- | {{ElevenConsolidate| or [[Хайон, Нехемия]]}}{{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Хайон, Нехемия Хия Бен Моше]] |
- | '''Хайон, Нехемия Хия Бен Моше''' (1655? – 1730?), каббалист (см. [[Каббала]]) саббатианского толка (см. [[Саббатай Цви]]). Хайон был противоречивой личностью, и потому сведения о его жизни изобилуют разноречивыми оценками. Отец Хайона родился и жил в [[Сараево]] (Босния); отправившись в Эрец-Исраэль, он несколько лет провел в [[Египет|Египте]], где и родился Хайон. Ребенком Хайон был привезен в Эрец-Исраэль, жил в [[Шхем|Шхеме]] и [[Иерусалим|Иерусалиме]]. В возрасте 18 лет вместе с отцом вернулся в Сараево, где вскоре женился. Оппоненты Хайона утверждали, что с этого времени он стал известен своими авантюрами. Хайон разъезжал по Балканам, несколько лет прожил в Белграде вплоть до захвата города Австрией в 1688 г. Возможно, он сопровождал отца во время его миссии в [[Италия|Италию]] для выкупа белградских пленников (см. [[Пленных Выкуп|Пленных выкуп]]). По некоторым свидетельствам, в 1691 г. Хайон находился в Ливорно. Позднее, по рекомендации одного из главных раввинов [[Салоники|Салоник]], он стал членом раввината Скопье (Македония). Около 1695 г. Хайон вернулся в Эрец-Исраэль, несколько лет жил в Шхеме. Овдовев, Хайон женился на дочери одного из ученых [[Цфат|Цфата]].
| + | |
- | С молодых лет Хайон увлекался каббалой и был хорошо знаком с саббатианством. Каббалистическое учение Хайона избегает темы мессианства Саббатая Цви (см. [[Мессия]]), однако основывается на саббатианских принципах. Хайон объявил себя автором приписываемой Саббатаю Цви его последователями брошюры «Раза демехейманута» («Тайна веры»). Он изменил название на «Мехейманута де-хула» («Вся вера») и приступил к составлению подробного комментария к ней. В этот период он жил в Розетте (Египет) и приобрел известность как специалист по практической каббале (см. [[Каббала. Практическая каббала]]). Вернувшись в Иерусалим (приблизительно в 1702–1705 гг.), а затем в Цфат, Хайон работал над комментарием к «Мехейманута де-хула», который, приехав в Смирну, он, по-видимому, намеревался опубликовать и найти жертвователей на создание в Иерусалиме планировавшейся им [[Иешива|иешивы]]. По возвращении в Иерусалим он был враждебно встречен иерусалимскими раввинами, что вынудило его покинуть Эрец-Исраэль. Хайон направился через Египет в Италию (1710–11). Согласно свидетельству одного из ливорнских раввинов, рабби Иосефа Эргаса, Хайон признался ему, что он — приверженец Саббатая Цви. В 1711 г. в [[Венеция|Венеции]] Хайон опубликовал свой короткий трактат о значении стиха о единстве Бога, «Шма Исраэль» (см. [[Шма]]). В [[Прага|Праге]] Хайон был с почетом встречен местными учеными, давшими одобрительные отзывы на его главный труд «Оз лелохим» («Божья слава») и на сборник его проповедей «Диврей Нехемия» («Слова Нехемии»). Однако некоторые пражские раввины стали относиться к Хайону с подозрением, когда распространился слух о связях Хайона с сектой [[Дёнме|дёнме]] в [[Салоники|Салониках]]. Хайон отправился через Моравию и Силезию в [[Берлин]], где при содействии богатых членов общины в 1713 г. опубликовал «Оз лелохим». Это был смелый шаг, поскольку трактат уже получил распространение в рукописной форме в качестве сочинения Саббатая Цви. В двух своих комментариях Хайон доказывал, что концепция «Оз лелохим» основывается на классических каббалистических текстах, и критиковал взгляды [[Натан Из Газы|Натана из Газы]] и [[Кардозо, Михаэль Аврахам|Михаэля Аврахама Кардозо]], хотя его собственная доктрина была весьма близка доктрине последнего. Нововведением Хайона была формулировка принципов начала Эманации и различия между Первой причиной и Бесконечным бытием. Учение Хайона о трех аспектах (парцуфим) Бога отличается от саббатианских теорий лишь деталями и терминологией. Книга Хайона представляет собой, таким образом, сочетание саббатианской теологии с нетрадиционным истолкованием Книги [[Зохар]] и сочинений [[Лурия, Ицхак Бен Шломо Ашкенази|И. Лурии]]. Во введении к своей книге Хайон настаивал на правомочности черпать каббалистические знания из источника любого направления, а не только из ортодоксального. (В одной из проповедей, включенных в «Слова Нехемии», некоторые исследователи видят косвенную защиту отступничества дёнме в Салониках, в то время как другие интерпретируют эту проповедь как критику дёнме.)
| + | |
- | В июне 1713 г. Хайон отправился из Берлина в [[Амстердам]], где его тепло принял тайно сочувствовавший саббатианству раввин сефардской общины (см. [[Сефарды]]) Шломо Айлон, но был враждебно встречен бескомпромиссным противником саббатианства, раввином ашкеназской общины (см. [[Ашкеназы]]) [[Ашкенази, Цви Хирш Бен Яаков|Цви Хирш бен Яаков Ашкенази]]. В разгоревшейся полемике сефардский [[Бет-Дин|бет-дин]] поддержал Хайона. По существу сторонники Ашкенази были правы в том, что взгляды Хайона носили саббатианский характер, однако с формальной и процедурной точки зрения сефардский бет-дин был прав. Полемика, развернувшаяся в амстердамской общине летом 1713 г., приняла острый характер и скоро распространилась на еврейские общины других стран. В различных странах Европы вышли в свет сочинения, критиковавшие взгляды Хайона. В ответ Хайон опубликовал ряд книг и брошюр, в которых отрицал свою приверженность саббатианским доктринам. Но из-за этой полемики Хайон не смог опубликовать свой второй основополагающий каббалистический труд (сохранился в рукописи).
| + | |