Одежда (в еврейской традиции)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (переименовал «Одежда (ЭЕЭ)» в «Одежда»)
(Перенаправление на ej:Одежда (в еврейской традиции))
 
(3 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:Одежда (в еврейской традиции)]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|НАЗВАНИЕ=
+
-
|ПОДЗАГОЛОВОК=
+
-
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|ТЕМА=
+
-
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
+
-
|ИЗ ЦИКЛА=
+
-
|ПУБЛИКАЦИИ=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ИСТОЧНИК=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
}} 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
'''Одежда'''.
+
-
 
+
-
Библейское повествование относит появление одежды к моменту, когда человек впервые познал стыд (Быт. 3:7). Первой одеждой были «опоясания» (хагорот) — набедренные повязки, сшитые [[Адам|Адамом]] и [[Ева|Евой]] из листьев смоковницы (Быт., там же), и только после того, как Бог проклял змея, уговорившего их отведать запрещенный им плод древа познания, а их самих покарал за ослушание, Он «сделал им кожаные одежды и одел их» (Быт. 3:21).
+
-
 
+
-
Ранние «опоясания» (в более поздней пророческой литературе эзор) можно сопоставить с египетскими «мужскими передниками» (в эпоху Древнего царства — единственная одежда мужчин).
+
-
== Библейская эпоха ==
+
-
+
-
[[Библия]] называет одежду словами бегед, левуш, малбуш, ксут. Упоминаются разные виды одежды: короткая нательная мужская и женская рубаха куттонет (Быт. 37:3; Лев. 16:4 и другие места), верхняя мужская и женская длинная одежда — симла или салма (Исх. 12:34; I Ц. 11:30), верхнее одеяние — меил (I Сам. 15:27; 24:4; II Сам. 13:18) или аддерет (I Ц. 19:13,19; Зх. 13:4), полотняные нижние штаны — михнасаим, надевавшиеся священниками (см. [[Кохен]]; Исх. 28:42; Иех. 44:18), пояс — авнет (Исх. 29:9; Лев. 8:7) или хагор, хагора (см. выше) и обувь — наалаим, сшитая из кожи, завязывавшаяся вокруг икры шнурками, бечевкой или ремешками (Быт. 14:23; Ис. 5:27).
+
-
 
+
-
Основной частью одежды были куттонет и симла из овечьей или более грубой козьей и верблюжьей шерсти, а также изо льна (Лев. 13:59; Втор. 22:11 и другие места), обычно однотонные (большей частью белые), однако иногда — разноцветные и узорчатые (см. [[Крашение]]). Наряду с поясом употреблялась перевязь через плечо.
+
-
 
+
-
Изготовление ткани было женским делом (I Сам. 2:19 и далее; см. также [[Ткацкое Производство|Ткацкое производство]]).
+
-
 
+
-
Ношение одежды из ткани, в которой смешаны шерстяные и льняные нити, было воспрещено (см. [[Шаатнез|Шаатнез]]).
+
-
 
+
-
В целом эта одежда, по-видимому, напоминала одеяние арабских феллахов (земледельцев). О [[Покрытие Головы|покрытии головы]] в повседневной жизни ничего неизвестно; головной убор священников (по-видимому, тюрбан) — назывался цаниф, мицнефет (Исх. 29:6; Зх. 3:5), металлический или кожаный шлем воина — кова (I Сам. 17:5; II Хр. 26:14).
+
-
 
+
-
Одежда была весьма дорога и отражала общественное положение и достаток владельца (ср. царские одежды — Эсф. 6:8; одежды пленников или узников — II Ц. 25:29), а также его личный статус (одежда [[Вдова|вдовы]] — Быт. 38:14; власяница [[Пророки И Пророчество|пророков]] — Зх. 13:4) и т. п.
+
-
 
+
-
В Библии часто упоминается количество одежды, полученной в дар (Быт. 45:22) или захваченной в качестве трофея (ср. Суд 5:30; 14:12–19).
+
-
 
+
-
Постепенно в одежде евреев начинает сказываться влияние ханаанеев и других соседних народов, находившихся на более высокой ступени материальной культуры.
+
-
 
+
-
Так, в одной из царских гробниц в Фивах (Египет) изображены сирийские послы в длинных облегающих платьях в цветную полоску с богатой вышивкой.
+
-
 
+
-
Под такими платьями носили нижнюю рубаху желтого цвета с узкими рукавами и штаны. Евреи переняли ханаанейские длинные одежды, иногда до земли; при ходьбе и работе их приходилось подпоясывать (Исх. 12:11; II Ц. 4:29 и в других местах).
+
-
 
+
-
На стеле [[Санхерив|Санхерива]] пленные евреи изображены в длинных одеждах с короткими рукавами. Пышная одежда придворных царя [[Соломон|Соломона]] вызвала восхищение царицы Савской (I Ц. 10:5; см. [[Саба]]).
+
-
 
+
-
Постепенно вместо старинной одежды типа симла в употребление вошел меил с длинными рукавами, изготовлявшийся из тонкой ткани, а на смену куттонет пришел полотняный садин, по-видимому, того же покроя (Суд. 14:12–13).
+
-
 
+
-
Торговые связи с Финикией привели к распространению богато окрашенных (большей частью пурпурных) тканей; вошли в употребление египетский виссон и вавилонские ткани с вышивкой (Исх. 27:16; ср. ИбН. 7:21).
+
-
 
+
-
Моду на иноземную одежду осуждают пророки (Цфан. 1:8). Изменения с особой яркостью сказались в одежде священнослужителей [[Скиния|скинии]] и Иерусалимского [[Храм|храма]]: на смену традиционной простой куттонет пришли пышные облачения (см. [[Кохен]]; [[Первосвященник]]).
+
-
 
+
-
Хотя женская одежда состояла из тех же куттонет и симла, библейский запрет мужчине облачаться в женское платье заставляет предположить существование определенных отличий между мужской и женской одеждой этого типа.
+
-
 
+
-
Пророки часто порицали роскошь женских нарядов — платья из пурпурной ткани, длиннополые (Иер. 13:22) расшитые золотом одеяния (Иер. 4:30; ср. Пс. 45:14), дорогостоящие пояса и покрывала. [[Исайя]] (3:18–24) приводит длинный перечень женской одежды и украшений, форма и употребление которых нам не известны.
+
-
 
+
-
Характерной чертой женской одежды являются разнообразные покрывала и накидки.
+
-
 
+
-
О головных уборах, принятых у евреев в этот период, известно очень мало.
+
-
 
+
-
Наряду с уборами, названными выше, Библия упоминает простой шнур — хевел — на волосах (I Ц. 20:31), по-видимому, аналогичный тем, что носили сирийские послы, изображенные на упоминавшейся выше царской гробнице в Фивах, и, как противоположность, — особо роскошный мужской и женский головной убор богатых, а также жениха на свадебной церемонии — пеэр (Ис. 3:20; 61:3,10).
+
-
 
+
-
Из обуви известны, главным образом, сандалии — наалаим — из кожи или дерева с ремешками или шнурками — срох (Ам. 2:6; Исх. 3:5 и в других местах).
+
-
 
+
-
Хождение босым было знаком траура (II Сам. 15:30 и в других местах), как и ношение особо грубой одежды — сак (буквально `мешок`).
+
-
 
+
-
При входе в Храм во избежание внесения нечистоты всем следовало разуться, и священники вели службу босыми (ср. Исх. 3:5; ИбН. 5:15).
+
-
 
+
-
На праздники было принято надевать новую или свежевыстиранную одежду (ср. Исх. 19:10,14). Праздничная одежда называлась халифот, буквально `смена`, то есть сменная одежда.
+
-
== Эпоха Талмуда ==
+
-
+
-
[[Талмуд]] видит в одежде не только средство для прикрытия наготы, но и признак сана и общественного положения человека: хорошая одежда возвышает его дух (Бр. 57б); по ней судят о его достоинстве (Исх. Р. 18:5). Законоучители советуют: «Ешь меньше, чем позволяют средства, а одевайся по средствам» (Хул. 84б); «Дорогое — для спины, а дешевое — для живота» (БМ. 52а).
+
-
 
+
-
Обычная одежда этой эпохи — нательная рубаха без рукавов и панталоны, поверх которых надевались еще рубаха типа халата — халлук (буквально `гладкая одежда`) и штаны, а затем верхний плащ; обувь — кожаные или деревянные сандалии или башмаки.
+
-
 
+
-
Богатые и ученые люди, а также женщины носили нижнюю рубаху по щиколотку. Халлук считался самой необходимой частью одежды; он изготовлялся из шерстяной или льняной ткани, а иногда — из папируса или войлока.
+
-
 
+
-
Часто упоминается белая верхняя рубаха (халлук лаван), которая, по преданию, служила первосвященническим облачением [[Моисей|Моисея]] (ТИ., Иома 1:1, 38б); подобное белое облачение последних первосвященников Второго храма изготовлялось из полупрозрачной ткани. (Прозрачную сетчатую рубашку носили проститутки /Кел. 28:9/.) Швы одежды обшивались различной отделкой; гладкий халлук был редок и считался знаком особой скромности (Таан. 11б).
+
-
 
+
-
В поясах имелась полость для ношения денег. Иногда носили передник. Шарф (судар) мог служить и чалмой.
+
-
 
+
-
Головные уборы были самой разнообразной формы; их названия большей частью свидетельствуют об их иностранном происхождении.
+
-
 
+
-
Однако из указания, что во время траура голова должна быть покрыта (МК. 24а), можно заключить, что обычно ходили с непокрытой головой.
+
-
 
+
-
Женщины накидывали на голову покрывало с вуалью, поддерживаемое нарядным ободом (тканым, вязаным или металлическим), плетеной тонкой повязкой или капюшоном.
+
-
 
+
-
Ходить босым считалось неприличным (ср. Шаб. 152а); однако во время траура, в день [[Ава Девятое|Ава девятого]] и в [[Иом-Киппур]] запрещалось носить кожаную обувь.
+
-
 
+
-
Босыми (или в особой обуви) должны были ходить отлученные от общины (см. [[Херем]]). При вступлении на [[Храмовая Гора|Храмовую гору]] следовало разуться.
+
-
 
+
-
В эпоху Талмуда получает распространение хлопчатобумажная ткань — пиштан, ввозимая из Индии (Иома 3:7) или, возможно, изготовлявшаяся из хлопчатника, разводившегося в районе [[Бет-Шеан|Бет-Шеана]], а также привозной шелк-сырец.
+
-
 
+
-
Цены на нарядную одежду были очень высокими; в Талмуде упоминаются: одеяние стоимостью в 300 тыс. динаров (ТИ., Кил. 9:1, 32а), платье, пропитанное благовониями, проданное за 12 тыс. динаров (БМ. 114б), облачение первосвященника, стоимостью в 16 тыс. динаров (Тосеф., Иома 1:21–22) и т. п.
+
-
 
+
-
Особые требования предъявлялись к одежде и обуви ученых: она должна была быть безукоризненно чистой — «ученый, на чьем платье имеется пятно, достоин смерти» (Шаб. 114а); вместо обычного шарфа ученые должны были носить [[Таллит|таллит]], причем Талмуд резко порицает тех, кто носит таллит, не будучи ученым (ББ. 98а).
+
-
 
+
-
Рубашка ученого не должна была оставлять обнаженным ни одного участка тела, а таллит полностью покрывал рубашку (ББ. 57б). Ученому воспрещалось ходить в заплатанных башмаках (Шаб. 114а) или с непокрытой головой (ср. Шаб. 118б; Кид. 31а).
+
-
 
+
-
В целом одежда простолюдинов-евреев эпохи Талмуда, кроме кистей [[Цицит|цицит]], предписываемых Библией, мало отличалась от одежды неевреев.
+
-
 
+
-
В частности, греки носили такую же одежду, за исключением штанов, которые были широко распространены не только среди евреев, но и среди других народов Ближнего Востока.
+
-
== Послеталмудическая эпоха ==
+
-
+
-
Еврейский костюм в эту эпоху испытывает сильное влияние разных галахических (см.[[Галаха]]) нравственных и общественных принципов, установленных в [[Раввинистическая Литература|раввинистической литературе]].
+
-
 
+
-
Еврей, по-прежнему, должен был соблюдать предписание о ношении цицит и запрет на шаатнез (см. выше).
+
-
 
+
-
Общий запрет следовать обычаям язычников (Лев. 18:3; 20:23) стал одним из важнейших факторов, определявших постановления раввинистических авторитетов относительно одежды.
+
-
 
+
-
Одеяние еврея должно быть пристойным и скромным, следует воздерживаться от ношения роскошных и дорогостоящих одежд, в частности, разноцветного платья из крашенной пурпуром ткани, какое носили язычники, а также принятых у последних широких панталон (Сиф. Втор. 81).
+
-
 
+
-
Во время религиозных гонений еврей, рискуя жизнью, должен носить установленную традицией одежду, но не вносить в нее ни малейшего изменения с целью сойти за нееврея (Санх. 74б).
+
-
 
+
-
Запрет носить одежду, принятую у неевреев, а также исключительные обстоятельства, позволяющие нарушать его, указаны в [[Шулхан Арух|Шулхан арух]] (ИД. 178:1–2).
+
-
 
+
-
Достоинство требует от еврея ходить подпоясанным. Одежда женщины, как и весь ее внешний вид, должна быть скромной, замужней женщине запрещается появляться на людях с непокрытой головой.
+
-
 
+
-
В субботу, а особенно в праздники, следует надевать нарядную одежду.
+
-
== Средние века ==
+
-
 
+
-
Раввинистические и общинные постановления наложили на еврейскую одежду печать глубокого консерватизма.
+
-
 
+
-
Аналогичное влияние оказали на нее дискриминационные постановления мусульманских, а затем и христианских властей, предписывавших евреям ношение особой одежды, а также [[Отличительный Знак|отличительного знака]].
+
-
 
+
-
Наиболее ранним образцом такого постановления является распоряжение халифа ал-Мутаваккила (Египет, 850 г.), обязавшего евреев и христиан носить желтую персидскую накидку (тайласан) и веревочный пояс (зуннар); еврей мог носить персидскую шапку (калансува) лишь определенных цветов, а тюрбан — только желтый.
+
-
 
+
-
Душевнобольной фатимидский правитель ал-Хаким (правил в 996–1021 гг.) приказал евреям, [[Самаритяне|самаритянам]] и христианам носить одежду определенных цветов для каждой религиозной группы.
+
-
 
+
-
С изменением в стиле европейской одежды консерватизм еврейских одеяний выступает с особой яркостью.
+
-
 
+
-
Евреи, по-прежнему, строго соблюдают предписание о ношении цицит и запрет на шаатнез, не носят модных полотняных платьев с шерстяными рукавами, избегают сочетания тканей двух и трех цветов в виде полос, предпочитают темные (особенно черный) цвета и длинный просторный покрой одежды без излюбленных в эту эпоху зубцеобразных вырезов на краях рукавов и подоле.
+
-
 
+
-
Для торжественных случаев предназначалось особое одеяние мужчинам и женщинам — саргенес (возможно, саван), называвшееся также китл — белая длинная рубаха.
+
-
 
+
-
Китл первоначально был частью субботней одежды, позднее надевался в Иом-Киппур, а также во время пасхального [[Седер|седера]]; со временем стал также одеждой жениха во время свадебной церемонии.
+
-
 
+
-
В 1215 г. особая форма и цвет еврейской одежды были предписаны постановлением IV Латеранского собора, обязавшим евреев (и сарацинов) носить также отличительный знак на одежде.
+
-
 
+
-
В Англии постановления IV Латеранского собора были в 1218 г. приняты Генрихом III и подтверждены в 1222 г. Оксфордским епископальным советом.
+
-
 
+
-
Однако зажиточные евреи, а вслед за ними целые общины освобождались от этой обязанности ценой уплаты особого налога.
+
-
 
+
-
Папа Григорий IX (1227–41) пытался добиться согласия королей Арагона и Кастилии на принуждение евреев, как правило, старавшихся не отличаться одеянием от христиан, носить особую одежду и отличительный знак.
+
-
 
+
-
За введение постановления Латеранского собора Григорий IX обещал королю Кастилии Фернандо III Святому место в раю, в противном случае угрожал ему вечным проклятием.
+
-
 
+
-
Но Фернандо III, нуждавшийся в финансовой поддержке евреев для своих завоевательных кампаний в Андалусии, не поддался на увещания папы; позднее это сделали Альфонс X Мудрый и правившие после него короли Кастилии и Леона.
+
-
 
+
-
В Арагоне регламентация еврейской одежды и обязанность носить отличительный знак были введены в правление Хайме I Завоевателя (1213–76). В 1267 г.
+
-
 
+
-
Венский церковный совет обязал евреев Силезии, Польши и Австрии носить вместо отличительного знака на одежде остроконечную шапку (которую они, по-видимому, носили и прежде по собственному выбору); в начале 14 в. церковные власти некоторых стран Европы установили цвет еврейской шапки — желтый или желто-красный.
+
-
 
+
-
Однако эти постановления, как и указы относительно отличительного знака, не всегда соблюдались, что видно из регулярных жалоб духовенства и возобновлении указов.
+
-
 
+
-
В Испании евреям периодически предписывалось носить длинные черные одежды наподобие рясы с остроконечным капюшоном.
+
-
 
+
-
В Сицилии в эпоху [[Инквизиция|инквизиции]] евреи были обязаны носить зеленую одежду с красными крестами.
+
-
 
+
-
В целом, однако, кроме этих отличий и периодической регламентации покроя, еврейская одежда была схожа с обычной европейской.
+
-
 
+
-
В 12–13 вв. мужчины носили тунику с поясом, плащ и остроконечную шапку; женщины — длинные платья с длинными узкими рукавами, с каймой у шейного выреза и с поясом.
+
-
 
+
-
Необходимым головным убором были косынка, чепец или обруч. Входят в употребление разноцветные ткани.
+
-
 
+
-
В 14 в. получает распространение длинный кафтан с широкими рукавами и с капюшоном, называемым в еврейских источниках каппа.
+
-
 
+
-
Этот капюшон был первоначально головным убором у христиан (мужчин и женщин), затем долгое время оставался типичным элементом еврейской одежды: вплоть до конца 16 в. евреи изображаются в каппах.
+
-
 
+
-
Евреи носили также длинное платье с рукавами до земли; под ним, поверх туники, надевался таллит-катан (см. [[Таллит|Таллит]]) с цицит. В еврейском молитвеннике 14 в. из Италии на миниатюре, изображающей сцену венчания, жених одет в зеленую тунику с длинными узкими рукавами и модными манжетами, частично закрывающими кисти рук, в красном плаще и еврейской остроконечной шапке, из-под которой видны тщательно завитые волосы.
+
-
 
+
-
Невеста в красном платье и зеленом плаще, с заплетенными по тогдашней моде косами; на голове — золотой венец; верхняя часть лица покрыта по еврейскому обычаю фатой.
+
-
 
+
-
В миниатюрах испанской [[Хаггада Пасхальная|Хаггады пасхальной]] 14 в. евреи изображены в отличных от принятого покроя туниках, с остроугольным мысом спереди.
+
-
 
+
-
На французских миниатюрах 14 в. изображены раввины в просторных хитонах с длинными рукавами и в головных уборах различной формы.
+
-
 
+
-
На немецкой гравюре 14 в. евреи изображены в коротких сборчатых, перехваченных поясом туниках и остроконечных шапках.
+
-
 
+
-
Женщины носили шерстяные платья и каппу, скреплявшуюся брошью на груди. Праздничной женской одеждой был крытый шелком меховой жакет с очень узкими рукавами.
+
-
 
+
-
Многочисленные картины европейских мастеров 15 в. дают представление об еврейской одежде того времени: мужчины одеты в скрывающий фигуру плащ, из-под которого виден длинный просторный хитон, с каппой или остроконечной шапкой; женщины — в такой же плащ и каппу поверх длинного платья.
+
-
 
+
-
Модных в 15 в. складок в виде рубцов на плащах нет; однако обувь соответствует тогдашней моде — с клювообразным носком яркого цвета. Хотя для глаз наших современников такой костюм мало чем отличается от христианской одежды того времени, тогда он должен был казаться старомодным.
+
-
 
+
-
В постановлениях, принятых представителями кастильских общин на съезде в Вальядолиде (1432), содержится специальный раздел, предписывающий евреям кастильского государства вид и цвет одежды, а также сорта дозволенных тканей.
+
-
 
+
-
В эпоху Ренессанса еврейская одежда, в целом оставаясь консервативной, допускает некоторое влияние моды, что превращает еврейский костюм в сочетание модных и анахроничных деталей. Сохранились изображения евреев в одежде, более облегающей, по сравнению со средневековой. Штаны до щиколоток почти скрыты полами кафтана, поверх которого — плащ такой же длины; вместо остроконечной шапки — мягкая круглая шляпа.
+
-
 
+
-
Женщины надевают кофту, юбку, фартук и чепец. Только раввины носят длинную одежду — хитон, плащ с воротником и нечто вроде тиары на голове.
+
-
 
+
-
Однако на христианских [[Карикатура|карикатурах]] этого времени еврея по-прежнему изображали в длинном плаще и каппе.
+
-
 
+
-
В 17 в. евреи переняли костюм европейских горожан — камзол, плащ, плоеный (двух-, трехслойный волнистый) воротник и поярковая шапка.
+
-
 
+
-
В Нидерландах, например, еврейский костюм ничем не отличался от одежды зажиточного горожанина.
+
-
 
+
-
В 18 в. поверх длинного жилета надевался кафтан с отложным воротником; одежда женщины включала шнурованный корсет, широкую юбку в складку, рукава с буфами, плоеный воротник, кружевные манжеты, наколку или чепец и пелерину, — характерные для европейского костюма французского покроя.
+
-
 
+
-
Таким образом, в 18 в. основные отличия в повседневной одежде западноевропейского еврея исчезли.
+
-
 
+
-
Значительно дольше удерживаются особенности синагогальной одежды. До конца 18 в. одежду еврея в синагоге составляли шулмантл — черный складчатый плащ и берет или шабес декл — черная круглая фетровая или шерстяная шапка.
+
-
 
+
-
В течение 19 в. стиль синагогальной одежды в Западной Европе меняется: в обиход входит треугольная шляпа, приталенный кафтан, короткие штаны и башмаки с пряжками.
+
-
 
+
-
Две голубые ленты на головных покрывалах, которые с 13 в. еврейки были обязаны носить во многих частях Европы, сменились островерхим покрывалом (корналия, или корню) — с 18 в. характерная часть синагогального одеяния еврейской женщины.
+
-
 
+
-
Раввинское одеяние у [[Ашкеназы|ашкеназов]] долго сохраняло черты традиционной еврейской одежды. Сефардские (см. [[Сефарды]]) раввины в Европе были меньше подвержены влиянию традиции.
+
-
 
+
-
К 17 в. одежда сефардских раввинов Нидерландов и Англии не отличалась от одежды христианского духовенства.
+
-
== Одежда евреев стран Востока ==
+
-
+
-
Во многих мусульманских странах евреям предписывалось ношение черной одежды. В 16 в. в Турции местные евреи носили желтый тюрбан, в то время как испанские изгнанники (сефарды) — красную конусообразную шапку.
+
-
 
+
-
Особой традиционной будничной одежды раввина не существовало и в восточных странах; известны лишь немногочисленные примеры особого раввинского одеяния.
+
-
 
+
-
Так, в 1781 в. в Марокко раввин носил платье с очень большими рукавами и шапку, вокруг которой обычно повязывался голубой шарф.
+
-
 
+
-
В 1860-х гг. в Стамбуле раввины носили темно-синюю фетровую шапку, повязанную у основания белым шарфом, либо тюрбан с голубыми тесемками.
+
-
 
+
-
В 1873 г. в Смирне раввин носил бонетто — особый тюрбан, принятый среди врачей и мусульман, священнослужителей; однако по субботам сефардские хахамы (раввины) надевали капос.
+
-
 
+
-
К 18 в. обычной одеждой турецких евреев было черное или фиолетовое платье, фиолетовый тюрбан (кавезе), мест (род носков) и фиолетовые туфли без задников.
+
-
 
+
-
Подобную одежду носили евреи Месопотамии, Сирии и Эрец-Исраэль. Женская одежда варьировалась в разных странах, сохраняя при этом особые еврейские признаки.
+
-
 
+
-
В 19 в. в Смирне и Салониках одежда евреек включала турецкие шаровары, поверх которых надевались два или три халата с разрезами от бедер до подола.
+
-
 
+
-
На улицу женщины выходили в длинных темно-красных мантильях, подбитых мехом, и покрывали голову белыми шарфами тонкой выделки с бахромчатыми краями.
+
-
 
+
-
В Стамбуле вместо красной мантильи вошло в моду короткое, свободного покроя одеяние типа жакета.
+
-
 
+
-
Еврейские женщины Турции носили хотоз — подушкообразный головной убор (возможно, на высокой прическе) с белым муслиновым покрывалом поверх него; хотозы достигали таких огромных размеров, что по просьбе великого визиря главный раввин Стамбула запретил их. Плащ (фарадже) еврейских женщин имел особый покрой и цвет.
+
-
 
+
-
Одежды и ювелирные украшения [[Бухарские Евреи|бухарских евреек]] почти не отличались от одежды среднеазиатских мусульман.
+
-
 
+
-
От древних ограничений на одежду евреев (в частности, носить одежду желтого и черного цветов) сохранилась лишь отделанная мехом шапка — телпак и веревочный пояс; в остальном старинная одежда бухарских евреев известна лишь по неполным описаниям.
+
-
 
+
-
Праздничная одежда копировала принятую при дворе эмира моду. В Иом-Киппур надевали белый балахон.
+
-
 
+
-
Платье и фата невесты шились из белого хлопчатобумажного тюля с блестками. Традиционный костюм долго сохранялся среди выходцев из [[Бухара|Бухары]] в Иерусалиме, что делало их одежду наиболее живописной; в настоящее время традиционная одежда используется лишь в дни праздников и семейных торжеств.
+
-
 
+
-
Типичное одеяние марокканских, алжирских, тунисских и триполитанских евреев было черного цвета и включало ермолку, туники, панталоны, бурнус (плащ) и шлепанцы.
+
-
 
+
-
В особых случаях марокканские еврейки надевали кесва кбира (буквально `большая одежда `) — одеяние, украшенное золотой вышивкой, искусством которой славились еврейские швеи Тетуана.
+
-
 
+
-
В Алжире и Тунисе еврейские женщины сохранили особый высокий головной убор как часть праздничного убранства, хотя среди нееврейского населения он вышел из моды в 19 в.
+
-
 
+
-
В Тунисе обычная одежда еврейской женщины состояла из просторной сорочки до бедер, короткого, украшенного золотом бархатного жакета, обтягивающих белых панталон и бархатной куфии — головного убора конической формы.
+
-
 
+
-
Одежда евреев [[Йемен|Йемена]] была проста. В будни еврейки носили длинные черные плащи с капюшоном.
+
-
 
+
-
Праздничная одежда (особенно свадебная) отличалась яркой вышивкой шелком или шерстью с золотой и серебряной нитью.
+
-
 
+
-
Необходимые элементы одежды: высокий женский капюшон (гаргуш), украшенный золотыми монетами, серебряными и позолоченными подвесками, бисером и т. д.; массивное ожерелье из позолоченного серебра (лаббе шабк), филигранное ожерелье из 16-ти рядов серебряных позолоченных бус с треугольными чеканными пластинками по краям (манадж) и вышитые поножи, надеваемые поверх шаровар (кебир).
+
-
 
+
-
Одежда [[Горские Евреи|горских]] и [[Грузинские Евреи|грузинских евреев]] в основном не отличалась от одежды местного населения.
+
-
 
+
-
Обычно свадебная одежда грузинских евреев включала черкеску (чоха) с газырями, но отсутствовал кинжал.
+
-
 
+
-
В конце 19 в. – начале 20 в. папаха сменилась высоким картузом. [[Эфиопские Евреи|Эфиопские евреи]] по праздникам носили белую одежду, включающую широкий плащ.
+
-
 
+
-
Головным убором служил белый тюрбан. Женская одежда украшалась цветной вышивкой.
+
-
== Одежда евреев Восточной Европы ==
+
-
 
+
-
Самое раннее сохранившееся изображение польского еврея — миниатюра 12 в. — представляет его одетым в византийскую тунику и плащ (палудаментум).
+
-
 
+
-
В привилегии калишского князя Болеслава Благочестивого от 1264 г. упоминаются талес (таллит), китл (см. выше) и «чапка жидовска» как обязательные детали одеяния еврея при принесении им клятвы.
+
-
 
+
-
В позднее средневековье одежда восточноевропейских евреев испытывает влияние одежды евреев и неевреев Центральной Европы.
+
-
 
+
-
В 16 в. формируется характерная одежда восточноевропейского еврея, сочетавшая элементы вышедшего к этому времени из употребления костюма польской шляхты (шуба с отложным воротником и меховая шапка) с компонентами одежды евреев Востока, что сказалось, в первую очередь, в адаптации персидского кафтана (на идиш — капоте или бекеше), подпоясанного широким восточным кушаком (в восточных районах Польши и в России) или шнуром (в западных районах).
+
-
 
+
-
Восточное влияние обнаруживается и в женской одежде — разноцветные шелка, ткани в полумесяцах, высокие тюрбаны с тремя «хвостами» из белого крахмального полотна и т. п.
+
-
 
+
-
Мужской капоте обычно шился из весьма дорогой ткани (бархат или атлас). Одежда мужчины включала рубашку, штаны до колена, белые носки, бархатный жилет (на идиш — вестл, шпенцер) и черный шелковый плетеный пояс с кистями (гартл).
+
-
 
+
-
Головным убором служили ермолка (на идиш — кепл, ярмолке), меховая шапка (сойблхут и штраймл), огромный соболий колпак, перенятый у неевреев, и отделанный мехом сподек (буквально `тарелка`) с плюшевым основанием.
+
-
 
+
-
Хасиды (см. [[Хасидизм]]) носили брюки по щиколотку, белые чулки, длинную капоте и гартл; хасидские [[Цаддик|цаддики]] носили белую атласную одежду, символизирующую чистоту и святость.
+
-
 
+
-
Женский наряд 18 в. – начала 20 в. был более ярким, однако не предназначался для улицы, согласно сказанному: «Вся слава дочери царя — внутри [дома]» (Пс. 45:14, в русской традиции 44:14); исключением была суббота.
+
-
 
+
-
В целом, женская еврейская одежда следовала принятой моде, но избегала ее крайностей. Еврейские женщины в конце 18 в. и в 19 в. носили поверх платья своего рода корсаж (вестл или камизол) — обычно из парчи с черной отделкой бисером или галуном; позднее эту отделку вышивали на ткани самой одежды или на платках, называвшихся бруст-тух, бристихл или бристех.
+
-
 
+
-
Первоначально бруст-тух представлял собой широкую парчовую ленту, украшенную серебряной стежкой, а иногда — также полудрагоценными камнями.
+
-
 
+
-
Позднее прямоугольная лента почти полностью покрывалась вышивкой серебряной нитью. В 20 в. бруст-тух делался из бархата и украшался всевозможными видами отделки.
+
-
 
+
-
Особо набожные женщины всегда носили передник (фартех или фартух), обычно отделанный кружевом или тесьмой, вышивкой и лентами.
+
-
 
+
-
Вплоть до 17 в. не существовало характерных еврейских женских головных уборов. В Западной Польше в 18 в. по субботам еврейки обычно надевали парчовый капор, украшенный кружевами и серебряной стежкой; в Литве и России первоначально носили кружевную накидку, украшенную цветными лентами, бисером или стеклянной бижутерией.
+
-
 
+
-
Постепенно вошли в употребление жемчуг и бриллианты, причем не только среди богатых женщин.
+
-
 
+
-
В Центральной Польше, Галиции и Венгрии женский головной убор состоял из трех частей: харбанд, покрывающий волосы надо лбом, гринт, служащий фоном, и купке, обычно парчовый; сверху убор украшали искусственные цветы или ленты.
+
-
 
+
-
Особо набожные женщины носили головной убор из семи частей, уложенных в особом, строго соблюдавшемся порядке (символизируя «семь видов растений, которыми славится Эрец-Исраэль»).
+
-
 
+
-
Над изысканной отделкой женских головных уборов работали особые мастера. По субботам женщины носили своего рода тиару (бинде), состоявшую из двух полос бархата (символизировавших две [[Скрижали Завета|скрижали завета]]), украшенных жемчугом и бриллиантами (одна такая тиара конца 18 в. – начала 19 в. послужила моделью польскому художнику Я. Матейко при изображении головного убора польских принцесс).
+
-
 
+
-
В начале 19 в. бинде постепенно выходит из употребления; ее заменяют штернтихл, штернбинд или бинделе, которые надевали поверх купке. Штернтихл изготовлялся из жемчуга и бриллиантов, укрепленных железной проволокой на матерчатой подкладке, а позднее — без нее. Укрепление драгоценностей на штернтихл было делом искусных специалистов-ремесленников (отсюда фамилии Перлхефтер и Перлштикер).
+
-
 
+
-
На штернтихл (как и на других ювелирных украшениях) оставляли незаполненное место, что символизировало невозможность полной радости, пока Иерусалимский храм лежит в руинах. С начала 20 в. штернтихл выходит из употребления.
+
-
 
+
-
В Литве, где штернтихл никогда не носили, женский головной убор состоял из белой бинде, обматывавшейся вокруг головы наподобие тюрбана, называвшегося фачейле; обычно он украшался декоративной шишечкой — кноп.
+
-
 
+
-
На протяжении 19 в. и в начале 20 в. в Польше существовали разнообразные формы купке и харбанд, в большинстве — имитирующие женскую прическу (для чего обычно использовался коричневый сатин).
+
-
 
+
-
Позже купке приняла форму шляпы (хитл), украшенной сверху цветами, листьями, лентами, павлиньими перьями и цитернодл (`колышащаяся булавка`).
+
-
 
+
-
Иногда к купке прикреплялись две пары подвесок: одна на уровне висков, другая на линии мочек ушей.
+
-
== Регламентация еврейской одежды в Восточной Европе и России ==
+
-
 
+
-
Первые попытки регламентации еврейской одежды в Восточной Европе относятся к 13 в. Церковный собор в Бреслау (1266) обязал евреев носить особую шапку, а Церковный собор в Офене (1279) ввел обязательное ношение еврейского отличительного знака. Однако помимо этих особенностей еврейская одежда в этот период мало чем отличалась от нееврейской; при Владиславе I Локетке (1331) евреи одевались, как шляхта, носили сабли и шейные золотые цепочки. Тем не менее, постановления католического духовенства в Бреслау и Офене имели силу также и в Польше; при короле Владиславе II Ягелло в законодательстве о евреях упоминается отличительная еврейская одежда и отличительный еврейский знак — кружок из красного сукна. Казимир IV Ягеллончик под давлением папского легата Бернардино Капистрано подтвердил в 1454 г. постановления об отличительной одежде. Однако эти постановления вряд ли строго соблюдались, так как при Сигизмунде Августе (примерно в 1569 г.) евреи носили оружие, золотые цепочки, кольца и т. п. Тогда же литовская шляхта в Литовском статуте от 1566 г. запретила евреям ношение дорогого платья, золотых цепочек и украшенных серебром сабель; еврейским женщинам запрещалось «ходить в золоте и серебре»; вместе с тем Литовский статут требовал, чтобы «одежда их была заметна для всякого»: для мужчин обязательно ношение желтых шляп или шапок, а для женщин — желтых повязок на голове. Запреты на ношение евреями дорогой одежды и драгоценностей содержатся также в южно-польских статутах 1595 г. Власти еврейских общин, со своей стороны, также пытались ограничить роскошь еврейской одежды. Так, [[Литовский Ваад|Литовский ваад]] принял в 1628 г. постановление, воспрещающее носить бархатную и атласную одежду, украшать одежду жемчугом и т. п.
+
-
 
+
-
В 18 в. появляются либеральные проекты реформ еврейского быта; их авторы (как евреи, так и неевреи) среди прочего предлагают упразднить еврейскую одежду. Это вызвало возражения ортодоксов, опасавшихся всяких проявлений [[Эмансипация Евреев — Уравнение Их В Правах С Остальным Населением|эмансипации]], которая могла повлечь за собой [[Отступничество|отступничество]]. Когда во время Польского восстания 1831 г. евреи пожелали присоединиться к повстанцам, их приняли лишь в городскую гвардию и то с условием, что они сбреют бороды и откажутся от еврейского костюма. Сотни евреев приняли это условие, а те, кто отказался, образовали особые еврейские подразделения со своей форменной одеждой.
+
-
 
+
-
В России право ношения традиционной еврейской одежды было законодательно ограничено в 1804 г.; учеников гимназий обязали для «единообразия и благопристойности» носить немецкое или польское платье, учеников Академии художеств — немецкое. Лишь учившимся в приходских и уездных училищах разрешалось носить традиционную еврейскую одежду. Евреи, члены магистратов в губерниях, отторгнутых от Польши, были обязаны носить польскую или русскую одежду, а в остальных губерниях — немецкую. Немецкое платье должны были носить евреи (обоего пола) во время пребывания во внутренних губерниях империи и в столицах; нарушителей немедленно выдворяла полиция. В так называемый Еврейский комитет (1809–12) было внесено ходатайство евреев-депутатов о разрешении членам магистратов и евреям вне [[Черта Оседлости|черты оседлости]] ходить в русском платье (наподобие русских купцов), так как «в немецком платье с небритыми бородами» они могут быть объектом насмешек и поругания; ходатайство было удовлетворено. В 1818 г. был отменен запрет на ношение еврейской одежды выезжающими за пределы черты оседлости, но возобновлен в 1835 г. Положение от 1839 г. о [[Коробочный Сбор|коробочном сборе]] установило налог на «шитье еврейской одежды» (имелось в виду мужское и женское верхнее платье) стоимостью более 10 рублей.
+
-
 
+
-
Образованный в 1840 г. Комитет для определения мер коренного преобразования евреев (действовал до 1863 г.) постановил в 1841 г. запретить ношение еврейской одежды. Это постановление основывалось на представленной в Комитет докладной записке, в которой среди прочего указывалось, что, «не имея ничего общего с их [евреев] религиозными учреждениями, одежда сия есть древняя польская, которую поляки, изменив... сохранили евреям для отличия их от господствовавшего народа. Сие вредное отличие в одежде полагает резкую черту между коренными жителями и евреями и, так сказать, отталкивает их, как народ презренный, от всякого сообщения с христианами». Приведение решения в действие было, однако, отложено до тех пор, когда будут проведены остальные меры по реформе быта евреев. Вместе с тем, ввиду трудностей сбора налога на шитье еврейского платья, Комитет постановил взимать с каждого еврея в отдельности налог на ношение (а не на шитье) еврейской одежды (утверждено императором в 1843 г.); от уплаты были освобождены лица старше 60 лет.
+
-
 
+
-
Новое Положение о коробочном сборе от 1844 г. не оставляло сомнений в целях властей — заставить евреев отказаться от традиционной одежды. Налог на ношение еврейской одежды был увеличен и поставлен в зависимость от общественного положения облагаемого. В Одессе в 1845 г. купцы первой гильдии платили 40 рублей в год, второй гильдии — 20 рублей, а третьей — четыре рубля, мещане и цеховые — 75 копеек; в Подольской губернии в 1846 г. соответственно: 250 рублей, 150 рублей, 100 рублей и от 50 до 15 рублей. Правительство дало евреям понять, что через пять лет (то есть в 1850 г.) «будет решительно запрещено употребление нынешней еврейской одежды». За ношение ермолки взимался особый сбор в размере от трех до пяти рублей (а иногда и более). На ходатайства об отмене этого сбора Николай I ответил решительным отказом, и с 1848 г. налог на ермолки был подтвержден особым законом.
+
-
 
+
-
В 1845 г. налог на еврейскую одежду был распространен на Царство Польское (в зависимости от звания и ремесла — от трех до пятидесяти рублей). Одновременно объявлялось, что евреи вправе носить одежду, принятую среди местного населения; если же они желают носить русское платье, то могут сохранить бороды, но не пейсы (см. [[Пеот]]).
+
-
 
+
-
1 мая 1850 г. последовал запрет на ношение еврейской одежды с 1 января 1851 г. Престарелым евреям было разрешено донашивать старое платье при условии уплаты соответствующего налога. В апреле 1851 г. еврейкам было запрещено брить голову.
+
-
 
+
-
В 1852 г. появилось разъяснение: «1) всякое различие в еврейской одежде с коренным населением должно быть уничтожено; 2) ношение пейсиков строго воспрещается; 3) употребление талесов, твалимов [тфиллин] и ермолок дозволить только при богомолении в синагогах и молитвенных домах... 4)...предписать, чтобы раввины носили одинаковое [платье] с коренными жителями... 6)...обязать их [раввинов] подписками, чтобы они отнюдь не допускали бритья головы еврейками, а с евреек, нарушивших это запрещение, взыскивать штраф по 5 рублей серебром».
+
-
 
+
-
Раввинам за несоблюдение этих предписаний предусматривалось строгое наказание. Этим законодательством закончилась борьба против еврейской одежды в России. Некоторое время административно преследовалось ношение еврейской одежды, однако искоренить ее не удалось. Постановления с рядом изменений были распространены на Царство Польское, где борьба против еврейской одежды приняла особенно резкую форму, включавшую «личное принуждение».
+
-
 
+
-
В последовавшем разъяснении указывалось, что «воспрещенною для евреев одеждой признаются: шелковые, прюнелевые и тому подобные длинные капоты, пояса, шапки меховые или так называемые крымки, и другие без козырьков, исключительно еврейского покроя, ермолки, короткие панталоны и башмаки... воспрещается евреям ходить с пейсами, а также оставлять на висках вместо пейсов волосы подлиннее и подвивать их... Безусловно воспрещается носить еврейкам на голове обыкновенно употребляемые ими накладки под цвет волос, из лент, атласа, гаруса и т. п... Осмотры евреек для удостоверения, не бреют ли они голов, могут производиться в местном управлении, при муже или ближайшем родственнике-мужчине».
+
-
 
+
-
Местная администрация столь рьяно принялась преследовать евреев за ношение традиционной одежды, что власти были вынуждены вмешаться: в 1865 г. последовало разъяснение, что правила о еврейской одежде имели целью устранить неприличия в одежде на улице и в общественных местах «со стороны как евреев, так и вообще всех прочих жителей», и в дальнейшем нет необходимости «в принятии каких-либо мер, исключительно относящихся до еврейского населения».
+
-
 
+
-
Вопрос о еврейской одежде вновь был поднят Александром II, который лично поручил наместнику Царства Польского графу Ф. Бергу привести в исполнение указ о еврейской одежде. Однако Берг медлил, понимая, что исполнение указа потребует применения насильственных мер. В декабре 1870 г. дело было передано на рассмотрение Государственного совета, который согласился с мнением министра народного просвещения графа Д. Толстого о том, что ношение традиционного платья и бритье головы перед замужеством исчезнут сами собой с распространением просвещения среди евреев Царства Польского. Государственный совет поручил соответствующим учреждениям обсудить вопрос о необходимости привлечения евреев Царства Польского в общие учебные заведения. Вместе с тем Государственный совет был вынужден издать постановление об осуществлении в Царстве Польском тех же мер против еврейской одежды, которые были приняты в других частях Российской империи. Однако чтобы ослабить неблагоприятную реакцию, наместнику было предоставлено право (подтвержденное императором) самому назначить срок реформы. Берг, не сочувствовавший подобным мерам, воспользовался предоставленным ему правом и отложил введение указа в действие на неопределенный срок, фактически — навсегда.
+
-
 
+
-
В настоящее время особая еврейская одежда восточноевропейского типа сохранилась лишь среди сравнительно немногочисленных ультраортодоксальных ашкеназских евреев Иерусалима и [[Бней-Брак|Бней-Брака]] (Израиль), Амстердама, Нью-Йорка и некоторых других городов. Отличительные традиционные черты встречаются в повседневной одежде евреев Востока. Ортодоксальные евреи носят таллит-катан (под верхней одеждой) и киппу (круглую шапочку) черного или другого цвета, иногда с вышивкой, а также вязаную, с орнаментом. Требование Талмуда, чтобы замужняя женщина покрывала голову, фактически соблюдается лишь в ортодоксальных кругах, в которых иногда сохраняется также и обычай ношения парика (шейтл).
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|13046|ОДЕЖДА}}
+
-
 
+
-
 
+
-
[[Категория:История еврейского народа]]
+

Текущая версия на 00:24, 31 мая 2013

  1. redirect ej:Одежда (в еврейской традиции)
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация