м |
|
(2 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Файерберг, Мордехай Зеев]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Файерберг, Мордехай Зеев''' (Фейерберг; 1874, Новоград-Волынский, Волынская губерния, ныне Украина, – 1899, там же), еврейский писатель. Писал на [[Иврит Язык|иврите]].
| + | |
- | == Биографические сведения ==
| + | |
- | | + | |
- | Вырос в семье хасидов (см. [[Хасидизм]]), его отец был [[Шохет|шохет]]; Файерберг получил традиционное воспитание.
| + | |
- | | + | |
- | Проявившийся в раннем возрасте интерес к [[Хаскала|Хаскале]] и движению [[Ховевей Цион]] привел Файерберга к разладу с отцом.
| + | |
- | == Литературная деятельность ==
| + | |
- | | + | |
- | Его литературная карьера началась в 1896 г., когда, приехав в [[Варшава|Варшаву]], он показал свои стихи и рассказы [[Соколов, Нахум|Н. Соколову]], редактору [[«hа-Цфира»]], который посоветовал Файербергу писать только прозу.
| + | |
- | | + | |
- | Через год в этом журнале была опубликована первая повесть Файерберга «Яаков hа-шомер» («Стражник Яаков»).
| + | |
- | | + | |
- | В 1897–98 гг. появились еще пять повестей Файерберга, три из которых, в том числе «Ба-эрев» (Вечером»; 1898) были напечатаны в журнале [[«hа-Шиллоах»]].
| + | |
- | | + | |
- | Файерберг писал также очерки о жизни евреев своего города для газеты [[«hа-Мелиц»]]. Его дом стал своеобразным очагом просвещения в Новоград-Волынском.
| + | |
- | | + | |
- | Файерберг, с раннего возраста болевший туберкулезом, умер, так и не дождавшись выхода в свет своей самой значительной повести «Леан?» («Куда?», 1900).
| + | |
- | | + | |
- | Посмертно были опубликованы также его полемические статьи о литературе и о еврейской общественной жизни.
| + | |
- | | + | |
- | Творческое наследие Файерберга невелико по объему. И хотя некоторым произведениям писателя недостает художественной зрелости, критики видели в нем самобытный литературный талант.
| + | |
- | | + | |
- | Его творчество, целиком посвященное изображению трагического конфликта между приверженцами традиционного образа жизни и сторонниками перемен, оказало влияние на [[Бялик, Хаим Нахман|Х. Н. Бялика]].
| + | |
- | | + | |
- | Файерберг — создатель в [[Иврит Новая Литературасодержание|иврит новой литературе]] жанра лирической повести, в центре которой стоят личные судьбы, символизирующие еврейский образ жизни в целом.
| + | |
- | == Особенности творчества ==
| + | |
- | | + | |
- | Основной художественный прием — исповедь героя. Литературный опыт Файерберга отразился в творчестве [[Бердичевский|М. Бердичевского]], [[Бреннер, Иосеф Хаим|И. Бреннера]], [[Гнесин, Ури Нисан|У. Н. Гнесина]]; исповедальная повесть стала основной литературной формой прозы на иврите 20 в.
| + | |
- | | + | |
- | В повести «Ба-эрев» герой вспоминает свое детство. Хасидские сказания становятся у Файерберга символом, при помощи которого он ярко и выразительно передает духовное состояние героя.
| + | |
- | | + | |
- | Повесть воссоздает мир, полный борьбы между верностью аскетической традиции, требующей абсолютной отдачи, и властным стремлением к другой жизни.
| + | |
- | | + | |
- | Герой повести «Леан?» — духовный лидер, утративший связь с народом. Нахман — потомок династии [[Цаддик|цаддиков]]; с самых ранних лет его приучают свысока смотреть на простых евреев.
| + | |
- | | + | |
- | Он перестает верить в мессианское спасение и начинает интересоваться Хаскалой, что завершает его отчуждение от [[Община Еврейская|общины]].
| + | |
- | | + | |
- | В конце повести герой делает последнюю попытку воссоединиться со своим народом. В речи на собрании Ховевей Цион Нахман защищает идею национального возрождения и возвращения на землю предков.
| + | |
- | | + | |
- | Однако эта речь становится его последним контактом с внешним миром; высказав заветное, он утрачивает желание жить и умирает.
| + | |
- | == Издания произведений ==
| + | |
- |
| + | |
- | Первое собрание сочинений Файерберга появилось в 1904 г. С тех пор вышли в свет десятки переизданий произведений писателя (наиболее полное — Т.-А., 1941).
| + | |
- | | + | |
- | Повести и очерки Файерберга выходили в переводах на разные языки: на [[Идиш Язык|идиш]] в Петербурге (1903), [[Минск|Минске]] (1905), [[Киев|Киеве]] (1918), Варшаве и [[Нью-Йорк|Нью-Йорке]]; на английском языке произведения Файерберга вышли в Филадельфии («Куда?» и другие повести», 1973), в [[Лондон|Лондоне]] (1959).
| + | |
- | | + | |
- | На русском языке Полное собрание сочинений Файерберга в переводе Г. Я. Красного вышло в Петербурге в 1902 г., собрание сочинений в переводе А. М. Гольдштейна — в 1918 г.
| + | |
- | | + | |
- | Монографии о творчестве Файерберга опубликовали [[Равидович Шимон|Ш. Равидович]] (Берлин, 1923) и А. Кохен (Т.-А., 1967), обе — на иврите. Книгу воспоминаний о Файерберге «Капитлех эринерунген» («Страницы воспоминаний», Н.-Й., 1934) выпустил его переводчик на идиш Ш. Ц. Зицер.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|14240|ФАЙЕРБЕРГ Мордехай Зеев}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Литература на иврите]]
| + | |
- | [[Категория:Персоналии по алфавиту]]
| + | |
- | [[Категория:Писатели по алфавиту]]
| + | |