м |
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье
| + | #redirect [[:ej:Кина]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=2
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=1
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |АВТОР1=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |АВТОР3=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ПРОЕКТ=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | |ПОДТЕМА=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=28/02/2011
| + | |
- | }}
| + | |
- | '''КИНА́''', кинна (קִינָה, мн. число קִינוֹת, кинот, киннот), элегия (иногда причитание) по поводу бедствий и гонений, постигших одну из общин или весь еврейский народ, а также смерти близкого или почитаемого человека.
| + | |
- | | + | |
- | == В Танахе ==
| + | |
- | | + | |
- | Хотя в Библии не проведена четкая грань между киной на смерть человека и надгробным словом ([[hеспед]]), в ней можно выделить ряд кинот, не приуроченных к моменту погребения. Таковы причитания Давида по Авшалому (II Сам. 19:1 и 5), его кина по Авнеру (там же, 3:33,34), а также по Саулу и Ионатану (там же, 1:19–27) — наиболее поэтичная и самая пространная из названных.
| + | |
- | | + | |
- | Кинот записывались (возможно, в сборники; см. II Хр. 35:25), их чтение поручалось плакальщицам и плакальщикам (Иер. 9:16–20; Эккл. 12:5). Сборником кинот на разрушение Храма и крушение еврейского государства является Плач Иеремии. В форме кинот выражали скорбь и отчаяние, порожденные видениями народных бедствий, пророки (например, Иех. 19). Близки по духу к кинот и некоторые псалмы (ср., например, Пс. 79).
| + | |
- | | + | |
- | == В Талмуде и постталмудической литургии ==
| + | |
- | | + | |
- | Кинот и их фрагменты в Талмуде (например, МК. 28б) отличаются от библейских по стилю и по некоторой гиперболизации образов и сравнений. Вскоре кина стала одним из жанров пиюта, чему немало способствовал [[Элазар бераби Калир]], от которого сохранилось свыше 100 кинот. Позднее объектом кинот стали гибель евреев во времена крестовых походов, нападения на кварталы еврейские, эдикты против евреев, землетрясения в Эрец-Исраэль, смерть видных ученых, подвижников веры ([[Десять мучеников]]), благотворителей, родных.
| + | |
- | | + | |
- | Многие из средневековых кинот отдельные общины время от времени включали в литургию, связанную с девятым Ава, в ту ее часть, которая под названием кинот стала печататься отдельными сборниками (впервые у ашкеназов — 1585 г., Краков; у сефардов — 1590 г., Венеция). В этот ряд литургических кинот входят и «Цион хало тиш’али...» («Сион, неужто ты не спросишь...») Иехуды hа-Леви, а также написанные в подражание некоторые «сиониды» Меира бен Баруха из Ротенбурга и других пайтаним, в том числе анонимная «Эли Цион ве-‘ареха...» («Рыдай, Сион, со градами своими...»), имеющая постоянную традиционную мелодию (редкость для кины).
| + | |
- | | + | |
- | Высокими образцами светской поэзии на иврите являются элегии Ш. Ибн Габирола (на смерть его патрона в 1039 г.) и Эл‘азара бен Иехуды из Вормса (на{{ЭЕЭ||}} убийство жены и двух дочерей в 1196 г.). Нередко, следуя Плачу Иеремии, авторы кинот начинали каждый стих (порой группу в несколько стихов) с очередной буквы еврейского алфавита.
| + | |
- | | + | |
- | == Примечания ==
| + | |
- | <references/>
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | {{ЭЕЭ|12077|Кина}}
| + | |
- | [[Категория:Литургия, молитвы и благословения]]
| + | |
- | [[Категория:Календарь и праздники]]
| + | |
- | [[Категория:Посты в иудаизме]]
| + | |