м |
|
(3 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Иерусалим в иудаизме]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | {{main|Иерусалим}}
| + | |
- | [[Файл: 15481_L.jpg|thumb|250px|left|[[Иерусалим]] Ворота Ирода (Цветочные ворота) Старого города Иерусалима. Коллекция П. Хейна. Иерусалим.]] | + | |
- | | + | |
- | == Иерусалим в [[ТаНаХ]]е ==
| + | |
- | [[Тора]], предписывая служить Богу в месте, «какое изберет Господь» (например, [[Дварим]] 12:5), не подразумевает Иерусалим в качестве центра культа; отождествление [[Храмовая Гора|Храмовой горы]] с горой [[Мория]]<ref>II Хр. 3:1</ref>, где, по библейскому преданию, была совершена [[акеда]], относится к эпохе Второго храма.
| + | |
- | | + | |
- | Превращение Иерусалима в центр культа произошло в эпоху [[Давид]]а<ref>II Сам. 6–7; 24:18–15</ref>, и представление о вечном Иерусалиме неразрывно связано в Библии с концепцией вечности дома Давида, обещанной Богом<ref>II Сам. 7</ref>. В годы царствования Соломона статус Иерусалима как единственного культового центра был утвержден сооружением [[Храм]]а, придавшего ореол святости и монархии и ее столице — Иерусалиму. В молитве, произнесенной [[Шломо]] (Соломоном) при освящении Храма<ref>I Ц. 8</ref>, тесно связаны и переплетаются представления о Храме как вечной обители Бога<ref>там же 8:13</ref>, о непрерывности династии Давида (8:25) и о том, что Бог избрал Иерусалим<ref>там же 8:44, 48</ref> местом осуществления обещаний, данных Им Давиду<ref>там же 8:16,20</ref>. То же обещание вечности и Иерусалиму содержится в книге Псалмов<ref>[[Псалом 78]]:68–70, [[псалом 132]]:11–14</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | Благодаря своему специфическому статусу Иерусалим становится олицетворением справедливости и правосудия Бога и царствующих в городе по Его воле царей<ref>Ис. 1:26–27; Иер. 23:5–6; 33:15–16; Пс. 122:5</ref>, предстает как средоточие красоты и величия<ref>«прекрасная возвышенность, радость всей земли, город великого Царя», «верх красоты» — Пс. 48:3; 50:2, ср. Песнь 6:4; «властитель над областями», «совершенство красоты» — Плач 1:1; 2:15, и т. п. См. [[Иерусалим|Иерусалим. Исторический обзор. Наименования]]</ref>. Трагическое противоречие между возложенной на Иерусалим высокой миссией быть «градом верным, исполненным правосудия» (Ис. 1:21) и духовно-нравственным упадком, в который, по мнению пророков, он часто погружался, вызывали их страстные и полные горечи инвективы. [[Йешаяhу]] (Исайя) называет Иерусалим «блудницей... обиталищем убийц». « Цфания (3:1) именует его «городом нечистым и оскверненным, притеснителем». [[Ирмеяhу]] (Иеремия)<ref>7,17,19 и др.</ref> предостерегает, что Бог опекает верных Ему, и если народ отступит от Его заветов, то Иерусалим падет перед завоевателями и будет разрушен. [[Иехезкель]] ((Иезекиил)) язвительно перечисляет «скверны иерусалимовы»<ref>16:22–23 и др.</ref> и предрекает падение Иерусалима, грехи которого страшнее прегрешений [[Сдом]]а и [[Самария|Самарии]]<ref>16:46–51</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | Вместе с тем все пророки разделяли непоколебимую веру в величие Иерусалима: так, [[Зхария]] утверждает, что святость города Храма универсальна и будет признана всеми народами<ref>Зх. 14:16–21</ref>; Йешаяhу предвещает, что в «последние дни» ученость, правосудие и мир распространятся по всем народам «от Сиона... и слово Господне — из Иерусалима»<ref>Йешаяhу, 2:2–4</ref>. Ирмеяhу верит, что Иерусалим, разрушенный завоевателями, будет восстановлен навечно, а улицы его будут полны ликования<ref>Ирмеяhу 31:38–40; 33:10–11</ref>. Лишь Йехезкель, детально описывая величие будущего Храма<ref>Йехезкель 40–42</ref>, избегает упоминать Иерусалим и говорит о нем эллиптически как о «весьма высокой горе и на ней с юга как бы здания города»<ref>там же 40:2</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | == Иерусалим в [[Галаха|Галахе]] ==
| + | |
- | Иерусалим занимает особое место в законодательстве [[Талмуд]]а. Ряд законов распространялся лишь на Иерусалим, в то время как другие законы не имели силы применительно к Иерусалиму. Так, согласно Галахе, из Иерусалима должно удаляться все, что может нарушить ритуальную чистоту города: хоронить в пределах города было запрещено, а древние захоронения следовало удалять из него, кроме погребений рода Давида и пророчицы Хулды, «которые находились там со времен ранних пророков»<ref>Тосеф., Нег. 6:2</ref>; погребение умершего должно совершаться в день кончины (там же). В дни паломнических праздников, однако, предусматривалось некоторое смягчение строгих правил о ритуальной чистоте Иерусалима<ref>Хаг. 26а; Нид. 34а</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | Галаха постановляет, что святость Иерусалима вечна, и потому ряд связанных с городом законов остается в силе и после его разрушения. Так, молящийся вне Иерусалима должен обращаться лицом к Иерусалиму, а молящийся в нем — к Храмовой горе<ref>Бр. 30а</ref>; вход на Храмовую площадь большинством раввинистических авторитетов воспрещен из-за невозможности в настоящее время определить те части ее, куда до разрушения Храма нельзя было входить без неосуществимого теперь ритуального очищения (однако после воссоединения Иерусалима в 1967 г., главный раввин Армии обороны Израиля [[Горен|Ш. Горен]], уточнивший местонахождение Храма, разрешил входить на остальные участки Храмовой площади); сохраняется обязанность паломничества в Иерусалим.
| + | |
- | | + | |
- | Наряду с этим Талмуд предписывает всегда и всюду выражать скорбь о том, что Иерусалим еще не восстановлен: «Белящий свой дом да оставит частицу непобеленной... готовящий трапезу да опустит кое-что... женщина, надевая украшения, да оставит [ненадетым] какое-нибудь»<ref>ББ. 60б; ср. Сота 9:14</ref>. В Талмуде говорится также об обычае посыпать пеплом голову жениха<ref>ББ. 60б</ref> и при торжестве бракосочетания разбивать стеклянный бокал в знак траура по Иерусалиму<ref>Бр. 31а</ref>. Согласно Галахе тот, кто видит разрушенный Иерусалим, должен надорвать одежду и произнести бенедикцию Барух даян hа-эмет (`Благословен праведный судья`), которой сопровождается обряд криа (разрывание одежды) на похоронах ближайших родственников; видящий строительство в Иерусалиме читает бенедикцию Барух мацив гвул алмана (`Благословен восстанавливающий удел вдовицы`<ref>Бр. 58б; МК. 26а; Ш. Ар. О. Х. 224:8</ref>).
| + | |
- | | + | |
- | == Иерусалим в Аггаде ==
| + | |
- | | + | |
- | [[Аггада]] трактует Иерусалим как начальный пункт мира и его центр. Согласно одной аггадической версии, [[Адам]] был сотворен из земли, взятой с того места, на котором впоследствии был воздвигнут Храм<ref>ПдрЭ. 12; Быт. Р. 14:8; ТИ., Наз. 7:2, 56б</ref>. Согласно другой версии, [[Сион]] был ядром мироздания (Иома 546). По Аггаде, в центре мира находится [[Эрец-Исраэль]], в центре Эрец-Исраэль — Иерусалим, в центре Иерусалима — Храм, в центре Храма — [[Ковчег завета]], а перед ним — эвен штия, краеугольный камень мироздания<ref>Танх. Б., Лев. 78; ср. Санх. 37а; Песнь Р. 7:5, №3</ref>. Из десяти мер красоты, сошедших в мир, девять были уделены Иерусалиму<ref>Кид. 49б</ref>, и тот, кто не видел Иерусалим в его великолепии, тот никогда не видел красивого города<ref>Сук. 51б</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | Аггада наделяет Иерусалим сказочными размерами и огромным числом жителей<ref>Плач Р. 1:2</ref>; в Иерусалиме было 480 синагог, при каждой из которых была школа для изучения Библии и школа для изучения Мишны<ref>ТИ., Мег. 3:1, 73г</ref>; в городе существовало 394 суда<ref>Кт. 105а</ref>. Иерусалим имел 70 имен, выражавших любовь и почтение к городу<ref>Аг. Песнь 1:1, с. 125 и следующие</ref>. Жители Иерусалима славились красотой<ref>БМ. 84а</ref>, мужи города — умом<ref>Плач Р. 1:4–14</ref>, а иерусалимские семейства — благородством происхождения, так что жители других местностей стремились породниться с ними<ref>там же 1:2</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | Очень пространно обсуждаются в Аггаде причины, приведшие к разрушению Первого и [[Второй Храм|Второго Храмов]]<ref>ТИ., Иома 1:1, 38в; БМ. 30б, и др.</ref>. В [[мидраш]]ах образно описана скорбь [[архангел]]ов, патриархов, [[Моше]] (Моисея) и [[пророк]]ов по поводу разрушения Иерусалима и Храма<ref>Плач Р., введение, 24–25</ref>; более того, сам Всевышний сокрушается о судьбе, достигшей любимый Им город, Храм и народ<ref>там же 2, 8, 10, 20, 25</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | Аггадические сказания о будущем Иерусалима основаны, большей частью, на видениях пророков о судьбе города. В будущем Иерусалим разрастется во все стороны и достигнет ворот [[Дамаск]]а<ref>Песнь Р. 7:5, №3</ref>. [[Шимон Бен Лакиш|Шимон бен Лакиш]] уверен, что «в дни грядущие Господь насадит в Иерусалиме более тысячи садов и воздвигнет тысячу башен» (ББ. 75б, и др.). В будущем Господь извлечет из Иерусалима живую воду и исцелит ею всех немощных; Он построит Иерусалим из сапфиров, сияющих как солнце, и все народы придут и подивятся красоте города (Исх. Р. 15:21).
| + | |
- | | + | |
- | В Аггаде имеется представление о Вышнем Иерусалиме (Иерушалаим шел мала) — идеальном Иерусалиме, существующем в небесах и неразрывно связанном с Иерусалимом земным. Согласно одному из аггадических сказаний, Господь поклялся: «Не войду Я в Иерусалим Вышний, пока не войду в Иерусалим земный (Иерушалаим шел матта)»<ref>Таан. 5а</ref>. Апокалипсические источники<ref>I Энох 90:28–29; Барух 4:3</ref> обещают, что в будущем Храм небесный и Вышний Иерусалим переместятся на землю, на место Храма земного и Иерусалима тленного.
| + | |
- | | + | |
- | == Иерусалим в богослужении ==
| + | |
- | | + | |
- | В литургии в полной мере отражена клятва, данная «на реках Вавилонских» — «Если забуду тебя, Иерусалим, забудь меня, десница моя»<ref>[[Псалом 137]]:5</ref>. Упоминание Иерусалима является обязательным для всех регулярно читаемых молитв. В них Иерусалим, наряду с Сионом, служит символом Страны Израиля. Наиболее важна целиком посвященная Иерусалиму 14-я бенедикция [[Амида|Амиды]]. Бенедикция начинается со слов: «Возвратись с милостью в Иерусалим, в град Твой... Воссоздай его вскоре в наши дни, — и заканчивается словами: — Благословен Ты, Господи, зиждитель Иерусалима». В молитве [[Минха]] в день 9-го ава к этой бенедикции добавляется еще одна, Нахем (Утешь), выражающая скорбь о разрушенном Иерусалиме. Просьба о восстановлении Иерусалима и возобновлении храмовой службы содержится в 17-й бенедикции Амиды и 4-й бенедикции [[Мусаф]]а новомесячья и праздников.
| + | |
- | | + | |
- | Просьба к Богу помнить о Иерусалиме включена и в молитву Яале ве-яво (`Да взойдет и приидет [память... о Иерусалиме, святом граде Твоем]`), которая читается в дни новомесячья и паломнических праздников. Мольба о возрождении Иерусалима, дома Давида и восстановлении Храма включена в [[Молитва|молитву]] после трапезы (3-я бенедикция), в читаемое по субботам специальное дополнение к этой бенедикции — Реце ве-хахалицену (`Благослови и вызволи`), в бенедикции, следующие за чтением [[Хафтара|хафтары]], в [[Хаггада Пасхальная|Пасхальную хаггаду]], в молитву, читаемую при исчислении [[омер]]а, в бенедикции обряда бракосочетания, во многих [[слихот]] и в ряд других молитв. Посвященный встрече «царицы-субботы» гимн [[Леха Доди]] является ярким примером пронизывающего всю еврейскую литургию томления по Иерусалиму: из девяти строф гимна шесть выражают тоску по Иерусалиму и надежду на его восстановление.
| + | |
- | | + | |
- | Теме Иерусалима уделено особенно много места в литургической поэзии, где город выступает как символ славного прошлого Израиля и надежды на будущее, связанной с Вышним Иерусалимом. На эту тему писали пиютим почти все литургические поэты, жившие как в Эрец-Исраэль (например [[Яннай]], [[Калир Элазар|Элазар Калир]], [[Иосе Бен Иосе]]), так и в диаспоре ([[Саадия Гаон]], [[Ибн Эзра Аврахам|Аврахам Ибн Эзра]], Иосеф бен Аврахам Гикатила /1248 г. – около 1325 г./ и др.). Ярко и сильно страстную тоску по Иерусалиму выразил [[Иехуда hа-Леви|Иехуда hа-Леви]], заслуживший титул «Певец Сиона»; его стихотворение «Цион hа-ло тишъали» («Сион, неужто ты не спросишь...») включено в [[кинот]] [[Ава Девятое|девятого ава]].
| + | |
- | | + | |
- | С созданием Государства Израиль и особенно после воссоединения Иерусалима возникли длящиеся поныне споры по поводу сохранения в литургии текста бенедикции Нахем в ее традиционной формулировке, а также [[пиют]]им и [[кинот]], оплакивающих разрушение и жалкое состояние Иерусалима. В некоторых молитвенниках традиционный текст указанной бенедикции был заменен новым вариантом.
| + | |
- | | + | |
- | == Иерусалим в [[Каббала|каббале]] ==
| + | |
- | | + | |
- | По мнению каббалистов, окончание двойственного числа в слове Иерушалаим указывает на существование двух Иерусалимов — земного и во всем соответствующего ему небесного. Когда благословен Иерусалим, он питает добром весь мир (Зохар, Шмини 36а, и др.). Молитвы всего Израиля поднимаются к небесам через земной Иерусалим (И. Горовиц, «Шней лухот hа-брит», 1649). Иерусалим символизирует нижнюю из [[сфирот]] — [[малхут]] (`царство`), — которая играет главную роль в управлении миром. Стены Иерусалима в конечном счете достигнут трона Славы, и тогда в царстве сфирот наступит полная гармония<ref>[[Зоhар]], Бе-хуккотай 114а</ref>. В каббалистических сочинениях за реальной историей Иерусалима усматривается мистическая трагедия. Так, [[Витал, Хаим Бен Иосеф|Х. Витал]] видит в войне между Тиром и Иерусалимом борьбу нечистого со святым. Иерусалим окружен горами, чтобы силы ситра ахара (`другая сторона`, демоническая мощь) не могли проникнуть в город<ref>«[[Сефер hа-тмуна]]»</ref>, ангелы охраняют его стены<ref>Зоhар, Лех леха 80б</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | До 16 в. лишь немногие каббалисты жили в Иерусалиме, однако начиная с 17 в. в городе поселяются группы приверженцев каббалы. Иешива «Бет-Эль», основанная в 1737 г. каббалистом Гдалией Хайюном (умер в 1751 г.), а после его смерти возглавлявшаяся известным [[йемен]]ским каббалистом [[Шараби, Шалом|Шаломом Шараби]], является и поныне центром традиционного изучения каббалы на Востоке. Она просуществовала в Старом городе до 1948 г., а с тех пор продолжает действовать в квартале [[Меа Шеарим]].
| + | |
- | == Сноски ==
| + | |
- | <references/>
| + | |
- | == Источники ==
| + | |
- | {{ElevenCopyRight|15481|ИЕРУСАЛИМ}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:География Израиля]]
| + | |