|
|
(2 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 2
| + | #redirect [[:ej:Арон, Раймон]] |
- | | АВТОР1 =
| + | |
- | | АВТОР2 =
| + | |
- | | АВТОР3 =
| + | |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР =
| + | |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |
- | | КАЧЕСТВО =
| + | |
- | | УРОВЕНЬ =
| + | |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ =
| + | |
- | | ВИКИПЕДИЯ =
| + | |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ =
| + | |
- | }}{{Начало_работы}}
| + | |
- | {{Философ
| + | |
- | |имя = Раймон Арон
| + | |
- | |оригинал имени = Raymond Claude Ferdinand Aron
| + | |
- | |изображение = Raymond_Aron_(1966)_by_Erling_Mandelmann.jpg
| + | |
- | |ширина =
| + | |
- | |описание изображения = Раймон Арон в 1966 году
| + | |
- | |имя при рождении =
| + | |
- | |псевдонимы =
| + | |
- | |дата рождения = 14.3.1905
| + | |
- | |место рождения = {{МестоРождения|Париж}}, [[Франция]]
| + | |
- | |дата смерти = 17.10.1983
| + | |
- | |место смерти = {{МестоСмерти|Париж}}, [[Франция]]
| + | |
- | |гражданство = {{FRA}}
| + | |
- | |подданство =
| + | |
- | |язык =
| + | |
- | |школа =
| + | |
- | |направление = Западная Философия
| + | |
- | |период = Философия XX века
| + | |
- | |интересы = социология, журналистика
| + | |
- | |идеи = постиндустриальное общество
| + | |
- | |предшественники =
| + | |
- | |последователи =
| + | |
- | |премии = Премия Гьоте ([[Франкфурт]], 1979)
| + | |
- | |награды =
| + | |
- | |роспись =
| + | |
- | |lib =
| + | |
- | |сайт =
| + | |
- | |викитека =
| + | |
- | |викицитатник =
| + | |
- | }}
| + | |
- | [[Файл:Book signed by Raymond Aron and offered to Maurice Halbwachs.JPG|thumb|200px|Книга, подписанная Ароном]]
| + | |
- | '''Раймон Арон''' ({{lang-fr|Raymond Aron}}, 14 марта 1905, [[Париж]] — 17 октября 1983, [[Париж]]) — французский философ, политолог, социолог и публицист [[еврей]]ского происхождения. Либерал]. Считал, что государство обязано создавать законы, обеспечивающие свободу, плюрализм и равенство гражданам, а также обеспечить их выполнение.
| + | |
- | | + | |
- | Является одним из авторов теории индустриального и постиндустриального обществ.
| + | |
- | | + | |
- | ==Биография==
| + | |
- | НРодився в Париже в єврейськой семье среднего достатка. Піосля учёбы в Версальском лицее та паризькому ліцеї [[Кондорсе (ліцей)|Кондорсе]] вивчав філософію в [[Вища нормальна школа|Вищій нормальній школа]], котру закінчів в 1928 році з найкращою оцінкою свого випуску. Служив у французькій армії, в 1930-1933 роках жив в Німеччині, викладав французьку літературу у [[Кельнський університет|Кьольнському університеті]] (1931-1933). В 1938 році захистив в Сорбонні докторську дисертацію по темі «Введення в філософію історії: есей про межі історичної об'єктивності та теорія історії сучасної Німеччині: критична філософія історії». В 1940 році одежав посаду викладача в університеті [[Тулуза|Тулузи]], але в зв'язку з нападом [[Третій Рейх|Третього Рейху]] на Францію не встиг цю посаду зайняти.
| + | |
- | | + | |
- | Окончил Высшую нормальную школу (1928; степень доктора в 1930 г.). В 1930–33 гг. преподавал философию в Германии (университеты Кельна и Берлина), в 1934–39 гг. возглавлял Центр социальной документации Высшей нормальной школы, в 1939 г. стал профессором социологии университета города Тулуза. С начала Второй мировой войны Арон на фронте, в авиации. После капитуляции Франции в 1940 г. эмигрировал в Лондон, где, будучи соратником генерала Ш. де Голля, редактировал газету «Свободная Франция» — орган одноименного антинацистского движения. Вернувшись во Францию в 1944 г., Арон стал ведущим политическим комментатором газеты «Комба»; затем (1947–77) — главным политическим обозревателем газеты «Фигаро», а с 1977 г. — еженедельника «Экспресс». В 1955 г. Арон был избран профессором Сорбонны, в 1970 г. — профессор Коллеж де Франс.
| + | |
- | | + | |
- | Автор книги «Опиум для интеллигенции» (1955). В этой работе Арон излагает свои мысли о том, почему интеллигенция так тяготеет к [[Марксизм|марксистской идеологии]] и советской системе. По его мнению, она со временем разочаруется в марксизме и потеряет к нему интерес, осознав всю антидемократичность советского строя.
| + | |
- | | + | |
- | Лауреат Премии Алексиса Токвиля за гуманизм (1979 г.).
| + | |
- | | + | |
- | Его дочь — политолог и социолог [[Доминик Шнаппер]].
| + | |
- | | + | |
- | == Источники и ссылки ==
| + | |
- | * КЕЭ, том Доп.2, кол. 78–79
| + | |
- | * [http://www.gumer.info/authors.php?name=%C0%F0%EE%ED+%D0. Раймон Арон в библиотеке Гумер]
| + | |
- |
| + | |
- | {{WikiCopyRight}}
| + | |
- | {{ElevenCopyRight|10291|АРОН Реймон}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Евреи в Европе]]
| + | |
- | [[Категория:Философы по алфавиту]]
| + | |
- | <!--
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | Фундамент собственной историософской концепции Арон заложил еще в своих первых работах («Современная немецкая социология», 1935; «Введение в философию истории», 1938), где обосновал тезис об ограниченности и условности всяких исторических сведений и ненадежности воздвигаемых на их основе всеобъемлющих доктринальных систем. Важное место в его философской концепции истории позднее (не без влияния М. Вебера, А. Шпенглера и А. Тойнби) заняла своеобразная форма исторического релятивизма и скептицизма с ее центральной и близкой к экзистенциализму идеей неустранимой трагичности исторического бытия человека и антиномичности провозглашенных французским Просвещением идеалов свободы, равенства и справедливости («Человек перед тиранией», 1946; «Столетие тотальной войны», 1954; «Надежды и опасности века», 1957, и др.). С конца 1940-х гг. и до последних дней жизни Арон оставался верен своей главной установке: история подтвердила невозможность полной и одновременной реализации этих идеалов, однако это никоим образом не отменяет необходимости видеть в них важнейшие ориентиры любой социальной практики и обязывает критически оценивать как принципиально несовершенную любую осуществленную форму социального бытия. Применение этой историософской установки к осмыслению катаклизмов 20 в. оказалось чрезвычайно плодотворным как в теоретических разработках Арона, так и в аналитических еженедельных газетных обзорах текущих событий и актуальных проблем.
| + | |
- | | + | |
- | Как политический обозреватель Арон отличался глубиной анализа, широтой охвата тем (помимо событий международной жизни он писал о проблемах мировой экономики, военной стратегии, о последствиях научно-технического прогресса и многом другом) и точностью большинства прогнозов. Государственные лидеры Франции, США и других западных стран нередко обращались к услугам Арона как эксперта. Высокую научную оценку получили также теоретические разработки и обобщения Арона 1950–70-х гг., особенно концепции единого индустриального общества, социальной стратификации и мобильности, деидеологизации («Рост индустриального общества и его социальная стратификация», тт. 1–2, 1956–57; «Великий спор», 1963; «Разочарование в прогрессе», 1963; «Размышления о войне. Клаузевиц», 1976, и другие).
| + | |
- | | + | |
- | Арон критически относился к ценностям западной демократии, однако не скрывал, что предпочитает ее советскому тоталитаризму; в течение долгих десятилетий он подвергался нападкам левых французских интеллектуалов (в том числе друзей его юности Ж.-П. Сартра и М. Мерло-Понти). Избрание Арона профессором Сорбонны вызвало бурные протесты ряда профессоров университета, заявлявших, что они не желают, чтобы их коллегой был реакционер и антикоммунистический писака. К этой враждебности, которая его глубоко ранила, Арон сумел также отнестись как ученый; в ряде работ («Опиум для интеллигенции», 1955; «От одного святого семейства к другому», 1969, и других) он основательно и, в отличие от своих оппонентов, корректно проанализировал идейные, исторические и психологические корни легкой восприимчивости интеллигенции к марксистской и коммунистической фразеологии. Лишь в последнее десятилетие жизни Арона даже французские левые интеллектуалы перестали подвергать сомнению его авторитет выдающегося и честного мыслителя. В те же годы всеобщее внимание привлекла его резкая критика чрезмерной американизации социальной и духовной жизни, нравов и быта в странах Западной Европы («В защиту старушки Европы», 1977).
| + | |
- | | + | |
- | Арон не принимал участия в деятельности еврейских организаций, но интересы еврейского народа и Государства Израиль всегда были ему близки. В 1967 г. он выступил против политики Ш. де Голля в отношении Израиля накануне и после [[Шестидневная Война|Шестидневной войны]] («Де Голль, Израиль и евреи», 1968). Это не мешало Арону время от времени критически высказываться о политическом курсе еврейского государства.
| + | |
- | | + | |
- | Арон был избран членом Института Франции, Американской академии искусств и наук, Британской АН, почетным доктором многих университетов (в том числе Оксфордского, Кембриджского, Чикагского, [[Еврейский Университет В Иерусалиме|Еврейского университета в Иерусалиме]]), награжден орденом Почетного Легиона и многими медалями и премиями.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | -->
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | <!--
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | Під час [[Друга світова війна|Другої світової війни]] знаходився в еміграції в [[Англія|Англії]], там приєднався до рядів [[Де Голль|Де Голлівського]] [[Рух Опору у Франції|Руху французького опору]], відавав одноіменний часопис [[Вільна Франція|Вільної Франції]].
| + | |
- | | + | |
- | Після повернення з еміграції довгий час займався журналістикою в Парижі, писав для провідних французьких часописів [[Ле Фігаро]] та [[:fr:L'Express|Експресс]]. Лише після одержання в 1955 році професорської посаді в [[Сорбонна|Сорбонні]] повернувся до акадмічної діяльності.
| + | |
- | | + | |
- | ==Науковий доробок==
| + | |
- | Є одним з авторів теорії [[Індустріальне суспільство|індустріального]] і [[Постіндустріальне суспільство|постіндустріального]] суспільств.
| + | |
- | | + | |
- | Автор книги «Опій інтелектуалів» ([[1955]]). У цій роботі Арон висловлює свої думки про те, чому інтелігенція так тяжіє до марксистської ідеології і радянської системи. На його думку, вона з часом розчарується в [[марксизм]]і і втратить до нього інтерес,
| + | |
- | усвідомивши всю антидемократичність [[СРСР|радянського ладу]].
| + | |
- | | + | |
- | За політичними поглядами належить до політичного «консервативного лібералізму». Із-за політичних поглядів розійшовся із своїм асистентом соціалістом [[П'єр Бурдьє|П'єром Бурдьє]].
| + | |
- | | + | |
- | {{bio-stub}}
| + | |
- | | + | |
- | {{DEFAULTSORT:Арон Раймон}}
| + | |
- | [[Категорія:Французькі філософи]]
| + | |
- | [[Категорія:французькі соціологи]]
| + | |
- | [[Категорія:Народились 1905]]
| + | |
- | [[Категорія:Померли 1983]]
| + | |
- | [[Категорія:Ліберали]]
| + | |
- | | + | |
- | http://uk.wikipedia.org/wiki/Раймон_Арон
| + | |
- | | + | |
- | -->
| + | |