Каббала

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Raphael (Обсуждение | вклад)
м (Сефер hа-Баhир)
(Перенаправление на ej:Каббала)
 
(15 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:Каббала]]
-
|ТИП СТАТЬИ=2
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=1
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|АВТОР1=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|АВТОР3=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ПРОЕКТ=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
|ПОДТЕМА=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=30/12/2010
+
-
}}
+
-
 
+
-
 
+
-
{{Неадекватная}}
+
-
{{Каббала}}
+
-
 
+
-
[[Файл:Tree of Life, Medieval.jpg|thumb|[[Древо Жизни (каббала)|Древо Жизни]]]]
+
-
 
+
-
'''Каббала́''' ({{lang-he|קַבָּלָה}}, «получение, принятие, предании») — [[эзотеризм|эзотерический]] (мистический) аспект [[иудаизм|иудаизма]]. Открытые публикации по каббале появились в [[XII век|XII веке]]. С тех пор каббала играет важную роль в еврейском религиозном мире.
+
-
 
+
-
Каббала связана с осмыслением Творца и Творения, роли и целей природы и человека, смысла существования.
+
-
 
+
-
Термин «каббала» употреблялся в Талмуде для обозначения частей Библии, не входящих в Пятикнижие (РхШ. 7а), а в послеталмудическую эпоху — Устного Закона. Лишь в 12 в. он стал употребляться еврейскими мистиками для подчеркивания преемственной связи их учения с эзотерической мудростью прошлого.
+
-
 
+
-
Следует особенно отметить, что мудрецы каббалы во всех поколениях были выдающимися раввинами, знатоками еврейского учения во всех его аспектах, Письменной и Устной Торы, строго соблюдающими все предписания иудаизма. Главные каббалистические авторитеты были одновременно авторитетами Галахи, и именно они сформировали иудаизм в течение поколений. Поэтому каббала  неотделима от иудаизма, его развития и реализации как в древности, так и сегодня.
+
-
 
+
-
 
+
-
== Характеристика каббалы ==
+
-
 
+
-
Как и любая мистика, каббала основана на желании человека непосредственно воспринимать Божественность. Но кроме этого стремления и специфического каббалистического мистического опыта, который очень трудно передать словами (и который, однако, каббалисты пытались передать), есть  еще философский аспект каббалы, описывающий структуру Божественности (теософию) и взаимовлияние человека и Бога (теургию).
+
-
 
+
-
В теософии специфической особенностью каббалы является представление о сфирот – различных аспектах Божественности, через которые проявляется Божественное управление миром. Именно система сфирот является характеристическим признаком каббалы; поэтому элементы еврейской мистики, которые не содержат этой системы (или содержат ее в недостаточно развитом виде) относят скорее к источникам или предварительным элементам каббалы.
+
-
 
+
-
Классическая каббала Прованса и Испании содержала систему сфирот в  разработанном и развернутом виде. Каббалистический подход утверждает, что все уровни мироздания подобны друг другу. Это означает, что система Десяти  сфирот – не только система Божественного управления миром, но также система сотворения мира, а также система устройства человеческой души, и также система устройства национальной еврейской души. Более того, любая цельная  часть мироздания (в том числе, каждая из сфирот) содержит в себе ту же самую систему Десяти сфирот. Такая фрактальная (подобная себе на всех уровнях, где высшие уровни отражаются и в низших, и в деталях, и каждая деталь подобна общему) дает возможность каждому человеку, заглянув внутрь себя, понять устройство мира. Тем самым изучение каббалы сводится не к простому описанию сфирот, а к тому, чтобы прочувствовав их в самом себе, научиться чувствовать их в мироздании, и через это подобие правильно понимать мир и правильно с ним взаимодействовать.
+
-
 
+
-
 
+
-
== Статус каббалы ==
+
-
 
+
-
Во все века своего развития каббала была интегральной частью иудаизма.
+
-
 
+
-
Согласно [[Талмуд]]у, в Торе есть четыре уровня понимания Торы, называемые «Пардес»(букв. «Сад»). Это понятие является аббревиатурой:
+
-
 
+
-
* «'''Пшат'''» — простое, непосредственное понимание текста;
+
-
* «'''Ремез'''» — букв. «намёк»;
+
-
* «'''Драш'''» — толкование;
+
-
* «'''Сод'''» — тайна.
+
-
 
+
-
Таким образом, иудаизм рассматривает Каббалу как четвёртый, наиболее глубокий уровень понимания [[Тора|Торы]]. Поэтому считается, что начинать изучение Каббалы может лишь тот, кто постиг все предыдущие уровни: знающий как Письменную [[Тора|Тору]], так и [[Устный Закон|Устную]] ([[Талмуд]]). Тем не менее, для тех, кто ещё не достиг этого уровня, возможно постепенное знакомство с основами Каббалы, однако оно может быть успешным лишь при условии, что сопровождается продвижением в других областях еврейского Закона и Учения.
+
-
 
+
-
== Понятие "каббалист" ==
+
-
Каббалист (на иврите – "мекубаль") – это носитель каббалы. Но это понятие включает не просто изучение или знание каббалы.
+
-
{{main|Каббалист}}
+
-
 
+
-
== История развития Каббалы ==
+
-
=== Ранняя еврейская мистика ===
+
-
 
+
-
Поскольку специфической особенностью каббалы является понятийный аппарат, основанный на системе сфирот, то ранние мистические тексты, в которых еще нет этого аппарата, обычно не относят к каббале (хотя они могут быть отнесены к уровню "сод", т.е. тайное – внутреннее, эзотерическое - содержание еврейских текстов и учения); они считаются предварением каббалы или ее источниками.
+
-
 
+
-
Каббала как отдельный аспект иудаизма начала выделяться во времена Талмуда. В эту эпоху вообще произошло выделение из общего дерева иудаизма отдельных предметов – галахи  (законодательства), агады (рассказов и историй), и также каббалы.
+
-
 
+
-
Источниками каббалы считаются следующие.
+
-
 
+
-
==== Мистические отрывки ТаНаХа ====
+
-
Одним из древнейших источников каббалы является литература мистического характера, сложившаяся в 1–3 вв. н. э. в [[Эрец-Исраэль]] и [[Вавилония|Вавилонии]] на основании первой главы книги [[Бытие]] и первой главы книги пророка [[Иехезкель|Иехезкеля]] — ''маасе брешит'' и ''маасе меркава''; последняя из них известна в литературе мистицизма под названием '''сифрут hа-[[меркава]]''' (`литература колесницы`), или '''сифрут hа-хехалот''' (`литература чертогов`). В отличие от каббалы, стремящейся к постижению сущности и внутренней диалектики Божества, центральной темой сифрут hа-хехалот являются видения мистиков (''иордей меркава''), чья душа вознеслась к престолу Божьей славы (кавод), визуальные аспекты Бога, восседающего на небесном престоле. Этой литературе присущ описательный характер, а также специфическая терминология, унаследованная впоследствии каббалой, однако она лишена столь характерной для каббалы символики. Мистические настроения этого времени отражены в некоторых отрывках из Талмуда (самый известный из них — рассказ о четырех мудрецах, вошедших в пардес — Хаг. 14б) и в так называемой [[Апокалиптическая Литература]] ([[книга Эноха]], четвертая книга Эзры), в которой важную роль играет образ [[ангел]]а [[Метатрон]]а.
+
-
====[[Сефер Йецира]]====
+
-
Сефер Йецира ({{lang-he|ספר היצירה}} — «Книга творения»), вероятно, написанная между II и VI вв. в Стране Израиля. В книге Сефер Йецира уже есть система [[сфирот]], но здесь она находится еще в начальном, не разработанном, как в последующей каббале, состоянии.
+
-
{{main|Сефер Йецира}}
+
-
==== Книги 6–8 века ====
+
-
Мистический опыт иордей меркава описывается в нескольких небольших по объему произведениях, по-видимому, написанных в Вавилонии: «Большие хехалот», «Малые хехалот», «Шиур кома», «Алфавит рабби Акивы», «Мидраш Конен».
+
-
 
+
-
Для этих произведений характерно чувство благоговейного трепета перед величием Божества. Часто в них описывается опыт прохождения через различные чертоги небесных дворцов (хехалот), охраняемых ангельским воинством, на пути к престолу славы. Книги содержат экстатические гимны, ссылки на сложную систему ангелологии, размышления о мистическом значении чисел и букв, указания на посты и очистительные обряды, которые предшествуют экстатическим видениям, и т. д. Эта литература оставила след в еврейской литургии (например, молитва [[Кдушша]] и многие гимны, включенные в литургию [[Десять Дней Покаяния|Десяти дней покаяния]]).
+
-
==== [[Хасидей Ашкеназ]] ====
+
-
Оформлению каббалы предшествовало появление в 12 в. другого еврейского эзотерического учения на севере Франции и юге Германии — [[Хасидей Ашкеназ]]. Ранние каббалисты находились в контакте с его представителями, от которых каббала переняла некоторые мотивы, например, учение об особом [[херувим]]е (торат hа-крув hа-меюхад). Хасидей Ашкеназ ([[Иехуда Бен Шмуэль Хе-Хасид|Иехуда бен Шмуэль хе-Хасид]], [[Бен-Йеhуда, Эльазар|Элазар бен Иехуда из Вормса]]) проповедовали аскетизм, равнодушие к земным благам и смирение. Они подчеркивали значение особой душевной настроенности в [[Молитва|молитве]] ([[кавана]]).
+
-
 
+
-
==== Мистические течения в еврействе восточных исламских стран в раннее средневековье ====
+
-
 
+
-
=== Каббала в Провансе 12 в. ===
+
-
{{main|Каббалисты Прованса (12 в.) и Сефер hа-Баhир}}
+
-
 
+
-
Каббалисты Прованса 12 в. обычно рассматриваются как "предварительная" школа каббалы: в их текстах система сфирот предстает в более развернутом виде, но в них еще нет многих важнейших понятий, характерных для классической каббалы последующих столетий.
+
-
 
+
-
Опубликованная в 1200 г. книга '''«Сефер hа-Баhир»''' (סֵפֶר הַבָהִיר, `Книга яркого света`) была наиболее влиятельным и цитируемым текстом каббалы до публикации «[[Зоhар]]а». Его цитировали во всех важнейших книгах по каббале, а ранее всего — в комментарии Раавада на «Сефер Йецира». К нему «Баhир» постоянно обращался раби Моше бен Нахман (Рамбан)в своем комментарии к Торе. Кроме того, «Баhир» обширно цитируется и пересказывается в книге «Зоhар».
+
-
 
+
-
=== Испанская каббала 13-15 вв. ===
+
-
 
+
-
{{main|Испанская каббала (13-15 вв.)}}
+
-
 
+
-
Испанская каббала в 13-15 вв. явилась важнейшей школой, в которой сформировались центральные концепции каббалы.
+
-
 
+
-
=== Нахманид ===
+
-
{{main|Нахманид}}
+
-
Рабби Моше бен Нахман (Нахманид) был одним из величайших испанских каббалистов XIII в. Он, однако не написал отдельной книги, посвященной каббале, но включал каббалистические идеи в другие свои книги, например, в комментарии к Торе, избегая при этом чисто каббалистической терминологии.
+
-
 
+
-
=== Книга «Зоhар» ===
+
-
 
+
-
{{main|Книга Зоhар}}
+
-
 
+
-
Наиболее знаменитой каббалистической книгой является книга «Зоhар» ({{lang-he|זוהר}}, «Сияние»), опубликованная ок. 1300 г. рабби [[Моше де-Леон]]ом и ставшая для каббалистов одной из священных книг иудаизма наряду с Библией и Талмудом. .
+
-
 
+
-
«Зоhар» оказал огромное влияние на развитие каббалы, на все мистические течения в иудаизме и в целом на духовную жизнь еврейства.
+
-
 
+
-
=== Цфатская школа (XVI в.) ===
+
-
 
+
-
На протяжении всех предыдущих веков каббала была эзотерическим занятием небольшой группы избранных. Однако очень важное изменение в развитии каббалы произошло после изгнания евреев из Испании в 1492 г., приведшее к мощному взрыву мессианского стремления. В результате миграции несколько наиболее учёных испанских каббалистов оказались в городе Цфат в Галилее. Вскоре Цфат стал новым центром каббалы и удерживал эти позиции в течение короткого, но очень важного периода в середине  XVI в.
+
-
 
+
-
Среди представителей этой группы столь разные каббалисты, как [[Моше Кордоверо]], [[Шломо Алькабец]], [[Йосеф Каро]] и [[Ицхак Лурия]].
+
-
 
+
-
==== Учение Ари ====
+
-
{{main|Лурианская Каббала}}
+
-
 
+
-
Огромный и революционный вклад в развитие Каббалы внёс в XVI веке р.[[Ицхак Лурия|Ицхак бен Шломо Лурия Ашкенази]] (АРИЗАЛЬ или Ари) (1534−1572).
+
-
 
+
-
Он разработал принципиально новую систему изучения Каббалы ([[Лурианская каббала]]) и преподавал её группе своих учеников. Один из них, р. [[Хаим Виталь,]] (при помощи своего сына, [[Шмуэль Виталь|Шмуэля Виталя,]]) изложил учение Ари в трактате [[Писания Ари]] ({{lang-he|כתבי ארי}}). Эта книга стала второй по важности после Книги [[Зоhар]]. Одной из наиболее значимых частей «Писаний Ари» является [[книга «Эц Хаим»]] («Древо Жизни»).
+
-
 
+
-
Изменения, которые Ари внес в каббалу, заключаются, прежде всего, в динамичном  к ней подходе. В то время как испанская школа занималась, в основном, описанием системы сфирот и их соотношениями, Ари показывает динамику возникновения и развития системы сфирот. Переход к динамическому восприятию сфирот кореллировал с общим переходом мира от Средневековья к Новому времени, когда  статика Средневековья сменилась динамическим восприятием мира, свойственным людям Нового времени.
+
-
 
+
-
Ари разработал учения о «цимцум» («сокращении»), «швират келим» («разбиении «сосудов»), «[[гилгул]]им» («переселениях душ»), «иббур» («объединении душ»), «тиккун» («исправлении»), технике каббалистической медитации «йихудим», «каванот», «цадиким» («праведниках») и т. п. В его учении делается акцент на ключевой роли человека в исправлении мира, в связи с концепциями изгнания, искупления и переселения душ.
+
-
 
+
-
Наиболее знаменитыми являются четыре идеи Лурианской каббалы: бесконечность («[[Эйн Соф]]») сжалась ("цимцум"), образуя пространство для творения; божественные сосуды (сфирот), удерживавшие Божественную энергию, необходимую для того, чтобы мир был совершен, разрушились («разбиение сосудов»); после разрушения сосудов, когда большая часть Света уже была заключена в новые сосуды — [[сфирот]], часть искр Божественного Света оказалась в плену в тварном мире у обманчиво самостоятельных сил зла, называемых скорлупами ([[клипот]]) или Другой стороной («ситра ахара»); задача человечества состоит в том, чтобы совершить возвращение искр в систему («тикун»), для чего необходимо вернуть в мир Божественный порядок.
+
-
 
+
-
=== Каббала с середины XVI до середины XVIII вв. ===
+
-
 
+
-
Из Цфата каббала стремительно распространилась по азиатским, африканским и европейским центрам еврейской диаспоры. Вскоре она стала по-настоящему массовым учением. При этом каббала послужила базой как для лжемессианского движения [[Шабтай Цви|Шабтая Цви]] (1626—1676), вызвавшего огромный кризис всей еврейской жизни, так и, веком позже, — восточноевропейского хасидизма. Таким образом, мистицизм каббалы стал одной из самых влиятельных сил, который вел еврейский народ его историческим путём.
+
-
 
+
-
В сефардских общинах наиболее выдающимися каббалистами были [[Авраам Азулай]],[[Шалом Шавази]], [[Шалом Шараби]], [[Хаим Бен Атар]].
+
-
 
+
-
В европейских странах наиболее известными представителями каббалы в этот период были [[Маhараль]], [[Исраэль Саруг]], [[Менахем Азарья де Фано]]. Важный вклад в развитие каббалы в первой половине XVIII в. внес [[Моше Хаим Луцатто]].
+
-
 
+
-
=== Каббала в 18-19 вв. ===
+
-
 
+
-
Широкое распространение Каббалы в европейских общинах связывается с движением [[Хасидизм]]а. Поставив во главу угла духовные мотивы любви к ближнему, радости и милосердия, Хасидизм, основанный [[Бааль Шем Тов, Исраэль|Исраэлем Бааль Шем Товом]], открыл основы Каббалы желающим изучать их. [[Бааль Шем Тов, Исраэль|Бааль Шем Тов]], о духовной силе и чудесах которого написано сотни рассказов, оставил после себя многочисленных последователей, таких как [[Дов Бер из Межерича]], [[Шнеур Залман из Ляд]], [[Нахман из Брацлава]], [[рабби Менахем из Чернобыля]], [[Элимелех из Лежайска|Элимелех]] из [[Лежайск]]а и многих других.
+
-
 
+
-
Этим хасидизм в некотором смысле посмотрел на каббалу "с противоположной стороны": существует предание о том, как некто спросил Великого Магида: «В чем главное открытие Вашего учителя Баал-Шем-Това»? Тот ответил: «В том, что сфирот заключены в человеке». В хасидском мировосприятии непрерывная последовательность актов творения разворачивается снизу вверх; основные события космической драмы разворачиваются в ходе еврейской истории и в жизни каждого из людей.
+
-
 
+
-
Ни один из высших духовных миров не в состоянии отразить во всей полноте многоплановость происходящего в чувственном «мире действия» (Асия), где перемешались добро и зло, истина и ложь. Только в этом мире достижимо Избавление, охватывающее все мироздание. Но Избавление неотделимо от Исправления (тикун), оно рождается из диалога творения и Творца, и, вознеся бренную материю до уровня духа, достигает кульминации в воссоединении Пресвятого Благословенного и его Шехины. <ref>Яглом М. Предисловие. — Бубер М. Гог и Магог. СПб., 2002. С. 15.</ref>
+
-
 
+
-
==== Каббала Литовской школы ====
+
-
 
+
-
Наиболее выдающимся каббалистическим лидером "литовского" направления в иудаизме был [[Виленский Гаон]]. Выдающимися каббалистами XVIII-XIX вв. были и  р. [[Менахем Мендель]] из Шклова и его ученики, а также р. [[Шломо Эльяшив (Лешем)]].
+
-
 
+
-
=== Каббала в первой половине ХХ в. ===
+
-
 
+
-
==== р.[[Кук, Авраам Ицхак|Авраам-Ицхак Кук]] ====
+
-
 
+
-
Огромное влияние на развитие Каббалы в 20 в. оказал р. А. И. Кук (1865—1935, Главный раввин Израиля в 1921—1935),который построил на ее базе учение религиозного сионизма. Школа р. Кука на сегодня самая большая религиозная группа в Израиле, подход которой основан на Каббале.
+
-
 
