Мессия (Машиах)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Raphael (Обсуждение | вклад)
м (Еврейская традиция: дополнение)
(Перенаправление на ej:Мессия (Машиах))
 
(15 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:Мессия (Машиах)]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|НАЗВАНИЕ=
+
-
|ПОДЗАГОЛОВОК=
+
-
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|ТЕМА=
+
-
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
+
-
|ИЗ ЦИКЛА=
+
-
|ПУБЛИКАЦИИ=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ИСТОЧНИК=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
}} 
+
-
{{Другие значения|Мессия (значения)}}
+
-
{{Библейская статья}}
+
-
'''Маши́ах''' ('''Месси́я''') (от {{lang-he|מָשִׁיחַ}} - «помазанник») - идеальный царь, потомок царя [[Давид]]а, будет послан [[Бог]]ом, чтобы осуществить [[избавление]] (духовное и физическое) [[евреи|народа Израиля]] и спасение человечества.
+
-
 
+
-
== Мессия в [[Танах]]е (Ветхом Завете) ==
+
-
[[Файл:Mashiah.PNG|right|thumb|Машиах]]
+
-
Помазание особым маслом было частью церемонии, проводившейся в древности при возведении царей на престол и посвящении священников в сан. [[Танах]] называет «''машиахом''» («помазанником») царей [[Израильское царство|Израиля]] и [[Иудейское царство|Иудеи]]<ref>[[I Сам.]]{{Библия2|1Цар|12:3|12:3, 5}}; {{Библия2|1Цар|16:6}}; {{Библия|Пс|17:51}}; {{Библия2|Пс|19:7}}</ref>, [[коэны|священников]]<ref>{{Библия|Лев|4:3}}; {{Библия2|Лев|5:16}}</ref>, некоторых пророков<ref>{{Библия|3Цар|19:16}}</ref>, [[Персия|персидского]] царя [[Кир II Великий|Кира II]]<ref>{{Библия|Ис|45:1}}</ref>. Поскольку акт помазания символизировал избрание некоего лица для совершения важных общественных функций, значение слова машиах расширилось и стало в более поздний период применяться к особо почитаемым лицам, даже не подвергшимся в буквальном смысле обряду помазания елеем, например, [[патриархи|патриархам]]<ref>{{Библия|Пс|104:15}}</ref>. Иногда это слово означает [[евреи|народ Израиля]]<ref>{{Библия|Пс|89:39}}, {{Библия2|Пс|89:52|52}}; {{Библия|Пс|84:10}}</ref>.
+
-
 
+
-
== Критерии прихода Машиаха в Танахе ==
+
-
 
+
-
Понятие прихода Машиаха введено пророками древнего Израиля. Таким образом, если человек объявляет себя (или кто-то объявляет его) Мессией, то следует проверить, совершил ли он то, что древнееврейские пророки ожидают от Мессии.
+
-
 
+
-
С точки зрения иудаизма, в [[Танах]]е главным критерием прихода Машиаха является пророчество [[Исаия (пророк)|Исайи]], который указывает, что дни пришествия Машиаха будут эпохой межнациональных и социальных перемен:
+
-
{{ВЗ|И перекуют все народы мечи свои на орала (то есть плуги) и копья свои — на серпы; не поднимет меча народ на народ, и не будут больше учиться воевать.|Ис|2:4}}
+
-
 
+
-
Тем самым, согласно [[библейские пророчества|библейским пророчествам]], во времена Машиаха прекратятся войны, настанет всеобщий мир и благоденствие, и все люди, наслаждаясь покоем и гармонией, смогут посвятить себя познанию Бога и духовному совершенствованию.
+
-
 
+
-
== Еврейская традиция ==
+
-
 
+
-
Как обозначение [[Эсхатология|эсхатологического]] царя-избавителя слово машиах не употребляется в ТаНаХе. Тем не менее, истоки идеи Машиаха и в более широком смысле — мессианских чаяний, не всегда связанных с личностью Машиаха, прослеживаются в библейский период. Сущность идеи Мессии выражает вера [[пророк]]ов Израиля в наступление времени, когда сильный духом вождь, обладающий земной властью, принесет полное политическое и духовное избавление народу Израиля на его земле, а также мир, благоденствие и моральное совершенство всему роду человеческому. В еврейском мессианстве неразрывно связаны политические и этические, национальные и универсалистские мотивы.
+
-
=== Моше ===
+
-
Наряду с этическим монотеизмом и идеей социальной справедливости, мессианская идея представляет собой важнейший и уникальнейший вклад еврейского народа в духовное наследие человечества. Особенностью мессианских чаяний является ожидание золотого века в будущем, в то время как другие народы древности относили золотой век к прошлому. Ранняя история еврейского народа была по преимуществу историей бедствий и страданий, поэтому он стал стремиться к славному будущему и мечтать о спасителе и избавителе. Черты такого избавителя прослеживаются в образе [[Моше]] (Моисея), который не только вывел народ из египетского рабства, но и духовно просветил его, принеся ему [[Тора|Тору]] и [[заповеди]]. Так политическое освобождение и духовное возрождение слились в сознании народа в единый образ грядущего избавления. В Талмуде и [[мидраш]]е Моше именуется «первым избавителем»<ref>[[Берешит Раба]] 85, Рут Раба 2:14</ref>, в отличие от Мессии — «последнего избавителя» (Быт. Р. 85). Предание о Моше явилось зародышем мессианской идеи.
+
-
=== Давид ===
+
-
Однако подлинным прототипом Мессии стал царь [[Давид]], который запечатлен в памяти народа как обладатель исключительных политических и одновременно религиозно-этических достоинств. Давид объединил под своей властью все колена Израиля, превратив их в единый и сильный народ; одержал многочисленные победы над врагами. Царствование Давида сохранилось в памяти народа как вершина пройденного исторического пути. Разделение Давидова царства после смерти [[Шломо]] (Соломона) и недовольство деятельностью позднейших царей породили в народе мечту о том, что в будущем '''дом Давида''' вновь воцарится над всей Землей Израиля.
+
-
 
+
-
=== Машиах в пророках ===
+
-
Мессианские чаяния явились позитивным элементом проповеди пророков. Беспощадно обличая своих современников, пророки предрекали наступление идеального будущего, прологом которого явятся бедствия настоящего. Чем более мрачным было настоящее, чем страшнее представлялись бедствия, которые сулило ближайшее будущее, тем более светлым становилось видение конечного торжества. Надежда на восстановление Давидова царства отражена в пророчествах [[Амос]]а (9:11–12), [[Исайя|Исайи]] (11:10), [[Хошеа Книга|Хошеи]] (3:5), [[Иехезкель|Иехезкеля]] (37:15–28). Пророки внесли в мессианские чаяния универсалистски-гуманистические и духовно-этические элементы. Мессия должен быть не только освободителем народа от национального угнетения, но и обладателем высших моральных достоинств.
+
-
 
+
-
Мессианская идея, не утрачивая своих политических и национальных атрибутов, приобретала все более духовный и универсальный характер. Чаяния еврейского народа стали у пророков надеждой всего человечества: избавление придет не только народу и Стране Израиля, но и всем народам и землям (Ис. 11:10). Оно распространится и на мир природы (Ис. 11:6–9). У Исайи мессианская идея обретает утопические и эсхатологические черты: будущее не просто восстановит прежнее счастливое состояние, но принесет с собой полное преображение мира на началах справедливости. Все народы уверуют в Бога Израиля; воцарится вечный мир (Ис. 2:2–4).
+
-
 
+
-
[[Избавление]] явится идеальным завершением исторического процесса, придающим ему смысл и направленность. В мессианских чаяниях заложена идея прогресса, чуждая сознанию других народов древности. Определение «мессианские» стало впоследствии применяться по отношению к самым различным утопическим и апокалипсическим идеологиям и движениям, например, к [[Маркс, Карл Генрих|марксизму]].
+
-
=== Эпоха Второго Храма ===
+
-
Термин Мессия начал обозначать личность эсхатологического избавителя лишь в эпоху Второго [[Храм|храма]]. Первоначально идея избавления доминировала над идеей Мессии. К периоду Второго храма относятся произведения, повествующие об эсхатологическом избавлении, в которых личность Мессии не фигурирует ([[Товита Книга|книга Товита]]; [[Бен-Сиры Премудрость]]). В книге [[Даниэль|Даниэля]] появляется символическая мессианская фигура Сына человеческого (Дан. 7).
+
-
 
+
-
В наиболее древней версии [[Амида|Амиды]] выражается надежда на возвращение всех евреев из [[галут]]а и восстановление эсхатологического Иерусалима и Храма, однако личность Мессии не упоминается. Даже в тех старых молитвах, где содержится идея Мессии, слово машиах отсутствует. Еще в библейской книге [[Зхария]] упоминаются две мессианские фигуры: первосвященник и царь. Эта идея сохранилась в раввинистической литературе, где праведный священник (коhен цедек) иногда упоминается вместе с царем-Мессией из дома Давида. Эти две фигуры (священник и царь) играли важную роль в эсхатологии [[Кумранская Община|Кумранской общины]] (см. также [[Мёртвого Моря Свитки|Мёртвого моря свитки]]); наряду с ними упоминался пророк эсхатологических времен. Три мессианские фигуры символизируют три функции идеального еврейского государства — царство, священничество и пророчество (I Макк. 14:41). Постепенно образ Мессии-царя вытеснил остальные мессианские образы, чему способствовало упоминание эсхатологического царя из дома Давида в книгах Библии.
+
-
=== Апокрифы и псевдоэпиграфы ===
+
-
Более детальное описание царя-Мессии содержится в [[Апокрифы И Псевдоэпиграфы|псевдоэпиграфической]] [[Книга Еноха|книге Эноха]], а также в прорицаниях так называемой «еврейской Сивиллы» (около 140 г. до н. э.). Со времени принятия царского титула [[Аристобул I|Аристобулом I]] в апокрифической литературе начинает превалировать идея царя-Мессии из дома Давида (в противовес узурпаторам).
+
-
 
+
-
В эпоху римского завоевания образ царя из дома Давида становится единственным образом Мессии. Он фигурирует в 4-й [[Книга Эзры|книге Эзры]], сирийском [[Апокалиптическая Литература|Апокалипсисе]] Баруха.
+
-
 
+
-
В [[Новый Завет|Новом завете]] [[Иисус]] идентифицируется с Мессией из дома Давида (слово «Христос» означает по-гречески `помазанник` и является переводом слова машиах).
+
-
=== Трактование мессианских пророчеств Танаха (Ветхого Завета) ===
+
-
 
+
-
В [[Галаха|галахическом]] труде [[Мишнэ Тора]] [[Маймонид]] описывает три стадии наступления эры Машиаха следующим образом:
+
-
{{начало цитаты}}[1.] Если встанет царь из дома Давида, изучивший Тору и соблюдающий заповеди, подобно Давиду, своему предку… и он приведёт весь Израиль [на путь Торы]… и будет сражаться в битвах Бога — тогда можно предположить, что он Машиах.{{конец цитаты}}
+
-
{{начало цитаты}}[2.] Если его усилия увенчаются успехом, и он начнёт строить Храм на его месте и соберёт Израиль из изгнания — тогда он наверняка Машиах.{{конец цитаты}}
+
-
{{начало цитаты}}[3.] Его влияние распространяется на весь мир, и все объединятся в служении Богу, ибо сказано: {{ВЗ2|И тогда изменю Я язык народов [и сделаю его] чистым, чтобы все призывали Имя Господа, чтобы служили Ему единодушно|Соф|3:9}}{{конец цитаты}}
+
-
Согласно еврейским комментаторам, «царь» может означать вождя или религиозного лидера. Мессия должен быть прямым потомком царя Давида по мужской линии через его сына [[Шеломо]] (Соломона) <ref>{{Библия|1Пар|22:8|-10}}</ref>).
+
-
 
+
-
В этом контексте «битвы Бога», возможно, означают духовные битвы, неминуемые при воспитательной деятельности такого масштаба, но могут иметься в виду и войны против соседних народов, если те нападут на еврейское государство.
+
-
 
+
-
Пророк [[Иеремия]] говорит о Мессии, потомке Давида, так:
+
-
{{ВЗ|Вот, наступят дни, — сказал Господь, — когда взращу Я Давиду праведного потомка, и будет он царствовать, и будет мудр и удачлив, и будет вершить суд и правду на земле. Во дни его Иеуда будет спасён, и Израиль будет жить в безопасности; и вот имя его, которым назовут его: Господь — справедливость наша.|Иер|23:5}}
+
-
Маймонид также подчеркивает, что приход Машиаха не будет сопровождаться чудесами, всё будет происходить естественным путем. Лишь дальнейшее развитие событий покажет, можно ли быть уверенным, что это Машиах. Когда этот человек продемонстрирует Божественный источник своей власти и, как предсказано пророками, соберёт всех изгнанников в Эрец Исраэль и восстановит [[Иерусалимский храм|Храм]] — лишь тогда все сомнения отпадут, и он без всяких оговорок будет признан Машиахом. Поскольку библейские пророчества до сих пор не были реализованы, иудаизм считает, что Мессия ещё не пришёл.
+
-
 
+
-
В «[http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=413 Послании в Йемен]» Маймонид также добавляет, что Мессия впервые появится в Израиле и добавляет ещё некоторые детали.
+
-
 
+
-
=== Мессия в Талмуде ===
+
-
Образ Мессии в [[Талмуд]]е, особенно в [[Агада|Агаде]] неоднозначен. В некоторых местах он изображён нагруженным страданиями как мельничными [[Жёрнов (инструмент)|жерновами]]<ref name="Санхедрин 93Б">[http://kodesh.snunit.k12.il/b/l/l4411_093b.htm Санхедрин 93Б]</ref> или даже в виде прокажённого нищего, который сидит в воротах Рима, ожидая своего часа<ref>[http://kodesh.snunit.k12.il/b/l/l4411_098a.htm Санхедрин 98А]</ref>. Мессия должен прибыть на осле или на облаке, в зависимости от поведения народа<ref name="Санхедрин 93Б"/>. Время прихода также зависит от поведения народа. Впрочем, по господствующему в Талмуде мнению, существует крайний срок, никому не известный. Тем не менее и Талмуд и более поздние мудрецы делали предсказания, которые не сбылись.
+
-
Хотя Мессия и должен быть из рода [[Давид]]а, Талмуд упоминает также Мессию из рода [[Иосиф]]а<ref>[http://kodesh.snunit.k12.il/b/l/l2605_052a.htm Сука 52А]</ref>, который подготавливает почву для Мессии из рода Давида и погибает.
+
-
 
+
-
=== Ожидание прихода Мессии ===
+
-
 
+
-
Иудаизму присуща вера в возможность прихода Машиаха каждый день. Согласно [[Маймонид]]у, этот принцип занимает 12 место среди «[[13 принципов иудаизма]]»:
+
-
{{Цитата|Безоговорочно верю в приход Машиаха, и, хотя он задерживается, я всё же каждый день буду ждать его}}
+
-
 
+
-
В древности, в случаях, когда было сомнение, кто должен быть царём (например, после междоусобной войны или если у царя не было прямого наследника, или если царская власть была по иной причине прервана) царя назначал пророк. Однако считается, что со времён разрушения [[Первый Храм|Первого Храма]] пророческий дар был утрачен. Выходом из положения является приход [[Илия (пророк)|пророка Илии]] (Элияһу һа-Нави), который не умер, а живым был забран на небо. Традиционно считается, что перед приходом Машиаха пророк Илия спустится на землю и помажет его на царствование. На праздники есть обычай ставить налитый бокал вина, пустую тарелку и приборы и оставлять открытую дверь в ожидании прихода пророка Илии, предвестника прихода Мессии.
+
-
 
+
-
==== Лже-мессии в еврейской истории ====
+
-
{{main|Лжемессия}}
+
-
Лжемессии в еврейской истории появлялись неоднократно и с переменным успехом.<br>
+
-
Надежды многих евреев были связаны с [[Симон Бар-Кохба|Бар-Кохбой]], который объявил себя Мессией и в [[131 год|131]]—[[135 год]]ах повёл своих сторонников на вооружённое восстание против [[Древний Рим|Рима]]. Многие мудрецы, в том числе и [[Рабби Акива]], поддержали восстание и провозгласили Бар-Кохбу потенциальным Мессией. Восставшим удалось освободить [[Иерусалим]], однако в конечном итоге восстание было жестоко подавлено императором [[Адриан]]ом. Неудача восстания серьёзно пошатнула веру евреев в близкий приход Мессии. Тем не менее, согласно [[Маймонид]]у, Бар-Кохба не являлся в полном смысле ложным Мессией, а скорее кандидатом на эту роль, не сумевшим её сыграть.<ref>[http://kodesh.snunit.k12.il/i/e511.htm#6 [[Маймонид]], Законы о Царях 11:2]</ref>
+
-
 
+
-
Наиболее известны объявившие себя мессией [[Давид Реувени]], [[Шабтай Цви]], [[Якоб Франк]]. В «[http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=413 Послании в Йемен]» Маймонид приводит список известных ему ложных мессий, действовавших в [[Йемен]]е, [[Ирак]]е, [[Франция|Франции]], [[Марокко]], [[Испания|Испании]] и др.
+
-
 
+
-
==== В [[Религиозный сионизм|религиозном сионизме]] ====
+
-
 
+
-
Рав [[Кук, Авраам Ицхак|Авраам Ицхак Кук]] отождествил период создания [[Израиль|Израиля]] со временем «начала мессианского процесса» («Мессии из рода Иосифа») и подготовкой к конечному избавлению.
+
-
 
+
-
==== В ультра-ортодоксальных кругах ====
+
-
Представители религиозного [[антисионизм]]а, такие как [[Тейтельбаум, Йоэль|р. Тейтельбаум]], напротив, обвинили [[сионизм]] в [[Ересь|еретической]] подмене истинного мессианства.
+
-
 
+
-
==== В движении [[Хабад]] ====
+
-
Седьмого [[Ребе]] [[Шнеерсон, Менахем Мендл|М. М. Шнеерсона]] [[хасид]]ы [[Хабад]]а считали<ref>[http://www.moshiach.ru/moshiach/psak/45.html Постановление раввинов: Ребе — «Мошиах наверняка» (11 ноября 1997) | Псак-дин | Эра Мошиаха<!-- Заголовок добавлен ботом -->]</ref> Мессией.<ref>[http://ru.youtube.com/watch?v=yejPJGYWqPw ВИДЕО: Любавический Ребе, Король Мошиах!]</ref> После смерти Ребе в [[1994 год]]у многие хасиды отказываются признать его физическую смерть.<ref>[http://www.moshiach.ru/moshiach/life/51 «Вечная жизнь главы поколения», Шолем Лугов]</ref>
+
-
 
+
-
См. также {{Не переведено|:en:Chabad messianism|Мессианство в движение Хабад|текст= Мессианство в движение Хабад}}.
+
-
 
+
-
=== Мессия в еврейском фольклоре ===
+
-
 
+
-
Согласно преданию, основанном на библейском пророчестве Мессия должен въехать в [[Иерусалим]] верхом на осле.
+
-
 
+
-
Вместе с тем еврейский народ создал большое количество [[идиома|идиом]] и [[поговорка|поговорок]] с упоминанием Мессии, выражающих сильное сомнение в том, что тот придёт очень уж скоро. Вот некоторые из них из еврейского фольклора Нью-Йорка:
+
-
* Если сын придёт и скажет, что выучил все уроки, убрал у себя в комнате, постирал бельё, подмёл вокруг дома, приготовил семье обед, а теперь ещё хочет за так помыть папину машину, то скажут ''мешияхс цайт'' — времена мессии наступили!
+
-
* Если слишком уж настаивают на чём-то, чего не желаешь делать, то еврей скажет ''ломир азой дерлебн мешиях'' — давайте доживём до прихода мессии, аналогично русскому «ждать до второго пришествия».
+
-
* И напоследок: ''ме зол нор дерномен мешиях'', распространённое в хасидских [[квартал]]ах [[Нью-Йорк]]а «не будем поминать мессию всуе» — тоже не говорит о том, что мессию ждут с минуты на минуту.{{Нет АИ|18|05|2009}} С другой стороны, говорят - "We want mashiah now, we don't want to wait".
+
-
 
+
-
Рассказывают, что [[Магид (проповедник)|магид]] и чудотворец [[Зуся из Аннополя]] на вопрос учеников, почему он ложится спать в молитвенном покрывале ''талес'' {{lang-he|תלִית}} (''[[талит]]'') и с коробочками, содержащими написанные на пергаменте отрывки (паршийот) из Торы ([[тфилин]]), отвечал, что он ждёт приход Мессии, который может прийти в каждый момент, в том числе и ночью. И когда он придёт, то нельзя задерживаться, а нужно сразу пойти за ним, взяв лишь самое необходимое. А что необходимо еврею даже в лучшем мире — только принадлежности для молитвы.{{нет АИ|19|10|2010}}
+
-
 
+
-
== Примечания ==
+
-
{{примечания}}
+
-
 
+
-
== Литература ==
+
-
{{Викицитатник|Мессия}}
+
-
* [http://toldot.ru/rus/articles/art/987 Мессия в христианстве и иудаизм]
+
-
* {{ЭЕЭ|12735|Мессия}}
+
-
* [http://toldot.ru/tora/articles/articles_5348.html?template=83 Мессия и лже-Мессия], материалы на toldot.ru
+
-
* [http://www.moshiach.ru/ Сайт о Мошиахе (Мессии) в традиции Хабада], moshiach.ru
+
-
* [http://www.machanaim.org/philosof/lev-lec/messiya.htm Мессия], Меир Левинов
+
-
* [http://www.machanaim.org/philosof/lev-lec/phil22.htm Машиах], Меир Левинов
+
-
 
+
-
[[Категория:Иудаизм]]
+
-
[[Категория:Еврейское мессианство| ]]
+
-
+
-
 
+
-
{{Link FA|pt}}
+
-
 
+
-
{{checked_final}}
+

Текущая версия на 00:09, 31 мая 2013

  1. redirect ej:Мессия (Машиах)
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация