|
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Начало_работы}}
| + | #redirect [[:ej:Испанская каббала (13-15 вв.)]] |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Каббалисты Прованса ==
| + | |
- | {{main|Каббалисты Прованса (12 в.) и Сефер hа-Баhир}}
| + | |
- | | + | |
- | == Каббалисты Жероны ==
| + | |
- | | + | |
- | Из Прованса каббала постепенно проникает в христианскую часть Испании, где за относительно короткий период каббалистическое творчество достигло многообразия и глубины. Один из каббалистических центров Испании существовал с 1230 г. по 1260 г. в небольшом каталонском городке [[Жерона]]. Жеронская каббала близка по духу каббале Сагги Нахора, непосредственными учениками которого были ее основные представители [[Эзра бен Шломо]] (умер в 1238 г. или 1245 г.) и [[Азриэль из Жероны]] (начало 13 в.). Между обоими центрами осуществлялась непрерывная переписка. С жеронской каббалой связано также имя [[Нахманид]]а, собственно каббалистические произведения которого немногочисленны, однако в его комментариях к Библии можно уловить намеки, свидетельствующие об интересе к каббале.
| + | |
- | | + | |
- | Самым оригинальным представителем этой группы по праву считается Азриэль, перу которого принадлежат многочисленные произведения, в том числе комментарии к системе десяти [[сфирот]] и легендам [[Талмуд]]а. Представители жеронской каббалы придерживаются в своих произведениях одних и тех же общих принципов, варьируя лишь элементы. Их каббала широко использует идеи неоплатонизма и другие философские течений средневековья. В Жероне была, по-видимому, написана «[[Сефер hа-тмуна]]» («Книга образа»), анонимное произведение, посвященное сотворению и структуре мира. Согласно этой книге, мировой процесс аналогичен земледельческому процессу в Древнем Израиле. Как в земледелии через каждые семь лет наступает новый цикл, а через каждые 49 лет — юбилейный год, так и мир создается заново каждые семь тысяч лет, причем каждый раз под влиянием одной из семи нижних сфирот, а по прошествии 49 тысяч лет наступает юбилейное тысячелетие, когда все сущее исчезает, а нижние сфирот возвращаются к своему источнику — третьей сфире [[бина]] (`разум`).
| + | |
- | | + | |
- | == Каббалисты Кастилии ==
| + | |
- | | + | |
- | В середине 13 в. в Кастилии возникает гностическое направление так называемого левого столба. Представители его первого поколения — братья Яаков и Ицхак Коhен — развили теорию, согласно которой существует система эманаций зла, по своей структуре аналогичная Божественным эманациям. Эта группа каббалистов особое внимание уделяла демонологии, в том числе образам [[Самаэль |Самаэля]] и [[Лилит]]. В их учении впервые появляются и сексуальные мотивы, занявшие впоследствии столь важное место в каббале. Братья Коhены занимались составлением списков злых и добрых ангелов, а также разработали особую экстатическую систему изложения, которая не сохранилась.
| + | |
- | | + | |
- | К кастильской школе принадлежат также два других крупных каббалиста — Моше бен Шимон из Бургоса (1230/35–1300) и [[Абулафия Тодрос Бен Иосеф hа-Леви|Тодрос бен Иосеф Абулафия]], в произведениях которых гностическая каббала получила дальнейшее развитие. Гностическое направление сыграло важную роль в формировании каббалы, в первую очередь, благодаря своему влиянию на [[Зоhар]].
| + | |
- | | + | |
- | == Экстатическая каббала ==
| + | |
- | | + | |
- | В 1250–60 гг. в Испании достигает расцвета экстатическая каббала. Сторонники этого направления, сформировавшегося, по-видимому, под влиянием мусульманской мистики — [[суфизм]]а, византийской мистики — исихазма и т. п., стремятся достичь религиозного экстаза и «восхождения» путем углубленного изучения имени Бога, букв и буквосочетаний. Ими была разработана особая молитвенная традиция, существующая по сей день.
| + | |
- | | + | |
- | К представителям этого направления относятся Барух Тогарми (вторая половина 13 в.) и в особенности [[Абулафия, Авраам|Авраам Абулафия]], произведения которого отвергались многими каббалистами, видевшими в них угрозу традиционной молитве. Особое направление каббалы представлено Ицхаком бен Аврахамом Ибн Латифом (1210–80). Его творчество является попыткой синтеза каббалы и философии, которые, по его мнению, обретают смысл лишь в единой системе умозрений.
| + | |
- | | + | |
- | Будучи последователем [[Ибн Габирол Шломо Бен Иехуда|Шломо Ибн Габирола]], Ибн Латиф сочетает элементы его философии (например, понятие Божественной воли) с каббалистической системой [[сфирот]].
| + | |
- | | + | |
- | == РаМБаН ==
| + | |
- | | + | |
- | Одним из великихпредставителей испанской каббалы является [[РаМБаН]]
| + | |
- | === Зоhар ===
| + | |
- | | + | |
- | {{main|Зоhар}}
| + | |
- | | + | |
- | Время расцвета каббалы — 1270–1320 гг. В этот период написано наиболее важное каббалистическое произведение «Сефер hа-зоhар» («Книга сияния»), сокращенно Зоhар, ставшее для каббалистов одной из священных книг иудаизма наряду с Библией и [[Талмуд]]ом.
| + | |
- | | + | |
- | === Сфирот ===
| + | |
- | | + | |
- | {{main|Сфирот}}
| + | |
- | | + | |
- | === Испанская каббала 14–15 вв.. ===
| + | |
- | | + | |
- | Каббалистическое творчество Испании не угасало на протяжении последующих двух столетий. Одно из направлений этого периода представлено учениками [[Адрет, Шломо Бен Аврахам|Шломо Адрета]], исследовавшими тайный смысл каббалистических отрывков из комментариев [[Нахманид]]а к Торе. К важным каббалистическим произведениям 14 в. принадлежит «[[Сефер hа-плиа]]» («Книга удивления»), темой которого является мистический смысл [[мицвот]] и в котором нашли отражение антиномические мотивы, столь редкие в иудаизме вообще, и в каббале в частности. Детальный анализ этой книги в последние годы показал, что мотивы эти не столь очевидны, как было принято считать в прошлом.
| + | |
- | | + | |
- | В 15 в. намечается некоторый спад каббалистического творчества в Испании, хотя оно не угасает вплоть до изгнания евреев из страны в 1492 г. К началу 15 в. каббалистическое творчество постепенно проникает в Италию, где оно носит явно компилятивный характер. Среди итальянских каббалистов этого периода — [[Менахем Реканати]] и неизвестный автор «[[Маарехет hа-Элохут]]» («Системы Божества»), систематизирующий в своем произведении основные принципы и символы каббалы. Философ-каббалист [[Давид бен Иеhуда Мессер Леон]] (1476/72?–1526?) посвятил философским принципам каббалы книгу «Маген-Давид», оказавшую влияние на нескольких позднейших каббалистов, в том числе на Меира Габбая (1480 г. – после 1540 г.) и [[Моше Кордоверо]].
| + | |
- | | + | |
- | После изгнания евреев из Испании каббала распространяется во многих еврейских центрах Европы и Азии. В последующие десятилетия группы каббалистов появляются в Эрец-Исраэль (главным образом в [[Иерусалим]]е), Польше, Турции, Северной Африке и других местах.
| + | |
- | | + | |
- | == РуВики ==
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Каббала]]
| + | |