Подолия - еврейская община
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) (→Двадцатый век) |
Architect (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Подолия (местность на Украине) - еврейская община» в «Подолия - еврейская община») |
||
(2 промежуточные версии не показаны) | |||
Строка 106: | Строка 106: | ||
[[Категория:Регионы и страны]] | [[Категория:Регионы и страны]] | ||
+ | [[Категория:История евреев России/Украины]] | ||
+ | [[Категория:Холокост в Украине]] |
Текущая версия на 02:28, 30 сентября 2012
Источник: | ||||||||
|
Подолия (Подолье, или Подольская земля), историческая область на юго-западе Украины.
С 1569 г. в составе Польского королевства (см. Польша) как Подольское и Брацлавское воеводства.
В результате первого раздела Польши (1772) часть Подолии (Червоноградский повет) перешла к Австрии, оставшаяся часть в 1793 г. по условиям второго раздела Польши перешла к России.
В 1796 г. из отошедших к России земель Подолии была образована Подольская губерния, просуществовавшая до 1925 г. В настоящее время бывшая территория Подолии входит в состав Винницкой, Хмельницкой, Одесской, частично Николаевской и Кировоградской областей Украины.
Содержание |
Первые упоминания
Первые упоминания о пребывании евреев в Подолии относятся к середине 13 в., а о еврейских общинах — к 1517 г. (см. Меджибож).
В 1569 г. в Подолии проживало около 750 евреев, в начале 1640-х гг. — около четырех тысяч, и насчитывалось 18 еврейских общин, крупнейшие из которых были в Меджибоже, Немирове, Тульчине и Баре.
Еврейское население не подвергалось гонениям, хотя часть администрации и населения возражала против проживания евреев в Подолии под предлогом близости к границе с Османской империей (см. Турция).
Семнадцатый век
Во время Тридцатилетней войны (1618–48) в Подолию иммигрировали немецкие евреи. В 1648 г. повстанцами Б. Хмельницкого были уничтожены еврейские общины Немирова, Тульчина, Бара и другие.
Тысячи евреев Подолии и прочих районов Украины бежали в Каменец-Подольский, укрепления которого выдержали атаки казаков в 1648 г. и 1652 г.
В период турецкого господства в Подолии (1672–99) положение евреев стабилизировалось, их численность увеличилась.
Восемнадцатый век
Условия снова ухудшились при переходе Подолии к Польше, однако в 1713 г. Август II предоставил евреям Подолии все права, какие имели евреи в остальных частях Польши.
По польским переписям, в 1765 г. в Подолии проживало 38 356 евреев, в 1787 г. — 25 438. Основными занятиями были торговля и аренда.
В Подолии получили большое распространение мессианские движения Саббатая Цви и Я. Франка.
В Подолии же зародился хасидизм, основатель которого Исраэль бен Элиэзер Баал-Шем-Тов родился в подольском местечке Окуп и жил в Меджибоже; в Брацлаве была резиденция основателя так называемого брацлавского течения в хасидизме Нахмана из Брацлава.
В это же время в Подолии получили распространение идеи Хаскалы.
Девятнадцатый век
В 1847 г. еврейское население составляло около 165 000 человек, в 1897 г. — 370 612 человек (12,3% всего населения). Из них в городах проживало 102 808 человек, в местечках — 222 877, в деревнях — 54 847.
В губернии насчитывалось 88 городов и местечек с еврейским населением свыше тысячи человек. Крупнейшие еврейские общины были в следующих городах: Каменец-Подольский, Балта, Могилев-Подольский, Винница, Проскуров (см. Хмельницкий), Тульчин.
Во время погромов 1881–82 гг. еврейские общины сильно пострадали, особенно кровавым был погром в Балте. Погромы, а также введение «Временных правил»» (1882) вызвали усиленную эмиграцию евреев Подолии.
Конец девятнадцатого – начало двадцатого века
В 19 в. – начале 20 в. 47% еврейского населения Подолии было занято в торговле, 30% — в промышленности и ремеслах, 2% еврейского населения — в сельском хозяйстве; насчитывалось 16 еврейских земледельческих поселений.
Евреям принадлежало 157 фабрик (из 738), в основном мелких. В губернии была 41 еврейская школа, 7 профессиональных школ, 972 хедера.
В конце 19 в. в различных городах Подолии организовывались кружки Ховевей Цион, сионистские группы (см. Сионизм).
В начале 20 в. действовали отделения различных еврейских партий: Бунда, Поалей Цион и другие.
Двадцатый век
Во время Первой мировой войны в Подолию прибыло большое число евреев, бежавших или изгнанных русским командованием из районов боевых действий.
В Подолии были открыты школы для детей беженцев. По еврейскому национальному списку в Учредительное собрание от Подольской губернии был избран А. Гольдштейн (1884–1949).
В годы гражданской войны в Подолии еврейских погромов было больше, чем во многих других областях Украины.
В 1918–21 гг. было 164 погрома, устроенных различными силами, из них 125 – украинскими националистами.
Наиболее кровавыми были погромы в Проскурове (Хмельницкий) 15 февраля 1919 г. (1650 убитых) и в Фельштине (Гвардейское) 16 февраля (485 убитых), в которых участвовали регулярные части петлюровской армии под командованием атамана Семесенко.
Во многих населенных пунктах еврейская самооборона смогла предотвратить ряд погромов, например, в Голованевске.
После установления советской власти религиозно-общинная жизнь евреев всячески подавлялась, хотя в 1920-х гг. еще развивалась культура на идиш (издавались газеты, работали еврейские школы, техникумы, библиотеки).
В Подолии было много групп организации Хе-Халуц, действовали различные учебные хозяйства, в которых готовили халуцим к жизни в Эрец-Исраэль. В 1926 г. на территории бывшей Подольской губернии проживал 374 481 еврей.
Немецкая оккупация
Подолия была захвачена немцами и румынами вскоре после вторжения на территорию Советского Союза.
Большая часть Подолии была передана Румынии и вошла в состав Транснистрии. Северо-западная часть Подолии оказалась в зоне немецкой оккупации.
Немцы создали гетто в Виннице, Каменец-Подольском, Хмельницком, Брацлаве и других местах; в 1941–42 гг. обитатели многих гетто были убиты.
Тех, кто бежал в Транснистрию, местное население выдавало немцам, и лишь незначительная часть евреев спаслась.
В 1970-х гг. на территории Подолии проживали тысячи евреев. В 1970–80-х гг. в некоторых небольших городах и поселках молитвенные дома располагались в квартирах, были и синагоги в одноэтажных маленьких домах.