|
|
(12 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Тал, Иосеф]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Тал''' (Грюнталь) Иосеф (Tal [Grünthal], Josef; 1910, Познань, ныне Польша, – 2008, Иерусалим), композитор, пианист и музыкальный деятель.
| + | |
- | == Биографические сведения ==
| + | |
- | | + | |
- | Отец Таля — [[Раввин|раввин]] и лингвист. В 1911 г. семья переехала в [[Берлин]], где отец стал также директором еврейского дома сирот.
| + | |
- | | + | |
- | В 1927–30 гг. учился в Берлинской Высшей академической музыкальной школе по классам арфы у М. Зааля, фортепьяно у Л. Крейцера (1884–1953) и [[Шнабель, Артур|А. Шнабеля]] и композиции у Х. Тиссена и П. Хиндемита.
| + | |
- | == Творчество ==
| + | |
- | === Исполнительская деятельность ===
| + | |
- | | + | |
- | Приехал в [[Эрец-Исраэль]] в 1934 г. В 1930–40-х гг. выступал как арфист оркестра и как пианист-солист, играл в сопровождении [[Израильский Филармонический Оркестр|Израильского филармонического оркестра]] и Иерусалимского симфонического оркестра.
| + | |
- | | + | |
- | Был одним из ведущих пианистов [[Ишув|ишува]], первым в Эрец-Исраэль исполнил 1-й концерт для фортепьяно с оркестром Брамса.
| + | |
- | | + | |
- | С 1937 г. преподавал игру на фортепиано в Иерусалимской музыкальной академии, среди его учениц — Браха Эден (1928–2006), [[Шемер, Наоми|Наоми Шемер]]; в 1948–52 гг. был директором академии.
| + | |
- | | + | |
- | После войны изучал технику сочинения электронной музыки в студиях [[Париж|Парижа]], [[Кёльн|Кёльна]] и Неаполя. С 1961 г. руководил созданным по его инициативе израильским Центром электронной музыки.
| + | |
- | | + | |
- | В 1965–73 гг. — заведующий кафедрой музыковедения [[Еврейский Университет В Иерусалиме|Еврейского университета в Иерусалиме]].
| + | |
- | === Композитор ===
| + | |
- | | + | |
- | Тал — один из лидеров израильской композиторской школы, он представляет направление, не базирующееся на фольклорных и традиционных мелодиях и ритмах, но применяющее додекафонию и экспрессионизм новой венской школы.
| + | |
- | | + | |
- | Сочинения Таля признаны в мире, его симфонии исполняются ведущими оркестрами Европы, в том числе Берлинским филармоническим оркестром.
| + | |
- | | + | |
- | Тал считается одним из создателей современной израильской оперы: в середине 1950-х гг. он сочинил оперы на библейские сюжеты «Саул в Эйн-Доре» и «Амнон и Тамар». Опера «Асмодей» (1970), в которой на основе талмудической (см. [[Талмуд]]) легенды воссозданы и противопоставлены образы мудрого царя [[Соломон|Соломона]] и «царя злых духов» [[Асмодей|Асмодея]], получила международное признание.
| + | |
- | | + | |
- | Ее премьера состоялась в [[Гамбург|Гамбурге]] (1971), а в 1976 г. она исполнялась в театре «Нью-Йорк Сити Опера».
| + | |
- | | + | |
- | В опере «Масада-67» (1972) — музыкальное воплощение истории [[Масада|Масады]], содержащее параллели с событиями [[Шестидневная Война|Шестидневной войны]]. Опера «Иосеф» (1995) — экспрессионистская драма по мотивам сочинений [[Кафка, Франц|Ф. Кафки]], продолжающая оперные традиции А. Берга.
| + | |
- | | + | |
- | В вокально-симфонических жанрах Тал воплощает библейские и еврейские традиционные сюжеты (кантата «Радость матери» по [[Маккавеев Книги|Маккавеев книгам]], 1948–49; «Суккот» на текст [[Калир Элазар|Э. Калира]], 1955; оратория-реквием «Смерть Моисея», 1967).
| + | |
- | | + | |
- | В этих жанрах написаны «Вокальная музыка на стихи [[Гейне, Генрих|Г. Гейне]]» (1971), вокальная сцена «Эльза» (памяти [[Ласкер-Шюлер, Эльза|Эльзы Ласкер-Шюлер]], 1975), опера «Искушение» (1976) и другие.
| + | |
- | | + | |
- | Впервые Тал применил электронную технику в хореографической поэме «Эксодус» (1947), затем — в поэме «Исход» (1960). В Первую симфонию (1952) и ее хореографический вариант, названный автором «У рек Вавилонских», Тал включил восточно-еврейские мотивы, заимствованные из сборников [[Идельсон, Аврахам Цви|А. Ц. Идельсона]].
| + | |
- | | + | |
- | Тал создал шесть концертов для фортепиано (1947, 1953, 1956, 1962, 1964, 1970), Концерт для двух фортепиано (1981), Концерт для чембало и электронных инструментов (1964), а также концерты для других инструментов: альта (на еврейско-персидские темы, 1954), виолончели (1961), скрипки и виолончели, арфы (оба — 1970 г.) и большое число камерно-инструментальных сочинений: сонаты, Квинтет для духовых инструментов (1965), «Додекафонические эпизоды» для фортепиано (1962) и другие.
| + | |
- | | + | |
- | «Интрада» для арфы была обязательной для исполнения пьесой на 4-м Международном конкурсе арфистов в [[Иерусалим|Иерусалиме]] (1970).
| + | |
- | == Признание заслуг ==
| + | |
- | | + | |
- | Тал удостоен премий [[Энгель, Иоэль|И. Энгеля]] (1949 и 1957), [[Израильский Филармонический Оркестр|Израильского филармонического оркестра]] (1959), Международного общества современной музыки (1954), [[Государственная Премия Израиля|Государственной премии Израиля]] (1970). | + | |
- | | + | |
- | За исследовательскую и творческую деятельность в области электронной музыки композитор признан постоянным членом ЮНЕСКО (1967) и сотрудником Берлинской академии искусств (1969).
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|14014|ТАЛ}}
| + | |
- | | + | |
- |
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Музыка]]
| + | |