Рабинович, Исаак Моисеевич (художник)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(Новая страница: «{{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 4 | АВТОР1 = | АВТОР2 = | АВТОР3 = | СУПЕРВАЙЗЕР = | ПРОЕКТ = | ПОДТЕМА = | К…») |
|||
(2 промежуточные версии не показаны) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{ | + | {{Остатье |
- | | | + | |ТИП СТАТЬИ= 2 |
- | | | + | |СУПЕРВАЙЗЕР= |
- | | | + | |КАЧЕСТВО= |
- | | | + | |УРОВЕНЬ= |
- | | | + | |НАЗВАНИЕ= |
- | | | + | |ПОДЗАГОЛОВОК= |
- | | | + | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ= |
- | | | + | |АВТОР2= |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ | + | |ТЕМА= |
- | | ВИКИПЕДИЯ = | + | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА= |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ | + | |ИЗ ЦИКЛА= |
- | }}{{Художник | + | |ПУБЛИКАЦИИ= |
+ | |ДАТА СОЗДАНИЯ= | ||
+ | |ВИКИПЕДИЯ= | ||
+ | |ИСТОЧНИК= | ||
+ | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ= | ||
+ | }} | ||
+ | {{Художник | ||
|фон = | |фон = | ||
|имя = Рабинович Исаак Моисеевич | |имя = Рабинович Исаак Моисеевич | ||
Строка 40: | Строка 46: | ||
}} | }} | ||
- | '''Исаак Моисеевич Рабино́вич''' ({{ДатаРождения|11|03|1894}}, {{МестоРождения|Киев}} — {{ДатаСмерти|4|10|1961}}, {{МестоСмерти|Москва}}) — театральный художник. | + | '''Исаак Моисеевич Рабино́вич''' ({{ДатаРождения|11|03|1894}}, {{МестоРождения|Киев}} — {{ДатаСмерти|4|10|1961}}, {{МестоСмерти|Москва}}) — театральный художник. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1936). |
== Биография == | == Биография == | ||
- | + | Родился в многодетной семье бедного ремесленника, зарабатывавшего на жизнь писанием вывесок. Учился в Киевском художественном училище (1906–12) и в студии украинского живописца А. Мурашко (1912–15). Работал в театре с 1911 г. | |
- | + | ||
- | + | В 1917–19 гг. работал в политическом отделе Красной армии и в Киевском отделе искусств. Вместе с [[Тышлер, Александр Григорьевич|А. Тышлером]] готовил праздничное оформление Киева к 1 мая 1919 г. Тогда же начал работать в театре, оформил спектакль «Овечий источник» («Фуэнте Овехуна») Лопе де Вега (1919, Второй драматический театр, Киев). | |
+ | |||
+ | В последующих спектаклях Рабинович создавал конструктивистские декорации архитектурного типа, он превратил сценическое пространство в одно из важных средств театральной выразительности («Дон Карлос» И. Ф. Шиллера, 1922, театр «Комедия», Москва; «Лисистрата» Аристофана, 1923, Музыкальная студия МХАТ). Рабинович был также художником фильма Я. Протазанова «Аэлита» (1924). | ||
+ | |||
+ | Профессор живописного факультета Вхутеине в Москве (1926—1930). | ||
+ | |||
+ | === Сотрудничество с ГОСЕТ === | ||
+ | В начале 1920-х гг. Рабинович сотрудничал с [[Госет|Московским государственным еврейским театром]]. Первой его работой в театре стала постановка драмы «Гот фун некоме» («Бог мести») [[Аш, Шалом|Ш. Аша]] (1921, режиссер [[Грановский, Алексей|А. Грановский]]); угловатые кубизированные формы предметов интерьера, сценическое пространство, силуэты действующих лиц, мрачный колорит, сумрачное освещение — все в спектакле было исполнено драматической выразительности, нагнетало атмосферу таинственности. | ||
+ | |||
+ | В 1922 г. Рабинович оформил спектакль «Ди кишефмахерин» («Колдунья») [[Гольдфаден, Аврахам|А. Гольдфадена]], оживив лаконичную конструктивистскую постройку элементами, несущими печать места и времени. Нагромождение причудливо расположенных бедных лачуг, соединенных между собой галереями, дополненное колоритными по фактуре и цвету деталями, создало на сцене мир [[Местечко|местечка]]. | ||
+ | |||
+ | С 1923 г. Рабинович жил в Москве и продолжал сотрудничество с еврейским театром — «Цвей хундерт тойзентер» («200 тысяч») по [[Шалом Алейхем|Шалом Алейхему]], 1923; «Дер тойбер» («Глухой») [[Бергельсон, Давид|Д. Бергельсона]], 1930; «Тевье дер милехикер» («Тевье-молочник») Шалом Алейхема, 1938. | ||
+ | |||
+ | === 30-е гг. === | ||
+ | В постановках начала 1930-х гг. Рабинович создавал обобщенные и лаконичные образы («Пятый горизонт» [[Маркиш, Перец|П. Маркиша]], 1932, Театр имени Евг. Вахтангова; «Тиль Уленшпигель» М. Лотара, 1931, Музыкальный театр имени В. Немировича-Данченко). В спектакле по пьесе П. Маркиша «Ди эрд» («Земля»; также «Нит гедайгет» — «Не унывайте», 1930, ГОСЕТ) Рабинович предложил метафорическое решение сценического пространства: слегка бугрящийся пол сцены, устланной полосами ткани, уподобляется вспаханному полю, которое воплощает мечту героев — строителей еврейской коммуны. | ||
+ | |||
+ | После 1932 г., когда разгорелась кампания борьбы с художественными группировками, Рабинович был вынужден отказаться от театральной условности; но, даже изменив стиль, в постановках 1930–50 гг. он добивался метафорической образности, подчеркивая в оформлении выразительную деталь («Евгений Онегин» П. Чайковского, 1933, Большой театр; «Гугеноты» [[Мейербер, Джакомо|Дж. Мейербера]], 1934, Большой театр; «Борис Годунов», 1937, МХАТ; «Уриэль Акоста» К. Гуцкова, 1940, Малый театр). | ||
+ | |||
+ | В 1939—1948 был художником Дворца Советов. | ||
+ | |||
+ | В 1946 г. Рабинович начал готовить в ГОСЕТе материалы к постановке драмы Д. Бергельсона «Принц Реувейни». В графических эскизах оформления Рабинович изобразил сцену казни евреев в море, интерьеры, массовые сцены. | ||
+ | |||
+ | === 50-е гг. и после === | ||
+ | С 1955 г. Рабинович был главным художником театра имени Евг. Вахтангова, оформил спектакли театра — «Идиот» по [[Достоевский, Федор Михайлович|Ф. М. Достоевскому]], «Гамлет» У. Шекспира (обе работы — 1958). Рабинович создавал также костюмы к спектаклям. | ||
+ | |||
+ | Рабинович работал в области монументального искусства (оформление павильона «Курорты СССР» для международной выставки в Нью-Йорке; мозаичные панно для станции московского метро «Бауманская», 1947; "Павелецкая" и витражи высотного здания на Смоленской площади в Москве). | ||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
+ | * КЕЭ, том 7, кол. 12–14 | ||
* [http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_cinema/15692/РАБИНОВИЧ РАБИНОВИЧ Исаак Моисеевич] | * [http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_cinema/15692/РАБИНОВИЧ РАБИНОВИЧ Исаак Моисеевич] | ||
{{rq|wikify|img}} | {{rq|wikify|img}} | ||
+ | {{ElevenCopyRight|13379|РАБИНОВИЧ Исаак Моисеевич}} | ||
+ | {{WikiCopyRight}} | ||
- | |||
[[Категория:Художники России XX века]] | [[Категория:Художники России XX века]] | ||
- | + | [[Категория:Евреи в Российской империи/СССР/СНГ]] | |
- | + | [[Категория:Пластические искусства и архитектура]] |
Текущая версия на 13:41, 28 октября 2012
Регулярная исправленная статья | |
Рабинович Исаак Моисеевич | |
Дата рождения: |
11.3.1894 (27.2) |
---|---|
Место рождения: |
Киев, Российская империя |
Дата смерти: |
4 октября 1961 |
Место смерти: |
Москва, СССР |
Гражданство: | |
Жанр: |
театральный художник |
Награды: |
Ошибка: неверное или отсутствующее изображение |
Исаак Моисеевич Рабино́вич (11 марта 1894, Киев — 4 октября 1961, Москва) — театральный художник. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1936).
Содержание |
Биография
Родился в многодетной семье бедного ремесленника, зарабатывавшего на жизнь писанием вывесок. Учился в Киевском художественном училище (1906–12) и в студии украинского живописца А. Мурашко (1912–15). Работал в театре с 1911 г.
В 1917–19 гг. работал в политическом отделе Красной армии и в Киевском отделе искусств. Вместе с А. Тышлером готовил праздничное оформление Киева к 1 мая 1919 г. Тогда же начал работать в театре, оформил спектакль «Овечий источник» («Фуэнте Овехуна») Лопе де Вега (1919, Второй драматический театр, Киев).
В последующих спектаклях Рабинович создавал конструктивистские декорации архитектурного типа, он превратил сценическое пространство в одно из важных средств театральной выразительности («Дон Карлос» И. Ф. Шиллера, 1922, театр «Комедия», Москва; «Лисистрата» Аристофана, 1923, Музыкальная студия МХАТ). Рабинович был также художником фильма Я. Протазанова «Аэлита» (1924).
Профессор живописного факультета Вхутеине в Москве (1926—1930).
Сотрудничество с ГОСЕТ
В начале 1920-х гг. Рабинович сотрудничал с Московским государственным еврейским театром. Первой его работой в театре стала постановка драмы «Гот фун некоме» («Бог мести») Ш. Аша (1921, режиссер А. Грановский); угловатые кубизированные формы предметов интерьера, сценическое пространство, силуэты действующих лиц, мрачный колорит, сумрачное освещение — все в спектакле было исполнено драматической выразительности, нагнетало атмосферу таинственности.
В 1922 г. Рабинович оформил спектакль «Ди кишефмахерин» («Колдунья») А. Гольдфадена, оживив лаконичную конструктивистскую постройку элементами, несущими печать места и времени. Нагромождение причудливо расположенных бедных лачуг, соединенных между собой галереями, дополненное колоритными по фактуре и цвету деталями, создало на сцене мир местечка.
С 1923 г. Рабинович жил в Москве и продолжал сотрудничество с еврейским театром — «Цвей хундерт тойзентер» («200 тысяч») по Шалом Алейхему, 1923; «Дер тойбер» («Глухой») Д. Бергельсона, 1930; «Тевье дер милехикер» («Тевье-молочник») Шалом Алейхема, 1938.
30-е гг.
В постановках начала 1930-х гг. Рабинович создавал обобщенные и лаконичные образы («Пятый горизонт» П. Маркиша, 1932, Театр имени Евг. Вахтангова; «Тиль Уленшпигель» М. Лотара, 1931, Музыкальный театр имени В. Немировича-Данченко). В спектакле по пьесе П. Маркиша «Ди эрд» («Земля»; также «Нит гедайгет» — «Не унывайте», 1930, ГОСЕТ) Рабинович предложил метафорическое решение сценического пространства: слегка бугрящийся пол сцены, устланной полосами ткани, уподобляется вспаханному полю, которое воплощает мечту героев — строителей еврейской коммуны.
После 1932 г., когда разгорелась кампания борьбы с художественными группировками, Рабинович был вынужден отказаться от театральной условности; но, даже изменив стиль, в постановках 1930–50 гг. он добивался метафорической образности, подчеркивая в оформлении выразительную деталь («Евгений Онегин» П. Чайковского, 1933, Большой театр; «Гугеноты» Дж. Мейербера, 1934, Большой театр; «Борис Годунов», 1937, МХАТ; «Уриэль Акоста» К. Гуцкова, 1940, Малый театр).
В 1939—1948 был художником Дворца Советов.
В 1946 г. Рабинович начал готовить в ГОСЕТе материалы к постановке драмы Д. Бергельсона «Принц Реувейни». В графических эскизах оформления Рабинович изобразил сцену казни евреев в море, интерьеры, массовые сцены.
50-е гг. и после
С 1955 г. Рабинович был главным художником театра имени Евг. Вахтангова, оформил спектакли театра — «Идиот» по Ф. М. Достоевскому, «Гамлет» У. Шекспира (обе работы — 1958). Рабинович создавал также костюмы к спектаклям.
Рабинович работал в области монументального искусства (оформление павильона «Курорты СССР» для международной выставки в Нью-Йорке; мозаичные панно для станции московского метро «Бауманская», 1947; "Павелецкая" и витражи высотного здания на Смоленской площади в Москве).
Ссылки
- КЕЭ, том 7, кол. 12–14
- РАБИНОВИЧ Исаак Моисеевич
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья РАБИНОВИЧ Исаак Моисеевич в ЭЕЭ
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.