м |
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Субботний Год (Шмита)]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Субботний Год''' (שְׁמִיטָּה, Шмита) - последний год каждого семилетия, в течение которого, согласно библейскому предписанию, земля в [[Эрец-Исраэль]] должна оставаться необработанной, а долги — отмененными (Исх. 23:10–11; Лев. 25:1–7, 18–22; Втор. 15:1–11).
| + | |
- | | + | |
- | Книга [[Нехемия|Нехемии]] (10:32) свидетельствует, что изгнанники, вернувшиеся из [[Пленение Вавилонское|пленения вавилонского]], приняли твердое решение воздерживаться от сельскохозяйственных работ на протяжении субботнего года и отменять в этот год все долги, как то предписывает [[Тора]]. Очевидно, имеются в виду три вышеуказанные упоминания субботнего года в Библии (см. выше). Древнейшее из них, содержащееся в книге [[Исход Из Египта|Исход]], требует от израильтян оставлять землю под паром, не собирать плоды виноградников и оливковых деревьев, чтобы «питались убогие из твоего народа, а остатками после них питались звери полевые». В [[Левит Книга|книге Левит]] год, когда земля должна оставаться под паром, назван «субботой Господней»; тем, кто воздержится от обработки земли в седьмой год, Бог благословит урожай шестого года (ср. двойную порцию [[Манна|манны]] на шестой день, Исх. 16:22 и далее). [[Второзаконие]] требует от израильтян соблюдать седьмой год как «год прощения», в который следует прощать долги ближнему, и предостерегает от того, чтобы приближение субботнего года не служило причиной отказа в помощи бедняку. Ученые предполагают, что есть связь между библейским предписанием оставлять урожай седьмого года беднякам и требованием освобождать еврейских рабов после шестилетней службы (Исх. 21:2–6, ср. Втор. 15:12–18; см. [[Рабство]]).
| + | |
- | | + | |
- | Ряд связанных с субботним годом предписаний, например, прощение долгов, возник сравнительно поздно, однако, по мнению исследователей, эти установления коренятся в древней израильской и даже доизраильской традиции, направленной на сохранение кланового единства, согласно которой наследственный земельный удел считается неотчуждаемой [[Собственность|собственностью]]. Само представление о семилетних циклах весьма древнее: они упоминаются в повествованиях о [[Патриархи|патриархах]] (Быт. 41:25–31) и в письменных памятниках древнего Ближнего Востока. Тем не менее, в той форме, в которой эти установления представлены в Библии, субботний год представляет собой чисто израильский институт, который должен был предотвратить резкое социальное расслоение общества.
| + | |
- | | + | |
- | Существуют свидетельства, что со времени завоевания [[Эрец-Исраэль]] [[Александр Македонский|Александром Македонским]] и в период римского владычества власти при налогообложении учитывали, что в субботний год евреи не производили сельскохозяйственной продукции, и либо освобождали их в этот год от налога, как Александр и Цезарь, либо, как император [[Адриан, Публий Элий|Адриан]] после [[Бар-Кохбы Восстание|Бар-Кохбы восстания]], специально взыскивали его.
| + | |
- | | + | |
- | Согласно [[Талмуд|Талмуду]], библейское повеление соблюдать субботний год включает предписания и запреты: «А в седьмой [год] оставляй землю в покое» (Исх. 23:11); «А в седьмой год да будет суббота покоя земли» (Лев. 25:4); «В седьмой год делай прощение. Прощение же состоит в том, чтобы всякий заимодавец, который дал взаймы ближнему своему, простил долг» (Втор. 15:1–2); (1) «поля твоего не засевай и (2) виноградника твоего не обрезывай. (3) Что само вырастет на жатве твоей, не сжинай, и (4) гроздьев с необрезанных лоз твоих не снимай» (Лев. 25:4–5), (5) «и не взыскивай [долг] с ближнего своего» (Втор. 15:2); (6) «Берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль: приближается седьмой год, год прощения, и чтоб от того глаз твой не сделался немилостив к нищему брату твоему, и ты не отказал ему» (Втор. 15:9).
| + | |
- | | + | |
- | Законы прощения долгов в субботний год действительны как в Эрец-Исраэль, так и за ее пределами, в то время как обязанность оставлять землю под паром существует только в Эрец-Исраэль, поскольку библейский стих гласит, что эти законы будут действовать, «когда придете в землю, которую Я даю вам» (Лев. 25:2). Законоучители Талмуда расходились во мнениях относительно необходимости соблюдения законов субботнего года после разрушения Первого [[Храм|храма]]. Согласно взгляду рабби Иехуды, субботний год соблюдается только потому, что законоучители постановили сохранять память о нем. Большинство, однако, считало, что библейские законы относительно субботнего года продолжают действовать (МК. 2б; Гит. 36а–б). Тем не менее, [[Маймонид]], вероятно, придерживался мнения рабби Иехуды (Майм. Яд., Шмитта 9:2, 3).
| + | |
- | | + | |
- | Плоды субботнего года можно употреблять только в пищу, например, оливковое масло нельзя использовать для помазания (Шву. 8:2). Плоды, принесенные землей в этот год, можно есть только до тех пор, пока такие же плоды все еще остаются на полях, где их могут есть животные; когда они кончаются там, плоды того же вида, собранные в субботний год, следует уничтожить (Шву. 9:4, 8).
| + | |
- | | + | |
- | Прощение долгов в субботний год должно было помочь беднякам. Однако позднее, когда [[Хиллел]] убедился, что люди уклоняются давать деньги в долг при приближении субботнего года, он ввел так называемый прозбол или просбол: отмене не подлежат заработная плата, долг за товары, приобретенные в кредит, ссуда под заклад, закладное обязательство и денежное обязательство, переданное в суд для взыскания задолженности (Гит. 36а–б, 37а–б).
| + | |
- | | + | |
- | Законы субботнего года строго соблюдались на протяжении всего периода Второго храма. После разрушения Храма соблюдение этих законов было все более тяжелым экономическим бременем для преимущественно аграрного еврейского населения Эрец-Исраэль, и законоучители постоянно призывали массы не нарушать законов субботнего года, указывая, что кара за несоблюдение этих законов — изгнание (Шаб. 33а), бедность (Сук. 40б) и эпидемии (Авот 5:9). Однако, когда после поражения восстания Бар-Кохбы римские власти начали в субботний год взимать с земледельцев налог, многие стали собирать урожай для уплаты налога, а некоторые — даже продавать его (Санх. 3:3, 26а). Законоучители, учитывая бедственную ситуацию, ослабили ряд запретов. Так, районы [[Ашкелон|Ашкелона]], [[Бет-Шеан|Бет-Шеана]], [[Кесария|Кесарии]], [[Бет-Гуврин|Бет-Гуврина]] и Кфар-Цемаха были исключены из границ, в которых действуют законы субботнего года. [[Иехуда hа-Наси|Иехуда hа-Наси]] разрешил продажу овощей сразу же по истечении субботнего года и импорт сельскохозяйственной продукции из диаспоры на протяжении субботнего года. Сын Иехуды hа-Наси, [[Гамлиэль]] (III), продолжил политику своего отца, направленную на ослабление ограничений, связанных с субботним годом. На протяжении 3 в. налоговое бремя, вызванное растущими расходами империи на содержание армии, становилось все тяжелее. Законоучители разрешили засевать поля в субботний год для пропитания чужеземных армий, а также увеличили время, на протяжении которого плоды можно было собирать и употреблять в пищу во время субботнего года.
| + | |
- | | + | |
- | После того, как еврейское земледелие в Эрец-Исраэль на многие столетия почти прекратилось, раввинистическая дискуссия по вопросам, связанным с субботним годом, превратилась в чисто теоретическую. С возникновением [[Сионизм|сионизма]] и началом еврейского заселения Эрец-Исраэль законы субботнего года вновь приобрели практическое значение. Накануне 1889 г., на который выпал субботний год, раввины обсуждали вопрос, допустимо ли осуществить формальную продажу неевреям всех принадлежащих евреям полей и виноградников с тем, чтобы сделать возможной обработку земли на протяжении субботнего года. [[Спектор, Ицхак Элханан|И. Спектор]] высказался в пользу такого решения, однако ашкеназская община [[Иерусалим|Иерусалима]] (см. [[Ашкеназы]]) выступила против. Многие поселенцы по собственной инициативе строго соблюдали законы субботнего года, однако уже в следующем субботнем году (1896) значительное число земледельцев воспользовалось разрешением рабби Спектора на формальную продажу сельскохозяйственных угодий неевреям перед наступлением субботнего года. Перед следующим субботним годом (1910) дискуссия возобновилась. [[Кук Аврахам Ицхак hа-Коhен|А. Кук]], занимавший тогда пост главного раввина города [[Яффа|Яффы]], возглавил тех, кто считал возможным формальную продажу. В последующие субботние годы [[Верховный Раввинат|Верховный раввинат]] Эрец-Исраэль, а затем Государства Израиль придерживался этой позиции (которая, однако, никогда не разделялась всеми раввинами): накануне субботнего года осуществляется формальная продажа сельскохозяйственных угодий Эрец-Исраэль нееврею, что позволяет обрабатывать эти угодья в субботний год и использовать их плоды.
| + | |
- | | + | |
- | См. также [[Юбилейный Год|Юбилейный год]].
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|13963|СУББОТНИЙ ГОД}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Категории к расформированию:ИУДАИЗМ:Заповеди и предписания]]
| + | |