Уайлдер, Билли
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(Новая страница: «{{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 4 | АВТОР1 = | АВТОР2 = | АВТОР3 = | СУПЕРВАЙЗЕР = | ПРОЕКТ = | ПОДТЕМА = | К…») |
(→Награды «Оскар») |
||
(1 промежуточная версия не показана) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = | + | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 2 |
| АВТОР1 = | | АВТОР1 = | ||
| АВТОР2 = | | АВТОР2 = | ||
Строка 12: | Строка 12: | ||
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | ||
}}{{другие значения|Уайлдер}} | }}{{другие значения|Уайлдер}} | ||
- | {{ | + | {{Персона |
- | + | |имя = Билли Уайлдер | |
- | + | |оригинал имени = Billy Wilder | |
- | + | |портрет = Wilder-billy.jpg | |
- | + | |размер = 220px | |
- | + | |описание = | |
- | + | |имя при рождении = שמואל ווילדער | |
- | + | |род деятельности = Кинематографист | |
- | + | |дата рождения = 22.6.1906 | |
- | + | |место рождения = Суха-Бескидзка, Польская [[Галиция]] | |
- | + | |гражданство = | |
- | + | |подданство = Австро-Венгрия, {{USA}} | |
- | + | |дата смерти = 27.3.2002 | |
- | + | |место смерти = [[Беверли Хиллз]], [[Калифорния]] | |
- | + | |отец = | |
- | + | |мать = | |
- | + | |супруг = | |
- | + | |супруга = | |
- | + | |дети = | |
+ | |награды и премии = «Гран-При Каннского фестиваля» (|1946)<br />«Оскар» (1946, 1961){{Большой офицерский крест ордена За заслуги перед ФРГ}} | ||
+ | |сайт = | ||
}} | }} | ||
- | '''Би́лли Уа́йлдер''' ({{lang-en|Billy Wilder}}, [[22 июня]], [[1906]], [[Суха-Бескидзка|Суха]], Польская [[Галиция]] — [[27 марта]] [[2002]], [[Беверли Хиллз]]) — американский режиссёр и сценарист, в продолжение полувека снявший более шестидесяти фильмов и удостоенный семи наград американской киноакадемии, из них шесть | + | |
+ | '''Би́лли Уа́йлдер''' ({{lang-en|Billy Wilder}}, [[22 июня]], [[1906]], [[Суха-Бескидзка|Суха]], Польская [[Галиция]] — [[27 марта]] [[2002]], [[Беверли Хиллз]]) — американский режиссёр и сценарист, в продолжение полувека снявший более шестидесяти фильмов и удостоенный семи наград американской киноакадемии, из них шесть Оскаров (1946, 1951, 1961) и один — Приз памяти Ирвинга Дж. Тальберга — «за высокое качество общего творческого вклада в киноискусстве» (1988). | ||
== Биография == | == Биография == | ||
- | Билли Уайлдер (урождённый Самуил Вильдер) родился на территории бывшей [[Австро-Венгрия|Австро-Венгрии]], в [[еврей]]ской семье (был сыном владельца гостиничной сети). Поступил в [[Венский университет]], намереваясь получить образование юриста, однако после года обучения оставил университет, чтобы стать сотрудником одной из ведущих венских газет. В 1920-е гг. работал журналистом в [[Берлин]]е, где начал писать сценарии для немых кинофильмов. В 1929-33 годах по его сценариям поставлены, в частности, такие фильмы, как «Эмиль и детективы», «Человек, который искал своего убийцу». После прихода к власти нацистов эмигрировал во Францию, а затем в Соединенные Штаты. Его мать, отчим и бабушка погибли в [[Освенцим (концентрационный лагерь)|Освенциме]]. | + | Билли Уайлдер (урождённый Самуил Вильдер) родился на территории бывшей [[Австро-Венгрия|Австро-Венгрии]], в [[еврей]]ской семье (был сыном владельца гостиничной сети). |
+ | |||
+ | === Начало жизни === | ||
+ | Поступил в [[Венский университет]], намереваясь получить образование юриста, однако после года обучения оставил университет, чтобы стать сотрудником одной из ведущих венских газет. | ||
+ | |||
+ | В 1920-е гг. работал журналистом в [[Берлин]]е, где начал писать сценарии для немых кинофильмов. В 1929-33 годах по его сценариям поставлены, в частности, такие фильмы, как «Эмиль и детективы», «Человек, который искал своего убийцу». | ||
+ | |||
+ | После прихода к власти нацистов эмигрировал во Францию, а затем в Соединенные Штаты. Его мать, отчим и бабушка погибли в [[Освенцим (концентрационный лагерь)|Освенциме]]. | ||
+ | |||
+ | === Работа в Голливуде === | ||
+ | Уайлдер приехал в Лос-Анжелес без денег и не зная английского языка. Он прибыл туда вместе с актёром Питером Лорре и несколько лет жил в крайней бедности, перебиваясь доходами от писания совместных сценариев. В то время им написаны сценарии к фильмам «Восьмая жена Синей Бороды» (1938), «Полночь» (1939), «Задержите рассвет» (1941) и другие. | ||
+ | |||
+ | Поворотный момент в его творческой биографии наступил в 1938 году, когда он начал сотрудничать со сценаристом Чарлзом Брэккеттом. Длительное и плодотворное, это сотрудничество продолжалось до 1950 года, и его результатом был целый ряд блестящих сценариев и кассовых хитов американского кино конца 1930-х, начала 1940-х годов. | ||
+ | |||
+ | По их сценариям поставлены такие успешные комедии, как «Полночь» (Midnight) Лейзена, «Ниночка» Любича (главную роль в которой сыграла ''Грета Гарбо'') и «Огненный мир» (Ball of Fire) Хоукса. После этих больших удач, начиная с 1942 года, Уайлдер и Брэккетт расширили сферу своей совместной деятельности, занявшись также продюсированием и режиссурой. Как самостоятельный режиссёр Уайлдер дебютировал в комедии «Майор и малютка» (1942). | ||
- | Уайлдер | + | В 1944 г. Уайлдер снимает один из первых своих фильмов в жанре нуар — «Двойная страховка». Сценарий к нему был написан им совместно с известным автором детективным романов, Раймондом Чандлером. |
- | + | Во второй половине сороковых и в пятидесятых годах Б. Уайлдер — один из самых востребованных режиссёров Голливуда. Ключом к успеху Уайлдер считал обдуманный подбор сценария, предельное внимание к сюжету, меткость и афористичность реплик, углубленную работу с актёрами. Картины Уайлдера этих лет посвящены таким нетипичным для Голливуда темам, как алкоголизм, нацистские [[концентрационный лагерь|концлагеря]], проституция и бессмысленность современной жизни. | |
- | + | Среди его режиссёрских успехов, отмеченных премиями «Оскар», — «Потерянный уикенд» (1946) и «Бульвар Сансет» (1951). | |
- | + | Начиная с фильма «Зуд седьмого года» (1955), основным жанром в творчестве Уайлдера становится комедия в самых разнообразных проявлениях: комедия-фарс («В джазе только девушки», 1959), романтическая комедия («Любовь после полудня», 1957), комедия с оттенком сатиры («Квартира», 1960). | |
- | + | Почти все эти ленты основаны на сценариях [[И. А. Л. Даймонд]]а. Излюбленными актёрами Уайлдера тех лет были Джек Леммон, Мэрилин Монро, Одри Хэпберн. | |
- | + | Несмотря на интерес режиссёра к социальным драмам и лицемерию как устойчивой черте западного общества, за Уайлдером закрепилась репутация крупнейшего мастера комедии в истории звукового американского кино. В сотне самых смешных голливудских фильмов, составленной Американским институтом киноискусства, больше всех картин принадлежит Уайлдеру, в том числе лента, возглавляющая список, — «В джазе только девушки». | |
- | + | ||
- | Несмотря на интерес режиссёра к социальным драмам и лицемерию как устойчивой черте западного общества, за Уайлдером закрепилась репутация крупнейшего мастера комедии в истории звукового американского кино. В сотне самых смешных голливудских фильмов, составленной | + | |
Во многом итоговая, комедия Уайлдера «Квартира» была удостоена нескольких «Оскаров» (в том числе в категории «Лучший фильм»). | Во многом итоговая, комедия Уайлдера «Квартира» была удостоена нескольких «Оскаров» (в том числе в категории «Лучший фильм»). | ||
Строка 175: | Строка 190: | ||
|} | |} | ||
- | {{ | + | {{WikiCopyRight}} |
