|
|
(2 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Рейнхардт, Макс]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | {{Персона
| + | |
- | |имя = Макс Рейнхардт
| + | |
- | |оригинал имени = Мах Reinhardt
| + | |
- | |изображение = Max_Reinhardt.jpg
| + | |
- | |ширина =
| + | |
- | |описание изображения =
| + | |
- | |описание = Макс Рейнхардт в 1931 году
| + | |
- | |имя при рождении = Макс Гольдман (Goldmann)
| + | |
- | |род деятельности = немецкий режиссёр, актёр и театральный деятель
| + | |
- | |дата рождения = 9.09.1873
| + | |
- | |место рождения = {{местоРождения|Баден-под-Веной|в Бадене (Нижняя Австрия)|Баден (Нижняя Австрия)}}, {{местоРождения|Австро-Венгрия}}
| + | |
- | |гражданство =
| + | |
- | |подданство =
| + | |
- | |дата смерти = 31.10.1943
| + | |
- | |место смерти = {{МестоСмерти|Нью-Йорк}}, [[США]]
| + | |
- | |отец =
| + | |
- | |мать =
| + | |
- | |супруг =
| + | |
- | |супруга =
| + | |
- | |дети =
| + | |
- | |награды и премии =
| + | |
- | |сайт =
| + | |
- | |викисклад =
| + | |
- | }}
| + | |
- | '''Макс Рейнхардт''' ({{lang-de|Max Reinhardt}}; собственное имя — ''Максимилиан Гольдман; 9 сентября 1873, Баден, [[Австрия]] — 31 октября 1943, [[Нью-Йорк]], [[США]]), австрийский и немецкий режиссер, актер, театральный деятель, один из реформаторов театрального искусства 20 в.
| + | |
- | | + | |
- | С 1905 года и до прихода к власти [[Нацизм|нацистов]] в 1933 году возглавлял Немецкий театр в [[Берлин]]е. В 1920 году организовал первый Зальцбургский фестиваль. После аншлюса работал в [[США]], где поставил, в частности, киноверсию «Сна в летнюю ночь».
| + | |
- | | + | |
- | Рейнхардт тяготел к неоромантизму и символизму. Вошёл в историю сценического искусства как новатор театральной техники: среди излюбленных приёмов — вращающаяся сцена, перенос авансцены в зрительный зал, отказ от рампы, разделяющей актёров и публику.
| + | |
- | | + | |
- | == Биографические сведения ==
| + | |
- | Максимилиан Гольдман (псевдоним Макс Рейнхардт появился в 1904 году) родился в Бадене близ Вены, в [[еврей]]ской семье. Его отец, фабрикант Вильгельм Гольдман (1846—1911), происходил из [[Ступава|Ступавы]]; мать, Роза Венграф (1851—1924), была уроженкой [[Микулов|Никольсбурга]].
| + | |
- | | + | |
- | Дед Рейнхардта был ортодоксальным евреем.
| + | |
- | | + | |
- | == Творческий путь в Европе ==
| + | |
- | В 17 лет, когда Рейнхардт еще учился в театральной школе при Венской консерватории, он стал актером и режиссером театра в [[Зальцбург]]е.
| + | |
- | | + | |
- | После окончания школы (1893 год) работал в различных театрах Зальцбурга и Братиславы. С 1895 года состоял актёром в труппе Немецкого театра в Берлине, возглавляемом О. Брамом (1856–1912); играл главным образом характерные роли. Первый период режиссёрской деятельности начался в Берлине в конце 90-х годов в труппе Цикелля «Сецессионе бюне».
| + | |
- | | + | |
- | С первыми самостоятельными режиссерскими опытами Рейнхардт выступил в 1901 году на сцене берлинского артистического кабаре «Шум и дым», которое сам и основал. Там ставились сатирические пародии на современную драму и театр.
| + | |
- | | + | |
- | В 1902 г. на основе кабаре возник его «Малый театр», предназначенный для сценических опытов и камерного репертуара. Там он поставил спектакль «Ночлежка» по пьесе М. Горького «На дне». Благодаря унаследованным у Г. Лаубе и О. Брама реалистичным традициям, он сумел соединить в «Ночлежке» натуралистические особенности местного колорита, черты характеров героев с мистическими и фантастическими мотивами.
| + | |
- | | + | |
- | В отличие от Немецкого театра, где он ставил в основном классическую драматургию (У. Шекспир, [[Лессинг, Готхольд Эфраим|Г. Лессинг]], Ф. Шиллер), там шли современные пьесы (Ю. Стриндберг, Л. Пиранделло, [[Горький, Максим|М. Горький]], пьеса Л. Н. Толстого «Плоды просвещения» (1903 год)).
| + | |
- | | + | |
- | После ошеломительного успеха в Малом театре он организовал более крупный «Новый театр» в Берлине, которым руководил в 1903—1906 гг. В 1906 г. оставил его и создал экспериментальный Камерный театр («Каммершпиле»).
| + | |
- | | + | |
- | В 1905 г. Рейнхардт сменил своего учителя на посту руководителя Немецкого театра.
| + | |
- | | + | |
- | Рейнхардт руководил также берлинскими театрами «Фольксбюне» (1915–19), «Гроссе шаушпильхауз» (1919–20), создал десятки студий и драматических школ.
| + | |
- | | + | |
- | Рейнхардт был смелым экспериментатором, обращался к пьесам разных времен и жанров («На дне» М. Горького, 1903, под названием «Ночлежка»; «Венецианский купец», «Сон в летнюю ночь», 1915, «Гамлет» У. Шекспира, 1904, 1910; «Смерть Дантона» Г. Бюхнера, 1916; «Каждый человек», средневековая мистерия в обработке Г. Гофмансталя, 1920; оперетта «Орфей в аду» [[Оффенбах, Жак|Ж. Оффенбаха]], 1930; «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана, 1932).
| + | |
- | | + | |
- | Высшей целью Рейнхардта было создание народного массового театра, сродни античному.
| + | |
- | | + | |
- | В спектаклях Рейнхардта раскрылось мастерство таких актеров, как А. Моисси, Г. Эйзольдт, А. Бассерман, Э. Яннингс и другие.
| + | |
- | | + | |
- | == Работа в Америке ==
| + | |
- | В 1920-х гг. Рейнхардт работал в США (спектакль-пантомима «Миракль» по пьесе М. Метерлинка «Сестра Беатриса», 1923–24), там же встречался с К. Станиславским, с которым обсуждал возможности постановки «Диббука» [[Ан-Ский С|С. Ан-ского]] (замысел не осуществился).
| + | |
- | | + | |
- | == Особенности творчества ==
| + | |
- | Отвергая натурализм и бытовое правдоподобие, Рейнхардт утверждал театр обобщенных сценических форм, поэтизирующий действительность.
| + | |
- | | + | |
- | «Австрийское барокко, интеллектуализированное еврейством», — так определил его режиссерский стиль [[Манн, Томас|Т. Манн]].
| + | |
- | | + | |
- | Искания Рейнхардта по-своему преломились в практике В. Мейерхольда, [[Таиров, Александр Яковлевич|А. Таирова]], [[Грановский, Алексей|А. Грановского]].
| + | |
- | | + | |
- | В 1928 г., когда [[Госет|ГОСЕТ]] с огромным успехом выступал в Берлине, Рейнхардт высоко оценил спектакли театра.
| + | |
- | [[Файл:Emil Orlik Portrait Max Reinhardt.jpg|thumb|left|[[Эмиль Орлик]]. Портрет Макса Рейнхардта]]
| + | |
- | == Эмиграция ==
| + | |
- | В 1932 г. Рейнхардт был выдвинут кандидатом на [[Нобелевские Премии|Нобелевскую премию]]. Антисемитские круги во главе с К. Гамсуном развернули шумную кампанию протеста, и кандидатура «семитского ставленника», как его именовали нацистские газеты, была снята.
| + | |
- | | + | |
- | В том же году Рейнхардт добровольно оставил пост директора Немецкого театра в Берлине и уехал в Австрию.
| + | |
- | | + | |
- | Незадолго до отъезда из Берлина Рейнхардт направил правительству открытое послание, в котором писал: «Я знаю, что представителям той нации, к которой я открыто и безоговорочно принадлежу, нет теперь места в Германии...».
| + | |
- | | + | |
- | В 1938 г. Рейнхардт эмигрировал в США, где организовал театр, школу и снял несколько фильмов на сюжеты шекспировских пьес («Сон в летнюю ночь» и другие).
| + | |
- | | + | |
- | == Известные ученики ==
| + | |
- | {{commonscat|Max Reinhardt|Макс Рейнхардт}}
| + | |
- | * [[Мартель, Карл Герман]] — актёр
| + | |
- | * [[Грановский, Алексей Михайлович]] — режиссёр
| + | |
- | | + | |
- | == Литература ==
| + | |
- | * Stefan, Paul. Max Reinhardt. Eines Künstlers Heimweg nach Wien. — Wien-Leipzig: Goldschmiedt-Verlag, 1923.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|13485|РЕЙНХАРДТ Макс}}
| + | |
- | {{WikiCopyRight}}
| + | |
- | [[Категория:Театр]]
| + | |
- | [[Категория:Кино]]
| + | |
- | [[Категория:Евреи в Европе]]
| + | |
- | [[Категория:Евреи в США/Канаде]]
| + | |
- | [[Категория:Персоналии по алфавиту]]
| + | |
- | [[Категория:Актёры по алфавиту]]
| + | |
- | | + | |
- | <!--
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | С этого момента начинается второй период его режиссёрской деятельности. Руководил театром с небольшими перерывами, связанными
| + | |
- | с первой мировой войной, ему приходилось эмигрировать из фашистской Германии, так как был еврейского происхождения. При
| + | |
- | Немецком театре открывает драматическую школу, основной акцент делает на актёрское мастерство и сценическую речь. В 1906 году
| + | |
- | оставляет Новый театр и организовывает в качестве экспериментальной сцены «Камерный театр» («Каммершпиле»). Так как в
| + | |
- | Немецком театре Рейнхардт ставил в основном классические пьесы, в Камерном театре он переходит к современной драматургии.
| + | |
- | | + | |
- | C 1915—1919 гг. параллельно с Камерным и Немецким театрами руководил берлинским театром «Фольксбюне». В 1919—1920 гг. был
| + | |
- | руководителем театра «Гроссе шаушпильхауз». А в 1924 открыл в Берлине театр «Комедия» и давал спектакли в «Театре ам
| + | |
- | Курфюрстендамм», руководил в 1923—1937 [[Театр в Йозефштадте|«Йозефштадттеатром»]] в Вене.
| + | |
- | | + | |
- | Рейнхардт всегда стремился реформировать немецкое театральное искусство, потому что никогда не понимал натурализма,
| + | |
- | педантичной имитации человеческого поведения на сцене. <!--Брал пример с [[Таиров, Александр Яковлевич|А. Я. Таирова]] и [[Крэг, Гордон|Г. Крэга]], но больше всего опирался на
| + | |
- | «словесную режиссуру» Г. Лаубе.--> Он ставил классические и античные пьесы. И был первым режиссёром, который ставил на намецкой
| + | |
- | сцене современных немецких драматургов, и пьесы крупнейших иностранных драматургов. Также ставил пантомимы и оперетты.
| + | |
- | Придавал большое внимание ритмичности спектакля (особенно в массовых сценах, пытался возродить античные и средневековые
| + | |
- | массовые действа), его целостности.
| + | |
- | | + | |
- | Макс Рейнхардт был в первую очередь экспериментатором. Он экспериментировал со светом, музыкой, шумами, декорациями, с размерами и видами сцен. Он был один из инициаторов организации театрально-музыкального фестиваля в Зальцбурге в 1920 году.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | -->
| + | |