м |
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье
| + | #redirect [[:ej:Элазар бераби Калир]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=2
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=1
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |АВТОР1=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |АВТОР3=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ПРОЕКТ=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | |ПОДТЕМА=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=01/03/2011
| + | |
- | }}
| + | |
- | '''КАЛИ́Р''' Эл‘азар бераби (также hа-Калир и hа-Калири; 6–7 век?), еврейский литургический поэт, крупнейший из ранних [[пиют|пайтаним]].
| + | |
- | | + | |
- | == Время и обстоятельства жизни ==
| + | |
- | | + | |
- | Место рождения и годы жизни Калира являлись предметом многочисленных догадок и научных гипотез. Возможно, что родным городом Калира, который он называет Кирьят-Сефер (ср. Суд. 1:11), была [[Тверия]]. Легенды о Калире слагались уже в 10 в. Согласно источнику 12 в., Калир был убит своим учителем Яннаем из зависти. Время жизни Калира датировали от 2 в. до 10–11 вв.
| + | |
- | | + | |
- | Са‘адия Гаон цитирует Калира как одного из ранних пайтаним. Текстуальный анализ произведений Калира дает основание утверждать, что он жил не позднее 6–7 веков, то есть до завоевания Эрец-Исраэль арабами: в его стихах оплакиваются страдания и разрушения, виновником которых является Эдом (то есть христиане), но не упоминается Исмаил (то есть мусульмане).
| + | |
- | | + | |
- | == Характер творчества ==
| + | |
- | | + | |
- | Калир был первым из еврейских литургических поэтов, обогативших изысканными по стилю гимнами всю литургию. Калир писал пиютим, посвященные всем главным еврейским праздникам и знаменательным дням. Его различные по назначению [[пиют]]ы (йоцер, крова, шив‘ата, хоша‘на и другие), элегии ([[кина]]), молитвы о ниспослании росы и дождя признаны классическими образцами еврейской литургической поэзии. Стихотворения, написанные в стиле Калира, называли в его честь калири. Использование Калиром в поэтическом творчестве элементов дидактической Аггады способствовало сохранению некоторых ее традиций.
| + | |
- | | + | |
- | Поэзия Калира полна заимствований из [[мидраш|мидрашистской литературы]]; она изобилует смелыми неологизмами, отличается усложненностью формы (замысловатые акростихи, заимствованные из Библии и других источников образы, разные типы рифм и другие фонетические выразительные средства), а также отступлениями от установленных грамматических норм. Смысл его стихов зачастую неясен. Уже в 11 в. (а, возможно, и раньше), появились многочисленные комментарии к стихам Калира. Поэзия Калира подвергалась острой критике за свою чрезмерную усложненность и искусственность. Одним из ее критиков был [[Авраам Ибн Эзра]]. С другой стороны, французские [[тосафот|тосафисты]] оценивали ее так высоко, что отождествляли Калира с [[таннаи|таннаем]] рабби [[Элазар бен Шимон|Эл‘азаром бен Шим‘оном]] (Тосафот к Хаг. 13а).
| + | |
- | | + | |
- | Более 200 стихотворений Калира включены в различные виды литургии. Особенно велико было влияние Калира на [[ашкеназ]]скую литургию. В [[каирская гениза|Каирской генизе]] были обнаружены неизвестные ранее пиюты Калира, что свидетельствует об их большой популярности в прошлом. Многие литургические стихотворения Калира вошли в различные молитвенники для праздников ([[махзор]]ы). Они публиковались также разными исследователями, однако полное собрание сочинений Калира до сих пор не появилось.
| + | |
- | | + | |
- | == Примечания ==
| + | |
- | <references/>
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | {{ЭЕЭ|11933|Калир Эл‘азар}}
| + | |
- | [[Категория:Поэты на иврите]]
| + | |
- | [[Категория:Литургия, молитвы и благословения]]
| + | |