м |
|
(2 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Олам hа-Ба ("Грядущий мир")]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | {{также|Мессианская эра|Рай}}
| + | |
- | | + | |
- | '''Олам hа-Ба''' (הָעוֹלָם הַבָּא, [hа]-олам hа-ба — буквально `грядущий мир`, в противоположность [hа]-олам hа-зе — буквально `этот мир`), "райское существование", ожидающее человека после окончания земной жизни, немедленно или в отдаленном будущем.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Рай для всех достойных людей ==
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | Согласно концепции, сформулированной в главе 10 трактата Санhедрин, все евреи (за исключением некоторых случаев особо тяжких преступлений) попадут в ''олам hа-ба''. По мнению рабби [[Иехошуа Бен Ханания|Иехошуа бен Ханании]], праведники других народов также будут там (Тос. 13:2).
| + | |
- | | + | |
- | Еврейские представления об олам hа-ба относятся к области [[Аггада|Аггады]] и потому весьма неопределенны. Поэтому само понятие олам hа-ба не поддается точному определению, ибо остается неясным, идет ли речь об окончательном состоянии человека или о промежуточном периоде между смертью и помещением души в [[Ад|ад]] или [[Рай|рай]] после Страшного суда (Бр. 28б). Нет также однозначного ответа на вопрос, где находится душа в период между телесной смертью и воскресением.
| + | |
- | | + | |
- | == Первые упоминания в апокрифах и в талмудическо литературе ==
| + | |
- | | + | |
- | Наиболее ранний источник, в котором встречается выражение олам hа-ба — книга Эноха 71:15 (см. [[Апокрифы И Псевдоэпиграфы|Апокрифы и псевдоэпиграфы]]), относящаяся к эллинистическому периоду (4–2 вв. до н. э.). Синонимом выражения ''олам hа-ба'' иногда служит ''атид лаво'' (`грядущее`).
| + | |
- | | + | |
- | В этих источниках выражение ''олам hа-ба'' относится к окончательному порядку вещей, который начнется с [[Воскресение Из Мёртвых|воскресения из мертвых]] и Страшного суда; переходным периодом между нынешним порядком вещей и ''олам hа-ба'' будет время [[Мессия|Мессии]], иемей машиах (Зв. 118б; Тосеф., Ар. 2:7 и 13б).
| + | |
- | | + | |
- | Согласно мнению жившего в Эрец-Исраэль аморы (см. [[Амораи]]) рабби [[Иоханан Бар Наппаха|Иоханана бар Наппахи]], будущий золотой век, о котором говорили библейские пророки, — это только время Мессии, а об олам hа-ба сказано «никакое око не видело» (Ис. 64:3; русский перевод 64:4). Однако старший современник рабби Иоханана, вавилонский амора [[Шмуэль Ярхинаа|Шмуэль]] (Мар) полагал, что единственное отличие мессианской эры от нынешней будет заключаться в освобождении Израиля от чужеземного ига, и потому новый порядок вещей наступит только после окончания мессианской эры (ср. Санхедрин, 99а; Бр. 34б).
| + | |
- | | + | |
- | == Олам hа-Ба и воскресение из мертвых ==
| + | |
- | | + | |
- | Кардинальная эсхатологическая (см. [[Эсхатология]]) доктрина олам hа-ба в [[Иудаизм|иудаизме]] состоит в вере в воскресение из мертвых. Она в значительной мере основана на видении пророка [[Иехезкель|Иехезкеля]] (глава 37), однако первое недвусмысленное упоминание о воскресении из мертвых в Библии содержится в Дан. 12:2: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление». Вера в воскресение упоминается среди догм в начале главы 10 талмудического трактата Санхедрин (см. [[Талмуд]]): «Тот, кто говорит, что воскресение мертвых не подкрепляется Торой, не получит доли в олам hа-ба».
| + | |
- | | + | |
- | Согласно [[Иосиф Флавий|Иосифу Флавию]] (Война 2:8, 14; Древ. 18:1, 4), этот вопрос был одним из основных пунктов, по которому расходились мнения [[Фарисеи|фарисеев]] и [[Саддукеи|саддукеев]]: последние считали, что душа умирает вместе с телом, и интерпретировали соответствующие стихи Иехезкеля (37:5 и следующие) как символическое видение, а не как предсказание реального воскресения из мертвых (Санх. 90б).
| + | |
- | | + | |
- | В более древних книгах Писания человек после смерти спускается в шеол (`преисподнюю`), который подобен могиле (ср. Быт. 37:35). [[Исайя]] (14:3–21; 26:19) и Иехезкель (31:15–18; 32:17–32) изображают шеол как мрачное, угрюмое место, где обитают тени. В книге [[Иов|Иова]] (17:13–16) — это царство червей и разложения, и у Иова нет ни малейшей надежды на воскресение: «Так человек ляжет и не встанет; до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего» (14:12). [[Воздаяние]], которое Библия обещает человеку за его поступки (например, Втор. 13, 18–19; 14:29; Иер.3:10 и далее), как отмечал уже [[Саадия Гаон|Саадия Гаон]], полностью относится к этой жизни.
| + | |
- | | + | |
- | Талмудическая литература, на основании Олам hа-Ба, примиряет реальность страданий праведника (см. [[Праведность]]) с идеей Божественной справедливости. Рабби Яаков (танна, 2 в.) сказал: «Нет награды за добродетель в этом мире» (Кид. 39б), а рабби [[Тарфон]] утверждал, что вознаграждение тем, кто посвятил себя изучению Торы, отложено на будущее (Авот 2:16).
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Представления о Олам hа-Ба ==
| + | |
- | | + | |
- | Вавилонский амора [[Рав]] (начало 3 в.) полагал, что существование, которое ведет человек в олам hа-ба, совершенно отлично от нынешнего: «Там не едят и не пьют, не зачинают детей, не заключают сделок, не завидуют, не ненавидят и не враждуют. Единственное занятие праведников — восседать с венцами на головах и наслаждаться светом Божьего присутствия» (Бр.17а). Однако большинство законоучителей той эпохи верили в то, что души возвращаются в воскресшие тела и мертвые восстают из могил (Кт. 111б).
| + | |
- | | + | |
- | Такого же мнения придерживались Саадия Гаон и [[Маймонид]], включивший телесное воскресение мертвых в число своих тринадцати догматов веры (хотя в «Наставнике колеблющихся» он говорит только о бессмертии бесплотной души, обходя молчанием телесное возрождение).
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Концепция мученичества в Средневековье ==
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | В средние века концепция олам hа-ба была тесно связана с концепцией мученичества и [[Киддуш hа-Шем|Киддуш hа-Шем]]: считалось, что погибшие во славу имени Божьего получают особое место рядом с Ханной (см. [[Ханна И Семеро Сыновей|Ханна и семеро сыновей]]), рабби [[Акива|Акивой]], рабби Тарфоном и другими еврейскими мучениками. С особой силой эта связь чувствовалась евреями [[Германия|Германии]] во время [[Крестовые Походы|крестовых походов]], сопровождавшихся уничтожением целых еврейских общин. [[Марраны]] в [[Испания|Испании]] считали, что тем, кто был сожжен [[Инквизиция|инквизицией]] за тайное соблюдение законов иудаизма, уготовано особое место в раю.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|13061|ОЛАМ hа-БА}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Идеи иудаизма]]
| + | |