м |
|
(1 промежуточная версия не показана) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Лурия Шломо бен Йехиэль (Маhаршал)]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |АВТОР1=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |АВТОР3=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ПРОЕКТ=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | |ПОДТЕМА=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=05/12/2010
| + | |
- | }}
| + | |
- | '''Лу́рия Шломо бен Йехиэль''' (Luria; родился, по-видимому, в 1510 г., Познань?, – умер в конце 1573, Люблин) - [[поским|законоучитель]] и комментатор [[Талмуд]]а.
| + | |
- | | + | |
- | Известен преимущественно как Рашал ({{lang-he|}} רַשַׁ"ל) или Маhаршал ({{lang-he|}} מַהֲרְשַׁ"ל) — акроним словосочетания "морену hа-рав Шломо Лурия".
| + | |
- | | + | |
- | == Биография ==
| + | |
- | Осиротев в раннем детстве, Лурия воспитывался у деда по матери, эрудированного талмудиста Ицхака Клойбера. Позднее его занятиями руководил раввин города [[Острог]] и глава местной [[йешива|иешивы]] Калонимус бен Яков Хаберкастн, на дочери которого Лурия женился.
| + | |
- | | + | |
- | Уже в молодости Лурия прославился ученостью, и многие [[раввин]]ы, в том числе и из-за рубежа, с той поры стали обращаться к нему за решением вопросов в области [[Галаха|Галахи]].
| + | |
- | | + | |
- | В 1539 г. Лурия занимал пост раввина в [[Брест]]-Литовске, но, по некоторым сведениям, и до этого был раввином в разных общинах [[Литва|Литвы]]. В 1550 г. он был приглашен в Острог занять должность тестя, переселившегося в этот город. Затем переехал в [[Люблин]], где оставался до конца жизни, возглавлял основанную [[Шалом Шахна|Шаломом Шахной бен Иосефом]] йешиву.
| + | |
- | | + | |
- | Из-за разногласий с сыном последнего покинул эту иешиву и в 1567 г. основал с особого разрешения властей свою собственную иешиву, в которой вел преподавание по особой методике.
| + | |
- | | + | |
- | == Методика Маhаршаля ==
| + | |
- | Шломо Лурия выделялся уникальной для своего времени независимостью в толковании галахических постановлений и своеобразием методов критического сопоставления комментаторского и галахического материала с талмудическими источниками. Обнаруживая исключительную глубину мысли, он противился изощренной казуистике ''[[пилпул]]я'', распространенной в то время в йешивах Польши, особенно в иешиве Шалома Шахны. В своей иешиве Лурия применял пилпул лишь в педагогических целях. Его решения признавались большинством авторитетов, с которыми он переписывался и обменивался [[респонс]]ами. | + | |
- | | + | |
- | Однако необычайной твердостью в отстаивании своего мнения, резкими суждениями как о современниках, так и о предшественниках, а также публичным порицанием ученых-ригористов, которые, по его мнению, слишком строго толковали [[Галаха|Галаху]] из корыстных побуждений, Лурия нажил много врагов.
| + | |
- | | + | |
- | Не менее настойчиво Лурия выступал против конкретных решений проблем, приводимых [[Йосеф Каро|Йосефом Каро]] в его капитальном труде «[[Бет Йосеф]]» («Дом Иосефа», 1555), достоинства которого не отрицал, но отвергал метод автора, разрешавшего спорные вопросы по большинству голосов авторитетных кодификаторов и не считавшегося ни с мнением [[тосафот|тосафистов]], ни с толкованием более поздних ученых Германии и Франции. Сокращенную версию «Бет Иосеф» — кодекс [[Шулхан Арух ]]— Лурия вообще не упоминает, хотя едва ли мог не знать ее.
| + | |
- | | + | |
- | == Труды ==
| + | |
- | Огромная эрудиция и широта интересов Лурии отразились в составленных им глоссах, комментариях и уточнениях текста к первым тогда печатным изданиям Талмуда, в исследованиях постановлений галахических сводов (от [[Маймонид]]а до [[Каро, Йосеф|Йосефа Каро]]), вопросов литургии, проблем иврита и каббалы, к которой он склонялся.
| + | |
- | | + | |
- | Лурия был ярым противником изучения философии и ожесточенно спорил об этом со своим свояком [[Иссерлес, Моше|Моше Иссерлесом]], с которым, впрочем, очень дружил.
| + | |
- | | + | |
- | Из трудов Лурии до нас дошли: «Ям шел [[Шломо]]» («Соломоново море»), задуманный как свод всего галахического материала Вавилонского [[Талмуд]]а, но после выхода в свет «[[Бет Иосеф]]» Лурия придал ему форму комментариев ко многим трактатам Талмуда (издан в 1616–18 гг.); «Хохмат Шломо» («Соломонова мудрость», 1582 г. или 1587 г.) — глоссы и краткие примечания к тексту Талмуда; «Аммудей Шломо» («Соломоновы столпы», 1600) — комментарии к «Сефер мицвот гадол» («Большая книга заповедей») [[Моше Бен Яаков Из Куси|Моше бен Яакова из Куси]]; «Иериот Шломо» («Соломоновы завесы», 1609) — глоссы на комментарии [[Раши]] к Торе и комментарии [[Мизрахи, Элияху|Э. Мизрахи]] к этому труду; «Атерет Шломо» («Соломонов венец», 1599) — комментарии к книге «Шаарей Дура» («Врата Дюрена», 1539) Ицхака бен Меира из Дюрена (вторая половина 13 в.); «Респонсы» (1574–75), содержащие также ценные сведения о культурной и общинной жизни польского и литовского еврейства 16 в., статусе раввината и его моральном уровне, а также хронологические данные о еврейских ученых 10–14 вв.
| + | |
- | | + | |
- | Среди многочисленных учеников Лурии особую известность получили [[Яффе, Мордехай Бен Аврахам|Мордехай Яффе]] и видный [[посек]] [[Фалк, Йеhошуа|Йеhошуа Фалк]](1555–1614).
| + | |
- | | + | |
- | == Источники ==
| + | |
- | {{ElevenCopyRight|12512|ЛУРИЯ Шломо бен Иехиэль}}
| + | |
- | [[Категория:Категории для дальнейшего уточнения:Гаоны:Ришоним:Ахроним]]
| + | |