|
|
(10 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Талмон, Яаков Лейб]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Талмон''' (Флейшер) Яаков Лейб (1916, Рыпин, Плоцкая губерния, ныне Польша, – 1980, Иерусалим), израильский историк и мыслитель.
| + | |
- | == Биографические сведения ==
| + | |
- | | + | |
- | В Израиле с 1934 г. Изучал историю в [[Еврейский Университет В Иерусалиме|Еврейском университете в Иерусалиме]] (в 1939 г. — степень магистра), в Сорбонне (1939–40), а затем в Лондонской школе экономики (в 1943 г. — степень доктора).
| + | |
- | | + | |
- | В 1944–47 гг. был ответственным секретарем комиссии по делам Эрец-Исраэль [[Борд Оф Депьютиз|Борд оф депьютиз]].
| + | |
- | | + | |
- | С 1949 г. Талмон — преподаватель истории в Еврейском университете, с 1960 г. — там же профессор новейшей истории.
| + | |
- | == Область исследований ==
| + | |
- |
| + | |
- | Основная область исследований Талмона — европейская и особенно французская история конца 18–19 вв., в которой его интересовали главным образом идейные и доктринальные предпосылки становления в 20 в. политических и государственных режимов, легализовавших насилие как средство осуществления гуманистических идеалов.
| + | |
- | === Труды ===
| + | |
- | | + | |
- | Мировую известность Талмону принесла трилогия: «Происхождение тоталитарной демократии» (1952, Лондон—Бостон), «Политический мессианизм — романтическая фаза» (1960, Лондон—Н.-Й.), «Миф о нации и предвидение революции — истоки идеологического противостояния в 20 в.» (1981, Лондон), в которой он предложил свое истолкование европейской истории нового времени.
| + | |
- | | + | |
- | Согласно Талмону, доктринально уже идеи французского Просвещения (особенно учение Ж.-Ж. Руссо, противопоставлявшего «общую волю» «воле всех»), а событийно французская революция конца 18 в. стали исходной точкой двух различных и затем все более расходившихся направлений идеологического и политического развития — либеральной, плюралистической и прагматической демократии, целью которой было медленное и постепенное усовершенствование общественных институтов и расширение рамок гражданских свобод и прав, — и тоталитарной демократии (термин Талмона), вознамерившейся одним решительным ударом уничтожить социальную несправедливость и учредить общество абсолютного равенства.
| + | |
- | | + | |
- | Объясняя принципиальное различие, а затем и непримиримое противостояние этих двух типов демократии (применение этого термина к ним обеим он считал уместным в силу того, что провозвестники и той, и другой воодушевлялись универсалистскими гуманистическими идеалами) несовместимостью идеи свободы и идеи спасения, Талмон ввел в оборот также термин «политический мессианизм» как характеристику установок революционных вождей, убежденных, что им известны надежные пути спасения и что поэтому они вправе любыми средствами принудить народ следовать за ними.
| + | |
- | | + | |
- | В отличие от большинства других западных историков и политологов, Талмон на основании своей концепции утверждал, что с идеологической точки зрения сталинский тоталитарный режим имеет не азиатские, а европейские корни.
| + | |
- | | + | |
- | Придавая столь важное значение идейным и доктринальным предпосылкам исторического действия, Талмон с этих позиций обращается и к еврейской истории, в которой его прежде всего интересует судьба европейского еврейства, особенно в последние два столетия. С точки зрения Талмона, эта судьба была в значительной мере предопределена тем, что так сильно повлиявшие на характер новой европейской истории идеи универсализма, мессианства и избранности были заимствованы именно у евреев. Этим Талмон объясняет и новоевропейский антисемитизм, считая его органичным и для правого экстремизма (не прощающего евреям универсализма), и для левого (ставящего в вину евреям идею избранности). Талмон считает, что [[Катастрофа Европейского Еврейства|Катастрофа]] европейского еврейства была подготовлена всем ходом европейской истории последних столетий, знаменательных все большим вытеснением универсальных идеалов и ценностей партикулярными — конфессиональными, национальными, расовыми, классовыми и т. д. В этой ситуации, согласно Талмону, у евреев не оставалось иного выхода, кроме обретения для себя национального дома, а затем и государства как необходимых условий сохранения своей национальной самобытности, которую он был склонен сводить, главным образом, к преданности универсальным общечеловеческим идеалам. Из этого он исходил, выступая после [[Шестидневная Война|Шестидневной войны]] за территориальные уступки арабам. Еврейский народ, утверждал он, изменит самому себе, если станет властвовать над другим народом, который этого не желает. Вместе с тем, в обратившем на себя внимание мировой общественности обмене письмами с А. Тойнби (июнь 1967 г.) Талмон противопоставил односторонне проарабской позиции известного английского историка в ближневосточном конфликте выстраданное право еврейского народа жить в своем государстве и защищать его от тех, кто не желает с ним примириться.
| + | |
- | | + | |
- | Произведения Талмона, опубликованные на английском языке и на иврите, переведены на многие языки, в том числе на японский, хинди и другие. Научные заслуги Талмона были отмечены [[Государственная Премия Израиля|Государственной премией Израиля]] (1956) и избранием в члены Израильской АН (1967). В начале 1960-х гг. Талмон был одним из инициаторов объединения [[Общие Сионисты|общих сионистов]] с Прогрессивной партией в [[Либеральная Партия В Израиле|Либеральную партию в Израиле]], но отказался войти в состав ее руководящего ядра.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|14020|ТАЛМОН}}
| + | |