Еврейская политическая мысль

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Девятнадцатый век)
(Перенаправление на ej:Еврейская политическая мысль)
 
(1 промежуточная версия не показана)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:Еврейская политическая мысль]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|НАЗВАНИЕ=
+
-
|ПОДЗАГОЛОВОК=
+
-
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|ТЕМА=
+
-
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
+
-
|ИЗ ЦИКЛА=
+
-
|ПУБЛИКАЦИИ=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ИСТОЧНИК=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
}} 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
'''Еврейская политическая мысль'''.
+
-
== Древнейший период ==
+
-
+
-
Древнейший период истории народа — период странствия в пустыне и завоевания [[Ханаан|Ханаана]] — рассматривался в [[Пятикнижие|Пятикнижии]], книге [[Иехошуа Бин Нун|Иехошуа бин Нун]], [[Судей Израилевых Книга|Судей Израилевых книге]] и в I книге [[Самуил]] как идеальный век, для которого была характерна высшая форма общественной организации — правление Бога через Его слуг [[Моисей|Моисея]] и Иехошуа бин Нуна.
+
-
=== Монархическая тенденция ===
+
-
+
-
Однако в других книгах Библии содержится и монархическая тенденция (см. [[Царь]]). [[Иосиф Флавий]], характеризуя отличие политического строя древнего Израиля от других политических систем, писал: «Наш законодатель... не обратил внимания ни на одну из таких форм правления, но превратил государство, если можно выразиться несколько искусственным словом, в Богоправление (теократию), оставив господство и власть Богу, и заставил большую массу смотреть на Него, как на первоисточник всего добра, которым пользуются люди как в государственной, так и в частной жизни» (Апион 2:165).
+
-
 
+
-
Первые попытки установления монархии в Израиле предпринимались с намерением обеспечить большее единство колен, которые обычно объединялись в критических ситуациях под предводительством судей.
+
-
 
+
-
Устойчивость племенной организации в значительной мере обусловливалась той оппозицией идее монархии, которая составляла часть традиционных представлений израильских племен (Суд. 8:22–23).
+
-
 
+
-
Библейские повествования о ранних попытках установления наследственной власти (см. [[Авимелех]], [[Гидон|Гидон]]) и о призвании [[Саул|Саула]] на царство свидетельствуют о том, что установление монархии воспринималось как противоречащее идее прямого владычества Бога над своим народом.
+
-
 
+
-
Моральное осуждение монархии и одновременно признание неизбежности ее установления отражено в согласии Самуила поставить над народом царя, вопреки собственным предостережениям (I Сам. 8:4–22).
+
-
 
+
-
Установлению монархии противилась та часть древнеизраильского общества, которая была особенно привязана к племенным традициям.
+
-
 
+
-
Израильская монархия отражала влияние как племенных традиций, так и политических представлений, господствовавших на Древнем Востоке.
+
-
 
+
-
Израиль воспринял идею монархии от своих соседей — ханаанских племен (см. I Сам. 8), политические представления которых, в свою очередь, отражают влияние цивилизаций [[Египет|Египта]] и [[Месопотамия|Месопотамии]].
+
-
 
+
-
Однако царство Саула и, в известной мере, его преемников основывалось на договоре народа с царем как национальным вождем, а не на наследственных правах абсолютного монарха.
+
-
 
+
-
Вместе с тем, переход к монархии означал передачу ряда важных функций племенного руководства (особенно относящихся к принятию военных решений) в руки царя.
+
-
 
+
-
Окончательное упрочение монархии, сопровождавшееся созданием разветвленного административного аппарата, произошло лишь в царствование [[Давид|Давида]], а затем [[Соломон|Соломона]].
+
-
==== Царская власть ====
+
-
 
+
-
Хотя библейская концепция царства отражала влияние той культурной среды, в которой происходил переход от племенного общества к монархии и которая основывалась на древневосточных представлениях о царской власти (см. выше), эта власть не рассматривалась как Божий дар людям и источник всякого авторитета.
+
-
 
+
-
Вместе с тем, царская власть не считалась всецело земным учреждением. Царь воспринимался как Божий избранник, обретавший через акт [[Помазание Людей И Предметов Елеем|помазания]] определенную святость (см., например, I Сам. 24:7, II Сам. 7:14; 19:20–25).
+
-
 
+
-
Одной из главных черт царя, согласно библейским представлениям, является способность судить по справедливости (II Сам. 8:15; I Ц. 3:9).
+
-
 
+
-
 
+
-
Идея царя как справедливого судьи свойственна всем культурам Древнего Востока. Согласно библейскому рассказу о начале царства в Израиле, народ просил Самуила: «... поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов» (I Сам. 8:5).
+
-
 
+
-
Царь — верховный судья, люди приходят к нему в поисках справедливости (см., например, II Сам. 15:2). В то же время в Библии царь не рассматривается как источник закона, а закон и справедливость — как царские указы.
+
-
 
+
-
Источник земного закона — Закон, данный Моисею Богом. «Царский закон» (Втор. 17:14–20) не предоставляет царю права издавать новые законы; напротив, договор народа с царем обязывает царя соблюдать законы и повеления Бога.
+
-
 
+
-
Царь выполнял определенные священные функции в храмовом ритуале: совершал [[Жертвоприношение|жертвоприношение]] (II Сам. 6:14–18; I Ц. 8:62–64; 9:25), благословлял народ как в [[Скиния|скинии]], так и в [[Храм|Храме]] (Давид — II Сам. 6:18; Соломон — I Ц. 8:55–61).
+
-
 
+
-
Однако царь не считался [[Первосвященник|первосвященником]] и главой священников (см. [[Кохен]]) в Израиле (II Хр. 26:16–21).
+
-
 
+
-
Функции священников были четко определены и отделены от функций царя; они обычно являлись наследственной привилегией нескольких семей — «потомков [[Аарон|Аарона]]».
+
-
 
+
-
В Библии совершенно отсутствует господствовавшая на Древнем Востоке идея божественной природы личности царя.
+
-
 
+
-
Взгляд на царя как на простого смертного, хотя и наделенного особыми полномочиями, нашел яркое выражение в так называемом Царском законе (Втор. 17:14–20).
+
-
 
+
-
Это единственный текст в библейском законодательстве, рассматривающий вопрос о правах и обязанностях царя, и он содержит предостережения против нарушения царем Божьего закона.
+
-
 
+
-
Согласно этому закону, царь должен быть израильтянином, а не чужеземцем; он не должен стремиться приумножать жен, коней или иметь слишком много серебра и золота, «дабы не развратилось сердце его» (Втор. 17:7); взойдя на престол, он должен сделать себе копию этого закона, записанного в книге, хранящейся у [[Левиты|левитов]], и постоянно читать его, «чтобы не надмевалось сердце его пред братьями его, и чтобы не уклонялся он от закона ни направо, ни налево...» (Втор. 17:20).
+
-
==== Договор между царем и народом ====
+
-
 
+
-
Важным элементом политических представлений древнего Израиля была идея договора между царем и народом.
+
-
 
+
-
Договор не предусматривал ни избрания царя народом, ни ограничения царской власти старейшинами или какими-либо другими вождями народа.
+
-
 
+
-
Это был религиозный договор, участником которого, наряду с царем и народом, считался Бог; власть царя ограничивалась его обязанностью соблюдать Божий закон (Втор. 17:19–20, ср. I Ц. 3:14).
+
-
 
+
-
Царь не должен был отчитываться за свои действия перед народом — он был ответственен только перед Богом.
+
-
 
+
-
Лишь Бог мог наказать его за нарушение договора, лишив его своего покровительства и положив конец его династии (хотя не обязательно правлению самого царя; см. I Сам. 13:13; I Ц. 14:7–14).
+
-
 
+
-
Идея договора с царем нашла яркое выражение в Псалме 132 [в русской традиции 131]: Бог обещает Давиду вечное царствование его потомков при условии соблюдения ими Божьего завета (Пс. 132:11–12).
+
-
 
+
-
В [[Пророки Книги|книгах Пророки]] заключены истоки мессианских чаяний еврейского народа, которые впоследствии отлились в идею царя-избавителя (см. [[Мессия]]), образ которого ассоциировался с понятиями и символами, относящимися к идеализированной эпохе царствования Давида.
+
-
 
+
-
Вместе с тем, известное противоречие между идеей монархии и верховным суверенитетом Бога различимо и в литературе пророков.
+
-
 
+
-
У Иехезкеля место царя занимает [[Наси|наси]], являющийся одновременно как бы первосвященником; исполнительная власть принадлежит священникам (Иех. 44:23–24; 45:7–8; 46:2–18).
+
-
 
+
-
У Второисайи (см. [[Исайя]]) возрождается представление о Боге как непосредственном правителе, Царе Израиля (Ис. 41:21; 42:15).
+
-
==== Концентрация политической и религиозной власти ====
+
-
 
+
-
В эпоху Второго храма политическая и религиозная власть нередко концентрировалась в одних руках (например, в эпоху [[Хасмонеи|Хасмонеев]]), что вызывало оппозицию [[Фарисеи|фарисеев]], так как противоречило представлениям о царе-Мессии.
+
-
 
+
-
Законоучители [[Талмуд|Талмуда]], уделяя главное внимание толкованию библейской концепции царства, высказали ряд теоретических и оценочных суждений о сущности государства и политики.
+
-
 
+
-
Основная их мысль заключается в том, что государство — это органичное образование, главное назначение которого — содействие улучшению и совершенствованию жизни общества как целого, так и каждой отдельной личности в его составе.
+
-
 
+
-
Рабби Ханина, помощник первосвященника, говорил: «Молись о благополучии верховной власти; ведь если бы не страх перед ней, люди поедали бы друг друга живьем» (Авот 3:2).
+
-
 
+
-
Незначительная часть законоучителей придерживалась взгляда, согласно которому единственная возможность совершенствования общественных порядков — это исправление (тиккун) мира и установление царства Божьего.
+
-
 
+
-
Другие признавали цивилизаторскую и филантропическую функции государства (например, починка мостов, строительство бань и т. п.; см. Шаб. 33б) и готовы были за это даже восхвалять Римскую империю.
+
-
 
+
-
Некоторые [[Таннаи|таннаи]] отрицали ценности этих благотворительных актов государства, считая, что они совершались лишь на основании холодного политического расчета.
+
-
 
+
-
Положительное отношение к чужеземной власти, независимо от степени данной евреям [[Автономия|автономии]] в ту или иную эпоху, выражено в сформулированном [[Шмуэль Ярхинаа|Шмуэлем Ярхинаа]] правиле [[Дина Де-Малхута Дина|дина де-малхута дина]] (`закон государства — закон`).
+
-
 
+
-
Неподчинение чужеземной власти допускалось лишь в случаях преследования ею еврейской религии, особенно при попытках навязать культ императора.
+
-
 
+
-
В принципе, законоучители отрицали идею активного восстания против чужеземной власти ради достижения национальной независимости и восстановления государственности как самоцели; однако были и противоположные мнения, среди которых выделялась позиция рабби [[Акива|Акивы]], пламенно приветствовавшего [[Бар-Кохбы Восстание|восстание Бар-Кохбы]]. Восстание Маккавеев (см. [[Хасмонеи|Хасмонеи]]) началось прежде всего из-за стремления добиться религиозной свободы.
+
-
 
+
-
Законоучители Талмуда придерживались мнения, что духовные наставники народа должны оказывать влияние и на лиц, стоящих у власти; однако критическое отношение к государственным институтам не приводило законоучителей к отрицанию этих институтов или к отказу от сотрудничества с ними.
+
-
 
+
-
Они стремились предостеречь правителей от несправедливых действий, относясь в то же время с уважением к почитаемым народом институтам.
+
-
 
+
-
Более того, светское царство Хасмонеев и даже династия [[Ирод I Великий|Ирода]] не встретили со стороны законоучителей полного и безоговорочного осуждения.
+
-
 
+
-
Молитва о благополучии еврейского царства в Эрец-Исраэль была включена в молитву, читавшуюся [[Первосвященник|первосвященником]] в [[Иом-Киппур]] (Иома 53б).
+
-
 
+
-
Согласно преобладавшему среди законоучителей мнению, закон, понимаемый как предписание определенного образа жизни, стоит выше людей, которым предназначено практически исполнять предписания закона.
+
-
 
+
-
Даже в период деятельности [[Иехуда hа-Наси|Иехуды hа-Наси]] находились законоучители, которые отказывались признавать авторитет наси, если его действия не соответствовали их идеалам.
+
-
 
+
-
Противоречие между идеальными представлениями о царстве Божьем и реально существующими государствами присутствовало при всех формах правления, существовавших в Эрец-Исраэль и в [[Галут|галуте]] (см. также [[Великий Собор|Великий собор]]; [[Синедрион]]; [[Эксиларх]]).
+
-
 
+
-
Законоучители расходились во взглядах на идеальное государственное устройство, понимаемое как восстановление непосредственной власти Бога в дни Мессии.
+
-
 
+
-
В талмудический период и в средние века политический строй у еврейского народа, основанный на религиозном законе, не был, однако, теократией в строгом смысле слова, поскольку власть не находилась исключительно в руках законоучителей. Фактически всегда существовали расхождения во взглядах между духовными и светскими вождями народа.
+
-
== Средние века ==
+
-
 
+
-
Политическая мысль в средневековой еврейской письменности проявлялась в двух направлениях: в рассмотрении с точки зрения [[Галаха|Галахи]] практических вопросов еврейского существования под властью нееврейских правителей; в попытках доказать превосходство закона Торы над традицией нееврейской политической мысли, восходящей еще ко временам античности.
+
-
=== Евреи под властью нееврейских правителей ===
+
-
 
+
-
Первое направление еврейской политической мысли не привело к созданию систематических политических теорий, однако в нем можно различить две основные темы: идеальный образ общины, сформировавшийся в мысли галахистов под влиянием условий жизни в феодальной Европе, и проблема отношения к власти христианских и мусульманских правителей, в частности, определение границ принуждения, которое эта власть может применять по отношению к своим подданным — как отдельным личностям, так и целым группам.
+
-
 
+
-
Королевская власть нередко оказывала покровительство еврейским общинам и предоставляла известные полномочия их руководству и еврейским религиозным судам (см. [[Бет-Дин|Бет-дин]]); одновременно она эксплуатировала общины, преследуя собственные корыстные интересы, и беззастенчиво вмешивалась в их внутренние дела.
+
-
 
+
-
Правило дина де-малхута дина в принципе соблюдалось, за исключением периодов жестокой и развращенной власти, угнетающей и эксплуатирующей своих подданных.
+
-
=== Превосходство закона Торы над нееврейской политической мыслью ===
+
-
 
+
-
Представители второго направления средневековой еврейской политической мысли — [[Маймонид]] и [[Иехуда hа-Леви|Иехуда hа-Леви]].
+
-
==== Маймонид ====
+
-
 
+
-
У Маймонида можно обнаружить параллели с учением Платона и Аристотеля; так, он считал, что человек по самой своей природе существо «политическое» и не может существовать вне общества, однако резкие различия характеров людей мешают спонтанному установлению общественного порядка.
+
-
 
+
-
Задача власти — установить в обществе устойчивый порядок, обеспечивающий удовлетворение «телесных» и «духовных» потребностей; первые подразумевают обеспечение личной безопасности и удовлетворение материальных нужд; вторые — достижение совершенства, то есть познание истины.
+
-
 
+
-
В соответствии с этим, Маймонид проводил различие между государством, основатель которого — политик (человек, обладающий практическими способностями, живым воображением, сознанием своей миссии и пользующийся авторитетом), а цель — лишь достижение материальных успехов, и государством, основанным пророком (см. [[Пророки И Пророчество|Пророки и пророчество]]), цель которого — духовный успех, а материальные успехи служат лишь средством его достижения.
+
-
 
+
-
Такое идеальное государство основал Моисей после откровения на [[Синай|горе Синай]]; все же остальные существующие государства принадлежат к первому типу.
+
-
 
+
-
Отсюда следует, что законы, данные Моисеем, — это идеальные, совершенные законы, которые нельзя изменять. Правитель этого идеального государства — не кто иной как сам Бог.
+
-
==== Иехуда hа-Леви ====
+
-
+
-
Иехуда hа-Леви также опирался на политическое учение Платона, гарантирующего, по его мнению, материальный успех и одновременно моральное и интеллектуальное совершенство, которые необходимы для достижения цели.
+
-
 
+
-
Однако в противоположность Маймониду, он видит эту цель не в «познании истины», а в осуществлении идеального ритуального порядка, формирующего условия жизни как общества в целом, так и каждой составляющей его личности.
+
-
 
+
-
Государство Торы он представлял как организм, идеальный образ которого отражен в описании странствования народа Израиля в пустыне (каждое колено занимает предназначенное ему место), а затем в порядке расселения колен вокруг [[Храм|Храма]], в котором служат коhены и левиты.
+
-
 
+
-
Храм — сердце организма, а колена — его части; единство их достигается с помощью культа, который приближает их к Божественному началу, нисходящему к ним и пребывающему среди них.
+
-
 
+
-
Иехуда hа-Леви предвидит в конце времен распространение Божественного начала на весь род человеческий; тогда будет царить все тот же органический порядок: народ Израиля будет пребывать в стране Израиля, вокруг Иерусалима и Храма, а все остальные народы — вокруг него, подобно частям организма, которым сердце дает жизнь.
+
-
==== Утопия государства Торы ====
+
-
 
+
-
Утопия государства Торы в средневековой еврейской политической мысли в основном опирается на эти две концепции или на их различные сочетания. Исключением является мнение [[Каспи|Иосефа Ибн Каспи]], единственного средневекового мыслителя, который считал, что возвращение еврейского народа на его родину и воссоздание еврейского государства могут осуществиться в ходе обычных политических событий, а не в эсхатологическом будущем.
+
-
=== Позднее средневековье ===
+
-
 
+
-
В позднее средневековье, под влиянием христианской схоластики и литературы эпохи Возрождения, в еврейской политической мысли Испании и Италии проникли новые идеи. [[Абраванель, Ицхак Бен Иехуда|Ицхак Абраванель]] под влиянием авторов античной литературы (главным образом Сенеки) и, возможно, на основании собственного опыта политического деятеля, подверг резкой критике государство как таковое, усматривая в нем отступление от идеального, естественного состояния, подобающего человеку. Однако эта оригинальная точка зрения не стала источником нового взгляда на Тору и [[Мицвот|мицвот]].
+
-
=== Вопросы государственного устройства еврейского государства ===
+
-
 
+
-
В целом еврейские мыслители средних веков уделяли сравнительно мало внимания вопросам государственного устройства, что объясняется отчуждением еврейства в галуте от государственных институтов.
+
-
 
+
-
Лишь Маймонид и Ицхак Абраванель сумели сформулировать собственные политические теории, представляющие собой попытку согласования теорий разных нееврейских мыслителей с еврейской религиозной традицией.
+
-
 
+
-
Маймонид пространно рассуждал о национальном государстве, управляемом в соответствии с нормами Галахи, но почти не касался общеполитических проблем.
+
-
 
+
-
Ицхак Абраванель высказывался также о политическом устройстве других народов, не усматривая в государстве самостоятельной ценности или проявления Божьей воли; из всех политических систем он предпочитал смешанную республиканскую форму правления.
+
-
 
+
-
От еврейского государства он, разумеется, требовал подчинения Галахе. В более поздний период [[Иехуда Лива|Иехуда Лива бен Бецалель]] соединил идею воссоздания еврейского государства с идеей естественного права каждого народа править самим собой и не подчиняться чужой власти; он был одним из первых, кто сформулировал принцип «самоопределения национальностей».
+
-
 
+
-
== Новое временя ==
+
-
 
+
-
Политические идеи [[Спиноза, Барух|Баруха Спинозы]], сформулированные в полемике со взглядами Маймонида, знаменовали переход к новому времени.
+
-
 
+
-
Спиноза защищал свободу мысли и выступал против вмешательства церкви в жизнь государства.
+
-
 
+
-
В иудаизме он усматривал отрицательный пример «теократии». Законы Моисея, по его мнению, принесли пользу народу, только что освободившемуся от рабства, и лишь пророческая фикция царства Божьего могла обеспечить его единство, дисциплинировать и спасти от крайностей деспотизма.
+
-
 
+
-
Однако уже во времена Моисея, по мнению Спинозы, пророческая теократия выродилась в деспотизм священников, который привел в конце концов к разрушению обоих еврейских государств.
+
-
 
+
-
Спиноза утверждал, что в той мере, в какой перед евреями открываются возможности политической и культурной интеграции в окружающей среде, они начинают видеть в своей политической обособленности и в сохранении своего особого образа жизни вредный анахронизм.
+
-
 
+
-
Ту же проблему рассматривал в новое время [[Мендельсон, Моше|М. Мендельсон]], стремясь найти ее положительное решение.
+
-
 
+
-
Он вернулся к взгляду Маймонида на Моисея как основателя идеального государства, сувереном которого является Бог, и пытался оправдать с помощью этого аргумента религиозный характер библейского законодательства.
+
-
 
+
-
Более того, он полагал, что библейское законодательство предоставляло каждому человеку величайшую свободу, так как оно не подчиняло его произволу земных правителей.
+
-
 
+
-
Вместе с тем, Мендельсон разделял мнение Спинозы, что в обычных условиях следует лишить все религии возможности пользоваться средствами принуждения и оставить в их руках лишь функцию морального воспитания.
+
-
 
+
-
Идеальное состояние суверенитета Бога, согласно Мендельсону, существовало лишь однажды в истории, в далеком прошлом, а в настоящее время не имеет никакой силы.
+
-
 
+
-
Согласно Мендельсону, обязанность исполнять предписания Торы не отменена, однако она выражает лишь обязанности каждого еврея по отношению к Богу.
+
-
== Девятнадцатый век ==
+
-
 
+
-
Еврейская политическая мысль в 19 в. развивалась в пяти основных направлениях:
+
-
1.[[Реформизм В Иудаизме|реформизм в иудаизме]] стремился к полной интеграции еврейства в европейской среде при сохранении своеобразия основных принципов еврейской религии;
+
-
+
-
2.[[Ортодоксальный Иудаизм|ортодоксальный иудаизм]], хотя и не относился вполне отрицательно к идее политической интеграции, искал путей, обеспечивающих сохранение особого еврейского образа жизни;
+
-
+
-
3. большинство евреев США проявляло стремление к интеграции в условиях открытого плюралистического общества;
+
-
 
+
-
4. социалистические движения стремились к интеграции евреев в окружающем обществе с помощью социальной революции (см. [[Социализм Еврейский|Социализм еврейский]]); сионистская политическая мысль возродила проблему национального своеобразия еврейского государства и поставила перед еврейским национально-освободительным движением ряд новых проблем, требующих решения, особенно после создания Государства Израиль (см. [[Сионизм]]).
+
-
 
+
-
О еврейской политической мысли см. также: [[Автономизм]]; [[Агуддат Исраэль]]; [[Альянс]] (Всемирный еврейский союз); [[Базельская Программа|Базельская программа]]; [[Бетар]] (движение); [[Билтморская Программа|Билтморская программа]]; [[Брит-Шалом|Брит-шалом]]; [[Бунд]]; [[Всемирное Рабочее Сионистское Движение|Всемирное рабочее сионистское движение]]; [[Гельсингфорсская Программа|Гельсингфорсская программа]]; [[Декларация Независимости Израиля|Декларация независимости Израиля]]; [[Закон О Возвращении|Закон о возвращении]]; [[Израильская Партия Труда|Израильская партия труда]]; [[Киббуц Галуйот|Киббуц галуйот]]; [[Киббуцное Движение|Киббуцное движение]]; [[Кнааним|Кнааним]]; [[Мессианские Движения|Мессианские движения]]; [[Минская Конференция|Минская конференция]]; [[Наторей Карта|Наторей карта]]; [[Национальная Религиозная Партия|Национальная религиозная партия]]; [[Общие Сионисты|Общие сионисты]]; [[Объединённая Еврейская Социалистическая Рабочая Партия|Объединенная еврейская социалистическая рабочая партия]]; [[Поалей Цион|Поалей Цион]]; [[Сионистская Социалистическая Рабочая Партия|Сионистская социалистическая рабочая партия]]; [[Сионистские Конгрессы|Сионистские конгрессы]]; [[Сионисты-Ревизионисты|Сионисты-ревизионисты]]; [[Сионисты-Социалисты|Сионисты-социалисты]] (Ц-С); [[Социалистическая Еврейская Рабочая Партия|Социалистическая еврейская рабочая партия]]; [[Союз Для Достижения Полноправия Еврейского Народа В России|Союз для достижения полноправия еврейского народа в России]]; [[Уганды План|Уганды план]]; [[hа-Ноар hа-Иври Акива|hа-Ноар hа-иври Акива]]; [[hа-Поэл hа-Цаир|hа-Поэл hа-цаир]]; [[hа-Шомер hа-Цаир|hа-Шомер hа-цаир]]; [[Ховевей Цион]]; [[Гистадрут hа-Овдим hа-Клалит hа-Хадаша|Гистадрут]]; [[Цеирей Цион|Цеирей Цион]]. См. также [[Израиль]].
+
-
 
+
-
Об отношении различных течений мировой политической мысли к евреям и вкладе евреев в нее см.: [[Анархизмсодержание|Анархизм]]; [[Антисемитизм]]; [[Ассимиляция]]; [[Бальфура Декларация|Бальфура декларация]]; [[Бойкот Антиеврейский|Бойкот антиеврейский]]; [[Бойкот Арабский|Бойкот арабский]]; [[Венский Конгресс|Венский конгресс]]; [[Дума Государственная|Дума государственная]]; [[Катастрофа Европейского Еврейства|Катастрофа]]; [[Коммунизм]]; [[Либерализм]]; [[Младогегельянцы]]; [[Национал-Социализм|Национал-социализм]]; [[Национальных Меньшинств Права|Национальных меньшинств права]]; [[Новые Левые|Новые левые]]; [[Нюрнбергские Законы|Нюрнбергские законы]]; [[«Окончательное Решение»|«Окончательное решение»]]; [[Омаровы Законы|Омаровы законы]]; [[«Протоколы Сионских Мудрецов»|«Протоколы сионских мудрецов»]]; [[Расизм]]; [[Социализм]]; [[«Союз Русского Народа»|Союз русского народа]]; [[Эмансипация Евреев — Уравнение Их В Правах С Остальным Населением|Эмансипация]].
+
-
 
+
-
См. также статьи об отдельных странах и персоналии, относящиеся к перечисленным выше темам.
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|13263|ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ}}
+
-
 
+
-
 
+
-
[[Категория:Еврейская философия]]
+

Текущая версия на 23:06, 30 мая 2013

  1. redirect ej:Еврейская политическая мысль
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация