чертоги небесных дворцов (хехалот), охраняемых ангельским воинством, на пути к престолу славы. Книги содержат экстатические гимны, ссылки на сложную систему ангелологии, размышления о мистическом значении чисел и букв, указания на посты и очистительные обряды, которые предшествуют экстатическим видениям, и т. д. Эта литература оставила след в еврейской литургии (например, молитва [[Кдушша]] и многие гимны, включенные в литургию [[Десять Дней Покаяния|Десяти дней покаяния]]).
| + | |
- | ==== [[Хасидей Ашкеназ]] ====
| + | |
- | Оформлению каббалы предшествовало появление в 12 в. другого еврейского эзотерического учения на севере Франции и юге Германии — [[Хасидей Ашкеназ]]. Ранние каббалисты находились в контакте с его представителями, от которых каббала переняла некоторые мотивы, например, учение об особом [[херувим]]е (торат hа-крув hа-меюхад). Хасидей Ашкеназ ([[Иехуда Бен Шмуэль Хе-Хасид|Иехуда бен Шмуэль хе-Хасид]], [[Бен-Йеhуда, Эльазар|Элазар бен Иехуда из Вормса]]) проповедовали аскетизм, равнодушие к земным благам и смирение. Они подчеркивали значение особой душевной настроенности в [[Молитва|молитве]] ([[кавана]]).
| + | |
- | | + | |
- | ==== Мистические течения в еврействе восточных исламских стран в раннее средневековье ====
| + | |
- | | + | |
- | === Каббала в Провансе 12 в. ===
| + | |
- | {{main|Каббалисты Прованса (12 в.) и Сефер hа-Баhир}}
| + | |
- | | + | |
- | Каббалисты Прованса 12 в. обычно рассматриваются как "предварительная" школа каббалы: в их текстах система сфирот предстает в более развернутом виде, но в них еще нет многих важнейших понятий, характерных для классической каббалы последующих столетий.
| + | |
- | | + | |
- | Опубликованная в 1200 г. книга '''«Сефер hа-Баhир»''' (סֵפֶר הַבָהִיר, `Книга яркого света`) была наиболее влиятельным и цитируемым текстом каббалы до публикации «[[Зоhар]]а». Его цитировали во всех важнейших книгах по каббале, а ранее всего — в комментарии Раавада на «Сефер Йецира». К нему «Баhир» постоянно обращался раби Моше бен Нахман (Рамбан)в своем комментарии к Торе. Кроме того, «Баhир» обширно цитируется и пересказывается в книге «Зоhар».
| + | |
- | | + | |
- | === Испанская каббала 13-15 вв. ===
| + | |
- | | + | |
- | {{main|Испанская каббала (13-15 вв.)}}
| + | |
- | | + | |
- | Испанская каббала в 13-15 вв. явилась важнейшей школой, в которой сформировались центральные концепции каббалы.
| + | |
- | | + | |
- | === Нахманид ===
| + | |
- | {{main|Нахманид}}
| + | |
- | Рабби Моше бен Нахман (Нахманид) был одним из величайших испанских каббалистов XIII в. Он, однако не написал отдельной книги, посвященной каббале, но включал каббалистические идеи в другие свои книги, например, в комментарии к Торе, избегая при этом чисто каббалистической терминологии.
| + | |
- | | + | |
- | === Книга «Зоhар» ===
| + | |
- | | + | |
- | {{main|Книга Зоhар}}
| + | |
- | | + | |
- | Наиболее знаменитой каббалистической книгой является книга «Зоhар» ({{lang-he|זוהר}}, «Сияние»), опубликованная ок. 1300 г. рабби [[Моше де-Леон]]ом и ставшая для каббалистов одной из священных книг иудаизма наряду с Библией и Талмудом. .
| + | |
- | | + | |
- | «Зоhар» оказал огромное влияние на развитие каббалы, на все мистические течения в иудаизме и в целом на духовную жизнь еврейства.
| + | |
- | | + | |
- | === Цфатская школа (XVI в.) ===
| + | |
- | | + | |
- | На протяжении всех предыдущих веков каббала была эзотерическим занятием небольшой группы избранных. Однако очень важное изменение в развитии каббалы произошло после изгнания евреев из Испании в 1492 г., приведшее к мощному взрыву мессианского стремления. В результате миграции несколько наиболее учёных испанских каббалистов оказались в городе Цфат в Галилее. Вскоре Цфат стал новым центром каббалы и удерживал эти позиции в течение короткого, но очень важного периода в середине XVI в.
| + | |
- | | + | |
- | Среди представителей этой группы столь разные каббалисты, как [[Моше Кордоверо]], [[Шломо Алькабец]], [[Йосеф Каро]] и [[Ицхак Лурия]].
| + | |
- | | + | |
- | ==== Учение Ари ====
| + | |
- | {{main|Лурианская Каббала}}
| + | |
- | | + | |
- | Огромный и революционный вклад в развитие Каббалы внёс в XVI веке р.[[Ицхак Лурия|Ицхак бен Шломо Лурия Ашкенази]] (АРИЗАЛЬ или Ари) (1534−1572).
| + | |
- | | + | |
- | Он разработал принципиально новую систему изучения Каббалы ([[Лурианская каббала]]) и преподавал её группе своих учеников. Один из них, р. [[Хаим Виталь,]] (при помощи своего сына, [[Шмуэль Виталь|Шмуэля Виталя,]]) изложил учение Ари в трактате [[Писания Ари]] ({{lang-he|כתבי ארי}}). Эта книга стала второй по важности после Книги [[Зоhар]]. Одной из наиболее значимых частей «Писаний Ари» является [[книга «Эц Хаим»]] («Древо Жизни»).
| + | |
- | | + | |
- | Изменения, которые Ари внес в каббалу, заключаются, прежде всего, в динамичном к ней подходе. В то время как испанская школа занималась, в основном, описанием системы сфирот и их соотношениями, Ари показывает динамику возникновения и развития системы сфирот. Переход к динамическому восприятию сфирот кореллировал с общим переходом мира от Средневековья к Новому времени, когда статика Средневековья сменилась динамическим восприятием мира, свойственным людям Нового времени.
| + | |
- | | + | |
- | Ари разработал учения о «цимцум» («сокращении»), «швират келим» («разбиении «сосудов»), «[[гилгул]]им» («переселениях душ»), «иббур» («объединении душ»), «тиккун» («исправлении»), технике каббалистической медитации «йихудим», «каванот», «цадиким» («праведниках») и т. п. В его учении делается акцент на ключевой роли человека в исправлении мира, в связи с концепциями изгнания, искупления и переселения душ.
| + | |
- | | + | |
- | Наиболее знаменитыми являются четыре идеи Лурианской каббалы: бесконечность («[[Эйн Соф]]») сжалась ("цимцум"), образуя пространство для творения; божественные сосуды (сфирот), удерживавшие Божественную энергию, необходимую для того, чтобы мир был совершен, разрушились («разбиение сосудов»); после разрушения сосудов, когда большая часть Света уже была заключена в новые сосуды — [[сфирот]], часть искр Божественного Света оказалась в плену в тварном мире у обманчиво самостоятельных сил зла, называемых скорлупами ([[клипот]]) или Другой стороной («ситра ахара»); задача человечества состоит в том, чтобы совершить возвращение искр в систему («тикун»), для чего необходимо вернуть в мир Божественный порядок.
| + | |
- | | + | |
- | === Каббала с середины XVI до середины XVIII вв. ===
| + | |
- | | + | |
- | Из Цфата каббала стремительно распространилась по азиатским, африканским и европейским центрам еврейской диаспоры. Вскоре она стала по-настоящему массовым учением. При этом каббала послужила базой как для лжемессианского движения [[Шабтай Цви|Шабтая Цви]] (1626—1676), вызвавшего огромный кризис всей еврейской жизни, так и, веком позже, — восточноевропейского хасидизма. Таким образом, мистицизм каббалы стал одной из самых влиятельных сил, который вел еврейский народ его историческим путём.
| + | |
- | | + | |
- | В сефардских общинах наиболее выдающимися каббалистами были [[Авраам Азулай]],[[Шалом Шавази]], [[Шалом Шараби]], [[Хаим Бен Атар]].
| + | |
- | | + | |
- | В европейских странах наиболее известными представителями каббалы в этот период были [[Маhараль]], [[Исраэль Саруг]], [[Менахем Азарья де Фано]]. Важный вклад в развитие каббалы в первой половине XVIII в. внес [[Моше Хаим Луцатто]].
| + | |
- | | + | |
- | === Каббала в 18-19 вв. ===
| + | |
- | | + | |
- | Широкое распространение Каббалы в европейских общинах связывается с движением [[Хасидизм]]а. Поставив во главу угла духовные мотивы любви к ближнему, радости и милосердия, Хасидизм, основанный [[Бааль Шем Тов, Исраэль|Исраэлем Бааль Шем Товом]], открыл основы Каббалы желающим изучать их. [[Бааль Шем Тов, Исраэль|Бааль Шем Тов]], о духовной силе и чудесах которого написано сотни рассказов, оставил после себя многочисленных последователей, таких как [[Дов Бер из Межерича]], [[Шнеур Залман из Ляд]], [[Нахман из Брацлава]], [[рабби Менахем из Чернобыля]], [[Элимелех из Лежайска|Элимелех]] из [[Лежайск]]а и многих других.
| + | |
- | | + | |
- | Этим хасидизм в некотором смысле посмотрел на каббалу "с противоположной стороны": существует предание о том, как некто спросил Великого Магида: «В чем главное открытие Вашего учителя Баал-Шем-Това»? Тот ответил: «В том, что сфирот заключены в человеке». В хасидском мировосприятии непрерывная последовательность актов творения разворачивается снизу вверх; основные события космической драмы разворачиваются в ходе еврейской истории и в жизни каждого из людей.
| + | |
- | | + | |
- | Ни один из высших духовных миров не в состоянии отразить во всей полноте многоплановость происходящего в чувственном «мире действия» (Асия), где перемешались добро и зло, истина и ложь. Только в этом мире достижимо Избавление, охватывающее все мироздание. Но Избавление неотделимо от Исправления (тикун), оно рождается из диалога творения и Творца, и, вознеся бренную материю до уровня духа, достигает кульминации в воссоединении Пресвятого Благословенного и его Шехины. <ref>Яглом М. Предисловие. — Бубер М. Гог и Магог. СПб., 2002. С. 15.</ref>
| + | |
- | | + | |
- | ==== Каббала Литовской школы ====
| + | |
- | | + | |
- | Наиболее выдающимся каббалистическим лидером "литовского" направления в иудаизме был [[Виленский Гаон]]. Выдающимися каббалистами XVIII-XIX вв. были и р. [[Менахем Мендель]] из Шклова и его ученики, а также р. [[Шломо Эльяшив (Лешем)]].
| + | |
- | | + | |
- | === Каббала в первой половине ХХ в. ===
| + | |
- | | + | |
- | ==== р.[[Кук, Авраам Ицхак|Авраам-Ицхак Кук]] ====
| + | |
- | | + | |
- | Огромное влияние на развитие Каббалы в 20 в. оказал р. А. И. Кук (1865—1935, Главный раввин Израиля в 1921—1935),который построил на ее базе учение религиозного сионизма. Школа р. Кука на сегодня самая большая религиозная группа в Израиле, подход которой основан на Каббале.
| + | |
- | | + | |
- | Каббала рава Кука — это каббала личностного Диалога Бога с еврейским народом; это новый этап развития каббалы, связанный с возрождением еврейской национальной жизни в Стране Израиля. Рав Кук рассматривает еврейский народ как единый организм (и применяет понятийный аппарат Каббалы для понимания динамики социальных процессов внутри народа, то есть дает „социологическую проекцию Каббалы“); и, во вторых, рассматривает нас самих не как „исходно пустые сосуды“, не имеющие собственного содержания и наполненные только тем светом, который они восприняли сверху», — но подчеркивает личностный характер каждого субъекта, его неповторимое Я, Я индивидуума и Я народа. Реализуя творческий потенциал этого своего «Я», человек и народ обретают смысл своей жизни.
| + | |
- | | + | |
- | ==== р. [[Бааль Сулам|Йегуда Ашлаг — Бааль Сулам]] ====
| + | |
- | | + | |
- | Большое влияние на развитие Каббалы оказал каббалист Йегуда Ашлаг, [[Бааль Сулам]]. Ему принадлежит важный современный учебник по каббале „[[Талмуд эсэр сфирот]]“. Йегуда Ашлаг являлся сторонником массового распространения каббалы, что было осуществлено его учениками. Однако это привело также к тому, что современные школы вульгаризации и профанации каббалы (Лайтман, Берг) также основаны на системе р. Ашлага.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | === Каббала во второй половине ХХ века ===
| + | |
- | | + | |
- | Во второй половине ХХ века наиболее выдающимися представителями каббалы можно считать: Любавичского Ребе – рава Менахема-Мендла Шнеерсона, рава Иеhуду-Леона Ашкенази-Маниту, рава Ицхака Кадури, рава Моше Лурию, рава Ицхака Гинзбурга.
| + | |
- | | + | |
- | Для второй половины ХХ в. характерно более широкое, чем ранее, распространение каббалы. Первоначально это распространение было инициировано хасидизмом, в дальнейшем оно расширилось, возникло множество ешив и отдельных раввинов, довольно широко преподающих каббалу. Для сохранения аутентичности соблюдаются два принципа:
| + | |
- | | + | |
- | 1) Каббала рассматривается как интегральная часть иудаизма, связанная с галахой, соблюдением заповедей, изучением Торы и т.д. Такой подход не является просто волюнтаристским – он необходим, потому что настоящее изучение каббалы невозможно для тех, кто не разбирается в системе еврейского учения в целом, Талмуде, законах и т.д.; не может продвинуться в каббале также и тот, кто не соблюдает заповеди. Так, выводы и общие принципы теории относительности известны очень широкому кругу людей, однако по-настоящему знают эту теорию, включая выведение формул и вычисления те, кто успешно изучил курс высшей математики.
| + | |
- | | + | |
- | 2) Широкой общественности преподаются базовые понятия и общие принципы каббалы – "популярная каббала"; при этом настоящая система остается уделом небольшой группы.
| + | |
- |
| + | |
- | == Профанация каббалы ==
| + | |
- | | + | |
- | Первая половина ХХ в. стала также временем широкой профанации каббалы. Профанация каббалы – это не просто ее широкое изучение: широкое преподавание основ каббалы происходит также в рамках классического иудаизма. Профанация каббалы отличается от просто широкого ее преподавания следующими аспектами:
| + | |
- | | + | |
- | # каббала отрывается от иудаизма и объявляется отдельной наукой, существующей вне религии или даже до религии; | + | |
- | # утверждается, что каббала не имеет никакой связи с поведением человека, с соблюдением заповедей и т.д., – якобы ничего менять в своей жизни и соблюдать [[заповеди ]] не нужно: на жизнь повлияет само изучение каббалы;
| + | |
- | # каббала объявляется разновидностью абстрактной науки, помогающей жить и получать от мира то, что нужно. Адепты профанированной каббалы парадоксальным образом утверждают, что они являются сторонниками альтруизма, стремления давать ближнему – и одновременно - что давать ближнему необходимо для того, чтобы можно было получать, т.е. в конечном счете работают на эгоизм своих приверженцев.
| + | |
- | | + | |
- | Наиболее активно профанацией каббалы занимаются [[Лайтман, Михаэль Семенович|Лайтман]] и Берг. Профанация каббалы в наше время является высокодоходным бизнесом, поскольку современное общество жаждет духовного.
| + | |
- | | + | |
- | Ввиду их многочисленности и активности, группы, занимающиеся профанацией каббалы, широко представлены в сети Интернет, и искажают материалы связанные с каббалой, выложенные в таких открытых сетевых источниках, как Википедия, для того, чтобы они соответствовали их идеологии.
| + | |
- | | + | |
- | В наше время во многих серьезных университетах открыты кафедры каббалы.
| + | |
- | | + | |
- | Университетские исследователи каббалы не признают идеи движения профанации каббалы аутентичными и подчеркивают искажение ими каббалистических источников и концепций.
| + | |
- | | + | |
- | == Научное изучение каббалы ==
| + | |
- | | + | |
- | В эпоху научного изучения еврейских текстов в XIX в. властвовали рациональные концепции, поэтому учение каббалы считалось чем-то второстепенным. Лишь в начале XX научное изучение каббалы стало развиваться широко. В наше время во многих серьезных университетах открыты кафедры каббалы.
| + | |
- | | + | |
- | Наиболее серьезный вклад в научное изучение каббалы внесли Гершом Шолем и Моше Идель, книги которых были переведены на русский язык. Между этими главными авторитетами есть серьезные разногласия о древности каббалистических текстов: Г. Шолем, поскольку не существует текстов, указывающих на более раннее появление каббалы, следовательно, она появилась тогда, когда появились эти тексты, следовательно книга Зоhар была написана Моше де Леоном в конце XIII в. В то время как, по мнению Моше Иделя, мистические и каббалистические воззрения передавались устно на протяжении нескольких веков, прежде чем были записаны, и что без этого невозможно понять, как эта идея приобрела множество сторонников среди раввинов той эпохи: такие фигуры, как, например, Нахманид, были величайшими знатоками иудаизма, галахи, Талмуда, и, если бы каббала не передавалась по традиции, ее бы не приняли. И это произошло не с одним или несколькими людьми, а с огромной массой еврейского религиозного истеблишмента.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Влияние Каббалы на современную культуру ==
| + | |
- | | + | |
- | Общее распространение Каббалы в конце ХХ в начале XXI века привлекло к изучению Каббалы многих деятелей культуры и искусства.{{нет АИ|16|12|2009}}
| + | |
- | | + | |
- | Наиболее известной поклонницей Каббалы является певица [[Мадонна (певица)|Мадонна]], чьи последние альбомы наполнены каббалистическими мотивами. В частности, в своём последнем альбоме Мадонна исполняет песню «Исаак»<ref>[http://www.youtube.com/watch?v=ExZzhAN-pQU Мадонна исполняет песню «Исаак»]</ref>, в которой используется [[шофар]], а также израильский певец Ицхак Синуани, сопровождающий Мадонну, исполняет на [[иврит]]е мотив «Эль Хай» (букв. «Бог Живой»), автором которого является каббалист [[Шавази, Шалом|Шалом Шавази]].
| + | |
- | | + | |
- | Начиная с эпохи позднего средневековья элементы каббалы начинают проникать в нееврейский мир. Впервые – через Пико де Мирандола, затем некоторые ее элементы были переведены на латынь под названием "Каббала денудата", которое является, видимо, искаженным еврейским /.../ и распространялась в мистически настроенных европейско-христианских кругах. В частности, она повлияла на таких европейских мистиков, как Беме и др.
| + | |
- | | + | |
- | В более позднее время, с расширением преподавания каббалы, ее элементы вошли в европейскую культурную парадигму и стали восприниматься как часть еврейско-европейского культурного пространства. Например, в романе [[Умберто Эко]] "Маятник Фуко" главы называются именами сфирот без особого объяснения и комментария – предполагается, что образованный читатель знаком с предметом.
| + | |
- | | + | |
- | === Критика Каббалы в иудаизме ===
| + | |
- | | + | |
- | Каббалу принимали не всегда и не все. С самого начала ее возникновения были отдельные раввины, выступавшие против нее. Однако абсолютное большинство из них ее приняло и поддержало. Отдельные возражения высказывались и позднее, впрочем, с точки зрения иудаизма, допускающего весьма широкий спектр взглядов, отрицание человеком каббалы не выводит его за пределы иудаизма.
| + | |
- | | + | |
- | Каббала не является всеобщей и обязательной вещью – есть люди, которые без каббалы чувствуют неполноту иудаизма, но есть и те, которые этого не чувствуют. Иудаизм не может существовать без Божественного текста – Танаха, без устной традиции соблюдения заповедей и своих центральных философско-религиозных воззрений, но и другие детали иудаизма, например, те или иные агады, или мидраши, или каббала, могут быть приняты или отвергнуты разными его последователями.
| + | |
- | | + | |
- | * В начале XX века Ихие Капах, один из лидеров йеменских раввинов, выступил против Каббалы в целом, объявив [[Зоhар]] и учение [[Ари]] лжеучениями. На эту тему им была написана книга «Войны Всевышнего» ("Мильхамот hа-Шем"). Многие раввины подвергли его анафеме из-за подобных воззрений. Главный раввин Израиля в те годы [[Кук, Авраам Ицхак|Авраам Кук]] критиковал Капаха, но не подвергал его анафеме. Небольшая группа его последователей существует в Израиле и в наше время.
| + | |
- | * Многие воззрения Капаха поддержал Йешаягу Лейбович, известный израильский религиозный философ крайне левых политических взглядов.
| + | |
- | ==Исследование каббалы==
| + | |
- | Изучение связанных с каббалой проблем почти так же старо, как и сама каббала. Среди критических произведений прошлых столетий следует упомянуть «Митпахат сфарим» («Обертка книги», 1768) [[Эмден Яаков|Я. Эмдена]]. В 19 в. исследования в области каббалы были предприняты [[Еллинек, Адольф|А. Еллинеком]], Г. Грецем, [[Штейншнейдер, Мориц|М. Штейншнейдером]] и другими.
| + | |
- | | + | |
- | В настоящее время исследования этих ученых представляют чисто исторический интерес. Отношение еврейских исследователей 19 в. к каббале носит чаще всего апологетический характер, исключением является крайне отрицательное отношение Г. Греца, видевшего в каббале воплощение обскурантизма и шарлатанства.
| + | |
- | | + | |
- | Новый подход к исследованию каббалы наметился лишь после Первой мировой войны. Ценный вклад в эту область науки внесли [[Городецкий, Шмуэль Абба|Ш. А. Городецкий]] и [[Тишби Иешаяху|И. Тишби]], однако самое важное место в области исследования каббалы по сей день бесспорно принадлежит Г. Шолему, создавшему целую область критического исследования каббалы и реабилитировавшему ее как религиозный и культурный феномен.
| + | |
- | | + | |
- | В 1925 г. в [[Иерусалим]]е был создан центр по исследованию каббалы, во главе которого Г. Шолем стоял в течение многих лет.
| + | |
- | | + | |
- | == Проблема соотношения каббалы и гностики ==
| + | |
- | | + | |
- | Есть внешнее сходство некоторых элементов каббалы и гностики,поэтому многие исследователи считали что каббала происходит от гностических сект. Однако есть кардинальные различия, сводящие на нет эти элементы внешнего сходства.
| + | |
- | | + | |
- | # В отличие от дуализма гностицизма, каббала полностью и строго монотеистическое учение. Еврейский эзотеризм всегда отвергал гностическую идею низшего демиурга, ответственного за творение и управление видимым миром.
| + | |
- | # B отличие от гностицизма, видевшего в божестве-демиурге воплощение зла, которое царствует в сотворенном им мире, - каббала, в соответствии с традиционным представлением иудаизма, воспринимает мир как лучший из возможных миров, а сам факт его сотворения - проявлением Божественной доброты.
| + | |
- | | + | |
- | == См. также ==
| + | |
- | * [[Основные понятия в Каббале]]
| + | |
- | * [[Талмуд эсэр сфирот]]
| + | |
- | * [[Книга Эц Хаим]]
| + | |
- | | + | |
- | == Примечания ==
| + | |
- | {{примечания}}
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | <!-- Википедия — не каталог ссылок (См. правила оформления статей) -->
| + | |
- | {{Лишние ссылки}}
| + | |
- | | + | |
- | === Каббалистические группы и направления ===
| + | |
- | * [http://galeinai.ru/ "Галь Эйнай" - Центр изучения каббалы и хасидизма под руководством рава Ицхака Гинзбурга]
| + | |
- | * [http://www.ru.chabad.org/library/article_cdo/aid/719400 Каббала и хасидизм]
| + | |
- | * [http://www.obshalom.org Каббалистический бейт мидраш рава Авраама Готлиба]
| + | |
- | * [http://toldot.ru/tags/kabbalah/ Каббала! Каббала? Тайное учение иудаизма]
| + | |
- | | + | |
- | === Дополнительные ссылки ===
| + | |
- | | + | |
- | * [http://www.rodurago.de/en/index.php?site=lebensbaum древо жизни] (на английском)
| + | |
- | * [http://5thdimension.org/wp/lectures Лекции по Каббале и Хасидизму в формате MP3] (на русском)
| + | |
- | * [http://kabala.lietuvoje.info Каббалистический википортал на русском, английском и литовском языках]
| + | |
- | * [http://ashpaa.boom.ru/Google.htm Каталог «Каббала» по Бааль Суламу]
| + | |
- | * [http://kab.tv/rus Телевизионная трансляция уроков Каббалы]
| + | |
- | * [http://kabbalah.org.ru/ Форум Каббалистов «Путь Творца»]
| + | |
- | * [http://isramagic.fastbb.ru/ Форум Каббалистов «IsraMagic» — Израиль]
| + | |
- | * [http://lib.kabbalah.org.ru/ Обширнейшая библиотека первоисточников по каббале и хасидуту]
| + | |
- | * [http://www.kabbalahmedia.info/index.php?DLANG=RUS&UILANG=RUS Медиаархив (видео, аудио)]
| + | |
- | * [http://kabbalahbooks.ru Книги по Каббале на KabbalahBooks.ru]
| + | |
- | * [http://kabbalahbooks.co.il/ru Книги по Каббале в Израиле и Европе на KabbalahBooks.il]
| + | |
- | * [http://kab.co.il/rus Электронный вариант израильской газеты «Каббала сегодня»]
| + | |
- | * [http://www.markabramovich.com/ Каббала и её связь с Раджа-Йогой, а также разъяснения фундаментальных понятий, таких как: душа, жизнь после жизни, судьба и т. п. (см. в разделе статьи)]
| + | |
- | * [http://7day.markabramovich.com/ «Семь дней творения»]
| + | |
- | * [http://ashpaa.boom.ru/ Каббала раскрывается — Адам Ришон, Авраам, Моше ,РАШБИ, АРИ. Бааль Сулам, РАБАШ, РАМЛАН]
| + | |
- | * [http://kabclub.boom.ru/index.html Каббала. Открытый литературный клуб.]
| + | |
- | * [http://www.kabbalahkids.info/ru «Как стать Волшебником»]: Каббала для детей
| + | |
- | * [http://toldot.ru/tora/articles/kabbala/ Каббала]: Огромный выбор книг и статей
| + | |
- | * [[s:Каббала|Каббала — Бааль Сулам]]
| + | |
- | * [http://www.kabbalah-spb.ru Санкт-Петербургский центр Международной академии Каббалы]
| + | |
- | * [http://arifilms.tv/ari_rus/ Кинокомпания «ARI Films»]
| + | |
- | * [http://ashpaa52.googlepages.com/nekudadeolamaze «Сефэр аИлан»-Древо состояний -виртуально]
| + | |
- | * [http://www.rodurago.de/en/index.php?site=details&link=cabbalah Интерактивный еврейско-английско-числовой каббалистический «словарь» (свыше 5000 словарных единиц)] (на английском языке)
| + | |
- | * [http://www.booknik.ru/context/?id=13610&type=context «Практическая кабалла для начинающих» — статья на сайте booknik.ru]
| + | |
- | * [http://aenigma.ru/php/content.php?razdel=author&file1=19 Каббалист Израэль Регарди на «Энигме»]
| + | |
- | * [http://ask.inwiki.org/Каббала#.D1.8F Ask in Wiki]
| + | |
- | * [http://kabbalah.clan.su/ Каббала Открытый Каталог АРИ -Ашлаг]
| + | |
- | * [[Торнтон Уайлдер]]. [http://magazines.russ.ru/novyi_mi/1995/11/uaylder-pr.html Каббала. Роман]
| + | |
- | * [http://ec-dejavu.ru/b/Blum_cabbala.html Хэрольд Блюм. Каббала и литературная критика] // Таргум. Еврейское наследие в контексте мировой культуры. Вып. 1, апрель-июнь 1990. М., 1990, с. 45-75.
| + | |
- | * [http://ec-dejavu.ru/k/Kabbalah.html Андреас Б. Кильхер. Языковой миф каббалы и эстетический модернизм] // Немецкое философское литературоведение наших дней: Антология СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001, с. 445—474.
| + | |
- | * [http://forum.benzion.ru/viewtopic.php?t=5177&sid=8204b6ef73bf918fba66454c01c540c1 Раввин А. Штейнзальц. «Разговор о Каббале».]
| + | |
- | * [http://www.kabmir.com/ Интернет-газета «Каббала миру»]
| + | |
- | * [http://www.booknik.ru/reviews/non-fiction/?id=11636 Рецензия на книгу А. Рыбалки «Путеводитель по миру каббалы».]
| + | |
- | * [http://www.booknik.ru/context/?id=13610&type=context Статья «Храни меня, мой талисман, или Практическая каббала для начинающих».]
| + | |
- | * [http://jewish.by.ru/jewphil.htm Еврейская религия и философия]
| + | |
- | * [http://jewish-r.narod.ru/ephil.htm Еврейская философия и каббала]
| + | |
- | * [http://toldot.ru/tora/library/musar-evreiskoe-mirovozzrenie/daattvunot/ ДААТ ТВУНОТ — одна из основных книг каббалы]
| + | |
- | * [http://kabbalah-live.ru/ "Живая каббала Аризаля – учение о душе" - оригинальное изложение основных концепций каббалы для начинающих]
| + | |
- | * [http://kabbala4u.ru/ "Что Вы должны знать о Каббале" - вводные лекции по каббале рава Ицхака Гинзбурга]
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|11899|КАББАЛА}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Каббала]]
| + | |
- | | + | |
- | {{Link FA|he}}
| + | |
- | | + | |
- | <!-- [[af:Kabbalah]]
| + | |
- | [[ar:قبالة]]
| + | |
- | [[az:Kabbala]]
| + | |
- | [[bar:Kabbalah]]
| + | |
- | [[be-x-old:Кабала]]
| + | |
- | [[bg:Кабала]]
| + | |
- | [[ca:Càbala]]
| + | |
- | [[cs:Kabala]]
| + | |
- | [[cy:Cabbala]]
| + | |
- | [[da:Kabbala]]
| + | |
- | [[de:Kabbala]]
| + | |
- | [[el:Καββάλα]]
| + | |
- | [[en:Kabbalah]]
| + | |
- | [[eo:Kabalo]]
| + | |
- | [[es:Cábala]]
| + | |
- | [[et:Kabala]]
| + | |
- | [[fa:کابالا]]
| + | |
- | [[fi:Kabbala]]
| + | |
- | [[fr:Kabbale]]
| + | |
- | [[ga:Cabala]]
| + | |
- | [[he:קבלה]]
| + | |
- | [[hr:Kabala]]
| + | |
- | [[hu:Kabbala]]
| + | |
- | [[id:Kabala]]
| + | |
- | [[io:Kabalo]]
| + | |
- | [[it:Cabala]]
| + | |
- | [[ja:カバラ]]
| + | |
- | [[ka:კაბალა (იუდაიზმი)]]
| + | |
- | [[ko:카발라]]
| + | |
- | [[lt:Kabala]]
| + | |
- | [[lv:Kabala]]
| + | |
- | [[mk:Кабала]]
| + | |
- | [[ms:Kabbalah]]
| + | |
- | [[nl:Kabbala]]
| + | |
- | [[nn:Kabbala]]
| + | |
- | [[no:Kabbala]]
| + | |
- | [[oc:Cabala]]
| + | |
- | [[pl:Kabała]]
| + | |
- | [[pt:Cabala]]
| + | |
- | [[ro:Cabala]]
| + | |
- | [[sh:Kabala]]
| + | |
- | [[sk:Kabala]]
| + | |
- | [[sl:Kabala]]
| + | |
- | [[sq:Kabala]]
| + | |
- | [[sr:Kabala]]
| + | |
- | [[sv:Kabbala]]
| + | |
- | [[tr:Kabbala]]
| + | |
- | [[uk:Вчення кабала]]
| + | |
- | [[yi:קבלה]]
| + | |
- | [[zh:卡巴拉]]
| + | |
- | [[zh-yue:喀巴拉]] -->
| + | |