- | + | [[Категория:Евреи в Европе]] | |
- | + | [[Категория:Евреи в США/Канаде]] | |
- | + | [[Категория:Лауреаты премии «Оскар»]] | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | [[ | + | |
- | [[ | + | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + |
Текущая версия на 10:22, 27 декабря 2012
Регулярная исправленная статья | |
Билли Уайлдер | |
Billy Wilder | |
Файл:Wilder-billy.jpg | |
Имя при рождении: |
שמואל ווילדער |
---|---|
Род деятельности: |
Кинематографист |
Дата рождения: |
22 июня 1906 |
Место рождения: |
Суха-Бескидзка, Польская Галиция |
Подданство: |
Австро-Венгрия, США |
Дата смерти: |
27 марта 2002 (95 лет) |
Место смерти: |
Беверли Хиллз, Калифорния |
Награды и премии: |
«Гран-При Каннского фестиваля» ( |
Би́лли Уа́йлдер (англ. Billy Wilder, 22 июня, 1906, Суха, Польская Галиция — 27 марта 2002, Беверли Хиллз) — американский режиссёр и сценарист, в продолжение полувека снявший более шестидесяти фильмов и удостоенный семи наград американской киноакадемии, из них шесть Оскаров (1946, 1951, 1961) и один — Приз памяти Ирвинга Дж. Тальберга — «за высокое качество общего творческого вклада в киноискусстве» (1988).
Содержание |
Биография
Билли Уайлдер (урождённый Самуил Вильдер) родился на территории бывшей Австро-Венгрии, в еврейской семье (был сыном владельца гостиничной сети).
Начало жизни
Поступил в Венский университет, намереваясь получить образование юриста, однако после года обучения оставил университет, чтобы стать сотрудником одной из ведущих венских газет.
В 1920-е гг. работал журналистом в Берлине, где начал писать сценарии для немых кинофильмов. В 1929-33 годах по его сценариям поставлены, в частности, такие фильмы, как «Эмиль и детективы», «Человек, который искал своего убийцу».
После прихода к власти нацистов эмигрировал во Францию, а затем в Соединенные Штаты. Его мать, отчим и бабушка погибли в Освенциме.
Работа в Голливуде
Уайлдер приехал в Лос-Анжелес без денег и не зная английского языка. Он прибыл туда вместе с актёром Питером Лорре и несколько лет жил в крайней бедности, перебиваясь доходами от писания совместных сценариев. В то время им написаны сценарии к фильмам «Восьмая жена Синей Бороды» (1938), «Полночь» (1939), «Задержите рассвет» (1941) и другие.
Поворотный момент в его творческой биографии наступил в 1938 году, когда он начал сотрудничать со сценаристом Чарлзом Брэккеттом. Длительное и плодотворное, это сотрудничество продолжалось до 1950 года, и его результатом был целый ряд блестящих сценариев и кассовых хитов американского кино конца 1930-х, начала 1940-х годов.
По их сценариям поставлены такие успешные комедии, как «Полночь» (Midnight) Лейзена, «Ниночка» Любича (главную роль в которой сыграла Грета Гарбо) и «Огненный мир» (Ball of Fire) Хоукса. После этих больших удач, начиная с 1942 года, Уайлдер и Брэккетт расширили сферу своей совместной деятельности, занявшись также продюсированием и режиссурой. Как самостоятельный режиссёр Уайлдер дебютировал в комедии «Майор и малютка» (1942).
В 1944 г. Уайлдер снимает один из первых своих фильмов в жанре нуар — «Двойная страховка». Сценарий к нему был написан им совместно с известным автором детективным романов, Раймондом Чандлером.
Во второй половине сороковых и в пятидесятых годах Б. Уайлдер — один из самых востребованных режиссёров Голливуда. Ключом к успеху Уайлдер считал обдуманный подбор сценария, предельное внимание к сюжету, меткость и афористичность реплик, углубленную работу с актёрами. Картины Уайлдера этих лет посвящены таким нетипичным для Голливуда темам, как алкоголизм, нацистские концлагеря, проституция и бессмысленность современной жизни.
Среди его режиссёрских успехов, отмеченных премиями «Оскар», — «Потерянный уикенд» (1946) и «Бульвар Сансет» (1951).
Начиная с фильма «Зуд седьмого года» (1955), основным жанром в творчестве Уайлдера становится комедия в самых разнообразных проявлениях: комедия-фарс («В джазе только девушки», 1959), романтическая комедия («Любовь после полудня», 1957), комедия с оттенком сатиры («Квартира», 1960).
Почти все эти ленты основаны на сценариях И. А. Л. Даймонда. Излюбленными актёрами Уайлдера тех лет были Джек Леммон, Мэрилин Монро, Одри Хэпберн.
Несмотря на интерес режиссёра к социальным драмам и лицемерию как устойчивой черте западного общества, за Уайлдером закрепилась репутация крупнейшего мастера комедии в истории звукового американского кино. В сотне самых смешных голливудских фильмов, составленной Американским институтом киноискусства, больше всех картин принадлежит Уайлдеру, в том числе лента, возглавляющая список, — «В джазе только девушки».
Во многом итоговая, комедия Уайлдера «Квартира» была удостоена нескольких «Оскаров» (в том числе в категории «Лучший фильм»).
Фильмография
- 1939 — Ниночка / Ninotchka — автор сценария
- 1942 — Майор и малютка / Major and the Minor, The
- 1943 — Пять гробниц по пути в Каир / Five Graves to Cairo
- 1944 — Двойная страховка / Double Indemnity
- 1945 — Потерянный уикэнд / Lost Weekend, The
- 1948 — Императорский вальс / Emperor Waltz, The
- 1948 — Зарубежный роман / A Foreign Affair
- 1950 — Бульвар Сансет / Sunset Blvd.
- 1951 — Туз в рукаве / Ace in the Hole
- 1953 — Лагерь для военнопленных № 17 / Stalag 17
- 1954 — Сабрина / Sabrina
- 1955 — Зуд седьмого года / Seven Year Itch, The
- 1957 — Дух Сент-Луиса / Spirit of St. Louis, The
- 1957 — Любовь после полудня / Love in the Afternoon
- 1957 — Свидетель обвинения / Witness for the Prosecution
- 1959 — В джазе только девушки / Some Like It Hot
- 1960 — Квартира / Apartment, The
- 1961 — Один, два, три / One, Two, Three
- 1963 — Нежная Ирма / Irma la Douce
- 1964 — Поцелуй меня, глупенький / Kiss Me, Stupid
- 1966 — Азарт удачи / Fortune Cookie, The
- 1970 — Частная жизнь Шерлока Холмса / Private Life of Sherlock Holmes, The
- 1972 — Аванти! / Avanti!
- 1974 — Первая полоса / Front Page, The
- 1978 — Федора / Fedora
- 1981 — Друг-приятель / Buddy Buddy
Награды «Оскар»
Год | Награждение | Фильм |
Премия «Оскар»: | ||
1946 | Лучший оригинальный сценарий | Потерянный уикэнд |
1946 | Лучший режиссёр | |
1951 | Лучший оригинальный сценарий | Бульвар Сансет |
1961 | Лучший оригинальный сценарий | Квартира |
1961 | Лучший режиссёр | |
1961 | Лучший кинофильм | |
1988 | Приз памяти Ирвинга Дж. Тальберга | За высокое качество общего творческого вклада в кино |
Номинации на «Оскар»: | ||
1940 | Лучший оригинальный сценарий | Ниночка |
1942 | Лучший адаптированный сценарий | Hold Back the Dawn |
1942 | Лучший оригинальный сюжет | Огненный мир |
1945 | Лучший адаптированный сценарий | Двойная страховка |
1945 | Лучший режиссёр | |
1949 | Лучший адаптированный сценарий | Зарубежный роман |
1951 | Лучший режиссёр | Бульвар Сансет |
1952 | Лучший сюжет и сценарий | Туз в рукаве |
1954 | Лучший режиссёр | Лагерь для военнопленных № 17 |
1955 | Лучший адаптированный сценарий | Сабрина |
1955 | Лучший режиссёр | |
1958 | Лучший режиссёр | Свидетель обвинения |
1960 | Лучший сценарий | В джазе только девушки |
1960 | Лучший режиссёр | |
1967 | Лучший оригинальный сценарий | Азарт удачи |
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.