м |
|
(7 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Обрядовые предметы]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Файл: 13029_L.jpg|thumb|250px|left|[[Обрядовые Предметы]] Бархатный чехол для свитка Торы. 17 в. Джуиш энциклопедия (1901–1912).]]
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Обрядовые Предметы''' (ритуальная утварь, תַּשְׁמִישֵׁי קְדֻשָּׁה, ташмишей кдушша), принадлежности, используемые при отправлении культа и совершении ритуальных церемоний в [[Синагога|синагоге]] и в домашнем обиходе.
| + | |
- | == Талмуд ==
| + | |
- | | + | |
- | Законоучители [[Талмуд|Талмуда]], комментируя библейский стих «Он Бог мой, и прославлю Его» (Исх. 15:2), требуют, чтобы используемые при выполнении религиозных предписаний предметы были красивыми, например, «...красивая сукка, красивый [[Лулав|лулав]], красивый [[Шофар|шофар]], красивый [[Цицит|цицит]], красивый свиток [[Тора|Торы]]» (Шаб. 1336). Это требование — прямое продолжение древней традиции ритуального искусства, запечатленной в библейском описании работы [[Бецалель|Бецалеля]] и его мастеров по сооружению [[Скиния|скинии]], [[Ковчег Завета|Ковчега Завета]], священной утвари и священнических одежд (Исх. 31:1–11; 36, 39).
| + | |
- | == Обрядовые предметы ==
| + | |
- | | + | |
- | Обрядовые предметы обычно представляют собой произведения прикладного искусства — резьбы, чеканки, литья, вышивки и т. п. Форма обрядовых предметов определяется их назначением, а декоративная отделка связана с обрядовой символикой и отражает как художественную традицию, так и господствующий стиль эпохи.
| + | |
- | | + | |
- | Необходимые для отправления культа предметы — [[Тфиллин|тфиллин]] и [[Таллит|таллит]], которые хранятся в специальных мешочках, обычно украшенных шитьем. Обязательная принадлежность [[Одежда|одежды]] религиозного еврея — ермолка (киппа — черная, цветная, украшенная шитьем, вязаная и т. п.) и таллит-катан (`малый таллит`).
| + | |
- | === Cвиток Торы ===
| + | |
- |
| + | |
- | Центральное место в синагогальном культе занимает свиток Торы — [[Сефер-Тора]]. Поскольку прикосновение к свитку руками возбраняется (Шаб. 14а), он помещается в специальный футляр или чехол.
| + | |
- | | + | |
- | У [[Сефарды|сефардов]] и в общинах Востока такой футляр (тик) обычно представляет собой деревянную (с инкрустированными металлическими буквами), а иногда — серебряную и даже золотую шкатулку, украшенную чеканкой, рельефным орнаментом и т. п.
| + | |
- | | + | |
- | У [[Ашкеназы|ашкеназов]] той же цели служит так называемая мантия (мантл) — чехол из бархатной или шелковой ткани, богато декорированный шитьем.
| + | |
- | | + | |
- | Прежде, чем надеть чехол, свиток перевязывают матерчатой лентой (на идиш — биндер). В Германии такие ленты (называвшиеся вимпл) обычно изготовлялись матерями из ткани, в которую пеленали ребенка при обряде [[Обрезание|обрезания]]; на этих лентах вышивали узор и благословение, и мальчики дарили их синагоге в свое первое посещение ее.
| + | |
- | | + | |
- | Стержни свитка Торы венчают корона (кетер) или украшения, изначально в виде плодов граната (отсюда их название риммоним; в Иране и Ираке они назывались яблоками — таппухим), но уже с 16 в. их изготавливают самой различной формы. Кетер и риммоним, как правило, делают из металла (часто — из серебра); встречаются, однако, короны из картона, обтянутого бархатом.
| + | |
- | | + | |
- | Сохранились превосходные образцы этих украшений в стиле барокко и рококо. Риммоним и кетер, как правило, снабжены колокольчиками в память о тех, которые были на одеждах [[Первосвященник|первосвященника]].
| + | |
- | | + | |
- | На чехле обычно имеется щиток (тас), часто его украшают полудрагоценными камнями. Для свитка Мегиллат Эстер (см. [[Пурим]]; [[Эсфирь]]) делают особые цилиндрические футляры из серебра, дерева или слоновой кости, на них изображены сцены из этой книги.
