|
|
(2 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Рейхлин, Иоханн]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Файл:Johannes Reuchlin.JPG|250px|right|thumb|Иоханн Рейхлин]] | + | |
- | '''Рейхлин, Иоханн''' (точнее Ройхлин; Reuchlin, Johann; 1455, Пфорцхейм, – 1522, Бад-Либенцелль), немецкий гуманист, филолог и писатель, [[Гебраистика. Гебраисты христианские|христианский гебраист]] и [[Каббала|каббалист]]).
| + | |
- | == Биографические сведения ==
| + | |
- | | + | |
- | По профессии юрист; служил ряду немецких монархов. Древнееврейский язык ([[иврит]]) начал изучать в [[Германия|Германии]] и [[Франция|Франции]] и усовершенствовался в нем во время поездки в [[Италия|Италию]], где находился под влиянием гуманиста и христианского каббалиста Пико делла Мирандолы (см. [[Каббала. Влияние Каббалы на еврейскую и нееврейскую мысль]]).
| + | |
- | | + | |
- | == Христианский гебраист ==
| + | |
- |
| + | |
- | В 1494 г. вышла книга Рейхлина «О чудодейственном слове» (на латыни), посвященная каббале и, в частности, [[Тетраграмматон|тетраграмматону]] и другим именам Божьим.
| + | |
- | | + | |
- | Как и многие христианские мистики, Рейхлин считал истинный, скрытый смысл каббалы христианским и в своем сочинении привлекал учения Платона и Пифагора; с подлинной еврейской каббалой он был в то время еще мало знаком.
| + | |
- | | + | |
- | В тот период Рейхлин разделял и некоторые другие направленные против [[Иудаизм|иудаизма]] взгляды, что отражено в его книге «Почему евреи так долго страдают?» (на немецком, 1505).
| + | |
- | | + | |
- | Рейхлин издал семь псалмов (см. [[Псалмы]]) с латинским переводом и грамматическим комментарием (1512) и латинскую версию книги И. Эзови (13 в.) «Серебряное блюдо» (1512–14; см. [[Переводы. Переводы с иврита на латинский язык]]).
| + | |
- | | + | |
- | В 1517 г. вышла книга Рейхлина «О каббалистическом искусстве» (на латыни), где обнаруживается значительно большее знакомство автора с еврейской каббалой, чем в его раннем сочинении на эту тему, хотя он остается христианским каббалистом (книга посвящена папе Льву X, который защищал Рейхлина до 1520 г.); в 1518 г. вышло сочинение «Об акцентуации и орфографии еврейского /иврит/ языка» (на латыни; см. также [[Кантилляция]]).
| + | |
- | | + | |
- | == Поддержка еврейства ==
| + | |
- | | + | |
- | Важным и новаторским вкладом Рейхлина в христианскую гебраистику было сочинение «Элементы языка иврит», включавшее также «Лексикон языка иврит» (на латыни; в 3-х томах, 1506; современное изд. — 1974), основанное главным образом на работах Давида Кимхи (см. [[Кимхи, семья]]).
| + | |
- | | + | |
- | Наиболее известная страница в биографии Рейхлина — знаменитая «книжная война», в которую он и его сторонники-гуманисты были втянуты в 1509 г. апостатом [[Пфефферкорн, Иоханн|Иохананом Пфефферкорном]] (см. также [[Кёльн]]), ратовавшим за конфискацию и даже сожжение многих еврейских книг.
| + | |
- | | + | |
- | В этой полемической кампании, всколыхнувшей значительную часть европейских стран, Рейхлин отстаивал ценность [[Талмуд|Талмуда]] и еврейской каббалистической литературы также для изучения корней [[Христианство|христианства]].
| + | |
- | | + | |
- | Хотя император Максимилиан (стоявший на стороне Рейхлина) в 1513 г. приказал прекратить полемику, книга Рейхлина «Письма знаменитых людей» (на латыни, 1514), где были собраны высказывания его сторонников, также касалась этой темы.
| + | |
- | | + | |
- | Затем появились «Письма темных людей» (на латыни, 1515, 1517) — вышедшая анонимно сатира на обскурантизм церковников, созданная соратниками Рейхлина (участие в ней самого Рейхлина спорно). Как юрист Рейхлин выступал за предоставление гражданского равноправия евреям Священной Римской империи германской нации.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | В последние годы жизни Рейхлин возглавлял кафедры греческого языка и иврита в университете Ингольштадта (1520–21) и кафедру иврита в Тюбингене (1521–22).
| + | |
- | | + | |
- | Хотя деятельность Рейхлина способствовала распространению [[Реформация|Реформации]], сам он до конца остался католиком.
| + | |
- | | + | |
- | Позиция Рейхлина привела к смягчению отношения к иудаизму многих католических авторов. Даже в далекой [[Португалия|Португалии]] (где в то время свирепствовала [[Инквизиция|инквизиция]]) это отразилось в трудах видного теолога Жуана ди Барруша.
| + | |
- | | + | |
- | ученико
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|13488|РЕЙХЛИН Иоханн}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Наука о еврействе]]
| + | |