м |
|
(4 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Ройзман, Матвей]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Ройзман, Матвей Давидович''' (1896, Москва, – 1973, там же), русский писатель.
| + | |
- | == Биографические сведения ==
| + | |
- | | + | |
- | Родился в состоятельной семье ремесленника, соблюдавшей еврейские традиции. В юности на Ройзмана большое влияние оказал дед, николаевский солдат из [[Кантонисты|кантонистов]], знаток [[Талмуд|Талмуда]], который познакомил его с еврейским религиозно-национальным наследием.
| + | |
- | Ройзман окончил в Москве коммерческое училище.
| + | |
- | == Творчество ==
| + | |
- | === Поэт ===
| + | |
- | | + | |
- | Писать стихи начал со школьной скамьи, печатался с 1918 г. (журнал «Свободный час», М.), после чего сотрудничал в различных периодических изданиях.
| + | |
- | | + | |
- | В 1920–26 гг. входил в литературную группу имажинистов, принимал активное участие в работе Всероссийского союза поэтов, «Литературного особняка» и других обществ, печатался в сборниках «Конский сад», «Имажинисты» (1921–25), в журнале «Гостиница для путешествующих в прекрасном» (1922–24) и в других изданиях имажинистов.
| + | |
- | | + | |
- | Выпустил сборники авангардистских стихов совместно с одним из лидеров и теоретиков группы В. Шершеневичем («Красный алкоголь», М., 1921; «Мы чем каемся», М., 1922).
| + | |
- | | + | |
- | Лирика Ройзмана — сборники «Хевронское вино» (М., 1923; поэмы «Кол Нидрей», «Пасха», «Сад», «Новый год») и «Пальма» (М., 1925), подборка стихотворений в сборнике «Имажинисты 1925» и другие произведения — отдает дань имажинистской цветистости метафор, сравнений и образов, в то же время это типичный образец русско-еврейской поэзии (см. [[Русско-Еврейская Литература|Русско-еврейская литература]]), с ее обязательными мотивами и образами из Библии и Талмуда, палестинофильством, обилием гебраизмов и идишизмов, ностальгическим обращением к еврейской обрядности и литургии, связями между современностью и событиями истории еврейского народа.
| + | |
- | | + | |
- | Наряду с этими несколько высокопарными стихами у Ройзмана встречаются и конкретные картинки быта еврейских ремесленников (песни портных, сапожников).
| + | |
- | === Переводчик ===
| + | |
- | | + | |
- | В этот период Ройзман также занимался переводами поэзии с [[Идиш Язык|идиш]].
| + | |
- | === Писатель ===
| + | |
- | ==== Еврейская тематика ====
| + | |
- | | + | |
- | С середины 1920-х гг. перешел к прозе. Первый его роман «Минус шесть» (М., 1928, 2-е доп. изд. — 1930) сатирически изображал еврейскую буржуазию, приспосо­бив­шуюся к условиям нэпа, и показывал ее неминуемый крах.
| + | |
- | | + | |
- | Выполняя «социальный заказ» и зная изнутри описываемое общество, Ройзман с сарказмом разоблачает его, делая упор на его цинизм, религиозное ханжество, национализм и ограниченность, создает крайне гротескную картину жизни разгромленной (в конце романа героя с семьей высылают из Москвы) новой еврейской буржуазии.
| + | |
- | | + | |
- | Во время развернувшейся в конце 1920-х — начале 1930-х гг. кампании против антисемитизма в некоторых публикациях Ройзмана даже обвиняли в юдофобии.
| + | |
- | | + | |
- | Следующие книги Ройзмана — это, по сути, публицистические иллюстрации к очередным лозунгам коммунистической партии по еврейскому вопросу.
| + | |
- | | + | |
- | Таковы сборники очерков из цикла «Соседи пана Пилсудского» — «Хорошие знакомые» и «Золотые руки» (оба — М., 1931), посвященные перевоспитанию и так называемой продуктивизации трудового еврейского населения.
| + | |
- | | + | |
- | Роман «Эти господа» (М., 1932; предисловие [[Ларин, Юрий|Ю. Ларина]]) повествует о создании еврейских земледельческих поселений в Крыму, проблемах коллективизации, а также о проявлениях антисемитизма не только на бытовом уровне, но и в партийно-бюрократической среде (из-за этого официальная критика сразу же заговорила «о пережитках национализма в мировоззрении Ройзмана «).
| + | |
- | | + | |
- | В романе «Граница» (1935) рассказывается о жизни и классовой борьбе в приграничном смешанном еврейско-белорусском промколхозе.
| + | |
- | ==== Детективно-приключенческий жанр ====
| + | |
- | | + | |
- | С второй половины 1930-х гг. Ройзман полностью отошел от еврейской тематики. Основным в его творчестве становится детективно-приключенческий жанр: книги (сб. «Друзья, рискующие жизнью», 1943; «Волк», 1956; «Берлинская лазурь», 1961; «Вор-невидимка», 1965, и другие) и киносценарий («Дело № 306», 1956; в том же году снят кинофильм) о работе милиции и уголовного розыска.
| + | |
- | ==== Литературные мемуары ====
| + | |
- | Ройзман также опубликовал литературные мемуары («Вольнодумец Есенин», 1965; «Книжная лавка. Страницы воспоминаний», 1965; «Секретные пакеты», 1969, и другие). | + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|13568|РОЙЗМАН Матвей Давидович}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Персоналии по алфавиту]]
| + | |
- | [[Категория:Писатели по алфавиту ]]
| + | |