| + | |
- | | + | |
- | Чтобы при чтении свитка Торы не касаться его рукой, используется специальная указка (в виде стержня, конуса или какой-либо декоративной фигуры), с наконечником в форме кисти руки с вытянутым указательным пальцем, отсюда и название — [[Яд|яд]] (буквально `рука`); обычно ее делают из кости, дерева или серебра.
| + | |
- | | + | |
- | ==== Хранение Свитка Торы ====
| + | |
- | Свиток Торы хранится в специальном богато декорированном шкафчике-ковчеге, стоящем у восточной стены синагоги.
| + | |
- | | + | |
- | У ашкеназов он называется арон hа-кодеш (`святой ковчег`; см. [[Ковчег Завета|Ковчег завета]]), а у сефардов — хехал (`чертог`). Он закрывается специальной занавесью — парохет; во многих сефардских общинах парохет вешается внутри ковчега.
| + | |
- | | + | |
- | Занавесь обычно богато расшита (часто в декоре используется изображение львов или оленей, поддерживающих корону); в дни постов вешается простая белая материя.
| + | |
- | | + | |
- | В верхней части занавесь прикрыта фестончатым ламбрекеном (каппорет), на нем часто вышиты торжественные надписи на иврите.
| + | |
- | | + | |
- | Возле ковчега помещается предназначенный для [[Хаззан|хаззана]] пюпитр (аммуд) с прикрепленной к нему табличкой (шиввити, обычно из серебра или посеребренной латуни) с надписью «Представляю Господа перед собой всегда» (Пс. 16:8). [[Бима]] окружена узорными (резными или коваными) парапетами. Стол или пюпитр для чтения Торы покрывается расшитой скатертью.
| + | |
- | | + | |
- | Перед ковчегом висит на цепях постоянно горящий светильник — [[Нер Тамид|нер-тамид]] — из серебра, бронзы или меди.
| + | |
- | | + | |
- | === Ритуальные светильники === Ритуальные светильники могут быть в форме лампады, люстры, канделябра, подсвечника, бра и т. п. Субботний светильник обычно представляет собой люстру из бронзы, меди или олова, иногда многоярусную, или трехствольный канделябр.
| + | |
- | | + | |
- | Другие виды ритуальных светильников — подставки для поминальных свечей, а также употребляемые как в синагоге, так и в домашнем обиходе семиствольные (см. [[Менора]]) и девятиствольные светильники (хануккийот, см. [[Хануккия]]).
| + | |
- | | + | |
- | Старинные семиствольные светильники, обычно из меди, изготовлялись в основном по образцу храмовой меноры, какой она изображена на триумфальной арке [[Тит, Флавий Веспасиан|Тита]] в Риме. Стволы таких светильников изогнутые или прямоугольные; иногда они переплетаются, создавая геометрический орнамент. Львы, олени, петухи и другие птицы — обычные мотивы декора таких светильников. Хануккийот изготовляются из различных материалов — керамики, камня, меди, латуни, олова, серебра, фарфора, стекла — и бывают двух основных видов: как менора, но с девятью стволами (из них один предназначен для «служебной» свечи — шаммаш), или в виде основания, на котором помещаются горелки или свечи, с вертикальной стенкой сзади. Стенка обычно богато декорирована; наиболее распространенные формы: арка на двух колонках, рельеф с изображением львов, мифологических животных, растительным орнаментом или фронтоны и картуш барочного стиля. В Польше и России особой популярностью пользовались хануккийот с ажурной стенкой, увенчанной орлом, и хануккийот филигранной работы. С 18 в. в Германии и России были в моде серебряные хануккийот с масляными светильниками в виде восьми львов или колонок, соединенных цепочками.
| + | |
- | | + | |
- | В разряд обрядовых предметов входит и ритуальная посуда. Кубок для вина играет значительную роль в обрядовой жизни еврея. Существуют специальные бокалы для [[Киддуш|киддуша]], для обряда [[Хавдала|хавдалы]], для праздника [[Песах]] (см. также [[Илия]]), для свадебного обряда. Бокалы и кубки для вина бывают различной формы — стаканы, бокалы на ножке, граненые, круглые и другие. Они, как правило, изготовляются из серебра и декорированы гравированным или рельефным орнаментом, видами городов, фигурами животных и т. п. Местные погребальные общества (см. [[Хевра Каддиша|Хевра каддиша]]) соблюдают пост в традиционный день смерти [[Моисей|Моисея]] (7 адара), а на исходе этого дня пьют из особых стеклянных или серебряных именных бокалов, на которых часто изображены сцены деятельности общества.
| + | |
- | | + | |
- | Специальные блюда с орнаментом предназначены для гостинцев (мишлоах манот) в Пурим. Особые блюда с обозначением мест для символических кушаний, часто украшенные изображением сцен из [[Хаггада Пасхальная|Хаггады пасхальной]], используются во время [[Седер|седера]].
| + | |
- | | + | |
- | Обрядовые предметы для [[Обрезание|обрезания]] — это, в первую очередь, нож, декорированный орнаментом, библейскими сценами (обычно — из жизни [[Авраам|Авраама]], например, жертвоприношение [[Исаак|Исаака]], — см. [[Акеда]] и т. п.) или просто мотивами, связанными с обрядом обрезания. При церемонии используется особый резной стул — «кресло Илии» (см. [[Илия]]) и чаша, обычно с соответствующими надписями и молитвенными текстами.
| + | |
- | | + | |
- | Основной обрядовый предмет при ритуале бракосочетания (см. [[Брак]]) — это хуппа (богато декорированный балдахин на четырех шестах) и кольцо, которое жених надевает на палец невесты; иногда на кольце выгравированы слова маззал тов (`на счастье`, `поздравляю`) и изображение дома, символизирующего одновременно Храм и будущий семейный очаг. Лицо невесты закрывается фатой, в некоторых общинах принято украшать голову короной, диадемой или венком из живых цветов.
| + | |
- | | + | |
- | Шкатулка для благовоний (хадас, буквально — `мирт`), употребляемая при церемонии хавдалы на исходе субботы, имеет самые различные формы — плодов, цветов, рыб, готических башен, ветряных мельниц и т. п. Иногда такие шкатулки одновременно служат и подсвечником, также необходимым для церемонии.
| + | |
- | | + | |
- | К предметам синагогальной утвари относятся также кружка (куппа) для благотворительных сборов, кресло раввина, таблички с [[Десять Заповедей|Десятью заповедями]], ритуальные чаши и рукомойники у входа, декорированные надписями, а иногда и орнаментом, шофар, сандалия для халицы (см. [[Левиратный Брак И Халица|Левиратный брак и халица]]). Таблички мизрах, в общинах Запада указывающие восточную стену помещения, то есть направление, куда следует обращаться лицом во время молитвы, используются как в синагоге, так и дома. Эти таблички часто декорируются библейскими и праздничными сценами и библейским стихом «От восхода солнца до запада да будет прославлено имя Господне» (Пс. 113:3). На дверных косяках укрепляется [[Мезуза|мезуза]]; ее футляр изготовляется из различных материалов — металла, дерева, керамики — и обычно украшен декоративной надписью или орнаментом.
| + | |
- | | + | |
- | К обрядовым предметам относятся также пасхальные и субботние скатерти и салфетки (обычно вышитые), футляр для [[Этрог|этрога]], обычно серебряный, имеющий форму этого плода, специальные ножи для изготовления [[Мацца|маццы]], формы для печения к Пуриму, трещотки из дерева (редко — из серебра; иногда на них есть изображение Амана на виселице), такими трещотками дети трещат при чтении Мегиллат Эстер в Пурим, и многое другое.
| + | |
- | | + | |
- | Первым известным коллекционером еврейского ритуального искусства был немецкий еврей Александр Давид (родился в 1681 г. или 1687 г. – умер в 1765 г.; см. [[Музеи]]), коллекция которого хранилась в синагоге в городе Брауншвейг (Германия). Ныне коллекции лучших образцов обрядовых предметов представлены во многих музеях Европы и Америки; наиболее богатое собрание в Израиле — в [[Израильский Музей|Израильском музее]].
| + | |
- | | + | |
- | См. также [[Искусства Пластическиесодержание|Искусства пластические]]; о более древних временах см. [[Скиния|Скиния]], [[Храм]] и статьи об отдельных [[Праздники|праздниках]] и ритуальных церемониях.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|13029|ОБРЯДОВЫЕ ПРЕДМЕТЫ}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Еврейские законы и обычаи]]
| + | |