м |
|
(26 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Университеты (еврейский аспект)]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Университеты'''. Несмотря на традиционное стремление евреев к образованию (см. также [[Иешива]]), доступ в средневековые университеты был для них практически закрыт, церковь чинила всяческие препоны принятию евреев в университеты в качестве студентов или преподавателей. Со своей стороны, евреи не стремились изучать «свободные искусства», преподававшиеся в христианских университетах; единственная область, которая привлекала их в университетах, была медицина, познания в ней передавались в семьях еврейских врачей от отца к сыну. Одним из первых известных нам еврейских студентов был Аврахам Авидрор, изучавший медицину в университете [[Монпелье]] во второй половине 14 в. В следующем столетии еврейские имена нередко встречаются в списках студентов медицинских факультетов европейских, в первую очередь итальянских университетов (см. [[Медицина]]). В 13 в. в университетах [[Париж|Парижа]], Кембриджа и Саламанки были учреждены кафедры [[Иврит Язык|иврит языка]], преподавателями которых нередко были крестившиеся евреи. Папа Климент IV (1265–68) распорядился назначить в университеты [[Рим|Рима]], Болоньи, Парижа, Оксфорда и Саламанки преподавателей иврита, греческого, арабского и [[Арамейский Язык|арамейского]] языков для углубления изучения священных книг, в том числе и еврейских, что, по мнению папы, позволило бы более успешно вести среди евреев миссионерскую деятельность. Церковный собор (см. [[Соборы Церковные|Соборы церковные]]) в Вене (1312) направил учащихся на изучение иврита, греческого и арамейского языков. С этого времени в Парижском университете иврит изучался по меньшей мере до 1430 г. В Саламанке кафедра иврита действовала до 18 в. и привлекала юношей из числа [[Марраны|марранов]]. В начале 16 в. изучение иврита началось в Лувенском университете. В 15–16 вв. известно несколько случаев назначения евреев на преподавательские должности в университетах, большей частью в области медицины и иврита. В 15 в. некто Элия бен Шабтай преподавал в Парижском университете. В следующем столетии еврейский грамматик [[Левита, Элияху|Э. Левита]] отклонил предложение Франциска I (1515–47) занять должность преподавателя языка иврит в Парижском университете, поскольку другим евреям в этот период проживание в Париже было запрещено. В целом евреев в европейских университетах было незначительное число, что не удовлетворяло стремления евреев к высшему образованию. Поэтому возникла необходимость создания собственных еврейских университетов. В 1466 г. евреи получили королевское разрешение на создание на [[Сицилия|Сицилии]] университета, в котором будут медицинский, юридический и, возможно, также философский факультеты. План не был осуществлен, а в 1493 г. по приказу испанской короны евреи были изгнаны с Сицилии (см. [[Изгнания]]). В Испании были введены строгие ограничения на прием студентов из числа марранов.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | В 16 в. евреи могли добиться получения степени доктора лишь в университетах Италии (Болоньи, Феррары, Павии, Перуджи, Пизы, Рима и Сиены). В 1604 г. рабби Давид Провансаль из [[Мантуя|Мантуи]] и его сын Аврахам выступили с идеей создания еврейского университета, в котором преподавались бы как религиозные, так и светские дисциплины. Потребность в подобном университете стала еще более насущной после запрета папы Пия IV допускать евреев к экзаменам на степень доктора. С помощью сына, доктора философии и медицины, Давид Провансаль составил учебную программу планируемого университета так, чтобы «никому, кто стремится стать врачом, не пришлось бы тратить дни и годы в университете среди христиан в греховном пренебрежении к изучению еврейских наук». Давиду не удалось осуществить свой план и пришлось удовлетвориться созданием талмудического (см. [[Талмуд]]) учебного заведения. Наряду с противодействием христианских властей и церкви, идея создания высших еврейских учебных заведений, где изучались бы светские науки, вызывала также оппозицию среди евреев. Тем не менее число евреев, стремившихся получить университетское образование, росло. Так, с 1517 г. по 1721 г. университет в [[Падуя|Падуе]] присудил докторскую степень 228 евреям. В обход папского запрета венецианский сенат разрешил присуждать ученые степени лицам всех вероисповеданий, гарантировав тем самым академическую свободу в университете Падуи.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | Отношение католической церкви к обучению евреев в университетах постепенно менялось. Согласно 24 канону Церковного собора в Базеле (1434), присуждение академических степеней евреям возбранялось, однако даже сами церковники не всегда соблюдали это постановление. Так, в 1555 г. папа Юлий III велел университету в Падуе проэкзаменовать еврейского студента Шимона Виталя на звание доктора. Очевидно, папа надеялся способствовать этим обращению в христианство самого Виталя и других еврейских студентов. Еврейские студенты сталкивались в университетах с трудностями, которые проистекали частично из соблюдения религиозных принципов [[Иудаизм|иудаизма]] (например, они были вынуждены прибегать к всевозможным уловкам, чтобы избежать осквернения [[Суббота|субботы]] и [[Праздники|праздников]]), а частично — из дискриминации со стороны университетов. С евреев взыскивали более высокую плату за обучение, чем с христиан, а в 15 в. их обязывали приглашать всех студентов на ужин. Хотя еврейских студентов освобождали от ношения еврейских шапок (см. [[Отличительный Знак|Отличительный знак]]), но еврейским врачам возбранялось лечить христиан (см. [[Медицина]]).
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | В 16 в. у еврейских врачей практически не было шанса получить преподавательскую должность в университетах или работу в ведущих больницах, что лишало их возможности проводить научные исследования. В 16–17 вв. европейские университеты, больницы и официальные учреждения продолжали бойкотировать еврейских врачей, которых называли «итальянскими докторами». В сочинении «Особенности евреев» (1714–17) франкфуртский лютеранский теолог и востоковед Иоганн Якоб Шудт выражал возмущение тем, что итальянские католики игнорируют решения Базельского собора, и обвинял итальянские университеты, в первую очередь университет Падуи, в том, что в погоне за деньгами они позволяют «любому неучу и даже презренным евреям» получать ученые степени. В 1745 г. Иоганн Генрих Шуетте выступил с утверждением, что присвоение евреям степени доктора медицины «противно христианской вере». Однако бойкот евреев не всегда соблюдался со всей строгостью; так, в 1673 г. [[Спиноза, Барух|Б. Спинозе]], который хотя и был отлучен (см. [[Херем]]) от еврейской общины [[Амстердам|Амстердама]] в 1656 г., однако в глазах христиан оставался евреем, было предложено занять профессорскую должность в университете Гейдельберга. Спиноза отклонил это предложение, опасаясь, что принятие должности может ограничить свободу его мысли и слова.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | По-видимому, то, что еврейские врачи, получившие степень в университете Падуи, как и врачи-беженцы из Испании, нашли возможность заниматься медицинской практикой в [[Польша|Польше]] (что было запрещено им в других местах Европы), побудило в начале 16 в. некоторых польских евреев (например, Моше Фишеля из [[Краков|Кракова]]) отправиться изучать медицину в Падую. Со второй половины 16 в. по 18 в. все большее число польских евреев отправлялось изучать медицину в университет Падуи. В 1678 г., благодаря вмешательству курфюрста Фридриха Вильгельма Бранденбургского, были допущены на медицинский факультет университета Франкфурта-на-Одере рабби Тувия Кун и Гавриэль Селиг из [[Галиция|Галиции]]. Однако когда этот лютеранский университет, сославшись на постановление католического Базельского собора, отказался допустить еврейских студентов к экзаменам на степень доктора, им пришлось отправиться в Падую, где в 1683 г. им была присвоена степень доктора медицины и философии.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | В 18 в. доступ евреям в германские университеты был несколько облегчен. Евреи, которым было отказано в приеме в университет Кракова, отправлялись изучать медицину (а иногда и другие дисциплины) в университеты Франкфурта-на-Одере и Гейдельберга. Однако преподавательские должности в университетах были практически недоступны для евреев — даже в сфере преподавания иврита. Так, в 1786 г. Ицхак Аврахам Ойхель обратился к ректору Кенигсбергского университета И. Канту с просьбой о предоставлении ему места преподавателя иврита, но сенат университета отказал в просьбе на том основании, что Ойхель не является христианином и не имеет академической степени магистра (против этого решения выступил лишь Кант).
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | В конце 18 в. евреи могли учиться в университетах [[Соединённые Штаты Америки|США]] (Гарвардском, Йельском, Пенсильванском, Колумбийском, а в университете Браун евреи были даже освобождены от обязанности посещать занятия по субботам). Когда в 1784 г. был основан университет штата Нью-Йорк, рабби Гершом Мендес Сейхас из сефардской (см. [[Сефарды]]) общины [[Нью-Йорк|Нью-Йорка]] был назначен регентом нового университета; в течение 40 лет (1775–1815) он был также попечителем Коламбиа колледж.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | В конце 18 в. наметилось изменение в отношении к приему еврейских студентов в европейские университеты. Так, в соответствии с декретом австрийского императора [[Иосиф II|Иосифа II]] от 1782 г., евреям разрешалось обучаться в общественных школах и в университетах. В целом эти изменения носили скорее формальный, нежели практический характер; тем не менее на протяжении 19 в. число еврейских студентов в европейских университетах росло — сначала медленно, а затем все быстрее. Реформы прусского государственного канцлера К. фон Гарденберга и министра образования В. фон Гумбольдта (1812) открыли перед евреями двери прусских университетов. В [[Великобритания|Великобритании]], где в университетах Оксфорда, Кембриджа и Дарема допускались к занятиям только лица англиканского вероисповедания, высказывались требования создать светский университет. Открытый в 1827 г. в [[Лондон|Лондоне]] Юниверсити колледж (положивший начало Лондонскому университету) был предназначен для иноверцев (католиков и евреев). Законом от 1871 г. религиозные ограничения на прием студентов в университеты Оксфорда, Кембриджа и Дарема были отменены, затем евреи получили доступ также и к преподавательским должностям. Стали доступны для евреев преподавательские должности и в других странах Европы и в США — сначала на медицинских, а затем и на других факультетах. Хотя университетские власти нередко чинили препятствия назначению евреев на преподавательские должности, среди преподавателей германских университетов в 19 в. было немало евреев; они сыграли здесь значительную роль в развитии востоковедения.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | В российских университетах еврейские студенты появились лишь в 1840-х гг.; только в Дерптском университете (см. [[Тарту]]), где преподавание до 1889 г. велось на немецком языке, фамилии евреев-выпускников встречаются с 1800–1810-х гг. В период либеральных реформ Александра II (1855–81) число евреев в университетах России значительно возросло, однако с введением во второй половине 1880-х гг. [[Процентная Норма|процентной нормы]] вновь уменьшилось. Многие российские евреи, стремившиеся под влиянием [[Хаскала|Хаскалы]] получить высшее светское образование (дававшее к тому же право жительства вне [[Черта Оседлости|черты оседлости]]), поступали в конце 19 в. – начале 20 в. в университеты Германии, [[Швейцария|Швейцарии]], Франции, [[Бельгия|Бельгии]], Италии и других стран Западной Европы. Получить профессуру в университетах России до февраля 1917 г. могли только выкресты; к чтению лекций евреев допускали в порядке редкого исключения, а приват-доцентами становились лишь единицы. Сходная ситуация существовала и в Швейцарии — в университетах Базеля, Цюриха и Берна.
| + | |
- | | + | |
- | После Первой мировой войны в Западной Европе все ограничения на доступ евреев в университеты (и в качестве студентов, и в качестве преподавателей) были сняты. Однако и в межвоенный период в США, [[Канада|Канаде]], Польше, [[Латвия|Латвии]] существовала негласная процентная норма, в [[Венгрия|Венгрии]] и [[Румыния|Румынии]] — гласная. В Польше для еврейских студентов отводили особые скамьи в аудиториях; в Румынии и ряде других стран студенты-антисемиты не только избивали своих соучеников-евреев, но и становились зачинщиками [[Погромы|погромов]]. На рубеже 1920–30-х гг. усилился антисемитизм в университетах Веймарской республики. Вместе с тем, именно в это время открылся первый в мире собственно [[Еврейский Университет В Иерусалиме|Еврейский университет в Иерусалиме]] (1925) и Иешива-колледж (позднее [[Иешива-Университет|Иешива-университет]]) в Нью-Йорке (1928).
| + | |
- | | + | |
- | Приход к власти нацистов в Германии и последовавшее за этим проведение расовой политики в университетах страны вызвали широкую волну эмиграции среди студентов, преподавателей и ученых еврейской национальности. Эмигранты пополнили университеты Великобритании, США, Канады; некоторые продолжили свою учебу и преподавательскую деятельность в Еврейском университете в Иерусалиме. Эмиграция еврейских ученых, ведущих специалистов в своих областях, привела к понижению академического уровня немецких и австрийских университетов.
| + | |
- | | + | |
- | В период между двумя мировыми войнами в университетах Советского Союза практически отсутствовала дискриминация по национальному признаку: доступ к высшему образованию и к преподавательской деятельности был широко открыт и для евреев. Ситуация резко изменилась во время развязанной [[Сталин|И. Сталиным]] в 1948–53 гг. антисемитской кампании, в ходе которой университетских преподавателей еврейской национальности в массовом порядке увольняли и подвергали репрессиям. После смерти Сталина положение несколько улучшилось, однако политика советских властей в отношении университетов продолжала носить антисемитский характер: негласно действовала процентная норма, прием евреев на академическую работу был затруднен. С ослаблением, а затем падением коммунистического режима эта практика была постепенно отменена. В конце 1980-х – начале 1990-х гг. начал действовать Еврейский университет в [[Москва|Москве]], Петербургский еврейский университет, Международный Соломонов университет в [[Киев|Киеве]].
| + | |
- | | + | |
- | Об университетах в Израиле см. [[Государство Израиль|Государство Израиль. Наука и высшее образование]]; [[Еврейский Университет В Иерусалиме|Еврейский университет в Иерусалиме]], [[Тель-Авивский Университет|Тель-Авивский университет]], [[Бар-Илан Университет|Бар-Илан университет]], [[Хайфский Университет|Хайфский университет]], [[Университет Имени Д|Университет имени Д. Бен-Гуриона в Негеве]], [[Технион]]; [[Университет Открытый|Университет открытый]]; см. также [[Наука О Еврействе|Наука о еврействе]].
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|14218|УНИВЕРСИТЕТЫ}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Категории к расформированию:ДИАСПОРА:Религиозная, общественная и культурная жизнь]]
| + | |