м |
|
(1 промежуточная версия не показана) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Фелдман, Мортон]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Файл: 14260_L.jpg|thumb|250px|left|[[Фелдман, Мортон]] М. Фелдман.]] | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Фелдман, Мортон''' (Feldman, Morton; 1926, Нью-Йорк, – 1987, Буффало, штат Нью-Йорк), американский композитор, теоретик музыки и педагог.
| + | |
- | == Биографические сведения ==
| + | |
- | | + | |
- | С 12 лет начал учиться игре на фортепиано у Веры Мауриной-Пресс (1876–1969, пианистка знаменитого «Русского трио») и тогда же начал заниматься композицией (первые сочинения — короткие фортепианные пьесы в стиле А. Скрябина).
| + | |
- | | + | |
- | С 1941 г. серьезно учился композиции, сначала у В. Ригера, с 1944 г. — у С. Вольпе (1902–72).
| + | |
- | | + | |
- | Важной вехой в творчестве Фелдмана стала встреча в 1949 г. с Дж. Кейджем, композитором, оказавшим большое влияние на развитие американской музыки 1950-х гг. Кейдж призывал Фелдмана довериться своему инстинкту.
| + | |
- | == Творчество ==
| + | |
- | | + | |
- | Фелдман писал музыку, основанную исключительно на интуиции, отвергая какую бы то ни было музыкальную систему.
| + | |
- | | + | |
- | В эти годы Фелдман сблизился с художниками [[Ротко, Марк|М. Ротко]], Ф. Гастоном, Фр. Клайном (1910–62), Дж. Поллоком, Р. Раушенбергом.
| + | |
- | | + | |
- | Они создали группу авангардистов, в которую помимо Фелдмана вошли композиторы Дж. Кейдж, Э. Браун и К. Вольф, пианист Д. Тюдор. Музыканты — члены группы — стремились привнести в музыку эстетическую концепцию, присущую американским художникам-абстракционистам.
| + | |
- | | + | |
- | Фелдман, в частности, начал эксперименты в нотной записи, используя так называемую графическую систему записи.
| + | |
- | | + | |
- | Ранние сочинения Фелдмана (например, «Проекции», 1950–51), в которых музыканты импровизируют в пределах заданных звуковых и временных диапазонов, в значительной степени основаны на импровизации.
| + | |
- | | + | |
- | Вскоре, однако, Фелдман отказался от этой системы, в 1953–58 гг. стал применять точную запись.
| + | |
- | | + | |
- | Не удовлетворившись ее одномерностью, он снова вернулся к прежней системе в сочинениях «Атлантида» (1958) и «Из последних пьес» (1960).
| + | |
- | | + | |
- | В цикле «Длительности» (1960–62) ноты записаны точно, но исполнители выбирают собственные длительности в пределах заданного темпа.
| + | |
- | | + | |
- | В конце 1960-х гг. в произведениях «В поисках оркестровки» (1967) и «О времени и инструментах» (1969) Фелдман вновь вернулся к точной записи, которой пользовался уже до конца жизни.
| + | |
- | | + | |
- | В 1973–87 гг. Фелдман возглавлял кафедру композиции в университете Буффало штата Нью-Йорк.
| + | |
- | | + | |
- | В конце 1970-х гг. Фелдман увеличил размеры своих произведений, его Второй струнный квартет, например, длится пять с половиной часов, а девять одночастных сочинений длятся по полтора часа каждое.
| + | |
- | | + | |
- | Фелдман писал: «Прежде мои пьесы были похожи на предметы, а теперь они подобны развивающимся процессам».
| + | |
- | | + | |
- | Одно из последних сочинений Фелдмана, «Дворец Марии» (1986), нетипично для позднего периода, так как длится всего 20 минут, в нем подведены итоги длинных произведений Фелдмана — композитора.
| + | |
- | | + | |
- | Среди других произведений Фелдмана — «Посвящается Ф. Клайну» (1962, для сопрано и четырех исполнителей), «Рабби Акива» (для сопрано и десяти инструментов), цикл пьес «Альт в моей жизни» (1970–71).
| + | |
- | | + | |
- | Фелдман писал музыку к фильмам, работал с балетным ансамблем «Самерспейс» (1966). | + | |
- | | + | |
- | Фелдман — один из крупнейших композиторов-авангардистов 20 в., один из основателей минимализма (направление в музыке, возникшее в 1960-е гг. и основанное на выразительности повторений), продолжателями идей которого стали Ф. Гласс (родился в 1937 г.), С. Райх, А. Пярт, А. Рабинович (родился в 1945 г.) и другие.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|14260|ФЕЛДМАН Мортон}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Персоналии по алфавиту]]
| + | |
- | [[Категория:Композиторы по алфавиту]]
| + | |