Тверские (династия)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (переименовал «Тверские» в «Тверские (династия)»)
(Перенаправление на ej:Тверские (династия))
 
(11 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:Тверские (династия)]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|НАЗВАНИЕ=
+
-
|ПОДЗАГОЛОВОК=
+
-
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|ТЕМА=
+
-
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
+
-
|ИЗ ЦИКЛА=
+
-
|ПУБЛИКАЦИИ=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ИСТОЧНИК=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
}} 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
'''Тверские''', хасидская династия; известна также как семья чернобыльских [[Цаддик|цаддиков]]. По преданию, фамилия взята в память предков, происходивших из [[Тверия|Тверии]]. Родоначальник династии рабби Менахем Нахум бен Цви из Чернобыля (1730, Норинск, – 1797, Чернобыль) получил образование в [[Иешива|иешивах]] Литвы. С распространением [[Хасидизм|хасидизма]] посещал рабби [[Исраэль Бен Элиэзер Баал-Шем-Тов|Исраэля бен Элиэзера Баал-Шем-Това]] (Бешт) в [[Меджибож|Меджибоже]], слушал его беседы, а после его смерти стал одним из известных учеников преемника Бешта [[Дов Бер Из Межирича|Дова Бера из Межирича]]. Он был принят [[Маггид|маггидом]] в местечке [[Чернобыль]], где стал проповедовать учение хасидизма, разъезжая также по городам и местечкам Украины с призывом к благочестивым делам и к «выкупу пленных» (подразумевая под этим семьи евреев-арендаторов, попавших в кабальную зависимость от помещиков из-за неуплаты долгов). Жил он в бедности и, по всей вероятности, не стал цаддиком, хотя слава о его подвижнической жизни привлекала к нему еврейские массы со всех концов Украины и Польши (автор антихасидского сочинения «Змир-арицим» /«Жатва злодеев», 1798/ упоминает его как одного из самых ревностных распространителей хасидизма). Большой популярностью пользовались два тома его проповедей, изданных в 1798 г. в Славуте: «Меор-эйнаим» («Светоч глаз») и «Исмах лев» («Да возвеселится сердце»).
+
-
 
+
-
Учение рабби Менахема Нахума, наполненное элементами лурианской [[Каббала|каббалы]] (см. [[Лурия, Ицхак Бен Шломо Ашкенази|И. Лурия]]), синтезировало экстатическую систему Бешта и основополагающий для Дова Бера принцип созерцательного общения с Богом. В сочинениях Менахема Нахума особенно подчеркивалось, что задача человека заключается в подавлении в себе злого начала и развитии доброго («Пока моральные устои не очищены, [человек] не достоин Торы»), а также в вознесении к Богу доброго начала, кроющегося во всех реалиях этого мира. Непрерывное общение с Божественным не по силам простым смертным; и те, которые служат Богу таким путем, и цаддики являются звеньями между Божественным и миром, «великими столбами, соединяющими небо и землю» («Без цаддика мир не мог бы устоять и минуты, ибо грешники только и делают, что отделяют мир от Источника его бытия... Верующий должен верить прежде всего в Бога, а затем в цаддика; просьбы, передаваемые Богу посредством цаддика, должны увенчаться успехом»).
+
-
 
+
-
После смерти рабби Менахема Нахума его сын, рабби Мордехай из Чернобыля (1770, Чернобыль, – 1837, Анатовка), занял место маггида в том же местечке. Фактически он был истинным основателем Чернобыльской династии цаддиков. Подобно рабби Исраэлю из Ружина (см. [[Ружинский Цаддик|Ружинский цаддик]]) он вел пышный образ жизни, для поддержания которого установил маамадот (налог, которым облагались хасиды в пользу двора цаддика). Его гомилетическое сочинение «Ликкутей Тора» («Избранное из Торы», Черновцы, 1859; проповеди на темы [[Пятикнижие|Пятикнижия]], приуроченные к еженедельным отрывкам Торы, читаемым в синагоге /см. [[Парашат hа-Шавуа|Парашат hа-шавуа]]/, и годичному циклу праздников) не внесло ничего нового в учение хасидизма. Среди его учеников выделялся рабби Исраэль Дов Бер, маггид из местечка Веледники, автор «Шеэрит Исраэль» («Остаток Израиля»), одного из важнейших хасидских трудов той эпохи. У рабби Мордехая было восемь сыновей, каждый из которых стал цаддиком.
+
-
 
+
-
Старший из них, Ахарон (1787–1872), был преемником отца в Чернобыле, остальные поселились в других местечках и городах Украины. Начальное религиозное образование Ахарон получил под руководством деда Менахема Нахума. Свои проповеди он основывал на учении деда и комментариях к Пятикнижию «Ор hа-хаим» («Свет жизни») Хаима бен Моше Бен-Аттара (1696–1743). Ахарон был убежден в своем особом призвании и святости («если даже они [хасиды] проживут так долго, как Метушелах [Мафусаил], то не поймут и долю благодати, которой я с Божьей помощью наделен») и был уверен, что [[Мессия]] обязательно придет при его жизни. Он возглавлял группу хасидов, собиравшую денежные средства на волынский [[Колел|колел]] в Эрец-Исраэль; за главенство в группе происходила закончившаяся в его пользу борьба между ним и его братом Яаковом Исраэлем (см. ниже). Сыновья рабби Ахарона, рабби Ицхак Мешуллам Зуся (умер в 1881 г.) и Барух Ашер (умер в 1905 г.) были цаддиками в Чернобыле, а Менахем Нахум (умер в 1871 г.) — в Лоеве.
+
-
 
+
-
Второй сын рабби Мордехая, Моше (1789–1866), был цаддиком в Коростышеве.
+
-
 
+
-
Третий — рабби Яаков Исраэль (1794–1876), автор сочинения «Шошаннат hа-амаким» («Лилия долин»), — еще при жизни отца стал руководить хасидской общиной в Черкассах, а после его смерти не признал авторитет старшего брата Ахарона. Его внук — Мордехай Дов из Горностайполя (1840–1904), зять Хаима Хальберштама (см. [[Гальберштам]], семья) из Цанза (город Новы-Сонч) — был крупным религиозным авторитетом, автором нескольких трудов, в том числе «Эмек шеэла» («Долина вопросов», 1906; ср. Ис. 7:11) и «Эмек hа-хохма» («Долина мудрости», 1928).
+
-
 
+
-
Четвертый — рабби Нахум (1805–1852), был цаддиком в Макарове.
+
-
 
+
-
Пятый сын, рабби Аврахам (1806–1889), известен под именем Маггида из Триска (город Турийск). Он руководил своими хасидами сурово, хотя и пытался подражать простоте и доступности польских цаддиков. К нему в Турийск стекались тысячи приверженцев (среди них было много талмудистов, состоятельных людей, раввинов и даже цаддиков); всех он принимал как гостей и содержал за свой счет. Его проповеди, написанные в стиле Шимшона бен Песаха Острополера (умер в 1648 г.), представляли собой смесь хасидского учения и каббалы с нумерологией и [[Гематрия|гематрией]]. Ему принадлежат труды «Маген Аврахам» («Щит Аврахама», 1887) и «Шалош хадрахот иешарот ли-зманим шоним» («Три праведных наставления на разные времена»). Рабби Аврахам пользовался большим влиянием среди хасидов и в период правления Николая I был ненадолго арестован по подозрению в подстрекательстве к неповиновению правительству. Потомки его сыновей, Менахема Нахума из Бриска (Брест; умер в 1887 г.), Мордехая из Кужмира (умер в 1917 г.) и Яакова Лейба из Триска (умер в 1912 г.), создали свою Трисскую династию.
+
-
 
+
-
Шестой сын, рабби Давид (1808–1882), был самым популярным из сыновей рабби Мордехая. Он поселился в городе Васильков, а затем переехал в местечко [[Тальное]] (известен как Талнер ребе), где жил в роскоши, содержал пышный двор, восседал на серебряном троне, на котором золотом было написано изречение из Талмуда (РхШ. 25а): «Давид, царь Израилев, жив вечно». За такие проявления «царственности» русские власти неоднократно его арестовывали. Рабби Давид любил пение и музыку, его окружали популярные [[Хаззан|хаззаны]] (в том числе Иоселе Талнер; 1838–1919) и [[Клезмеры|клезмеры]]. Его проповеди и сочинения сдобрены светскими притчами и рассказами, часто далекими от еврейской религиозной жизни, что однако не уменьшало их популярность. Его основные работы: «Маген Давид» («Щит Давида»; 1862), «Биркат Давид» («Благословение Давида»; 1862) и «Кехиллат Давид» («Община Давида»; 1882).
+
-
 
+
-
Седьмой сын, рабби Ицхак (1812–1885), был цаддиком в городе Сквира и основателем Сквирской династии. Он пользовался широкой популярностью среди еврейского населения Киевской губернии и, в отличие от других представителей Чернобыльской династии, завоевал симпатии [[Митнагдим|митнагдим]].
+
-
 
+
-
Восьмой сын, рабби Иоханан (1812–1895), был цаддиком в Ротмистровке.
+
-
 
+
-
На протяжении 19 в. и в начале 20 в. династия Тверских занимала господствующее положение в религиозной жизни украинского еврейства, которое усилилось после бегства Ружинского цаддика в Австрию.
+
-
 
+
-
После революции 1917 г. потомки разных ветвей династии переселились в Польшу (некоторые из них погибли в период [[Катастрофа Европейского Еврейства|Катастрофы]]), Румынию, США и Эрец-Исраэль. Первым из цаддиков династии поселился в Иерусалиме рабби Мордехай из Ротмистровки (умер в 1921 г.), а затем в разных населенных пунктах Израиля обосновались представители Сквирской (в том числе рабби Аврахам Иехошуа Хешел из Махновки, 1895–1987, в Израиле с 1963 г.), Трисской, Коростышевской, Тальненской и других ветвей. Из всех Тверских имя чернобыльских цаддиков после смерти в 1939 г. рабби Шломо Бен-Циона (Янука ми-Чернобил) носили лишь рабби Яаков Исраэль (умер в 1984 г.) в Нью-Йорке, а ныне — его сын рабби Шломо, а также ставший цаддиком в 1943 г. в Бней-Браке (после смерти отца в Советском Союзе) рабби Мешулам Зуся бен Хаим Ицхак (1915–87, в Эрец-Исраэль с 1934 г.) и наследовавшие ему рабби Менахем Нахум (родился в 1941 г.) в Бней-Браке и рабби Ишаяху (Шая; родился в 1944 г.) в Нью-Йорке.
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|14057|ТВЕРСКИЕ}}
+
-
 
+
-
 
+
-
[[Категория:Категории для дальнейшего уточнения:Гаоны:Ришоним:Ахроним]]
+

Текущая версия на 01:07, 31 мая 2013

  1. redirect ej:Тверские (династия)
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация