|
|
(4 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Хмельничина]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | '''Хмельничина''' - восстание против Польско-Литовского государства в Украине и южной Белоруссии в 1648-1656 гг., сопровождавшееся геноцидом живших там евреев. Было одним из самых страшных бедствий в истории еврейского народа.
| + | |
- | | + | |
- | == Личность Богдана Хмельницкого ==
| + | |
- | [[Файл:BChmielnicki.jpg|250px|right|thumb|Богдан Зиновий Михайлович Хмельницкий]] | + | |
- | '''Хмельницкий, Богдан''' (Зиновий; 1595, село Суботов близ города Чигирина, ныне Черкасская область, Украина, – 1657, Чигирин), предводитель восстания на Украине 1648–56 гг., гетман Запорожского войска.
| + | |
- | | + | |
- | Его отец, дворянин (шляхтич), по заявлению самого Хмельницкого, был чигиринским подстаростой; имеются сведения, что отец занимал более скромную должность уездного писаря. (Утверждение, что отец Хмельницкого — крещеный еврей из [[Местечко|местечка]] Хмельник, впервые появилось в сочинении польского историка начала 20 в. Ф. Равиты-Гавроньского и никак не подтверждается более ранними источниками.)
| + | |
- | | + | |
- | В сентябре 1620 г. в составе отряда «реестровых» (то есть официально записанных в польскую армию) казаков Хмельницкий вместе с отцом принял участие в битве поляков с турецко-татарским войском. Поляки потерпели поражение, отец Хмельницкого был убит в сражении, а сам Хмельницкий оказался в турецком плену. Через два года вернулся из плена и восстановился в реестровом казачестве, женился, сделал служебную карьеру.
| + | |
- | | + | |
- | В декабре 1637 г. Хмельницкий значился «писарем Войска Запорожского» в соглашении, подписанном между лояльными Польше войсками и потерпевшими поражение повстанцами Павла Бута (Павлюка).
| + | |
- | | + | |
- | Через год Хмельницкий — сотник Чигиринского полка (что было одной из высших должностей для православного реестрового казака), в январе–феврале 1639 г. участвовал в переговорах казаков с королем Владиславом IV в [[Вильно]], осенью того же года был в составе казацкой делегации на сейме Речи Посполитой в [[Варшава|Варшаве]]. В апреле 1646 г. Хмельницкий вновь принял участие в казачьих переговорах с королем в Варшаве.
| + | |
- | | + | |
- | В том же 1646 г. Хмельницкий вступил в острый конфликт с номинальным «старостой» Чигирина Александром Конецпольским и фактическим правителем местности, «подстаростой» Даниэлем Чаплиньским. Причиной были претензии Чаплиньского на участок, издавна принадлежавший Хмельницким.
| + | |
- | | + | |
- | К этому различные источники добавляют романтические мотивы, а также конкуренцию суботовского (принадлежащего Хмельницкому) и чигиринского шинков, приносивших значительный доход владельцам. По сообщению еврейского хрониста [[Ханновер, Натан Ната|Н. Ханновера]], чигиринским шинком владел арендатор «староства», еврей Захарья Собиленко.
| + | |
- | | + | |
- | По документам, исходящим от самого Хмельницкого, в конфликт определенно были вовлечены евреи. Так, в одной из жалоб высшему польскому чиновнику на Приднепровской Украине, коронному гетману Николаю Потоцкому, Хмельницкий писал: «Даже от евреев мы испытали невыносимые обиды и унижение» (последнее слово может быть переведено и как «ущерб»), в жалобе королю: «Даже евреи, надеясь на поддержку старост, также наносят нам большой ущерб». Аналогичные претензии к евреям повторяются и в сохранившихся личных письмах Хмельницкого, адресованных А. Казановскому и В. Заславскому (оба — 1648 г.).
| + | |
- | | + | |
- | В 1646 г. некий польский солдат (вероятно, подосланный Д. Чаплиньским) совершил покушение на Хмельницкого, в 1647 г. умерла или погибла жена Хмельницкого Анна. В марте–апреле 1647 г. имение Суботов было захвачено Чаплиньским, а семья Хмельницкого изгнана из дома. Жалобы пострадавшего привели лишь к его аресту по обвинению (по всей видимости, ложному) в попытке переправить оружие на Сечь.
| + | |
- | | + | |
- | В декабре 1647 г. Хмельницкий был освобожден из-под ареста под поручительство одного из своих бывших польских командиров, а в январе 1648 г. вместе с группой приближенных казаков и старшим сыном Тимошем бежал в Запорожскую Сечь.
| + | |
- | | + | |
- | == Начало восстания ==
| + | |
- | Хмельницкому удалось стать во главе тех, кто был недоволен властями. Опираясь на крестьян и мещан, бежавших от притеснений; казаков, устраненных из списков «реестровых» и лишившихся заработка, Хмельницкий добился избрания гетманом Войска Запорожского. Хмельницкий сумел с самого начала восстания договориться с сильным врагом Речи Посполитой — крымским ханом, и это изменило расклад сил в противостоянии казаков с метрополией.
| + | |
- | | + | |
- | Начиная с 1648 г., появляются документы, подписанные Хмельницким (см. выше). В этих документах упоминаются отдельные случаи притеснения православной церкви. Современники событий и, в частности, [[Ханновер, Натан Ната|Н. Ханновера]], рассказывали также о манифестах Хмельницкого, призывавших к уничтожению поляков и евреев; против евреев в манифестах якобы выдвигались развернутые обвинения. Не только социальное противостояние и религиозная рознь, но и личные счеты Хмельницкого, стоявшего во главе большого восстания, трагически отразились на судьбе украинского еврейства, которое подверглось массовому истреблению (см. [[Украина|Украина. Евреи Украины под властью Литвы и Польши]]).
| + | |
- | | + | |
- | Восстание под предводительством Хмельницкого сопровождалось изощренными жестокостями по отношению к жителям захваченных городов. Особую ненависть повстанцев вызывали католические священники, монахи и евреи, которых обычно истребляли поголовно; нередко та же судьба ожидала и горожан-поляков. В ходе войны особый резонанс в еврейском мире вызвало истребление евреев [[Немиров|Немирова]] и Тульчина (июнь 1648 г.).
| + | |
- | | + | |
- | Хмельницкий заключил союз с татарами, позволив им захватывать людей в рабство. В конце 1648 г. число полонненых было столь большим, что неслыхано упали цены: татары меняли шляхтича на коня, а еврея — на щепотку табака.
| + | |
- | | + | |
- | == Многосторонняя война в Украине ==
| + | |
- | Зборовский мир, заключенный между Хмельницким и польским королем Яном II Казимиром в августе 1649 г., впервые привел к образованию украинского автономного «гетьманата» в Черниговском, Киевском и Брацлавском воеводствах, что стало фактически началом украинской государственности. Седьмой пункт мирного договора специально посвящен евреям: «Жиды (по тому времени — этноним для обозначения евреев) державцами (то есть управляющими), арендаторами, ане мешканцами (жителями) не мають быти в местах украинных, где казаки свои полки мають» — что означало полное отсутствие евреев на территории украинской автономии.
| + | |
- | | + | |
- | В сентябре 1650 г. войско Хмельницкого совершило поход в [[Молдавия|Молдавию]], сопровождавшийся грабежом и резней еврейского населения. В июне 1651 г. армия Хмельницкого была разгромлена поляками под городом Берестечко (Волынь). Согласно условиям заключенного в сентябре того же года Белоцерковского мирного договора между королем и Хмельницким, евреям, по жесткому настоянию польской стороны, позволялось вернуться в пределы украинской автономии: «Жиды, в маетностях (имениях) Его королевские милости и в шляхетских, как бывали жителями и откупщиками, так и ныне имеют быть». Однако вновь вспыхнувшие военные действия не дали евреям возможности реализовать это право.
| + | |
- | | + | |
- | В 1653 г. сын Хмельницкого Тимош совершил с казацким отрядом новый поход в Молдавию, при этом произошла страшная резня евреев в [[Яссы|Яссах]], описанная в дневнике христианского автора-сирийца, Павла Алеппского.
| + | |
- | | + | |
- | В 1654 г. Хмельницкий осуществил поворот в украинской политике, перейдя после попыток перейти под власть Турции в подчинение единоверному московскому царю Алексею Михайловичу (Переяславская рада). Широкая автономия Украины первоначально сохранялась.
| + | |
- | | + | |
- | Совместные действия московской армии и небольшого казацкого войска против Речи Посполитой проходили главным образом на территории [[Белоруссия|Белоруссии]] и Литвы, где пострадали многочисленные старые еврейские общины [[Витебск|Витебска]], [[Полоцк|Полоцка]], [[Могилёв|Могилева]], Старого Быхова, [[Вильнюс|Вильны]]) и других городов.
| + | |
- | | + | |
- | Евреев убивали практически все войска, проходившие через места их жительства.<ref name="ЕЭ1906">[http://www.jewishencyclopedia.com/articles/4346-chmielnicki-bogdan-zinovi CHMIELNICKI, BOGDAN ZINOVI Jewish Encyclopedia]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Вторжение шведского войска в Срединную и Западную Польшу в 1655 г. и события Северной войны нанесли также тяжелые потери евреям, в том числе беженцам с юго-востока (нынешних Украины и Белоруссии).
| + | |
- | | + | |
- | В то же время войска, подчинявшиеся непосредственно Хмельницкому, вели с переменным успехом бои непосредственно на украинской территории, а также в [[Галиция|Галиции]], осаждали [[Каменец-Подольский]], [[Львов]] и другие города.
| + | |
- | | + | |
- | Когда в конце октября 1656 г. московское государство объявило перемирие в войне с Польшей, Хмельницкий не согласился с этим и за спиной московского суверена послал казаков в помощь князю Трансильвании Дьердю II Ракоци для продолжения войны с поляками. С этого действия началось противостояние украинской автономии Москве, которое продолжили некоторые преемники Хмельницкого на посту гетмана.
| + | |
- | | + | |
- | == Последствия войны ==
| + | |
- | События войны, развязанной восстанием Хмельницкого, а также отдаленные ее результаты привели к трагическим последствиям для населения — не только еврейского — Украины, Польши и Белоруссии.
| + | |
- | | + | |
- | В то же время — по воле Хмельницкого или независимо от него — они послужили основой для формирования украинской национальной мифологии, значительно позже сформулированной идеологически в «Истории русов» неизвестного автора (конец 18 в.; впервые опубликована в 1846 г.). Личность беспощадного правителя, успешного дипломата и полководца Хмельницкого наложила отпечаток на содержание мифа; возможно, что антиеврейская составляющая мифа восходит к самому Хмельницкому.
| + | |
- | | + | |
- | В то же время сомнительно, чтобы Хмельницкий ставил целью тотальное истребление евреев даже на территории Украины. Судьба жителей любого [[Местечко|местечка]], захваченного повстанцами, зависела от произвола местного командира, которому принадлежала полная свобода действий. Известны случаи, когда евреи давали «присягу» казакам (то есть принимали крещение по православному обряду) и оставались в живых.
| + | |
- | | + | |
- | Характерно, что в Западной Украине и юго-восточной Польше, когда армия находилась под непосредственным командованием Хмельницкого, казаки порой предпочитали не идти на штурм, а брали выкуп и уходили, если осажденные соглашались платить (Львов, Жолкиев /см. [[Жолква]]/, [[Замосць]], Дубно).
| + | |
- | | + | |
- | == Память о "временах Богдана Хмельницкого" ==
| + | |
- | В еврейском народном сознании события «хмельничины», в частности, 1648 г., когда потери евреев были особо велики и неожиданны, запечатлелись как «гзерот тах» (`Господни кары 5408` /1648/) — эпоха зверской жестокости и бед.
| + | |
- | | + | |
- | Еврейские историки 19 в. (а вслед за ними и другие) буквально приняли утверждение о количестве уничтоженных евреев, зафиксированное свидетелем восстания Н. Ханновером; по его данным, речь шла о сотнях тысяч убитых. Еврейская энциклопедия 1906 года называет число 300,000 человек.<ref name="ЕЭ1906"/>
| + | |
- | | + | |
- | В 20 в. начались уточнения, связанные с демографическими оценками. Историки [[Эттингер, Шмуэль|Ш. Эттингер]] и [[Вайнриб, Бернард Дов Зухер|Б. Вейнриб]] (1900–82), ознакомившись с широким корпусом доступных источников, определили более точно количество еврейских жертв хмельничины. Так, по оценке Б. Вейнриба, на всей территории Речи Посполитой, охваченной восстаниями и войнами, в 1648–67 гг. погибло, а также умерло от эпидемий и голода сорок–пятьдесят тысяч евреев, что составляло 20–25% еврейского населения страны по максимальным оценкам; еще пять–десять тысяч бежали (или не вернулись из плена).
| + | |
- | | + | |
- | Истребление около четверти еврейского населения страны, в которой была сосредоточена самая многочисленная и образованная [[Община Еврейская|община]] мирового еврейства, оказало глубокое влияние на еврейский мир. [[Раввин]]ы видели в событиях хмельничины признаки скорого прихода [[Мессия|Мессии]].
| + | |
- | | + | |
- | В еврейском [[Фольклорсодержание|фольклоре]], литературе и историографии «Хмель-злодей» — одна из самых одиозных и зловещих фигур. Событиям эпохи гзерот тах посвящен ряд произведений еврейской литературы, в их числе драма в стихах [[Минский, Николай Максимович|Н. Минского]] «Осада Тульчина» (1888), роман [[Аш, Шалом|Ш. Аша]] «Киддуш hа-Шем» («Во славу Божию», 1919), баллада «Бат hа-рав» («Дочь раввина», 1924) [[Черниховский, Шаул|Ш. Черниховского]], роман «Дер кнехт» («Раб», 1960) [[Башевис-Зингер, Ицхак|И. Башевиса-Зингера]].
| + | |
- | | + | |
- | В свою очередь, спустя некоторое время после событий восстания под предводительством Хмельницкого в украинском фольклоре появились произведения эпического жанра («думы»), демонизирующие роль евреев в социальной жизни предшествующей эпохи. В этих произведениях фигурирует, например, еврей, насильственно загоняющий казака в шинок или взимающий с православных плату за отправление обрядов в церкви, что не соответствовало реальной жизни.
| + | |
- | | + | |
- | Выдающийся украинский историк М. Грушевский, а также писатель и филолог И. Франко отнесли возникновение «дум» к 18 в. Однако у идеологов украинского национального движения, в сочинениях ряда писателей и историков-украинцев (в их числе Н. Гоголя, Н. Костомарова и Т. Шевченко) эти фольклорные мотивы получили значение бесспорных реалий.
| + | |
- | | + | |
- | Мифологизированное наследие периода хмельничины спровоцировало ряд жестоких расправ с евреями в истории Украины и на века омрачило отношения украинцев и евреев. Только с провозглашением Государства Израиль (1948) и обретением Украиной независимости (1991) отношения двух народов вступили в период нормализации.
| + | |
- | | + | |
- | == См. также ==
| + | |
- | * [[Гайдамаки]];
| + | |
- | * [[Петлюра, Симон Васильевич|С. Петлюра]];
| + | |
- | * [[Погромы]];
| + | |
- | * [[Умань]];
| + | |
- | * [[Бандеровцы]]
| + | |
- | | + | |
- | == Источники ==
| + | |
- | * КЕЭ, том 9, кол. 852–855
| + | |
- | * [http://ru.wikipedia.org/wiki/Хмельницкий,_Богдан_Михайлович Статья "Хмельницкий, Богдан Михайлович" из русского раздела Википедии]
| + | |
- | * [http://en.wikipedia.org/wiki/Bohdan_Khmelnytsky#cite_ref-9 Статья "Bohdan Khmelnytsky" из английского раздела Википедии]
| + | |
- | * [http://www.polit.ru/article/2009/04/21/ukr/1346013700000/ Россия-Украина: как пишется история Беседа Алексея Миллера и Георгия Касьянова. Часть 3. От Хмельницкого до Мазепы]
| + | |
- | | + | |
- | <references/>
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|14533|ХМЕЛЬНИЦКИЙ Богдан}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Антисемитизм]]
| + | |