+
-
Каббала рава Кука — это каббала личностного Диалога Бога с еврейским народом; это новый этап развития каббалы, связанный с возрождением еврейской национальной жизни в Стране Израиля. Рав Кук рассматривает еврейский народ как единый организм (и применяет понятийный аппарат Каббалы для понимания динамики социальных процессов внутри народа, то есть дает „социологическую проекцию Каббалы“); и, во вторых, рассматривает нас самих не как „исходно пустые сосуды“, не имеющие собственного содержания и наполненные только тем светом, который они восприняли сверху», — но подчеркивает личностный характер каждого субъекта, его неповторимое Я, Я индивидуума и Я народа. Реализуя творческий потенциал этого своего «Я», человек и народ обретают смысл своей жизни.
+
-
 
+
-
==== р. [[Бааль Сулам|Йегуда Ашлаг — Бааль Сулам]] ====
+
-
 
+
-
Большое влияние на развитие Каббалы оказал каббалист Йегуда Ашлаг, [[Бааль Сулам]]. Ему принадлежит важный современный учебник по каббале „[[Талмуд эсэр сфирот]]“. Йегуда Ашлаг являлся сторонником массового распространения каббалы, что было осуществлено его учениками. Однако это привело также к тому, что современные школы вульгаризации и профанации каббалы (Лайтман, Берг) также основаны на системе р. Ашлага.
+
-
 
+
-
 
+
-
=== Каббала во второй половине ХХ века ===
+
-
 
+
-
Во второй половине ХХ века наиболее выдающимися представителями каббалы можно считать: Любавичского Ребе – рава Менахема-Мендла Шнеерсона, рава Иеhуду-Леона Ашкенази-Маниту, рава Ицхака Кадури, рава Моше Лурию, рава Ицхака Гинзбурга.
+
-
 
+
-
Для второй половины ХХ в. характерно более широкое, чем ранее, распространение каббалы. Первоначально это распространение было инициировано хасидизмом, в дальнейшем оно расширилось, возникло множество ешив и отдельных раввинов, довольно широко преподающих каббалу. Для сохранения аутентичности соблюдаются два принципа:
+
-
 
+
-
1) Каббала рассматривается как интегральная часть иудаизма, связанная с галахой, соблюдением заповедей, изучением Торы и т.д. Такой подход не является просто волюнтаристским – он необходим, потому что настоящее изучение каббалы невозможно для тех, кто не разбирается в системе еврейского учения в целом, Талмуде, законах и т.д.; не может продвинуться в каббале также и тот, кто не соблюдает заповеди.  Так, выводы и общие принципы теории относительности известны очень широкому кругу людей, однако  по-настоящему знают эту теорию, включая выведение формул и вычисления  те, кто успешно изучил курс высшей математики.
+
-
 
+
-
2) Широкой общественности преподаются базовые понятия и общие принципы каббалы – "популярная каббала"; при этом настоящая система остается уделом небольшой группы.
+
-
 
+
-
== Профанация каббалы ==
+
-
 
+
-
Первая половина ХХ в. стала также временем широкой профанации каббалы. Профанация каббалы – это не просто ее широкое изучение: широкое преподавание основ каббалы происходит также в рамках классического иудаизма. Профанация каббалы отличается от просто широкого ее преподавания следующими аспектами:
+
-
 
+
-
# каббала отрывается от иудаизма и объявляется отдельной наукой, существующей вне религии или даже до религии;
+
-
# утверждается, что каббала не имеет никакой связи с поведением человека, с соблюдением заповедей и т.д., – якобы ничего менять в своей жизни и соблюдать [[заповеди ]] не нужно: на жизнь повлияет само изучение каббалы;
+
-
# каббала объявляется разновидностью абстрактной науки, помогающей жить и получать от мира то, что нужно. Адепты профанированной каббалы парадоксальным образом утверждают, что они являются сторонниками альтруизма, стремления давать ближнему – и одновременно - что давать ближнему необходимо для того, чтобы  можно было получать, т.е. в конечном счете работают на эгоизм своих приверженцев.
+
-
 
+
-
Наиболее активно профанацией каббалы занимаются [[Лайтман, Михаэль Семенович|Лайтман]] и Берг.  Профанация каббалы в наше время является высокодоходным бизнесом, поскольку современное общество жаждет духовного.
+
-
 
+
-
Ввиду их  многочисленности и активности, группы, занимающиеся профанацией каббалы, широко представлены в сети Интернет, и искажают материалы связанные с каббалой, выложенные в таких открытых сетевых источниках, как Википедия, для того, чтобы они соответствовали их идеологии.
+
-
 
+
-
В наше время во многих серьезных университетах открыты кафедры каббалы.
+
-
 
+
-
Университетские исследователи каббалы не признают идеи движения профанации каббалы аутентичными и подчеркивают искажение ими каббалистических источников и концепций.
+
-
 
+
-
== Научное изучение каббалы ==
+
-
 
+
-
В эпоху научного изучения еврейских текстов в XIX в. властвовали рациональные концепции, поэтому учение каббалы считалось чем-то второстепенным. Лишь в начале XX научное изучение каббалы стало развиваться широко. В наше время во многих серьезных университетах открыты кафедры каббалы.
+
-
 
+
-
Наиболее серьезный вклад в  научное изучение каббалы внесли Гершом Шолем и Моше Идель, книги которых были переведены на русский язык. Между этими главными авторитетами есть серьезные разногласия о древности каббалистических текстов: Г. Шолем, поскольку не существует текстов, указывающих на более раннее появление каббалы,  следовательно, она появилась тогда, когда появились эти тексты, следовательно книга Зоhар была написана Моше де Леоном в конце XIII в. В то время как, по мнению Моше Иделя, мистические и каббалистические воззрения передавались устно на протяжении нескольких веков, прежде чем были записаны, и что без этого невозможно понять, как эта идея приобрела множество сторонников среди раввинов той эпохи: такие фигуры, как, например, Нахманид, были величайшими знатоками иудаизма, галахи, Талмуда, и, если бы каббала не передавалась по традиции, ее бы не приняли. И это произошло не с одним или несколькими людьми, а с огромной массой еврейского религиозного истеблишмента.
+
-
 
+
-
 
+
-
== Влияние Каббалы на современную культуру ==
+
-
 
+
-
Общее распространение Каббалы в конце ХХ в начале XXI века привлекло к изучению Каббалы многих деятелей культуры и искусства.{{нет АИ|16|12|2009}}
+
-
 
+
-
Наиболее известной поклонницей Каббалы является певица [[Мадонна (певица)|Мадонна]], чьи последние альбомы наполнены каббалистическими мотивами. В частности, в своём последнем альбоме Мадонна исполняет песню «Исаак»<ref>[http://www.youtube.com/watch?v=ExZzhAN-pQU Мадонна исполняет песню «Исаак»]</ref>, в которой используется [[шофар]], а также израильский певец Ицхак Синуани, сопровождающий Мадонну, исполняет на [[иврит]]е мотив «Эль Хай» (букв. «Бог Живой»), автором которого является каббалист [[Шавази, Шалом|Шалом Шавази]].
+
-
 
+
-
Начиная с эпохи позднего средневековья элементы каббалы начинают проникать в нееврейский мир. Впервые – через Пико де Мирандола, затем некоторые ее элементы были переведены на латынь под названием "Каббала денудата", которое является, видимо, искаженным еврейским /.../  и распространялась в мистически настроенных европейско-христианских кругах. В частности,  она повлияла на таких европейских мистиков, как Беме и др.
+
-
 
+
-
В более позднее время, с расширением преподавания каббалы, ее элементы вошли в европейскую культурную парадигму и стали восприниматься как часть еврейско-европейского культурного пространства. Например, в романе [[Умберто Эко]] "Маятник Фуко" главы называются именами сфирот без особого объяснения и комментария – предполагается, что образованный читатель знаком с предметом.
+
-
 
+
-
=== Критика Каббалы в иудаизме ===
+
-
 
+
-
Каббалу принимали не всегда и не все.  С самого начала ее возникновения были отдельные раввины, выступавшие против нее. Однако абсолютное большинство из них ее приняло и поддержало. Отдельные возражения высказывались и позднее, впрочем, с точки зрения иудаизма, допускающего весьма широкий спектр взглядов, отрицание человеком каббалы не выводит его за пределы иудаизма.
+
-
 
+
-
Каббала не является всеобщей и обязательной вещью –  есть люди, которые без каббалы чувствуют неполноту иудаизма, но есть и те, которые этого не чувствуют. Иудаизм не может существовать без Божественного текста – Танаха, без устной традиции соблюдения заповедей и своих центральных философско-религиозных воззрений, но и другие детали иудаизма, например, те или иные агады,  или мидраши, или каббала, могут быть приняты или отвергнуты разными его последователями.
+
-
 
+
-
* В начале XX века Ихие Капах, один из лидеров йеменских раввинов, выступил против Каббалы в целом, объявив [[Зоhар]] и учение  [[Ари]] лжеучениями. На эту тему им была написана книга «Войны Всевышнего» ("Мильхамот hа-Шем"). Многие раввины подвергли его анафеме из-за подобных воззрений. Главный раввин Израиля в те годы [[Кук, Авраам Ицхак|Авраам Кук]] критиковал Капаха, но не подвергал его анафеме. Небольшая группа его последователей существует в Израиле и в наше время.
+
-
* Многие воззрения Капаха поддержал Йешаягу Лейбович, известный израильский религиозный философ крайне левых политических взглядов.
+
-
== Проблема соотношения каббалы и гностики ==
+
-
 
+
-
Есть внешнее сходство некоторых элементов каббалы и гностики,поэтому многие исследователи считали что каббала происходит от гностических сект. Однако есть кардинальные различия, сводящие на нет эти элементы внешнего сходства.
+
-
 
+
-
# В отличие от дуализма гностицизма, каббала полностью и строго монотеистическое учение. Еврейский эзотеризм всегда отвергал гностическую идею низшего демиурга, ответственного за творение и управление видимым миром.
+
-
# B отличие от гностицизма, видевшего в божестве-демиурге воплощение зла, которое царствует в сотворенном им мире, - каббала, в соответствии с традиционным представлением иудаизма, воспринимает мир как лучший из возможных миров, а сам факт его сотворения - проявлением Божественной доброты.
+
-
 
+
-
== См. также ==
+
-
* [[Основные понятия в Каббале]]
+
-
* [[Талмуд эсэр сфирот]]
+
-
* [[Книга Эц Хаим]]
+
-
 
+
-
== Примечания ==
+
-
{{примечания}}
+
-
 
+
-
== Ссылки ==
+
-
<!-- Википедия — не каталог ссылок (См. правила оформления статей) -->
+
-
{{Лишние ссылки}}
+
-
 
+
-
=== Каббалистические группы и направления ===
+
-
* [http://galeinai.ru/ "Галь Эйнай" - Центр изучения каббалы и хасидизма под руководством рава Ицхака Гинзбурга]
+
-
* [http://www.ru.chabad.org/library/article_cdo/aid/719400 Каббала и хасидизм]
+
-
* [http://www.obshalom.org Каббалистический бейт мидраш рава Авраама Готлиба]
+
-
* [http://toldot.ru/tags/kabbalah/ Каббала! Каббала? Тайное учение иудаизма]
+
-
 
+
-
=== Дополнительные ссылки ===
+
-
 
+
-
* [http://www.rodurago.de/en/index.php?site=lebensbaum древо жизни] (на английском)
+
-
* [http://5thdimension.org/wp/lectures Лекции по Каббале и Хасидизму в формате MP3] (на русском)
+
-
* [http://kabala.lietuvoje.info Каббалистический википортал на русском, английском и литовском языках]
+
-
* [http://ashpaa.boom.ru/Google.htm Каталог «Каббала» по Бааль Суламу]
+
-
* [http://kab.tv/rus Телевизионная трансляция уроков Каббалы]
+
-
* [http://kabbalah.org.ru/ Форум Каббалистов «Путь Творца»]
+
-
* [http://isramagic.fastbb.ru/ Форум Каббалистов «IsraMagic» — Израиль]
+
-
* [http://lib.kabbalah.org.ru/ Обширнейшая библиотека первоисточников по каббале и хасидуту]
+
-
* [http://www.kabbalahmedia.info/index.php?DLANG=RUS&UILANG=RUS Медиаархив (видео, аудио)]
+
-
* [http://kabbalahbooks.ru Книги по Каббале на KabbalahBooks.ru]
+
-
* [http://kabbalahbooks.co.il/ru Книги по Каббале в Израиле и Европе на KabbalahBooks.il]
+
-
* [http://kab.co.il/rus Электронный вариант израильской газеты «Каббала сегодня»]
+
-
* [http://www.markabramovich.com/ Каббала и её связь с Раджа-Йогой, а также разъяснения фундаментальных понятий, таких как: душа, жизнь после жизни, судьба и т. п. (см. в разделе статьи)]
+
-
* [http://7day.markabramovich.com/ «Семь дней творения»]
+
-
* [http://ashpaa.boom.ru/ Каббала раскрывается — Адам Ришон, Авраам, Моше ,РАШБИ, АРИ. Бааль Сулам, РАБАШ, РАМЛАН]
+
-
* [http://kabclub.boom.ru/index.html Каббала. Открытый литературный клуб.]
+
-
* [http://www.kabbalahkids.info/ru «Как стать Волшебником»]: Каббала для детей
+
-
* [http://toldot.ru/tora/articles/kabbala/ Каббала]: Огромный выбор книг и статей
+
-
* [[s:Каббала|Каббала — Бааль Сулам]]
+
-
* [http://www.kabbalah-spb.ru Санкт-Петербургский центр Международной академии Каббалы]
+
-
* [http://arifilms.tv/ari_rus/ Кинокомпания «ARI Films»]
+
-
* [http://ashpaa52.googlepages.com/nekudadeolamaze «Сефэр аИлан»-Древо состояний -виртуально]
+
-
* [http://www.rodurago.de/en/index.php?site=details&link=cabbalah Интерактивный еврейско-английско-числовой каббалистический «словарь» (свыше 5000 словарных единиц)] (на английском языке)
+
-
* [http://www.booknik.ru/context/?id=13610&type=context «Практическая кабалла для начинающих» — статья на сайте booknik.ru]
+
-
* [http://aenigma.ru/php/content.php?razdel=author&file1=19 Каббалист Израэль Регарди на «Энигме»]
+
-
* [http://ask.inwiki.org/Каббала#.D1.8F Ask in Wiki]
+
-
* [http://kabbalah.clan.su/ Каббала Открытый Каталог АРИ -Ашлаг]
+
-
* [[Торнтон Уайлдер]]. [http://magazines.russ.ru/novyi_mi/1995/11/uaylder-pr.html Каббала. Роман]
+
-
* [http://ec-dejavu.ru/b/Blum_cabbala.html Хэрольд Блюм. Каббала и литературная критика] // Таргум. Еврейское наследие в контексте мировой культуры. Вып. 1, апрель-июнь 1990. М., 1990, с. 45-75.
+
-
* [http://ec-dejavu.ru/k/Kabbalah.html Андреас Б. Кильхер. Языковой миф каббалы и эстетический модернизм] // Немецкое философское литературоведение наших дней: Антология СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001, с. 445—474.
+
-
* [http://forum.benzion.ru/viewtopic.php?t=5177&sid=8204b6ef73bf918fba66454c01c540c1 Раввин А. Штейнзальц. «Разговор о Каббале».]
+
-
* [http://www.kabmir.com/ Интернет-газета «Каббала миру»]
+
-
* [http://www.booknik.ru/reviews/non-fiction/?id=11636 Рецензия на книгу А. Рыбалки «Путеводитель по миру каббалы».]
+
-
* [http://www.booknik.ru/context/?id=13610&type=context Статья «Храни меня, мой талисман, или Практическая каббала для начинающих».]
+
-
* [http://jewish.by.ru/jewphil.htm Еврейская религия и философия]
+
-
* [http://jewish-r.narod.ru/ephil.htm Еврейская философия и каббала]
+
-
* [http://toldot.ru/tora/library/musar-evreiskoe-mirovozzrenie/daattvunot/ ДААТ ТВУНОТ — одна из основных книг каббалы]
+
-
* [http://kabbalah-live.ru/ "Живая каббала Аризаля – учение о душе" - оригинальное изложение основных концепций каббалы для начинающих]
+
-
* [http://kabbala4u.ru/ "Что Вы должны знать о Каббале" - вводные лекции по каббале рава Ицхака Гинзбурга]
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|11899|КАББАЛА}}
+
-
 
+
-
[[Категория:Каббала]]
+
-
 
+
-
{{Link FA|he}}
+
-
 
+
-
<!-- [[af:Kabbalah]]
+
-
[[ar:قبالة]]
+
-
[[az:Kabbala]]
+
-
[[bar:Kabbalah]]
+
-
[[be-x-old:Кабала]]
+
-
[[bg:Кабала]]
+
-
[[ca:Càbala]]
+
-
[[cs:Kabala]]
+
-
[[cy:Cabbala]]
+
-
[[da:Kabbala]]
+
-
[[de:Kabbala]]
+
-
[[el:Καββάλα]]
+
-
[[en:Kabbalah]]
+
-
[[eo:Kabalo]]
+
-
[[es:Cábala]]
+
-
[[et:Kabala]]
+
-
[[fa:کابالا]]
+
-
[[fi:Kabbala]]
+
-
[[fr:Kabbale]]
+
-
[[ga:Cabala]]
+
-
[[he:קבלה]]
+
-
[[hr:Kabala]]
+
-
[[hu:Kabbala]]
+
-
[[id:Kabala]]
+
-
[[io:Kabalo]]
+
-
[[it:Cabala]]
+
-
[[ja:カバラ]]
+
-
[[ka:კაბალა (იუდაიზმი)]]
+
-
[[ko:카발라]]
+
-
[[lt:Kabala]]
+
-
[[lv:Kabala]]
+
-
[[mk:Кабала]]
+
-
[[ms:Kabbalah]]
+
-
[[nl:Kabbala]]
+
-
[[nn:Kabbala]]
+
-
[[no:Kabbala]]
+
-
[[oc:Cabala]]
+
-
[[pl:Kabała]]
+
-
[[pt:Cabala]]
+
-
[[ro:Cabala]]
+
-
[[sh:Kabala]]
+
-
[[sk:Kabala]]
+
-
[[sl:Kabala]]
+
-
[[sq:Kabala]]
+
-
[[sr:Kabala]]
+
-
[[sv:Kabbala]]
+
-
[[tr:Kabbala]]
+
-
[[uk:Вчення кабала]]
+
-
[[yi:קבלה]]
+
-
[[zh:卡巴拉]]
+
-
[[zh-yue:喀巴拉]] -->
+

Текущая версия на 21:39, 5 ноября 2013

  1. redirect ej:Каббала
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация