Мессианские движения в иудаизме

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (Замена текста — «а-Кохен» на «а-Коhен»)
 
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:Мессианские движения в иудаизме]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|НАЗВАНИЕ=
+
-
|ПОДЗАГОЛОВОК=
+
-
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|ТЕМА=
+
-
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
+
-
|ИЗ ЦИКЛА=
+
-
|ПУБЛИКАЦИИ=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ИСТОЧНИК=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
}} 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
'''Мессианские Движения''', в еврейской истории движения, вдохновляемые надеждой на приход [[Мессия|Мессии]] и наступление [[Избавление|избавления]]. Часто возглавлялись лицами, претендовавшими на роль Мессии.
+
-
=== Пассивноое ожидание прихода Мессии ===
+
-
 
+
-
На протяжении веков, до эпохи [[Хаскала|Хаскалы]], вера в Мессию и страстное желание его скорейшего прихода были неотъемлемыми чертами еврейской религии.
+
-
 
+
-
Однако эта вера не всегда вела к возникновению активного мессианского движения, а часто носила характер пассивного ожидания, принимающего иногда мистические и аскетические формы.
+
-
 
+
-
Так, [[Хасидей Ашкеназ]] глубоко верили в скорый приход Мессии, однако их вера не приняла форму активного мессианизма.
+
-
 
+
-
Отрицательное отношение к активным мессианским движениям нашло еще более яркое выражение во взглядах мистика [[Нахманид|Нахманида]] (13 в.), который считал страдания в этом мире залогом вознаграждения в мире загробном (см. [[Олам hа-Ба|Олам hа-ба]]).
+
-
 
+
-
Не отрицая веры в Мессию и избавление, он не считал ее необходимым элементом иудаизма.
+
-
=== Активные мессианские движения ===
+
-
 
+
-
Отрицательное или настороженное отношение к мессианским движениям характерно и для некоторых современных течений еврейской религии, в том числе в среде [[Ортодоксальный Иудаизм|ортодоксального иудаизма]]. Однако в отдельные периоды еврейской истории
+
-
 
+
-
мессианские чаяния принимали форму активных мессианских движений. Одним из основных элементов еврейской мессианской веры является предвидение «родовых мук», которые будут предшествовать появлению Мессии (хевлей Машиах), — войн, гонений, голода, разрухи и т. п.
+
-
 
+
-
Именно поэтому наиболее трагические моменты еврейской истории — [[Крестовые Походы|крестовые походы]], погромы [[Хмельницкий, Богдан|Б. Хмельницкого]] и т. п. — были периодами интенсивных мессианских брожений.
+
-
 
+
-
=== Мессианские движения в древности ===
+
-
 
+
-
Некоторые историки склонны считать первым мессианским движением события, связанные со [[Зрубавел|Зрубавелом]], происходившим из дома [[Давид|Давида]] и таинственно исчезнувшим в 519-м или 518 г. до н. э.
+
-
 
+
-
Народному восстанию под харизматическим руководством [[Хасмонеи|Хасмонеев]] также присущи черты мессианского движения.
+
-
 
+
-
Политическое и религиозное брожение в правление [[Ирод I Великий|Ирода]] и его преемников, а также римское владычество вызвали появление мессианских вождей.
+
-
 
+
-
[[Иисус]] из Назарета был одним из многочисленных тогда претендентов на роль избавителя еврейского народа, казненных за это властями.
+
-
 
+
-
За десять лет до рождения Иисуса Иехуда Галилеянин обращался к евреям с проповедями, в которых стыдил их за готовность платить налоги римлянам и подчиняться смертным владыкам, в то время как их единственный владыка — Бог.
+
-
 
+
-
Иехуда и его единомышленник фарисей Цадок считаются основателями движения [[Зелоты|зелотов]], которые в борьбе с римлянами и правлением Ирода выработали концепцию немедленного осуществления царства Божия для народа, избранного Богом.
+
-
 
+
-
В это смутное время выдвинулось множество религиозно-политических лидеров; некоторые из них, подобно Иисусу, считались чудотворцами.
+
-
 
+
-
Так, приблизительно в 45 г. н. э., некто Тевда (Теудас) убедил многих евреев оставить имущество и последовать за ним к реке Иордан, обещая заставить воды реки расступиться перед ними: за веру в это он сам и многие из его приверженцев поплатились жизнью.
+
-
 
+
-
Некий еврей из Египта, приобретший репутацию пророка, взошел в сопровождении около тридцати тысяч приверженцев на [[Масличная Гора|Масличную гору]] и оттуда попытался ворваться в Иерусалим и освободить город от римлян; многие из его последователей погибли от рук римлян.
+
-
 
+
-
По-видимому, некоторые зелоты считали Мессией Менахема, сына Иехуды Галилеянина, а другие — [[Бар-Гиора Шимон|Шимона Бар-Гиору]]. Героизм, проявленный повстанцами во время [[Иудейская Война I|Иудейской войны I]], может быть правильно понят лишь на фоне мессианского подъема, охватившего еврейский народ в эти годы.
+
-
 
+
-
 
+
-
Даже [[Иосиф Флавий]], старавшийся затушевать мессианскую подоплеку восстания, писал: «Больше всего побуждало их к войне неясное предсказание, также встречающееся в Священном писании, что в то время некто из их страны станет владыкой мира» (Война 6:312). [[Мёртвого Моря Свитки|Свитки Мёртвого моря]] позволяют заключить, что мессианские надежды были в центре духовной жизни [[Кумранская Община|Кумранской общины]].
+
-
 
+
-
Подавление антиримского восстания не положило конца мессианскому брожению, характеризовавшему еврейскую духовную жизнь этой эпохи, и уже через 40 лет, при императоре [[Траян, Марк Ульпий|Траяне]], еврейское восстание, во главе которого стоял мессианский лидер, охватило Египет, Киренаику и Ливию (115–117).
+
-
 
+
-
Мессианский вождь Шимон Бар-Кохба (см. [[Бар-Кохбы Восстание|Бар-Кохбы восстание]]) возглавил антиримское восстание в Иудее в 132–135 гг., и, согласно преданию, его признал Мессией рабби [[Акива]].
+
-
 
+
-
В последующих поколениях основной целью мессианских движений становится чудотворное избавление еврейского народа и восстановление его былого величия.
+
-
 
+
-
Приблизительно в 448 г. некий еврей на острове [[Крит]] объявил себя [[Моисей|Моисеем]] и обещал многочисленным евреям острова при помощи чуда переправить их в Иудею; в назначенный день он приказал своим приверженцам броситься в море, и многие из них погибли.
+
-
=== Мессианские движения в средние века ===
+
-
 
+
-
Новый подъем мессианских движений был вызван победами арабов и установлением мусульманских халифатов. Так, примерно в 645 г. некий еврей, утверждавший, что Мессия уже явился, собрал около четырехсот приверженцев, сжег три церкви и убил местного (видимо, византийского) представителя власти.
+
-
 
+
-
Смутьяны и их семьи были перебиты, а лидер распят. Аналогичные выступления происходили в мусульманской [[Испания|Испании]] и в соседних странах в 8–9 вв.
+
-
 
+
-
Наиболее значительной в мессианских движениях этого периода была секта исавитов, основанная в середине 8 в. в Персии (см. [[Иран]]) [[Абу-Иса, Ицхак Бен Яаков Ал-Исфахани|Абу-Исой ал-Исфахани]], который возглавил еврейское восстание и, по-видимому, погиб в бою у города Раги (современный Рей), где было разгромлено его десятитысячное войско.
+
-
 
+
-
Секта продолжала существовать и после гибели ее основателя. В 8–9 вв. в Персии выдвинулась новая мессианская секта [[Иудганиты|иудганитов]].
+
-
 
+
-
В 720-м или 723 г. под влиянием притеснений халифа Омара II некий сириец Серини (или Серенус) объявил себя Мессией, обещая восстановление еврейского царства и изгнание мусульман.
+
-
 
+
-
Подобно Абу-Исе и Иудгану, он отвергал некоторые предписания раввинистического иудаизма. Схваченный властями, он был выдан евреям для наказания; его приверженцы вернулись в общину.
+
-
 
+
-
Во время [[Крестовые Походы|крестовых походов]] зверства крестоносцев вызвали широкое движение покаяния среди евреев Балкан.
+
-
 
+
-
В Салониках в 1096 г. евреи и христиане сообщают о появлении пророка [[Илия|Илии]] и о всевозможных знамениях и чудесах.
+
-
 
+
-
Евреи, ожидавшие немедленного избавления, забросили свои повседневные дела и стали готовиться к возвращению в Эрец-Исраэль.
+
-
 
+
-
[[Маймонид]] сообщает, что Мессия, творящий чудеса, объявился во Франции или Испании где-то в 1060 г., а также, что примерно в 1100 г. некий Ибн Арье под впечатлением якобы виденного им вещего сна объявил себя Мессией, за что был изгнан из общины.
+
-
 
+
-
В первой половине 12 в. мессианские брожения охватили почти все еврейские общины. По-видимому, в 1121 г. караимский коhен (см. [[Караимы]]) Шломо объявил, что через два с половиной месяца все евреи соберутся в Иерусалиме, ибо он сам и есть тот человек, которого ожидает народ Израиля.
+
-
 
+
-
В 1120–21 гг. мессианские волнения охватили евреев Багдада под влиянием предсказаний некоей пророчицы.
+
-
 
+
-
В 1127 г. в Фесе скорый приход Мессии возвещал Моше Дари, выдающийся талмудист, ученостью и благочестием которого восхищался Маймонид, не разделявший, однако, его мессианских иллюзий.
+
-
 
+
-
Тогда же в еврейских общинах Северного Кавказа началось мессианское движение, распространившееся на Курдистан (см. [[Курдские Евреи|Курдские евреи]]), где некий Шломо объявил себя пророком Илией.
+
-
 
+
-
Сын Шломо, Менахем, принявший имя [[Алрои, Давид|Давид Алрои]], был объявлен Мессией. Движение было подавлено, однако через несколько лет Алрои во главе отряда приверженцев из Курдистана, Ирана и Азербайджана попытался овладеть крепостью Амадия (ныне Ирак), чтобы превратить ее в центр движения.
+
-
 
+
-
Попытка потерпела провал, и Алрои погиб (или был казнен). Секта менахемитов, веривших в мессианское предназначение Алрои, просуществовала в Азербайджане еще несколько столетий.
+
-
 
+
-
Около 1172 некий йеменский еврей во время попыток насильственного обращения евреев в ислам объявил себя Мессией: Маймонид в «Иггерет Тейман» («Йеменском послании») рекомендовал евреям [[Йемен|Йемена]] объявить этого человека сумасшедшим и предать смерти.
+
-
 
+
-
Тем не менее, многие местные евреи и даже арабы последовали за «мессией»: после года жизни в горах он был схвачен властями и убит.
+
-
 
+
-
В 1240-х гг. известия о приближении монголов вызвали подъем мессианских чаяний в Европе. В конце 13 в. каббалист (см. [[Каббала]]) [[Абулафия, Аврахам Бен Шмуэль|Аврахам бен Шмуэль Абулафия]] считал себя Мессией или его предвестником и рассылал апокалипсические воззвания.
+
-
 
+
-
[[Адрет, Шломо Бен Аврахам|Шломо бен Аврахам Адрет]] выступал против некоего «пророка из Авилы», который возвещал пришествие Мессии в 1295 г.
+
-
 
+
-
Жестокие преследования евреев в христианской Испании в 1391 г. вызвали там мессианские брожения.
+
-
 
+
-
В окрестностях Бургоса появился пророк, предвещавший скорый приход Мессии. На диспуте в Тортосе (см. [[Диспуты]]) в 1413–14 гг. [[Крескас, Хасдай|Хасдай Крескас]] был обвинен в распространении слухов о рождении Мессии в одном из городов Кастилии.
+
-
 
+
-
Падение Византии в 1453 г. вызвало подъем мессианизма во всей Европе. Среди насильственно обращенных в христианство евреев (анусим; см. [[Марраны]]) появились проповедники и проповедницы скорого прихода Мессии.
+
-
 
+
-
Мессианские надежды были широко распространены накануне изгнания евреев из Испании как среди марранов, так и среди евреев, сохранивших верность своей религии.
+
-
 
+
-
Даже после изгнания евреев многие испанские марраны продолжали выражать эту надежду, за что преследовались [[Инквизиция|инквизицией]].
+
-
 
+
-
=== Мессианские движения в 16–18 вв ===
+
-
 
+
-
16 в. был ознаменован многочисленными мессианскими брожениями. В 1500–1502 гг. [[Леммлейн|Ашер Леммлейн]] проповедовал покаяние и возвещал близкий приход Мессии.
+
-
 
+
-
С конца 15 в. слухи и письма из Иерусалима свидетельствовали о мессианских чаяниях среди евреев Святого города и их надежде на возвращение [[Колена Исчезнувшие|колен исчезнувших]]. [[Бертиноро, Овадия Бен Аврахам Яре|Овадия Бертиноро]] верил в существование еврейского царства за чудесной рекой [[Самбатион]].
+
-
 
+
-
Вызванные открытием Нового Света надежды на обнаружение исчезнувших колен, которые придут на помощь своим угнетенным собратьям, укрепились благодаря [[Реувени|Давиду Реувени]], объявившему себя отпрыском царского дома колена [[Реувен|Реувена]], которое якобы готово прийти на помощь европейским странам в борьбе с мусульманами и освободить таким образом Эрец-Исраэль (см. также [[Молхо, Шломо|Шломо Молхо]]).
+
-
 
+
-
В те же годы мессианские надежды многих евреев были связаны с деятельностью [[Лютер, Мартин|Мартина Лютера]], в котором видели человека, пришедшего проложить путь Мессии постепенным отвращением христиан от их якобы идолопоклоннических веровании и обычаев.
+
-
 
+
-
В [[Цфат|Цфате]], в каббалистических кругах [[Лурия, Ицхак Бен Шломо Ашкенази|Ицхака Лурии]] и [[Витал, Хаим Бен Иосеф|Хаима Витала]], мессианские чаяния достигли высокого накала.
+
-
 
+
-
Лурия верил, что в нем живет душа Мессии, сына Иосифа, и видел свое предназначение в том, чтобы подготовить пришествие Мессии, сына Давида, путем мистического исправления душ.
+
-
 
+
-
По его вычислениям, мессианская эра должна была наступить в 1568 г. После смерти Лурии Хаим Витал объявил себя Мессией, сыном Иосифа, и проповедовал близкое пришествие Мессии, сына Давида.
+
-
 
+
-
В 1574 г. Аврахам Шалом, объявивший себя Мессией из дома Давида, велел Виталу отправиться в Иерусалим и там ждать его в течение двух лет.
+
-
 
+
-
Мессианские чаяния каббалистов Цфата вдохновили в 1660-х гг. мессианское движение [[Саббатай Цви|Саббатая Цви]], которое затронуло большинство еврейских общин и вобрало в себя многие аспекты предыдущих мессианских движений.
+
-
 
+
-
Однако приверженцы Саббатая Цви претерпели горькое разочарование, когда их лидер, устрашившись наказания, перешел в ислам, и большинство из них оставили движение. Антиномические и оргиастические элементы саббатианства дискредитировали движение в глазах широких масс.
+
-
 
+
-
Лишь незначительные группы евреев сохранили верность Саббатаю Цви. После его смерти некоторые из его последователей объявляли себя Мессией: [[Кардозо, Михаэль Аврахам|Михаэль Аврахам Кардозо]] и Мордехай бен Хаим из Эйзенштадта (1650–1729), прозванный Мохиах (Обличитель). Лейбеле Просниц (Иехуда Лейб бен Яаков Холлешау; 1670?–1730) проповедовал своеобразную версию саббатианства.
+
-
 
+
-
Часть саббатианцев приняла ислам, образовав секту [[Дёнме|дёнме]]. В 18 в. мессианское движение [[Франк Яаков|Яакова Франка]] носило печать нигилизма, вседозволенности и разрыва связи между мессианизмом и Эрец-Исраэль.
+
-
 
+
-
Ученые расходятся во мнениях по вопросу — связано ли возникновение [[Хасидизм|хасидизма]] с мессианскими чаяниями или, напротив, представляет собой реакцию на мессианизм. Хасидизм провел разграничение между мессианской идеей избавления народа, которое целиком зависит от воли Бога, и личным избавлением, зависящим от усилий индивидуума.
+
-
=== Новое время ===
+
-
+
-
В новое время представители [[Хаскала|Хаскалы]] и [[Реформизм В Иудаизме|реформизма в иудаизме]] склонны были рассматривать свою деятельность по распространению чистого и рационального монотеизма как своего рода мессианское движение.
+
-
 
+
-
[[Цунц, Леопольд|Л. Цунц]] называл Мессией европейскую революцию 1848 г. Многие евреи, отошедшие от религии, видели светские освободительные движения 19 в. в ореоле мессианизма.
+
-
 
+
-
[[Бубер, Мартин|М. Бубер]] связывал активное участие евреев в современных революционных и освободительных движениях с мессианскими традициями еврейства.
+
-
=== Сионистское движение и создание Государства Израиль - мессианское движение ===
+
-
 
+
-
Сионистское движение (см. [[Сионизм]]) и создание Государства Израиль в значительной степени являются секуляризированными проявлениями мессианского движения.
+
-
 
+
-
Именно этим во многом объясняется как само возникновение сионистской идеи, так и ее успех.
+
-
 
+
-
Даже нерелигиозный сионизм, в том числе сионистское рабочее движение, носит черты, издавна присущие мессианским движениям: стремление к национальному освобождению и социальной справедливости, веру в конечную победу добра над злом.
+
-
 
+
-
[[Бен-Гурион, Давид|Д. Бен-Гурион]] усматривал в слиянии социализма с сионизмом путь к осуществлению мессианских идеалов древних пророков Израиля и верил, что реализация этих идеалов в Государстве Израиль сделает страну «светочем для народов».
+
-
 
+
-
Эти черты мессианских движений, присущие сионизму, обусловили отрицательное отношение к нему со стороны некоторых представителей ортодоксального иудаизма как в диаспоре, так и в самом Израиле ([[Агуддат Исраэль]] в период, предшествовавший [[Катастрофа Европейского Еврейства|Катастрофе]]; [[Наторей Карта|Наторей карта]]; Сатмарские хасиды и др.).
+
-
 
+
-
С другой стороны, еще в 19 в. в рамках ортодоксального иудаизма возникла идея, что избавление находится в руках самого еврейского народа, возвращение которого в Эрец-Исраэль должно стать началом избавления, заключительным этапом которого будет приход Мессии (см. [[Алкалай, Иехуда Бен Шломо Хай|Иехуда Алкалай]], [[Калишер, Цви Хирш|Цви Хирш Калишер]], [[Кук Аврахам Ицхак hа-Коhен|Аврахам Ицхак hа-Коhен Кук]]).
+
-
 
+
-
Эта концепция легла в основу идеологии религиозного сионизма (см. [[Мизрахи]], [[hа-Поэл hа-Мизрахи|hа-Поэл hа-мизрахи]], [[Национальная Религиозная Партия|Национальная религиозная партия]], [[Бней-Акива|Бней-Акива]]).
+
-
 
+
-
Религиозное поселенческое движение Гуш Эмуним видит в заселении Иудеи, Самарии и полосы Газы деятельность, прямо направленную на осуществление мессианских чаяний.
+
-
 
+
-
Некоторые представители как религиозного, так и нерелигиозного сионизма видят в этой позиции профанацию мессианских идеалов ([[Лейбович Иешаяху|И. Лейбович]]) или предостерегают против мессианских движений, неизбежно ведущих к краху иллюзий и разочарованию ([[Шолем, Гершом|Г. Шолем]]).
+
-
 
+
-
Тем не менее, во все периоды еврейской истории мессианские движения служили мощными стимуляторами исторической активности народа, вдохновляя его на героические действия и самопожертвование.
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|12736|МЕССИАНСКИЕ ДВИЖЕНИЯ}}
+
-
 
+
-
[[Категория:История иудаизма]]
+

Текущая версия на 00:09, 31 мая 2013

  1. redirect ej:Мессианские движения в иудаизме
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация