Джолсон, Эл

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Звуковое кино)
(Перенаправление на ej:Джолсон, Эл)
 
(3 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:Джолсон, Эл]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|НАЗВАНИЕ=
+
-
|ПОДЗАГОЛОВОК=
+
-
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|ТЕМА=
+
-
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
+
-
|ИЗ ЦИКЛА=
+
-
|ПУБЛИКАЦИИ=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ИСТОЧНИК=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
}} 
+
-
{{Персона
+
-
|имя              = Эл Джолсон
+
-
|оригинал имени  = Al Jolson
+
-
|портрет          = Al Jolson Jazz Singer.jpg
+
-
|размер          = 220px
+
-
|описание        = С зачернённым под негра лицом в фильме «Певец джаза»
+
-
|имя при рождении = Asa Yoelson <big>אַסאַ יואלסאָן</big>
+
-
|род деятельности = Актёр театра и кино, певец
+
-
|дата рождения    = 26.5.1886
+
-
|место рождения  =  {{МестоРождения|Ковенская губерния|в Ковенской губернии}}, [[Российская империя]] {{МестоРождения|Юрбаркский район|в Юрбаркском районе}}
+
-
|гражданство      = {{USA}}
+
-
|подданство      =
+
-
|дата смерти      = 23.10.1950
+
-
|место смерти    = {{МестоСмерти|Сан-Франциско}}, [[США]]
+
-
|отец            =
+
-
|мать            =
+
-
|супруг          =
+
-
|супруга          =
+
-
|дети            =
+
-
|награды и премии =
+
-
|сайт            = [http://www.jolson.org/ Официальный сайт]
+
-
}}
+
-
'''Эл Джолсон''' ({{lang-en|Al Jolson}}; наст. имя '''Аса Йоэлсон''' (идиш - <big>אַסאַ יואלסאָן</big>); 26 мая 1886, Ковенская губерния, Российская империя — 23 октября 1950, [[Сан-Франциско]], [[США]]) — [[США|американский]] артист, певец и киноактер, стоявший у истоков популярной музыки США.
+
-
 
+
-
== Биография ==
+
-
Выдающийся шоумен родился в литовском местечке Средник и носил имя Аса Йоэлсон.
+
-
+
-
В 1891 году его отец Моше Йоэльсон, [[раввин]] и [[кантор]], поехал в [[Нью-Йорк]]. В 1894 году он смог вызвать в США свою жену Наоми и четырёх детей. Когда они приехали, он стал работать в синагоге ''Талмуд Тора'' в [[Вашингтон (округ Колумбия)|вашингтонском]] квартале Вотерфронт.<ref name=Freedland2>Freedland, Michael. ''Al Jolson'' (1972)</ref>
+
-
Написание фамилии было изменено на ''Yoelson''.
+
-
 
+
-
=== Начало артистической карьеры ===
+
-
Во время Испано-американской войны Эл с братом выступали с музыкальными ревю для солдат действующей армии.
+
-
 
+
-
С детских лет мечтая об актерской карьере, в 1899 г. Джолсон дебютировал в спектакле «Дети гетто» (по [[Зангвил, Израэл|И. Зангвилу]]), который был показан во многих городах Америки; в дальнейшем принимал участие в представлениях так называемых менестрельных передвижных групп, выступавших в жанре варьете.
+
-
 
+
-
=== Варьете-номера в гриме негра ===
+
-
В начале XX-го века Джолсон разработал фирменные черты своего сценического стиля: псевдооперную манеру исполнения, экспрессивную жестикуляцию, непринуждённое общение с аудиторией, вкрапления художественного свиста. Избрав себе амплуа артиста менестрель-шоу, он на свои выступления выходил в гриме «под негра».
+
-
 
+
-
Его лозунгом была фраза: «Вы ещё даже ничего не слышали!» («You ain’t heard nothin' yet!») К двадцатым годам вся Америка говорила о харизме молодого исполнителя; его дар установить психологический контакт с любой аудиторией отмечал в своих воспоминаниях [[Чарли Чаплин]].
+
-
 
+
-
После удачного исполнения в 1904 г. комической роли негра-санитара в скетче «Всего понемногу» Р. Шилдса Джолсон стал появляться на сцене в образе чернокожего американца. Первый большой успех пришел к актеру в 1909 г., когда он получил приглашение в одну из лучших групп Л. Докстадера, с которой в течение недели выступал в «Гранд-опера» в Нью-Йорке.
+
-
 
+
-
В 1911 г., сыграв в бродвейском шоу «Прекрасный Париж» комическую роль приехавшего в Европу чернокожего аристократа, Джолсон стал звездой американской эстрады. Критика называла его артистом-медиатором, который, объединив в своем творчестве традиции различных этнических групп, способствовал созданию уникальной космополитической культуры Нью-Йорка.
+
-
[[File:Jolson 1916.jpg|thumb|left|Эл Джолсон, 1916]]
+
-
Исследователь вклада евреев в американское искусство М. Александер определяет деятельность Джолсона как культурную революцию, совершенную одиночкой, сумевшим превратить комические спектакли-ревю в высокое театральное искусство.
+
-
{|align=right
+
-
|{{Listen
+
-
|filename=Al Jolson, George Gershwin, Irving Caesar, Swanee 1920.ogg
+
-
|title=Swanee
+
-
|description=Хит Эла Джолсона 1920 года - песня [[Гершвин, Джордж|Джорджа Гершвина]] и  [[Кайзер, Ирвинг|Ирвинга Кайзера]] "Свони", написанная в 1919 году.
+
-
|format=Ogg}}
+
-
|}
+
-
В 1920-е годы шоу и мюзиклы Джолсона (некоторые из них на музыку [[Гершвин, Джордж|Джорджа Гершвина]]) слыли одной из главных изюминок нью-йоркского [[Бродвей|Бродвея]]. Его представления — впервые в истории театра — прерывались криками восторга со стороны аудитории, продолжительность которых достигала сорока пяти минут, а отдельные песни (такие как «Avalon») исполнялись в дальнейшем многими другими артистами. Например стоит отметить их совместную работу с юной испанской певицей ''Кончей Пикер''.
+
-
 
+
-
=== Песни ===
+
-
Джолсон считался непревзойденным исполнителем эстрадной песни, его умение «сыграть» песню и мастерство драматического интонирования не имели себе равных.
+
-
 
+
-
В 1910–20-х гг. он играл ведущие роли в бродвейских мюзиклах «Робинзон Крузо» (1916), «Синдбад» (1918), «Бомбо» (1921), «Большой мальчик» (1925) и др.; исполненные им в фольклорно-джазовой манере песни «Моя мамочка», «Куда субботним вечером отправляются Робинзон Крузо и Пятница» и др. стали шлягерами американской эстрады.
+
-
 
+
-
Джолсон был среди первых звезд звукозаписи: в декабре 1911 года в продажу поступила его первая пластинка. Уже в 1912 г. его пластинки расходились миллионными тиражами. Точное число и объёмы продаж его пластинок до сих пор не установлены.
+
-
 
+
-
=== Звуковое кино ===
+
-
[[Файл:The Jazz Singer.gif|250px|right|thumb|Афиша "Певца джаза"]]
+
-
В 1927 г. Джолсон дебютировал в первом звуковом фильме "Певец джаза" (режиссер А. Кросленд), где сыграл роль еврейского певца, ставшего звездой американского джаза. В сюжете были использованы некоторые факты биографии Джолсона.
+
-
 
+
-
Фильм по кассовым сборам обошёл лучшие образцы немого кино. Несмотря на название ленты, к джазу джолсоновская манера пения имела весьма опосредованное отношение — источником его вдохновения был водевиль рубежа веков.
+
-
 
+
-
Фильм, построенный на контрасте между скорбной и торжественной еврейской литургической музыкой и негритянскими спиричуэлс и джазом, стал поводом для общественной дискуссии о расизме, проблемах сохранения национальной культуры и ассимиляции.
+
-
 
+
-
Многие обращали внимание на сходство минорных тонов еврейской музыки и негритянских мелодий. Другие утверждали, что парадоксальное стремление еврейского артиста превратиться в чернокожего певца выражало желание значительной части еврейской молодежи преодолеть национальную замкнутость и стать американцами.
+
-
 
+
-
Споры вокруг фильма и его центрального персонажа сделали Джолсона символической фигурой американской еврейской культуры.
+
-
[[Файл:With Patton.JPG|250px|left|thumb|С генералом Паттоном]]
+
-
Звездой американского кино Джолсон стал после фильма «Поющий дурачок» (1928, режиссер Л. Бэкон).
+
-
 
+
-
В 1930-е гг. актер почти не появлялся на театральной сцене, основным местом деятельности Джолсон был Голливуд, где снимались киноверсии его бродвейских мюзиклов. Трагикомический скетч Джолсона «На осле в небеса» в фильме «Волшебный бар» (1934, режиссер Л. Бэкон) был признан шедевром актерского искусства.
+
-
 
+
-
В 1932 г. Джолсон создал собственную радиопрограмму. В тридцатые годы выступления с зачернённым гримом лицом вышли из моды: сторонников этой техники обвиняли в латентном расизме. В 1940 стареющий Джолсон ушёл с бродвейских подмостков работать на радио.
+
-
 
+
-
=== Во время Второй мировой войны и после неё ===
+
-
В годы [[Вторая мировая война|Второй мировой войны]] он первым поехал выступать перед американскими солдатами на фронте. Под конец войны певец заболел малярией и должен был прекратить фронтовые гастроли.
+
-
[[Файл:JolsonSingerPoster.JPG|250px|right|thumb|Афиша фильма]]
+
-
Новый виток его славы был связан с выходом фильмов «История Джолсона («The Jolson Story»)» (1946, режиссер А. Грин) и «Джолсон снова поет» (1949, режиссер Г. Левин), где в роли Джолсона снялся Л. Паркс, а песни прозвучали в исполнении самого Джолсона.
+
-
 
+
-
Исполнитель роли Джолсона в фильме «The Jolson Story» был представлен к премии «Оскар».
+
-
 
+
-
В начале войны в Корее Джолсон снова поехал петь для солдат. Он дал 42 концерта за 16 дней.<ref>Abramson, Martin, The Real Story of Al Jolson. 1950.</ref> Один из мостов на театре военных действий (на реке Хан) американские солдаты назвали мостом Эла Джолсона.
+
-
Амфитеатр в Корее, где проходили его концерты, назвали "Чаша Эла Джолсона".<ref>Livingstone, Mary. Jack Benny, Doubleday (1978) pp. 184–185</ref>
+
-
 
+
-
Вернувшись из Кореи в 1950 году, Джолсон согласился участвовать в новом фильме "Звёзды и полосы навсегда". Но через две недели после этого он скончался от обширного сердечного приступа.
+
-
 
+
-
Государственный секретарь США Джордж Маршалл передал его семье Медаль за заслуги, которую Джолсон не успел получить сам.
+
-
[[Файл:Jolson-Korea.jpg|250px|left|thumb|Концерт для солдат Объединённых Наций на фронте в Корее]]
+
-
[[Файл:Marshall-giving-medal-of-merit.jpg|250px|right|thumb|Вручение медали семье Джолсона]]
+
-
На аллее славы Голливуда имеются три звезды в память о «величайшем эстрадном артисте мира», как величала Джолсона американская пресса. За вклад в развитие индустрии кино - 6600, за вклад в развитие идустрии радио - 6700, и за вклад в развитие индустрии музыки - 1700.
+
-
[[Файл:Jolson Way.jpg|250px|left|thumb|Улица Эла Джолсона в Нью-Йорке]]
+
-
Именем Эла Джолсона названа одна из улиц Нью-Йорка. В 1944 году выпущена серия почтовых марок в память о нём.
+
-
 
+
-
== Личная жизнь ==
+
-
Джолсон имел консервативные политические взгляды и поддерживал республиканских политиков (Кулиджа, Хардинга).
+
-
 
+
-
Единственным исключением была избирательная кампания 1932 года, когда он поддержал [[Рузвельт, Франклин Делано|Рузвельта]].<ref>Oberfirst, Robert, Al Jolson, You Ain't Heard Nothin' Yet, (1980) Barnes & Co., London</ref>
+
-
 
+
-
С 1928 по 1939 год Эл Джолсон был женат на актрисе Руби Килер. У них был сын - Эл Джолсон младший. Руби Килер ушла от него.
+
-
 
+
-
В 1944 году он встретил в военном госпитале Эрли Джелбрайт, а в марте 1945 года женился на ней. У них было два дочери, Аса (1948) и Алисия (1949).<ref>[http://www.musicals101.com/jolsonbio.htm Kenrick, John. "Al Jolson: A Biography" Musicals101.com. 2003.]</ref>
+
-
 
+
-
== Интересные факты ==
+
-
* Эл Джолсон — любимый актёр Чарльза Монтгомери Бёрнса из мультсериала «Симпсоны». Этот персонаж верит, что Эл Джолсон жив до сих пор.
+
-
* Джолсон был один из наиболее старых исполнителей, ездивших на фронт петь для солдат во время [[Вторая мировая война|Второй мировой войны]]. К началу вступления США в войну Джолсону было 55 лет.
+
-
 
+
-
== Источники ==
+
-
{{Commonscat|Al Jolson}}
+
-
* КЕЭ, том Доп.3, кол. 143–144
+
-
* [http://en.wikipedia.org/wiki/Al_Jolson Статья "Al Jolson" в английском разделе Википедии]
+
-
* Young, Jordan R. (1999). The Laugh Crafters: Comedy Writing in Radio & TV's Golden Age. Beverly Hills: Past Times Publishing. ISBN 0-940410-37-0.
+
-
 
+
-
== Примечания ==
+
-
<references/>
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|11424|ДЖОЛСОН Эл}}
+
-
 
+
-
[[Категория:Евреи в США/Канаде]] 
+
-
[[Категория:Кино]]
+
-
[[Категория:Актёры по алфавиту]]
+
-
[[Категория:Вторая мировая война]]
+

Текущая версия на 23:00, 30 мая 2013

  1. redirect ej:Джолсон, Эл
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация