м |
|
(2 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Шмуэль бен Меир (РАШБАМ)]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=25.08.2011
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | '''Шму́эль бен Ме́ир''' ('''Рашбам''', רַשְׁבַּ"ם; родился где-то в первой половине 1080-х гг., Рамрю, Северная Франция, – умер, по-видимому, в 1158 г. /по другим сведениям, возможно, в 1174 г./), комментатор [[ТАНАХ|Библии]] и [[Талмуд]]а, грамматик.
| + | |
- | | + | |
- | == Биография ==
| + | |
- | Сын одного из первых [[Тосафот|тосафистов]], ученика и зятя [[Раши]], старший брат [[Там Яаков бен Меир|Я‘акова бен Меира Тама]], крупнейшего [[Ѓалаха|hалахиста]] XII в.
| + | |
- | | + | |
- | Начал учиться под руководством отца; на протяжении ряда лет посещал [[Йешива|иешиву]] [[Раши]] в Труа. Изучал также светские дисциплины и, возможно, знал [[латынь]]; зарабатывал на жизнь овцеводством и виноградарством. Отличался необычайной религиозностью и скромностью, но свое мнение всегда твердо отстаивал, не боясь вступать в дискуссию даже с [[Раши]], который неоднократно соглашался с его аргументами, после чего вносил соответствующие исправления в свои сочинения. Шмуэль бен Меир участвовал и в [[Диспуты|диспутах]] с христианами.
| + | |
- | | + | |
- | == Труды Шмуэля бен Меира ==
| + | |
- | Главный труд Шмуэля бен Меира — комментарий к [[ТАНАХ|Библии]]. Он охватывал, по всей видимости, все книги еврейского канона, однако до наших дней в более или менее полном виде дошел лишь комментарий к [[Тора|Пятикнижию]] (впервые издан Д. Розином, Бреслау, 1880).
| + | |
- | | + | |
- | Отрывки из комментариев Шмуэля бен Меира к другим частям [[ТАНАХ|Библии]] цитируются в работах позднейших авторов, наиболее часто — в «Аругат ха-Босем» Аврахама бен Азриэля (XIII в.). Некоторые из этих фрагментов (комментарии к [[Эстер (библейская книга)|книге Эсфирь]], [[Рут (Руфь), библейская книга|Руфь]] и [[Плач Иеремии]]) были опубликованы [[Еллинек, Адольф|А. Еллинеком]] (Лейпциг, 1855; комментарии к [[Эклесиаст]]у и [[Песнь Песней|Песни Песней]], также приписанные Еллинеком Шмуэлю бен Меиру, ему не принадлежат).
| + | |
- | | + | |
- | == Методы Шмуэля бен Меира ==
| + | |
- | Шмуэль бен Меир строго придерживается буквального толкования [[ТАНАХ|Библии]] ([[Пшат и драш|пшат]]) и отвергает интерпретации всех своих предшественников (включая [[Раши]]) как методологически несовершенные. Вместе с тем он строит свой комментарий как дополнение к комментарию [[Раши]] и время от времени ограничивается ссылкой на него (особенно в тех случаях, когда он дает буквальное толкование).
| + | |
- | | + | |
- | Комментарий Шмуэля бен Меира четок и лаконичен; он всегда приводит только одно объяснение, рассматривая, как правило, содержание стиха и его грамматические особенности. При грамматическом анализе Шмуэль бен Меир опирается на сочинения [[Ибн Сарук Менахем бен Яаков|Менахема Ибн Сарука]] и [[Дунаш бен Лабрат|Дунаша бен Лабрата]], нередко полемизируя с ними. В отличие от [[Раши]], он исходит из предположения, что употребление термина в [[мишна]]итском [[иврит]]е не может служить основой для реконструкции его значения в [[ТАНАХ|Библии]], однако временами отступает от этого принципа. Аргументируя свои толкования, Шмуэль бен Меир принимает во внимание [[Кантилляция|кантилляцию]]; подобно [[Раши]], он зачастую переводит [[ТАНАХ|библейские]] лексемы на старофранцузский язык.
| + | |
- | | + | |
- | Для Шмуэля бен Меира характерно стремление максимально точно выверить текст [[ТАНАХ|Библии]] путем сличения различных рукописей, как [[ашкеназ]]ского, так и [[сефард]]ского происхождения. В отдельных случаях он даже вносит поправки в каноническую [[Масортим|масоретскую]] версию, опираясь при этом как на текстологический анализ, так и на собственное понимание фрагмента.
| + | |
- | | + | |
- | Шмуэль бен Меир широко использует [[Мишна|Мишну]], [[Гемара|Гемару]], сборники [[Ѓалаха|hалахических]] и [[Агада|агадических]] [[мидраш]]ей, [[Онкелос и Аквила|Таргум Онкелос]]; он дважды ссылается на [[Вульгата|Вульгату]], но отвергает содержащиеся в ней интерпретации. Шмуэль бен Меир — первый еврейский комментатор, открыто противостоящий попыткам истолковать [[ТАНАХ|Библию (Танах)]] в соответствии с догматами христианства; этим, вероятно, объясняется его отрицательное отношение к аллегорическим трактовкам (он регулярно предваряет свои объяснения фразой «в соответствии с буквальным пониманием текста и вопреки сектантам»).
| + | |
- | | + | |
- | == Комментарии к Талмуду ==
| + | |
- | Как и другие ученики [[Раши]], Шмуэль бен Меир продолжил после его смерти работу над комментарием к [[Талмуд]]у, составив, в частности, пространные и обстоятельные пояснения к трактатам Бава Батра (начиная с листа 29а) и Псахим (глава 10). Некоторые ученые приписывают ему анонимные комментарии к нескольким коротким трактатам, однако имеющиеся свидетельства не подтверждают эту атрибуцию. [[Тосафот]] Шмуэля бен Меира к различным частям [[Талмуд]]а (например, к главе 3 трактата Макот) известны лишь благодаря цитатам и ссылкам в позднейших рукописях. Многочисленные фрагменты из тосафот Шмуэля бен Меира к трактату [[Пиркей Авот]] приводятся, в частности, в [[Махзор]]е Витри.
| + | |
- | | + | |
- | Шмуэль бен Меир был первым [[ашкеназ]]ским комментатором [[Талмуд]]а, широко использовавшим [[Ѓалаха|hалахический]] кодекс [[Альфаси, Ицхак|Ицхака Алфаси]]. Лингвистические принципы Шмуэля бен Меира изложены в его «Сефер дайкут» («Грамматике»). Комментарии Шмуэля бен Меира к [[Пиют|литургической поэзии]], упоминаемые в некоторых рукописях, не сохранились.
| + | |
- | | + | |
- | == Источники ==
| + | |
- | {{ElevenCopyRight|14864|Шмуэль бен Меир}}
| + | |
- | | + | |
- | <!-- Перевести http://he.wikipedia.org/wiki/%D7%A8%D7%A9%D7%91%22%D7%9D
| + | |
- | -->
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:История еврейского народа]]
| + | |
- | [[Категория:Комментаторы ТаНаХа]]
| + | |
- | [[Категория:Комментаторы Талмуда]]
| + | |
- | [[Категория:Иудаизм]]
| + | |
- | [[Категория:Персоналии:Иудаизм]]
| + | |
- | [[Категория:Иудаизм во Франции]]
| + | |
- | [[Категория:Раввины Франции]]
| + | |
- | [[Категория:История евреев Франции]]
| + | |
- | [[Категория:История евреев в средневековье]]
| + | |
- | [[Категория:Евреи и иудаизм по странам]]
| + | |
- | [[Категория:Евреи в Европе]]
| + | |
- | [[Категория:Иврит]]
| + | |