Книга Зоhар

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Raphael (Обсуждение | вклад)
м (викификация)
(Перенаправление на ej:Книга Зоhар)
 
(9 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье| ТИП СТАТЬИ  = 2
+
#redirect [[:ej:Книга Зоhар]]
-
| АВТОР1  =
+
-
| АВТОР2 =
+
-
| АВТОР3 =
+
-
| СУПЕРВАЙЗЕР =
+
-
| ПРОЕКТ =
+
-
| ПОДТЕМА =
+
-
| КАЧЕСТВО  =
+
-
| УРОВЕНЬ  =
+
-
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
+
-
| ВИКИПЕДИЯ =
+
-
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
+
-
}}
+
-
 
+
-
[[Изображение:Zohar.png|thumb|Титульный лист книги Зоhар , 1558]]
+
-
'''Книга Зо́hар''' (также '''Зохар''', '''Зогар''', '''Зоар''' {{Lang-he|סֶפֶר זהַר}}, Се́фер Зо́hap, «Книга Сияния») — основная и самая известная книга в корпусе каббалистической литературы.
+
-
 
+
-
Зоhар является мистическим комментарием ([[мидраш]]) к Торе (деление комментария соответствует [[Недельные разделы Торы|еженедельным чтениям Торы]]), перемежающимся более или менее пространными отступлениями, которые содержат поучения, предания (в основном о рабби [[Шимон Бар Иохай (РаШБИ)|Шимоне бар Иохае]] и его сподвижниках), различные рассуждения и т. п. Темы: устройство и сотворение мироздания, [[Тора]], будущее человечества, отношения Бога и человека.
+
-
 
+
-
Зоhар оказал огромное влияние на развитие каббалы, на все мистические течения в иудаизме после XIII в. и на духовную жизнь еврейства вообще, что видно, в частности, по обилию экзегетической литературы и руководств к изучению книги Зоhар
+
-
 
+
-
Полное издание Зоhар в 22 томах с переводом на иврит и текстовыми вариантами было подготовлено Иехудой Ашлагом (Ба‘ал hа-Сулам; 1884?–1954) и вышло в свет в Иерусалиме в 1945–58 гг. Полный русский перевод выполнен [[Баух, Эфраим|Эфраимом Баухом]] в 1995 г.
+
-
 
+
-
== Авторство и время написания ==
+
-
 
+
-
Каббалисты утверждают, что книга была написана рабби [[Шимон Бар Иохай|Шимоном Баром Йохаем]] (РаШБИ) во II веке н. э. и в течение многих столетий была скрыта. Однако уже вскоре после появления книги в некоторых раввинистических кругах возникло сомнение в подлинности его авторства.
+
-
 
+
-
[[Изображение:Mose ben Sem Tob .jpg|thumb|left|Моше де Леон, [[Гвадалахара]]]]
+
-
В одном из комментариев к Зohapy приводится такая история появления этой книги:
+
-
<blockquote>«Рассказывают, что книга Зohap была спрятана в одной из пещер возле Мерона и нашел ее там араб, и продал бродячим торговцам из верхней Галилеи. И несколько листов из нее попало в руки некоего мудреца, пришедшего с Запада. И он пошел, и стал искать, и собрал все листы у торговцев, а часть нашел в мусоре, так как обнаружил, что торговцы, продавая снедь, завертывали ее в эти листы» (Авраам Азулай. Ор ha Хама. Йерушалаим, 1886, л. 2)</blockquote>
+
-
 
+
-
Согласно свидетельству Ицхака бен Шмуэля из Акры<ref>[http://yaqir-mamlal.livejournal.com/32965.html Перевод свидетельства Ицхака де-мин Акко.]</ref>, который в начале XIV века собрал противоречивую информацию относительно возникновения и природы Зоhар а, эта книга была опубликована по частям испанским каббалистом [[Моше бен Шем Тов де Леон|Моше де Леоном]], который умер в 1305 г., после того, как он встретил Ицхака из Акры. Этот каббалист с 1286 по 1293 гг. написал много книг на иврите, носящих его имя. Он был связан с несколькими каббалистами своего времени, включая [[Абулафия, Тодрос|Тодроса Абулафия]] и его сына, Иосифа из Толедо, одного из лидеров кастильского еврейства, который поддерживал Моше де Леона. Предполагают, что Зоhар написан не ранее 1270 года.
+
-
 
+
-
Одним из трудов, опровергающих древность Зоhара, является книга Элияху Дельмедиго «Бхинат hа-дат» («Исследование религии»). Г. Грец первым высказал предположение, что автором Зоhар а был кастильский каббалист Моше бен Шем Тов де Леон, принадлежавший к так называемому теософскому, или символистскому направлению каббалы. Как показали исследования Г. Шолема, предположение Греца было правильным, но его крайне рационалистическое мировоззрение помешало ему уловить оригинальность и глубину этого произведения. Г. Шолем, подвергший Зоhар  филологическому анализу, отверг бытовавшее мнение, согласно которому Зоhар  представляет собой средневековую компиляцию различных произведений более раннего периода<ref>[http://abuss.narod.ru/Biblio/sholem/sholem.htm ''Основные течения в еврейской мистике'', Гершом Шолем (Москва 2004)]</ref>. В относительно короткое время (основная часть Зоhар а написана в 1280–86 гг.) Моше де Леон написал обширное, единственное в своем роде, эпическое произведение, создав не только его фабулу, но и его язык, являющийся амальгамой арамейского языка Вавилонского Талмуда и перевода Онкелоса, испанских и арабских слов, а также собственных неологизмов.
+
-
 
+
-
Видимо, перу Моше де Леона принадлежат все части Зоhара, за исключением нескольких коротких произведений, не имеющих названия, а также раздела «Ра‘ая мехемна» («Верный пастырь»), темой которого являются запреты и предписания Торы, и «Тиккуней hа-Зоhар » — комментариев к первому слову книги Бытие, написанных неизвестным автором в начале 14 в.
+
-
 
+
-
== Содержание ==
+
-
 
+
-
Зоhар  включает 27 частей, в том числе:
+
-
<!-- [[Изображение:Zohar2.jpg|thumb|Пример оригинального текста Книги Зоhар ]]-->
+
-
* Основная часть
+
-
* Сифра ди-цниута
+
-
* Идра Раба (אידרא רבא — большое заседание) — содержит мистический материал о строении и создании мира, о божественности, об [[Адам]]е, о душе (см. [[Основные понятия в Каббале]]). Эта часть состоит из вопросов, которые ученики задают РАШБИ, и его ответов на них. В конце заседания трое из десятерых учеников умирают от восхищения.
+
-
* Идра Зута (אידרא זוטא — малое заседание) — рассказывает об смерти РАШБИ и его предсмертных словах своим ученикам. РАШБИ подводит итог Идра Раба, и умирает со словом «Хаи́м»({{Lang-he|חיים}} — Жизнь).
+
-
* Идра Дбей Мишкана (אידרא דבי משכנא — домашнее заседание) — РАШБИ обсуждает с тремя из своих учеников значение и скрытый смысл молитв.
+
-
* һейхалот
+
-
* Раза деразин
+
-
* Сабба
+
-
* Йенука
+
-
* Рав Метивта
+
-
* Ситрей Тора
+
-
* Матнитин
+
-
* Зohap к Песне песней
+
-
* Кав амида
+
-
* Ситрей отиёт
+
-
 
+
-
=== Структура книги ===
+
-
 
+
-
С литературной точки зрения Зоhар  представляет собой множество мидрашей, чаще всего каббалистического характера, объединенных общей фабулой: герои Зоhар а — рабби Шим‘он бар Иохай, его сын Эл‘азар и его ученики странствуют по Эрец-Исраэль. Во время этих странствий они сами, а также встречающиеся на их пути люди (часто старики и дети) рассказывают мидраши каббалистического содержания, темой которых является познание таинств Божества. Нередко автор Зоhар а придает рассказам характер мифов и сопровождает их каббалистическим толкованием.
+
-
 
+
-
Сложившийся к настоящему времени кодекс «Сефер ha-Зohap» представляет собой структурно сложную книгу, состоящую из множества текстов. Три главных тома Зohapa выстроены в форме толкования Торы (Пятикнижия), при этом первый и второй том являются толкованиями соответственно первой и второй книги Пятикнижия (Берешит и Шемот), а третий — остальных книг (Ваикра, Бамидбар, Деварим). Еще один том, так называемый Зohap Хадаш (Новый Зohap), содержит толкования, не вошедшие по каким-то причинам в другие тома. Помимо основной части, которая собственно и именуется «Зohap», в состав книги входят еще несколько текстов. Вот главные из них: Сифра де-Цниута (Сокровенная Книга) — это анонимный рассказ о наиболее глубоких аспектах и внутреннем смысле Мироздания. Содержит пять небольших по объему глав. Входит в состав второго тома Зohapa. Идра Раба (Великие Покои) — рассказ о тайнах, которые раби Шимон открыл узкому кругу своих учеников. Здесь подробно излагается то, о чем лишь намеком сказано в Сифра де-Цниута. Этот текст находится в третьем томе Зohapa. Идра Зута (Малые Покои) — излагает те тайны, которые раби Шимон открыл ученикам перед своей кончиной. Текст также располагается в третьем томе. Мидраш Неелам (Скрытый Мидраш) — эта часть, фрагментами располагающаяся в первом томе Зohapa и в Зohap Хадаш, во многом подобна основной части Зohapa. Текст здесь не только на арамейском языке, но и на иврите, и в качестве действующих лиц выступают иные, чем в Зohape, авторитеты Мишны и Талмуда. Ситрей Тора (Тайны Торы) — отрывки с таким названием находятся в первом томе Зohapa. По своему характеру Ситрей Тора подобны Мидраш Неелам и посвящены преимущественно тайнам души и именам Ангелов. Раза де-Разин (Тайна Тайн) — текст, повествующий о тайнах физиогномики и хиромантии. Находится во втором томе Зohapa. Райа Meһемна (Верный Пастырь) — мистическое толкование заповедей Торы. Центральным действующим лицом этого текста является пророк Моше (он и зовется верным пастырем). Помимо него в разделе действуют пророк Элиягу, раби Шимон и не называемые по именам праведники Мишны и Талмуда. Судя по составу действующих лиц, само действие происходит за гранью этого мира. Отрывки под названием Райа Meһемна содержатся во втором и третьем томах Зohapa. Ситрей Отийот (Тайны Букв) — этот текст находится в Зohap Хадаш и посвящен тайнам еврейского алфавита. Тикуней ha-Зohap (Исправления Зohapa) — эта книга составляет отдельный том и содержит семьдесят толкований первого слова Библии. По стилю, языку и другим особенностям этот текст близок к Райа Meһемна. Остальные тексты, которые обычно выделяют, говоря о структуре Зohapa, кажутся нам второстепенными или примыкающими к перечисленным выше, и поэтому мы их здесь не обсуждаем. Согласно еврейской религиозной традиции, до нас дошла лишь малая часть этой книги. «Воспринял я предание, что книга эта была столь велика в своем объеме, что собрав ее вместе, можно было целиком нагрузить верблюда» (Шалшелет ha-Кабала. Жолков, 1822, л. 23).
+
-
 
+
-
== Учение Зоhара ==
+
-
 
+
-
Основной посылкой Зоhар а, как и всей каббалы, является положение, что материальный мир — это лишь видимый аспект незримой реальности, одновременно символ и часть этой высшей реальности, недоступной физическому восприятию, но частично раскрывающейся посвященным в тайны эзотерической мудрости. Каббала утверждает единство сокровенного и видимого миров: любое явление в низшем мире связано с процессами в высшем, духовном мире; это соответствие между высшей и низшей сферами присуще всем частям Божественного творения. Центральным и самым полным символом этого соответствия является человек, в котором Творец соединил все тайны обоих миров. Одной из главных идей каббалы является положение, что высший и низший миры могут влиять друг на друга. Каждое событие в низшем мире вызывает соответствующее изменение в высших сферах. Человек является поэтому активным сотрудником Бога, соучастником в работе творения. Руководством человеку в этой работе служит Тора, в которой каббалисты усматривают как бы шифрованное описание динамики внутренней Божественной жизни, лежащей в основе творения. Каббала стремится расшифровать сокровенный смысл Писания. Человеческий ум не может проникнуть в глубочайшую тайну трансцендентного Божества. Он может постичь лишь облачения (левушим) Божества — Его проявления в качестве живого Бога религии в бытии, творении и откровении. Эти «облачения», по существу, являются эманациями Божества, проявлениями Его сокровенной сущности и одновременно каналами (циннорот), по которым Божественное влияние проникает во все миры и действует в них.
+
-
 
+
-
В каббале Зоhар а каждый стих несет в себе миф, каждое слово — символ, за которым скрывается тайна. По мнению автора Зоhар а, библейское повествование нельзя понимать буквально — оно не что иное как символичное описание процессов, происходящих в мире сфирот. В каббале Зоhар а нашли то или иное отражение большинство каббалистических теорий, о знакомстве с которыми автора свидетельствует содержание книги. Зоhар  использует символику света и учение жеронской каббалы о сфирот, но вместе с тем отвергает учение о мировых циклах, содержащееся в «Сефер hа-тмуна»; развивается демонология и сексуальная символика гностической каббалы, нередко встречаются в книге каббалистические термины, заимствованные Моше де Леоном у его друга, каббалиста Иосефа Гикатилы (Джикатилы; 1248 – около 1325). Трудно говорить о какой-то определенной линии в каббале Зоhар а, так как автор книги не стремится к построению спекулятивной системы, предпочитая свободное изложение переполняющих его идей, даже если некоторые из них находятся в очевидном противоречии друг с другом. В то время как каббалисты предыдущих поколений занимались построением теорий, автор Зоhар а создает пластическую картину взаимоотношений и процессов в высших мирах.
+
-
 
+
-
Влияние Зоhар а на дальнейшее развитие каббалы было чрезвычайно велико. Затмив произведения раннего периода, Зоhар  оставался важнейшим каббалистическим произведением вплоть до появления лурианской каббалы, которая, однако, также основана на каббале Зоhара.
+
-
 
+
-
== Духовная сила книги ==
+
-
С точки зрения [[каббалист]]ов Зоhар  имеет огромную духовную силу. Каббалисты рассматривают изучение Зоhар а как наиболее высокое духовное постижения человека. Даже чтение текстов Зоhар а без комментариев и нахождение книг Зоhар а в доме, по мнению каббалистов даёт духовную силу и защиту.
+
-
 
+
-
== Ссылки ==
+
-
<references/>
+
-
== Литература ==
+
-
* {{ЭЕЭ|11640|Зоhар }}
+
-
* "Раби Шимон". Фрагменты из книги "Зогар". Кравцов М.А. (перев. и коммент.) Еврейская книга, 2009 [1994].
+
-
* [http://lit.lib.ru/j/jaroslaw_r/ Зоhар  в переводах Ярослава Ратушного и П. Шаповала]
+
-
* [http://ashlagbaroch.org/Zohar/ Рабби Ашлаг Барух коллекция Зоhар а в оригинале]
+
-
* [http://www.kabbalah.com/k/index.php/p=zohar/zohar Зоhар  оригинал и английский параллельный перевод]
+
-
* [http://www.kabbalah.info/rus/content/view/full/2842 Зоhар  русский перевод] с комментариями [[Бааль Сулам|Й.Ашлага]] и [[Михаэль Лайтман|М.Лайтмана]]
+
-
* [http://lib.ru/RELIGION/IUDAIZM/zohar.txt Фрагменты Зоhар . Перевод Анри Волохонского]
+
-
* [http://abuss.narod.ru/Biblio/sholem/sholem.htm ''Основные течения в еврейской мистике'', Гершом Шолем (Москва 2004)]
+
-
* [http://zoar.info/ Портал о книге «Зоhар »]
+
-
+
-
[[Категория:Священные книги иудаизма]]
+
-
[[Категория:Книги по алфавиту]]
+
-
[[Категория:Каббала]]
+

Текущая версия на 21:42, 5 ноября 2013

  1. redirect ej:Книга Зоhар
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация