м |
|
(10 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Придворные евреи]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Придворные Евреи'''. Служба при дворах нееврейских правителей имеет давнюю традицию в еврейской истории. Наиболее детализированное повествование книги [[Бытие]] рассказывает об [[Иосиф|Иосифе]], который стал самым высоким сановником при дворе египетского фараона. Рассказ отражает реалии Древнего Египта и, вероятно, имеет историческую основу. Жизнеописание Иосифа послужило источником позднейших библейских сюжетов о придворных евреях, хранящих верность религии отцов и помогающих соплеменникам, — книг [[Даниэль|Даниэля]], [[Эсфирь|Эсфири]], а также апокрифической [[Товита Книга|Товита книги]] (прототипом героя книги Эсфири [[Мордехай|Мордехая]] был, вероятно, упоминаемый в клинописных табличках Мардука, служивший при дворах Дария I и Ксеркса).
| + | |
- | | + | |
- | В средние века правители некоторых мусульманских стран (Андалусии, [[Египет|Египта]], [[Турция|Турции]]) приглашали на службу евреев — врачей и финансистов; некоторые из приглашенных играли выдающуюся роль в этих странах — [[Ибн Шапрут Хисдай|Хисдай Ибн Шапрут]], Яаков Ибн Джау (умер около 990 г.), [[Ибн Яиш Шломо|Шломо Ибн Яиш]], [[Шмуэль hа-Нагид|Шмуэль hа-Нагид]] и его сын Иехосеф, [[Маймонид]], [[Наси, Иосеф|Иосеф Наси]] и др. Важные посты при дворе завоевавших [[Иран]] и [[Ирак]] монголов занимали в конце 13 в. – начале 14 в. евреи [[Сад Ад-Давла|Сад ад-Давла]] и Рашид ад-Давла (см. также [[Багдад]]). Феноменальным было положение при дворах трех султанов Турции — Сулеймана II, Мурада III и Мухаммада III — еврейки Эстер Кьеры (умерла в 1600 г.). От нее зависели назначения на высшие административные и военные должности, а также важнейшие дипломатические поручения. Кьера покровительствовала еврейским ученым, в том числе библиофилу и издателю Ицхаку Акришу (1530-?), содействовала публикации работ [[Закуто, Аврахам Бен Шмуэль|А. Закуто]]. В конце жизни приняла ислам, но тем не менее в результате интриг была вынуждена покинуть двор.
| + | |
- | | + | |
- | Пользовались финансовыми и торговыми услугами евреев и европейские средневековые правители (см. [[Финансы]]). Охотно принимали евреев на службу при дворах властители христианской Испании, где наибольшей известности и влияния достигли врач и дипломат кастильского короля Иосеф hа-Наси Фарузиэль (Ферруциэль, Феррисуэль; умер около 1145 г.) и его племянник Шломо Ибн Фарузиэль (см. [[Иехуда hа-Леви|Иехуда hа-Леви]]), а позже член королевского совета Кастилии Иосеф де Эсиха (умер в 1339 или 1340 г.), казначей Кастилии Шмуэль бен Меир hа-Леви Абулафия (около 1320–61 гг.) и вельможа объединенного королевства Кастилии и Арагона [[Сениор, Аврахам|Аврахам Сениор]], бывший главным сборщиком налогов и раб де ла корте (см. [[Испания]]); в 1492 г. он был вынужден сменить веру, став крестником королевской четы (см. [[Новые Христиане|Новые христиане]]). В Арагонском королевстве среди придворных евреев был ряд представителей семьи де ла Кабальерия (Кавальерия; они же Лави, Ибн Лави, Абу Лави), выдвинувшейся во 2-й половине 13 в. Многие из них были откупщиками налогов, а Видалю бен Аврахаму Кабальерия (умер в 1373 г.) была поручена чеканка монеты. Семья была вынуждена креститься после 1414 г. (см. [[Новые Христиане|Новые христиане]]). Подобное положение занимали здесь также семьи Альконстантини (в городах Сарагоса и Валенсия) и Абравалья (Барселона). При дворе арагонского короля Якова (Хайме) I состоял и [[Нахманид]]. Те из придворных евреев, кто принял крещение, а также их потомки нередко занимали особо высокое положение при дворе. В Португалии широко известны были придворные евреи — представители семьи [[Ибн-Яхья]]: Ибн Яиш Негро, ведавший сбором пошлин; Гдалия бен Шломо (родился около 1400 г.), придворный астролог; Иосеф бен Давид (1425–98), советник короля Альфонса (Аффонсо) V, и др. Выдающийся еврейский ученый [[Абраванель, Ицхак Бен Иехуда|Ицхак Абраванель]] (вслед за своим отцом Иехудой бен Шмуэлем, умер в 1471 г.), занимал должность королевского казначея при дворе Португалии.
| + | |
- | | + | |
- | Однако в качестве специального института придворные евреи (по-немецки хоф-юден), обычно подрядчики и поставщики, стали особенностью абсолютистских государств Центральной Европы, начиная с 16 в. Стремясь к максимальному укреплению своей власти, правители находили весьма полезным использовать присущие евреям деловой опыт и умение налаживать экономические связи. Тем не менее, должность придворных евреев была вначале скорее исключением, чем правилом. Известны имена гамбургских евреев: Шмуэля Хершайдера, связанного с двором бременского архиепископа; Натана Шпаньера, поставщика двора правителя Бюккебурга; Алваро Диниса, торгового агента датского короля Христиана IV. В начале 17 в. известным в Европе придворным евреем был чеканщик монет Яаков Бассеви фон Трейенберг из Праги, первым из евреев получивший дворянство (см. [[Гербы]]).
| + | |
- | | + | |
- | Придворные евреи поставляли дворам алмазы и предметы роскоши благодаря связям с нидерландскими евреями-ювелирами и купцами стран Востока. Из Восточной Европы через евреев Польши (арендаторов и купцов) придворные евреи поставляли необходимые армиям лес, зерно, скот. В условиях постоянно растущих расходов дворов, армий и бюрократии и хронического финансового дефицита евреи помогали правителям предоставлением коммерческого кредита. | + | |
- | | + | |
- | С началом Тридцатилетней войны в Европе (1618–48), сопровождавшейся стремительной инфляцией, евреям поручается организация монетных дворов. Со 2-й половины 17 в., в период развития меркантилизма и утверждения абсолютизма с его придворной роскошью, придворные евреи становятся непременной принадлежностью императорского (см. [[Вена]]), королевских и других дворов Европы. Придворные евреи служили при дворах всех германских, а также ряда скандинавских государств и Польши. Обычно они жили недалеко от дворца или в крупных торговых центрах ([[Франкфурт-На-Майне|Франкфурт-на-Майне]], [[Гамбург]]). Главные привилегии придворных евреев включали: официальное положение (в определенных рамках), иногда с особым жалованием; прямой доступ к государю; освобождение от юрисдикции раввинских судов и подчинение суду государя; свободу передвижения и жительства. Сфера деятельности придворных евреев — финансы, торговля и дипломатия, но чаще всего они несли ответственность за снабжение двора товарами и деньгами, за поставку металла монетному двору и обеспечение армии. Им поручались торговые и дипломатические миссии и рассмотрение предложений по развитию экономики.
| + | |
- | | + | |
- | Предприимчивые придворные евреи отличались стремлением к успеху как в делах, так и в общественном положении, и тягой к ассимиляции. Стремясь к закреплению высокого общественного положения за своими потомками, придворные евреи обычно заключали браки в пределах своего круга. Таким образом, семьи придворных евреев составили внутри еврейства особую группу. Эта группа стала социальной опорой [[Хаскала|Хаскалы]].
| + | |
- | | + | |
- | Благодаря своему авторитету придворные евреи часто действовали как [[Штадлан|штадланы]]. Например, [[Иосеф Бен Гершон Из Росхейма|Иосеф бен Гершон из Росхейма]], финансист императорского двора, не раз спасал от преследований общины многих стран Европы. [[Вертхеймер, Самсон|С. Вертхеймер]], самый богатый еврей своего времени, дипломат и казначей при дворах трех австрийских императоров, успешно ходатайствовал перед властями за общины [[Вормс|Вормса]] и Франкфурта-на-Майне, а также способствовал предотвращению изгнания евреев из Ротенбурга, внеся за них большой выкуп. Иногда придворные евреи были одновременно главами общин; они нередко добивались права на создание общин в новых местах и отмены ограничительных актов. Однако карьера придворных евреев зависела от интриг при дворе и могла прерваться со смертью или немилостью государя, что нередко имело для придворных евреев трагические последствия.
| + | |
- | | + | |
- | Протестантские и католические государи в равной мере пользовались услугами придворных евреев. Возвышению Ганновера до положения курфюршества в конце 17 в. способствовала деятельность придворных евреев, в частности, Липмана (Лефмана) Берендса (около 1630–1714 гг.). Когда Австрия в войнах с Османской империей добивалась положения великой державы (конец 17 – начало 18 вв.), еврейские займы, по-видимому, составляли треть поступлений казны, а снабжением армии занимались придворные евреи (см. [[Оппенхеймер, Шмуэль|Шмуэль Оппенхеймер]]). Еврейскими займами финансировалось строительство Шенбруннского замка в Вене при императрице Марии Терезии, а также строительство Карлс-кирхе. При дворах бранденбургских курфюрстов, позднее — прусских королей Гогенцоллернов служили пять поколений семьи Гумперц; члены семей Эфраим, Изак, Итциг были управляющими монетного двора Пруссии. При Фридрихе I играли видную роль Иост Либман (1640–1702) и Маркус Магнус. Самое большое число придворных евреев находилось на службе саксонского двора, из них наиболее известны Беренд Леман и Иссахар hа-Леви Беренд. Услугами евреев — финансовых агентов и дипломатов — пользовались короли Дании и Швеции, а также Португалии. Дипломатические и консульские услуги Испании и Польше также оказывали германские евреи.
| + | |
- | | + | |
- | Крупномасштабной была деятельность [[Оппенхеймер, Иосеф Бен Иссахар Зюскинд|Иосефа Оппенхеймера]] («еврея Зюсса») — фактически министра финансов при дворе герцога Вюртембургского Карла Александра. Он был инициатором широких и поначалу успешных финансовых и политических реформ, направленных на превращение герцогства в сильное абсолютистское государство. Потерпев неудачу, Зюсс, обвиненный в убийстве герцога, был казнен в 1738 г.
| + | |
- | | + | |
- | В [[Россия|России]] из-за традиционной антиеврейской политики церкви и правителей институт придворных евреев не получил регулярного статуса. Но и русский двор прибегал порой к помощи евреев при сношениях с иностранными государствами и в кредитно-финансовых делах. Еще в конце 15 в. (1472–86) посредником в переговорах между великим князем Московским Иваном III и крымским ханом Менглы-Гиреем был каффский еврей Хозя Кокос (см. [[Крым]]). В эпоху реформ Петра I на царской службе находился Моше Йозефс Вессели из Глюкштадта, одновременно служивший и датскому двору. Часто приезжали в Петербург финансовый агент царя Исраэль Гирш (Хирш) и его брат Зундель, поставщик серебра на монетный двор. При дворе Анны Иоанновны служил еврей Леви Липман (Ицхак Либман), именовавшийся в документах «обер-гофкомиссаром»; он занимался крупными казенными откупами и поставками (см. также [[Латвия]]). Липман был приближен к всесильному временщику Бирону, герцогу Курляндскому, но остался в своей должности и после его падения. В правление Екатерины II поставщиком армии Потемкина был надворный советник королевского двора Польши [[Ноткин, Нота Хаимович|Н. Ноткин]], а подрядчиком-кораблестроителем — [[Перетц, Абрам Израилевич|А. Перетц]], получивший в 1801 г., при Павле I, чин коммерции советника.
| + | |
- | | + | |
- | Французская революция и наполеоновские войны привели к коренным изменениям в системе финансов, во внутренней и внешней торговле европейских стран. Был положен конец эпохе придворных евреев, хотя некоторые евреи управляли монетными дворами в германских государствах вплоть до 1-й половины 19 в. Конец исторического периода характеризуется выдвижением из социальной группы потомков придворных евреев банкиров, успешно перешедших к новым методам экономики и организации финансового дела ([[Ротшильд|Ротшильды]], Гольдшмидты, Оппенхеймеры, Зелигманы и др.).
| + | |
- | | + | |
- | Придворные евреи сыграли важную роль в развитии международного кредита, особенно в государствах Центральной Европы. Они способствовали процессам хозяйственного развития Европы и становлению абсолютистских государств нового времени. Со времен придворных евреев население европейских стран стало воспринимать евреев как составную часть социально-экономической структуры государства.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|13317|ПРИДВОРНЫЕ ЕВРЕИ}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:История евреев в новое время]]
| + | |